Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи с описанием заметных событий

А ну-ка дай жизни, столица, ходи веселее, Москва!

вкл. . Опубликовано в События Просмотров: 4316

В столице очередное модное поветрие: все хотят танцевать. Множатся клубы и кружки латиноамериканских, индийских, ирландских танцев, школы фламенко, экзотических восточных плясок в союзе с единоборствами и дыхательной гимнастикой. Без всяких проблем можно познать азы зажигательного танца живота и страстного аргентинского танго.

А как насчет елецкого, камаринского, падеспани и кадрили? Днем с огнем ищи-свищи по Москве место, где взрослому человеку, вдруг ощутившему необходимость выделывать родные па и вензеля под гармошку, как некогда его деды и бабки в деревне Сосновке, можно этому научиться. Вечная наша беда: ищем счастья где-то за горизонтом, в зыбучих тропических лесах, а оно тут рядом, в одуванчиках.

С детьми проще. Почти в каждом районном доме детского и юношеского творчества есть народные коллективы. По программе внешкольного дополнительного образования ваш ребенок будет прыгать по сцене в красной рубашоночке, хорошенький такой, или вслед за метелицей мести подмостки сшитым матушкой красным сарафаном. Но это до поры до времени. Исполнится чаду шестнадцать, и прости-прощай детский коллектив. Дальше - дискотека у китайского летчика или ритмы Сан-Диего.

«Идея создания клуба русского этнического танца давно витала в воздухе, - рассказывает Валерий Порвин, заместитель председателя правления Российского фольклорного союза. (Когда-то, семнадцать лет назад, он начал петь в фольклорном ансамбле «Казачий круг», многое сделал для его становления). - Первый вечер в клубе «Крутуха» состоялся в январе прошлого года, а в конце октября прошла многолюдная презентация в Театральном центре на Страстном. Год существования «Крутухи» показал, насколько велик в Москве интерес к русской национальной культуре». В этот клуб может прийти каждый. Это не повод профессионально научиться народным танцам, это возможность общения.

«В каждом из нас живет нереализованное национальное чувство, музыка души, то, что называется ментальностью. Оно должно выплеснуться. Сегодня ищут национальную идею, создают какие-то программы. Наш голос слабенький, но к нему стоит прислушаться: ищите корень проблемы в традиционной культуре. В ее сохранении и пропаганде. Только собственный культурный опыт позволяет чувствовать себя сильными», - продолжает Валерий Порвин.

Для клуба любезно предоставило помещение кафе при НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, надеясь, что плясуны увеличат выручку в вечернее время. Увы, в кафе жестоко просчитались, потому что не до кофе с мороженым, когда пятки горят и душа просится в пляс. Площадка для танцев в кафе маленькая, а желающих с каждой встречей становилось все больше и больше - в иные дни шестьдесят-семьдесят человек. Собирались каждую среду вечером. Широкую рекламу давать не могли, просто приводили друзей, а те - своих, так слухом земля и полнилась.

Когда я впервые переступила порог «Наследия», я ожидала увидеть блестящие лысины, ощутить резкий запах довоенной «Красной Москвы», как на летних пятачках в Останкине и Измайлове. А увидела я молодежь. Среди завсегдатаев русских танцевальных вечеров - ребята из Академии им. Гнесиных, из Университета культуры и искусства, математического колледжа, домохозяйки, журналисты, инженеры, менеджеры. Кое-кто - в народных костюмах, сшитых своими руками. Семья Омельченко за год не пропустила ни одного клубного вечера. У них - семейный абонемент. Приходят вместе две сестры (одна из них с мужем), две дочери и сын. Старший Омельченко поет в «Казачьем круге».

Руководит танцами Костя Васин из владимирского ансамбля «Покров». Сейчас почти все участники ансамбля учатся в Университете культуры и искусства по направлению «культурология», на другие специализации их не приняли, оказалось, что самобытные исполнители народных песен и танцев не имеют музыкального образования. В первой паре с Костей - Таня Леонтьева из ансамбля «Дербеневка». Этот ансамбль существует в Москве уже несколько лет как «дворовый», постоянной площадки для репетиций нет, но есть желание и энтузиазм. Таня и Костя готовы десятки раз показывать незамысловатые па неуклюжим, сбивающимся с ритма и краснеющим от смущения городским танцорам. Над ними никто не смеется. Почти все прошли через это. Здесь же музыканты показывают друг другу наигрыши, делятся творческими хитростями.

Танцы называют по-деревенски, по первой строчке песни, - «На реченьку», «Под горушкой», «Девочка Надя», «Коробочка», «Груня». Здесь не только танцуют, в клубе устраивают традиционные народные забавы, игры-знакомства, поют. В «Крутухе» любой может подпеть, встать в хоровод. Соблюдается основной принцип народного искусства: нет деления на исполнителей и слушателей, зрителей и участников.

Часто можно встретить на вечерах клуба спортивных молодых людей в майках с надписью «Буза». Движение с таким названием основал тверской историк Григорий Базлов. Оно консолидирует молодых людей, занимающихся русским рукопашным боем.

Клуб мог бы вести еще более обширную работу в рамках программы Российского фольклорного союза, но, как всегда, в бочке меда найдется ложка дегтя. Вечера в «Крутухе» показали: в Москве немало желающих приобщиться к народному искусству. Кафе «Наследие» с этим справиться не может. Другие клубы не приглашают народные коллективы, понимая, что любители русского фольклора - не самая обеспеченная часть современного общества. Хочется поблагодарить Театральный центр на Страстном, предоставивший безвозмездно свою площадку для презентации. Но то был праздник, а будни…

Наталья Иванова

Опубликовано в Московской Промышленной Газете, 2 (269) 22-28 января 2004

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе