Русские традиции

Альманах русской традиционной культуры

 Главная страница arrow Ансамбли arrow Ансамбль Дмитрия Покровского
Главное меню
Главная страница
Новости
Культура
Казачество
События
Полемика
Этнология
Этномузыкология
Песни (тексты)
Частушки
Ансамбли
Фестивали
Организации
Именослов
Книги (тексты)
Рассказы
Народные пьесы
Сказки
Поэзия
Памфлеты
Персоналии
Целительство
Фотогалерея
Фото ансамблей
---===---
Прислать новость
Архив новостей
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Самообразование
Гостевая книга
Авторизация




Ансамбль Дмитрия Покровского

Отправить на e-mail

Фольклорный ансамбль Дмитрия ПокровскогоАнсамбль Дмитрия Покровского – легенда и реальность российской музыкальной культуры – уникальный певческий коллектив, созданный в 1973 г. в Москве при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР как экспериментальный ансамбль-лаборатория.
В начале 70-х он, буквально, ворвался в культурную жизнь – сначала Москвы, а затем и всей страны – и перевернул все до того существующие стереотипы в отношении не только фольклорного пения, но и народной культуры в целом. Его основатель – музыкант, артист и исследователь Дмитрий Викторович Покровский (1944-1996), лауреат Государственной премии СССР, председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО – человек, масштаб личности которого только сейчас начинает осознаваться современниками. Первый, и пока единственный в России, он сумел по-настоящему объединить в своём Ансамбле подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, традиции народной музыки – с современной музыкальной культурой.

Благодаря удивительно мощной харизме своего создателя и энтузиазму артистов, своим появлением и деятельностью Ансамбль Покровского вызвал к жизни бурный интерес к национальному фольклору и традиционной культуре по всей стране. Фольклорные экспедиции, общение с народными исполнителями и учёба у них стали неотъемлемой частью музыкальной и общественной жизни самых разных слоёв населения. Россию просто захлестнула волна молодёжного фольклорного движения. Дмитрий Покровский вдохновил многих молодых талантливых музыкантов на создание собственных коллективов, как профессиональных, так и любительских. Среди них ансамбли «Сирин», «Таусень», «Народная опера», «Берегиня», «Казачий круг», «КрАсота», «Народный праздник» и др., большое количество фольклорных студий – при фабрике «Дукат», при МГУ, университетах в Миддлбери и Норвиче (США), в разных городах России и бывшего Советского Союза. Сейчас по модели Ансамбля Покровского создано и существует несколько сотен коллективов в России и за рубежом, в том числе в Японии, Швеции, Болгарии, США. В поисках путей освоения непривычных аутентичных вокальных технологий определённой точкой отсчёта, опять-таки, стал Ансамбль Покровского и его репетиционная и сценическая практика.

Ансамбль народной музыки п-у Д.Покровского

Ансамбль народной музыки п\у Д. Покровского. 1988 год

Сложившаяся в Ансамбле Дмитрия Покровского певческая школа, основанная на изучении и применении на практике принципов и законов традиционного звукоизвлечения, до сих пор остаётся единственной в своём роде и за многие годы убедительно доказала свою творческую и методологическую состоятельность. Вообще, слово «первый» как нельзя лучше подходит для определения Ансамбля Покровского: используя принципы и технологию народного пения в современной музыке, впервые объединил фольклор с джазом, роком и классикой в совместных импровизациях с А. Козловым, В. Ганелиным, В. Резицким, В. Пономарёвой и др.; впервые осуществил органичный синтез традиционной и авторской музыки, экспериментируя с Полом Уинтером и его ансамблем Paul Winter Consort (записанная в 1987г двумя коллективами первая в истории советско-американская пластинка «Пульс Земли\Earthbeat» была номинирована на Грэмми и на многие годы стала определяющим примером естественного слияния стилей и образцом для подражания в направлении World music); стал первым российским коллективом, приглашённым для записи музыки Питером Гэбриелом (диск «Wild field»,1990); наконец, первым блестяще применил традиционные технологии исполнительства в классической музыке – интерпретация «Свадебки» И. Стравинского сразу же была признана всем мировым музыкальным академическим сообществом одной из лучших и убедительных. Идеи Дмитрия Покровского, воплощённые им в Ансамбле, в разных интерпретациях продолжают быть основой деятельности подавляющего большинства музыкальных исполнителей и коллективов, работающих в этом жанре.

В 1996 году Дмитрия Покровского не стало. Первая мысль осиротевшего Ансамбля – всё закончено, Ансамбль – уже история. Без Покровского Ансамбля Покровского – нет. Но на помощь пришли друзья и поклонники коллектива, убедив оставшихся артистов в том, что самая лучшая память о Дмитрии Викторовиче – это его Ансамбль, и надо, не смотря ни на что, продолжать работать, ведь, утратив своего учителя, они не потеряли то, чему он их научил. И тогда артисты Ансамбля приняли непростое для себя решение – не дать исчезнуть главному делу всей жизни Д.В. Покровского, созданной им уникальной школе, и сохранить его Ансамбль, Ансамбль Дмитрия Покровского.

Коллектив пережил очень трудное время, которое совпало с кардинальными переменами в государстве и культурной политике. Некоторые артисты, не выдержав неопределённости положения Ансамбля, тогда его покинули. В 1997г. из Ансамбля ушла его бессменная солистка Тамара Смыслова. Сейчас она руководит Театром народной музыки в МГМТФ «Русская песня» Надежды Бабкиной. Там же работают ещё несколько артистов Ансамбля прежних лет. А Ансамбль Покровского по предложению Ю.П. Любимова в 1998 году стал Творческой мастерской Театра на Таганке.

Ансамбль Дмитрия Покровского - легенда и реальность российской музыкальной культуры

Ансамбль Дмитрия Покровского продолжает активно работать, развивая и воплощая в жизнь идеи и принципы своего учителя, и спустя годы после смерти своего создателя сумел сохранить не только своё название, но и те принципы, дух и знания, которые всегда отличали его от других ансамблей. Уникальность Ансамбля не только в виртуозном владении разными народными певческими стилями, но и в органичном синтезе их с современной музыкальной культурой; в умении не приспосабливать народную музыку под современный лад и ритм жизни, а выявить естественную преемственность и взаимосвязь русской музыки в целом; в способности создать из традиционной музыки – новую, превратить её в явление мировой культуры, лишённое территориальных границ.

Тот факт, что Ансамбль Покровского сейчас показывает свои многочисленные программы традиционной и авторской музыки в лучших концертных залах мира, постоянно и плодотворно сотрудничает с выдающимися исполнителями, дирижёрами, музыкальными коллективами, театральными и кинорежиссёрами, говорит сам за себя. Не прекращается и регулярная экспедиционная работа, одна из основных составляющих деятельности Ансамбля. Сейчас в коллективе можно увидеть артистов, многие годы проработавших с Дмитрием Покровским – М. Нефёдову, О. Юкечеву, И. Шишкину, М. Черкашину, С. Дорохову, О. Добрынина,– и артистов, пришедших в Ансамбль Покровского уже после 1996г – А. Самсонова, А. Табатчикова, В. Королёва, А. Шлевиса, М. Степанича и др.
В 2013 году Ансамблю Дмитрия Покровского исполняется 40 лет.

Электронная почта: ensemble30@mail.ru

 
След. >

---===---




Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры 2002 - 2012
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования