Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи с описанием заметных событий

Бакшевская Масляница

вкл. . Опубликовано в События Просмотров: 6089

Бакшевская Масляница 2008

Об этом празднике многие слышали. На этот праздник не так просто попасть. Весной 2008 года этот праздник прошёл в подмосковном лесу уже в двадцать третий раз.

Почтовый ящик снова забит спамом: «Приглашаем отпраздновать с нами Широкую Масленицу! Всего 400 у.е.! С посещением ресторана русской кухни и киосков сувениров! Русские забавы: катание на тройках – 50 у.е., караокэ - за дополнительную плату!». Еще «мероприятие»: обещают приглашенных за крутые бабки расфуфыренных в хохлому артистов, традиционную русскую шаурму и кока-колу. Васильевский спуск, Коломенское, парки культуры – выбирай, не хочу!
Почему-то, тебе туда не хочется. А хочется тебе туда... не знаешь куда. Чтобы увидеть там то, не знаешь что. Хочется чуда. Сказки. Только где ее теперь найдешь? Что поделаешь: ты, дорогой, - москвич. А времена нынче в Москве коммерческие. Все дела делают. Не до чудес.
Только ты, похоже, знаешь что-то такое, чего не знают другие? Иначе зачем в Прощёное воскресенье ты встал в шесть утра? Разбудил жену и детей. Собрал рюкзак, наполнил термос. Жена зачем-то выгладила свой старый сарафан и достала с антресолей твою ушанку. Детям в рюкзаки напихали всяких сушек-баранок. И почему-то в выходной, в такую рань, отправились вы всем скопом на вокзал. Едва впихнулись в переполненную такими же веселыми чудаками электричку и вот, с песнями, с хохотом, с лыжами, балалайками, гармошками едете теперь в далекое Подмосковье к заветному, буквально вчера вечером узнанному месту.

На заснеженной платформе вываливается из вагонов шумная рюкзачная толпа и выстраивается, мало-помалу, в длинную вереницу. Все гуськом шагают по тропинке. Тропинка петляет между белыми, такими непривычными замороченному городскому глазу, елками. Странной выглядит со стороны эта вереница. Мамы и папы везут в саночках и тащат на руках малышей. С радостным визгом носятся вдоль тропинки взад-вперед истосковавшиеся по воле собаки. К рюкзакам идущих привязаны, почему-то, хоккейные и мотоциклетные каски, лопаты, у кого-то торчат из карманов или повязаны на руках красные в белый горошек шарфики и косынки, кто-то уже изукрасил себе щеки солнышками и веснушками...
Час ходьбы. Час на то, чтобы поздороваться с лесом. Уютно, не холодно. Пересекаете деревянный мосток, тропинка виляет и вдруг выводит вас к снежным воротам.
Фигушки пройдешь ты через эти ворота! Поднимись сначала на холмик, зайди в снежный «захаб». А там сидят-поджидают тебя «мальчиши-плохиши». Под гиканье и улюлюканье со всех сторон на тебя летит снег и снежки. Кубарем скатываешься вниз. Но не думай, что препятствия позади! Впереди - еще одни ворота. Возле них стеной встали ряженые. С погремушками, с гармошкой: «Эй! А, ну, стойте! Без частушки, без песенки не пропустим!» Судорожно начинаешь вспоминать какую-нибудь песню. Как назло, всё из головы вылетело. Вот! Ну, как же: «Ой, мороз, мороз, не морозь меня-а-а!..» Тебя прерывают на полуслове: «Уважаемый! Какой мороз? Весну встречаем! Давай что-нибудь солнечное, радостное, веселое!» Да что ж веселое-то? Ага! «Ничего на свете лучше не-ету, чем бродить друзьям по белу све-ету!..» Ряженые со вздохом, в сто пятьдесят шестой раз, подхватывают вместе с тобой: «...наша крыша – небо голубое, наше счастье – жить такой судьбо-ою!..», - между собой, однако, замечая, что в этом году настоящих масляничных песен, весенних закличек и частушек гости вспоминают гораздо больше, чем в прошлом.
Ворота позади. Ура! Вот она - сказка!

Бакшевская Масляница 2008

Огромная поляна, окруженная высокими елями, уже запружена народом. В центре высится немыслимой высоты снежная крепость. В два, нет, в три, а то и в четыре человеческих роста! С башнями, с отрицательным наклоном. «Господи, да как же они такую дудолину соорудили-то? Бульдозером, наверное», - думаешь ты вслух. «Нет, не бульдозером. Вручную», - объясняет какой-то корифей, который, оказывается, приезжает сюда уже пятый год и даже однажды был на строительстве. Ничего себе! Выходит, они уже пять лет такую крепость делают? «Нет, не пять», - уточняет корифей. А уже ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ ГОД! Ты понимаешь, что настоящая жизнь проходит мимо.
Выясняется, что так же, вручную, выстроено здесь всё. Вот, например, эта снежная красавица-печка. Разрисованная вся: пламя из нее пышет, блины стопкой лежат, баба в платочке – на одной стене, кот усатый – на другой, труба высокая, всё, как положено. Снежный корабль. На корабле – мачта, на мачте – парус со сказочной птицей. Ледяная башня с двумя окошками и с чудной крышей – тоже красной в белый горошек, увешанной еловыми лапами. Внутри башни висит на веревочке Лесной дух – соломенный человечек в шляпе, которому нужно принести символическую жертву и тогда твое желание сбудется. Детский снежный городок: карета, запряженная мышами, деревянная горка, с которой с визгом несутся взрослые румяные тетки на детских ледянках, разные снежные фигуры... На краю поляны - высоченный деревянный столб, наверху которого висят детские валенки. По столбу уже лезет какой-то полуголый мускулистый парень. Завис на середине столба. Снизу народ свистит, кричит, подбадривает, а парень только затравленно смотрит на толпу с высоты. Всё, съезжает вниз... Слабак! Тут же, на поляне - огромный снежный слон. Симпатичная лошадка. Голова Черномора. А это кто вдруг вынырнул прямо из-под ног? Ого! Оказывается, ты стоишь совсем рядом с низким снежным лабиринтом – запутанным и сложным. В лабиринт на четвереньках заползают хохочущие люди и пропадают там минут на пятнадцать. Потом, хлопая глазами, появляются совершенно в неожиданном месте, и снова ныряют в снежные коридоры.

А что творится у крепости! Хороводы крутятся, паровозик длинный раскачивается: «Я змея-змея-змея! Я ползу-ползу-ползу! Хочешь стать моим хвостом?» - и под ногами у всех, к общей радости, проползает новый «хвост». «Заинька серенький, заинька беленький! Некуда заиньке выскользнуть, некуда серому выпрыгнуть...», - взрослые здоровые мужики, выставили ладошки-«ушки» и прыгают внутри большого круга, пытаясь из него «выскользнуть». А девки – не! не пускают! Толпа окружила двух колоритных дядек в папахах. Они, вместе со своими ансамблями, красиво, многоголосно поют казачьи песни. Видно, что поют не на публику, а для себя, для своего удовольствия. Голосищи-то какие! Кто это? Тебе подсказывают: «Измайловская слобода» и «Белый камень». Песни тебе не знакомы, но ощущение, что ты их знаешь: слышал когда-то, давным-давно.
В одном углу поляны лупят друг друга мешками, в другом пытаются сбить друг друга с бревна, в третьем крепкие парни уже сцепились локтями, выстроились в две стенки, набычились, и вот-вот – «А-а-а!» - столкнутся в общей молодецкой сваре... Но чтоб без мордобоя! За всем следит специальный человек. Правила надо соблюдать.
...Однако, стоило бы перекусить с дороги. Дети ноют, требуют блинов. Ага, вот и блины! За длинным снежным прилавком бородатый человек в белом колпаке со страной надписью «Мангалчи» и несколько его помощниц с разгоряченными лицами, в том числе две симпатичные рыженькие девочки, сразу на десяти сковородах жарят блины. Кипят самовары. Ложками черпается начинка. Икра, сгущенка – тебе с чем? А вот, с рыбкой можно? Можно! Ух, вкуснота!
На поляне, меж тем, оживление. Народ разом повернулся и двинулся к дальнему углу белого лесного городка. Что там? О! Масляницу выносят! Защелкали сотни фотоаппаратов: огромную куклу в сарафане и платочке едва удерживает в руках еще один высокий бородатый молодой человек. Двое - ему в помощь. Вокруг куклы сразу закрутился хоровод: «Ой, блины мои, блины, вы блиночки мои! Напекла я блины на четыре сквороды!..» «У меня квашня по избе пошла, ну-да, ну-да, ну-да, ну-да, по избе пошла...» «А мы Масляницу дожидали, дожидали! Мы в окошечко поглядали, поглядали!..»
На крепости тоже что-то происходит. Минуя бдительный фейс-контроль, который осуществляет строгий паренек в очках и в каске, поднимаются по высоченной деревянной лестнице на вершину крепости люди. Они все тоже в касках. Многие – в защитных очках. И тоже с красными в белый горошек повязками. Человек 10-15 всего.

«Масляницу понесли!» Процессия с песнями, с гармошкой продирается сквозь толпу к крепости. Певческая группа остается под стенами, а куклу на тросе втаскивают на вершину крепости. Еще установить не успели, а в защитников, равномерно распределившихся вдоль стен, уже летят из толпы снежки. Все больше и больше, сильнее и сильнее.
Вот кукла установлена. Дают отмашку и на стены, сразу с трех сторон, с ревом двигаются суровые крепкие мужики. Первый ярус – согнулись, уперлись руками. На него взгромождается второй ярус. Отдельные, самые ловкие, залезают на пирамиды «третьим этажом», цепляются за скользкие снежные блоки, балансируют, пытаясь ухватиться за верхние зубцы и влезть наверх... Но защитники не дремлют! Осыпаемые градом снежков, они мужественно отцепляют штурмовиков и сбрасывают их вниз. Ух! Свалился! Толпа ахает, первая атака отбита, штурмовые бригады отступают, и снова готовятся в бой. Еще одна попытка, снова общий рев, облако пара над нападающими, сквозь которое с трудом можно разглядеть возню на верхних ярусах. Какой азарт! Какая борьба! Из толпы вырывается полуголый крепкий парень со здоровенным фиником под глазом. Довольный – страсть! От него тоже валит пар. Кто-то накидывает на его плечи рубашку. Все спрашивают: «Ну, как там?! Чего, а?!» Парень мотает головой, еще не способный сфокусировать внимание на вопросе, и лишь с придыханием восторженно твердит: «Жеесть... Жеесть... Жеесть!..»
Ты не выдерживаешь, срываешь с себя куртку, отдаешь жене шапку и протискиваешься к стене крепости... Но охрана не пускает - без каски нельзя! Эх, обидно. Ладно, хоть снежками штурмовиков поддержать. Все фотографируют, орут, поют что-то... Здорово-то как!
Какой-то парень неудачно приземлился. Что-то себе повредил, не дай Бог? К нему тут же пробираются медики, подхватывают, уносят... Вон, у них на краю поляны – свой медицинский пункт. Всё под контролем. Нет, вроде бы, ничего, сам поднялся, сам пошел.

Бакшевская Масляница 2008

Десять минут атакуют. Пятнадцать... Наконец, очередная атака, и самый отчаянный пацан лет девятнадцати, в малиновой футболке вскарабкивается-таки на крепость! Ура-а-а! Ревет толпа, парень вскидывает победно руки, но защитники, видимо, проигрыш не признают и просят парня посидеть пока тихо. Тот послушно затихает. Тебе подсказывают из толпы: «У них, вообще-то, штурм длится не меньше получаса. В этот раз что-то быстро взяли». Через минуту еще один нападающий добирается до верха. Потом – еще. Всё! Победа! Силы света одолели силы тьмы! Весна взяла верх над Зимой. А как иначе? Иначе и быть не может!
Куклу с крепости спускают, защитники все куда-то деваются, и появляются внезапно... прямо из стены крепости! Там, оказывается, был тайный ход, о котором до поры до времени никто не догадывался.
Масляницу с песнями выносят на середину поляны. Там уже стоят деревянные столбики – постамент. На них крепят куклу, круг гостей раздвигают шире. Мужик в вывернутом мехом наружу тулупе что-то колдует возле подола куклы, и вот чучело вспыхивает! «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Мас-ля-ни-ца, об-ман-щи-ца, обманула-провела, нагуляться не дала. Уходи, зима, ко сну! Призывай Весну!», - орут все. Симпатичная женщина в платке дирижирует общим хором. Ей помогает ее веселый взрослый сын – в папахе и с бубном. Снова начинает двигаться хоровод – в одну сторону, другой за ним – в другую, третий, четвертый, всё быстрее, быстрее... Вокруг полыхающего очищающего весеннего огня, кажется, кружится уже вся поляна, весь лес, вся земля! Хочется разом смеяться и, почему-то плакать.
Что это? Все на секунду замирают, запрокидывают головы вверх. Сквозь тучи выглянуло внезапно, сверкнуло лучем и осветило всю зимнюю лесную сказку солнце! «Это у них всегда так – как Масляницу сжигают, так солнце выглядывает», - шепотом делится с подругой пожилая женщина в цветастом венке и расшитом кафтане.
Сгорела Масляница. Но поляна продолжает жить. Кипеть жизнью.
«Как у дяди Трифона было семеро детей, было семеро детей, было семь сыновей...» «А кто в бояре играть будет?» «Кадриль! В кадриль становитесь!» Там – «ручеек», здесь – футбол, слева в «слона» рубятся, справа под гармошку вальс танцуют, сзади через канат прыгают, спереди девчонок на руках подбрасывают... Многие разошлись по лесу, по кострам. Отдыхают, готовят, едят. Ты теперь замечаешь, что по лесу за елками расставлены десятки палаток. Спрашиваешь у кого-то: «Они что, ночевали здесь, что ли?» - «Да. Здесь многие ночуют. Уже вторую ночь. А вчера вечером на поляне было освещение! Свечи горели. Так красиво!»
Погожий весенний день катится вместе с солнышком по небу, по лесу, к закату. Дети твои уже вдосталь наигрались, напрыгались, навалялись в снегу, жена напелась и наплясалась в хороводах, ты разок попробовал себя в «стенке» и погонял с мужиками в футбол. Эх, красота!
Однако, слишком много впечатлений. Нужно передохнуть. Вот там, возле информационного стенда, место подходящее. Над стендом – красный в белый горошек флаг. Ты уже понял, что этот белый на красном горох здесь не просто так. Какой-то символ. На стенде – большая схема поляны и окрестностей. Каждый желающий может отметить место, где расположился. Так легче найти. Здесь же человек в кресле на полозьях предлагает масляничные эмблемы и календарики. Ты покупаешь синюю эмблему. На ней написано: «23 Бакшевская Масленица». А на других эмблемах что, ошибка? Написано «МаслЯница». Нет, не ошибка. Это такое специальное название праздника – «Бакшевская МаслЯница». А почему Бакшевская? А на информационном щите всё написано.
Ты вчитываешься в распечатанные, упакованные в полиэтилен листочки.

«Что такое Бакшевская Масляница?
1. Бакшевская Масляница - это праздник.
2. Бакшевская Масляница - это праздник, организованный Рождественкой. Рождественка - неформальное объединение людей, которым дорога история России, ее традиции, ее природа. Людей, которые любят работать и умеют отдыхать.
3. Бакшевская Масляница - это праздник для тех, кто идет с нами. Таковыми мы считаем всех, кто принимает наши принципы и ценности: «Относись бережно и с любовью ко всему хорошему, доброму и красивому, что тебя окружает, - к памятникам, к природе, к людям, по возможности, сохраняя и преумножая добро и красоту на земле».
4. Бакшевская Масляница - это праздник традиционный. Мы следуем традициям наших предков и в подготовке праздника, и в его проведении. Любим фольклор, народные песни и игры. Скуки не любим.
5. Бакшевская Масляница - это праздник самодеятельный, не официальный и изначально некоммерческий. Того, что принято называть «мероприятием», здесь не ищите. Все делается добровольно. Строители и организаторы не получают за свою работу зарплат и гонораров, гости не платят «за вход», «за участие», «за места» и т.д.
6. Бакшевская Масляница - это праздник внутри каждого из нас. Здесь никто никого специально не развлекает. Сюда приезжают люди, которые сами умеют веселиться. Веселиться цивилизованно. А скучно, как известно, бывает только скучным людям.
7. Бакшевская Масляница - это праздник чистый. Лес - место священное. Мы придерживаемся правила «ПОСЛЕ ТЕБЯ ЧИЩЕ, ЧЕМ ДО ТЕБЯ», поэтому мусора за собой не оставляем, стоянки убираем, живые деревья не рубим.
8. Бакшевская Масляница - это праздник, созданный своими руками. Всё на поляне сделано вручную, «втопорную», максимум – «вбензопильную», без всяких дополнительных машин и механизмов. В свои выходные люди приезжают на строительство целыми семьями. Снежный городок строят и взрослые, и дети. Наступит весна, растает снег, а с ним - и все снежные творения. Но на празднике пусть созданное руками строителей радует глаз!
Обращаемся ко всем, кто разделяет наши принципы: помогайте устроителям провести праздничное действо весело и безопасно! Вовлекайте в праздник впервые приехавших, недопонимающих, скучающих, растерянных!».
Ты обращаешься к проходящему мимо человеку с красно-белой повязкой: «А что, это правда всё бесплатно делается?» - «Правда, - смеется проходящий. – Приезжайте на строительство! Это еще интереснее, чем сам праздник! Я тоже несколько лет на Масляницу как гость ездил, а потом стал строить, втянулся. Вот, жену здесь нашел...». Подхватывает на руки маленькую девочку в красном в горошек платочке, уходит.
Ты читаешь дальше.
«Краткая история Масленицы Добровольных помощников реставраторов, Бакшевской Масляницы
Движение добровольных помощников реставраторов зародилось на субботнике. Несколько энтузиастов под руководством П. Д. Барановского однажды пришли на Крутицкое подворье в Москве, чтобы расчистить территорию вокруг архитектурного памятника. Наибольшего размаха движение достигло в 1980-е годы. Координационным центром добровольных помощников реставраторов стала Шефская секция при МГО ВООПИК. Новые и новые энтузиасты приходили в свободное время, чтобы потрудиться на реставрируемых памятниках Москвы и Подмосковья, а после работы за традиционным чаепитием узнать еще что-нибудь интересное об истории монастыря, храма, усадьбы, дома, парка...
В 1985 г. первые отряды москвичей выехали в летние смены: на Валаам, на Ижму, в Спасское-Лутовиново. Некоторые московские памятники архитектуры, на которых работали добровольцы, стали местом формирования летних выездных отрядов. Иногда формирование групп происходило по возрастному принципу (на одних объектах складывался молодёжный коллектив, на других трудились люди преклонного возраста), но всех их объединяли любовь к Отечеству и интерес к прошлому России.
В 1984 г. возникла идея сделать общий праздник для всех постоянно действующих и летних выездных отрядов, чтобы энтузиасты могли встречаться не только на реставрационных работах и заседаниях шефской секции МГО ВООПИК, но и в неформальной обстановке. У Движения был СВОЙ флаг: восходящее солнце на тёмном фоне. Хотелось сделать и СВОЙ Праздник. Для людей, интересующихся историей Отечества, русскими обрядами и традициями, было закономерно возродить празднование Масляницы. Да и цикличность реставрационных работ вписалась в календарный цикл. Весной начинается реставрация памятников архитектуры, формируются летние выездные реставрационные отряды. Осенью подводятся итоги проведённых работ, летние выездные реставрационные отряды представляют слайд-отчёты о проделанной работе. Зимой, как правило, подготовительные работы на многих реставрируемых объектах сворачиваются. А добровольные помощники реставраторов могут принять участие в подготовке СВОЕГО Праздника. Разучивают масляничные величальные песни, хороводы, народные игры, шьют традиционные народные костюмы и шкуры невиданных зверей, выискивают старинные рецепты блинов и блинчиков, чтобы вместе с единомышленниками повеселиться на Маслянице. Самое трудоёмкое в подготовке праздника - возведение снежного городка. У истоков празднования Масляницы стояли активисты Движения В.Н.Липатов, Н.Г.Романова, Н.Лебедева, В.А.Птицын, А. Б.Филатов, П.Б. Дейнека, В.Н. Козополянский и, конечно, М.Г.Бакшевский.»
На листочке с заголовком «Миша» фотография улыбающегося мужчины в каске, с мегафоном, в защитной униформе. Это и есть тот, в честь кого назван праздник? Да, вот об этом написано:
«Миша. Михаил Геннадьевич Бакшевский (16.02.1960-17.01.1998)
В 80-е - 90-е г.г. XX столетия принимал активное участие в реставрационных работах, организованных Шефской секцией при МГО ВООПИК. С первой Масляницы и до последних дней жизни Миша возводил снежные бастионы-крепости. С первым снегом размечал место под будущую крепость на заранее выбранной поляне, а потом в каждые выходные в оттепель или мороз выбирался на Масляничную Поляну и строил снежные бастионы. Остальные Добровольные помощники реставраторов и их друзья и знакомые тоже находи ли время потрудиться на возведении снежной крепости. «Преображенка», «Белозерцы», «Кадаши» мастерили качели, карусели. «Кадаши» непременно ставили гладкий столб с призом на вершине. «Рождественка» возвела первые ворота, сколотила Избушку на курьих ножках и придумала весёлую стражу Масляничного городка. Появились новые энтузиасты, и с тех пор Масляничную Поляну стал украшать снежный корабль. Пришли ещё добровольцы, и Масляничная поляна расцвела разноцветными флажками. Ни одно Масляничное чаепитие не обходилось без ребят из «Царицыно» с их неизменным самоваром.
Миша умел объединить вокруг общего дела совершенно разных людей. Среди Добровольных помощников реставраторов он славился недюжинной силой и умением покорить любую металлоконструкцию (его приглашали на разные объекты, когда требовалось разобрать межэтажные перекрытия или лестничные пролёты). Миша ценил Красоту: любил театр, музыку, русскую классическую литературу и советские мультфильмы, занимался бальными танцами. А еще он очищал памятники архитектуры от поздних уродливых наслоений. Миша был добрым и очень внимательным к людям. Он мог в один миг создать и долго поддерживать вокруг атмосферу ПРАЗДНИКА.
С первой Масляницы Миша Бакшевский стал главным строителем снежной крепости. Многие ребята, начинавшие трудится на восстановлении памятников архитектуры, занялись реконструкцией народного костюма, песенной традиции Севера, Средней полосы России, казачества. У Движения добровольных помощников реставраторов получился свой ПРАЗДНИК. Мишу знали многие. По его просьбе на праздник приезжали люди, по разным причинам уже не работавшие на воскресниках. Его знали, и по его приглашению приезжали на поляну фольклорные коллективы. Масляница Бакшевского стала местом встречи старых друзей и новых единомышленников. Миша был своеобразным координационным центром праздника. Во время строительства могучая фигура Бакшевского была всегда на виду, а во время праздника он всегда каким-то удивительным образом умудрялся оставаться в тени. При этом порядок на ПРАЗДНИКЕ, при общем хаосе, умел поддержать только он, Бакшевский. Кажется, сами собой заранее заготавливались дрова для блинных мангалов и для сожжения масляничного чучела, сам собой соблюдался порядок действий - вынос чучела, хороводы, начало штурма... Но за всем чувствовались зоркий глаз и твердая рука Миши. Не было на ПРАЗДНИКЕ бесцельного мордобоя и совсем уж упившихся личностей. Михаила на Маслострое слушались все, как главнокомандующего. За что награжден он был титулом Маслициссимусовъ Маслициссимуса Наимаслейшего.
Мы, «Рождественка», поддержали идею общего праздника реставрационных отрядов с первого дня своего существования. У Миши появились постоянные помощники и последователи. Для многих из нас строительство снежного городка стало не менее интересным времяпрепровождением, чем сам праздник. Под предводительством Михаила Бакшевского мы провели 14 Маслостроев и 13 Масляниц».

Еще один листочек на Информационном стенде посвящен правилам поведения на Маслянице. Здесь и о безопасности речь, и о том, чтобы водку не привозили, и о том, что на машинах сюда приезжать не следует, и о том, что без касок на крепость не лезть, барышень и детей не пускать, за детьми следить, мусор убирать... Кстати! Мусор! Тебе у ворот какая-то разряженная девица выдала мусорный мешок. Вытаскиваешь его из кармана, забираешь у детей фантики, апельсиновые корки, пластиковую бутылку из-под кваса, всё складываешь туда. У платформы ребята поставили контейнер – туда надо будет на обратном пути мешок выбросить.
Пора. Солнце заходит. Голова немножко кружится от непривычной «кислородной атаки». Жена собирает детей, которые уже сами успели слепить себе какого-то снежного зверя и теперь скачут вокруг него вместе с гурьбой других маленьких строителей. Пора. Снова на тропу. Потихоньку-полегоньку, до платформы. Рукавицы мокрые, сапоги мокрые, а с лица упорно не желает сползать глупая детская улыбка. И рядом на платформе такие же, незнакомые тебе, но почему-то уже родные люди. Так же глупо улыбаются, мечтательно смотрят куда-то... А вот и тот парень с фингалом. Рядом с ним – кудрявая девушка. Он что-то горячо рассказывает ей, размахивая руками, а она нежно смотрит на него снизу вверх и теребит в пальцах висящее на шее желтое солнышко из ниток. У твоей дочки тоже есть теперь такое солнышко.
Тебе не хочется думать о городе. Там – работа, слякоть, машины, и нет сказки.
А чего хочется? А хочется в следующем году обязательно еще раз встретиться с этими чудаками. Говорят, у них каждый год праздник проходит в разных местах. Надо будет самому узнать, где. И съездить, может быть, на строительство... Там у них на крепости можно было немножко по-другому сделать... Там если левую башню поднять чуть повыше, с уклоном вправо, тогда защищать удобнее... Ну, ты им нарисуешь, да? Так ведь на пальцах не расскажешь. «Рождественка», значит... Надо в интернете их сайт посмотреть.

Наталья Манушкина
Источник: "Вестник Российского Фольклорного Союза" № 1(24), 2008 г.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе