Русские традиции

Альманах русской традиционной культуры

 Главная страница arrow Ансамбли arrow Белый волк. - Тверской областной историко-этнографический клуб
Главное меню
Главная страница
Новости
Культура
Казачество
События
Полемика
Этнология
Этномузыкология
Песни (тексты)
Частушки
Ансамбли
Фестивали
Организации
Именослов
Книги (тексты)
Рассказы
Народные пьесы
Сказки
Поэзия
Памфлеты
Персоналии
Целительство
Фотогалерея
Фото ансамблей
---===---
Прислать новость
Архив новостей
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Самообразование
Гостевая книга
Авторизация




Белый волк.– Тверской областной историко-этнографический клуб

Отправить на e-mail

Историко-этнографический клуб «Белый волк» известен специалистам и любителям русского фольклора как одно из первых неформальных объединений, участники которого изучают и восстанавливают традиции воинского искусства, сохранившиеся в памяти деревенских бойцов-кулачников. Кулачные бои издавна были частью народной обрядовой культуры. Без них не обходился ни один большой праздник. «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища… Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный – единоличный, как например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в до-петровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России, – в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище»,– писал исследователь русской старины и внимательный наблюдатель кулачных боев А.А. Лебедев.

Как и все явления народной культуры, боевая традиция кулачников имеет локальную специфику в каждом регионе, хотя едина по духовным основам и общим стилистическим нормам. Поскольку историко-этнографический клуб «Белый волк» находится в Твери, внимание его участников сосредоточено на особенностях боевого искусства русского северо-запада.

Руководителем клуба «Белый волк» является Григорий Базлов – кандидат исторических наук (защитил диссертацию на кафедре этнологии исторического факультета МГУ), основатель движения «Буза», консолидирующего исследователей и практиков русского рукопашного боя по всей России.

Буза – русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских словен и кривичей. До второй половины ХХ века она бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Буза включает в себя боевой пляс, способы боя оружием и голыми руками. Само слово «буза» имеет несколько значений: соль домашней выварки, особый хмельной напиток из четырех видов круп, наигрыш под драку, традиционная манера ведения боя тверскими воинами. Есть и старинная припевка:

Молодая кровь играет -
Побузиться хочется.
Молодая кровь горячая
На волю просится!

Материалы по боевой технике участники клуба «Белый волк» собирают в большой степени во время этнографических экспедиций по деревням и селам северо-западного района (Тверская, Новгородская, Вологодская, Псковская области). С каждым годом носителей традиционной боевой культуры становится меньше. В целом виде боевую традицию (техника, воинская этика, обрядность) записать у одного человека практически невозможно, поэтому приходится ее собирать, восстанавливать по частям.

Объективной причиной сложившейся ситуации является не только преклонный возраст носителей традиции. Важно и то, что за долгие годы советской власти коммунистическое руководство предпринимало немало усилий к подавлению любых проявлений народной культуры (тем более к такой креактивной, взрывной ее части, как культура бойцов) и насаждению «интернациональной культуры», а в действительности – национально-обезличенной.

Традиции бузы интересны своей непосредственной связью с фольклором, как с особой художественно-философской областью народной культуры. Кстати, мы сейчас совершенно не представляем роль песни и пляски в подготовке к поединку. Пение – особенно хоровое – наполняло людей духовной и, как следствие, физической (телесной) силой. Во время пения устанавливается дыхание. При совместном пении необходимо осуществлять сложную слуховую координацию, создавать гармонично звучащий ансамбль, чистый унисон – то есть отрабатывать слаженность действий, особое вне тактильное чувство друг друга, чувство «локтя» и единство артели. Во время пляса в паре отрабатываются сложнокоординационные движения, для которых необходимы выносливость, ловкость чувство единой ритмической пульсации и ее вариационное наполнение. Все это, как и многое другое, очень необходимо в бою.

Важную роль в подготовке бойца-рукопашника играют традиционные праздничные состязания, такие как борьба на снегу, охотницкий бой, ножовщина и стеношные бои.

Стандартных приемов у бузы практически нет: все определяет ситуация. Отсутствие четко очерченных приемов – одна из самых типичных особенностей, объединяющая восточнославянские стили. Во главу угла ставятся общие принципы – и психические, и физические. Буза предусматривает ведение поединка на всех уровнях: поединщики одинаково универсально противостоят и кулачным ударам, и борцовским приемам. При изучении оружия основное внимание уделяется владению палкой, ножом, камнем. Наиболее родственными бузе боевыми стилями являются казачий «Спас», родовая система князя Бориса Васильевича Голицына.

 
< Пред.   След. >

---===---




Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры 2002 - 2012
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования