Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи с описанием заметных событий

Биографическая справка о лётчике И.Е.Федорове

вкл. . Опубликовано в События Просмотров: 1532

Один из лучших советских летчиков – наследник славы Донских казаков

(краткая, уточнённая биография)

1. Фёдоров Иван Евграфович родился 23 февраля 1914 года (по другим сведениям в 1912 и даже 1910 годах) на зимней дороге около хутора Харьковка Донецкого округа (юрт окружной станицы Каменской) Области Войска Донского. До 1918 года жил с родителями в окружной станице Каменской. Мать и отец Федорова – казаки-староверы, однофамильцы Денисовы из х. Свинарев и х. Николаев Донецкого округа Области Войска Донского.

2. С 1918 года жил в городе Луганск (до мая 1920 года Луганск входил в состав Донецкого округа Области войска Донского, позже был передан Украине).

В 1921 – 1927 годах беспризорничал. В эти же годы в связи с утратой личных первичных документов, по настоянию отца – командира Красной армии, Иван Евграфович берет себе новую фамилию по имени своего прадеда Федора Денисова. (известны его предки Денисовы по отцовской линии: отец - Евграф Васильевич, дед – Василий Федорович, прадед – Федор Федорович, прапрадед Федор. Мать Денисова Надежда Ивановна Данные двоюродных сестер).

3. В 1928 году окончил школу за пять классов, в 1930 году – вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, в 1931 году – школу ФЗУ, в 1932 – 1 курс Луганского пединститута.

Параллельно с учебой работал (в 1929 – 1930 годах) работал помощником машиниста машинистом маневренного паровоза (в 1930-1932 годах). С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе ОСАВИАХИМа.

4. В 1932 году Иван Евграфович окончил Луганскую военную авиационную школу летчиков. Служил в строевых частях ВВС младшим летчиком и командиром звена в Житомире.

5. С мая 1937-го по январь 1938 года в составе группы советских добровольцев участвовал в боевых действиях в Испании, воевал на И-16, сбивая противника.

6. После возвращения из Испании был командиром отдельного отряда, помощником командира полка и командиром истребительного авиационного полка в Житомире.

7. В 1939 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования. Продолжил службу в должности командира истребительного авиационного полка в городе Великие Луки (Псковская область).

8. С мая по октябрь 1940 — летчик-испытатель горьковского авиазавода № 21; испытывал серийные истребители И-16. испытывал истребитель И-180.

9. С ноября 1940-го был назначен командиром летно-испытательной станции авиазавода № 600, построенного советскими специалистами в китайском городе Урумчи для сборки поступавших из Союза истребителей И-16.

В мае 1941 года, после гибели в авиакатастрофе летчика-испытателя С.Н.Викторова, Федоров стал работать на заводе летчиком-сдатчиком.

10. Постоянно обращался к руководству и наркому Ворошилову с просьбой направить его на фронт, в действующую армию, однако получал отказы. В феврале 1942 г. он вернулся на 21-й завод в г. Горький, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3, участвовал в испытании Як-7.

11. 23 июня 1942-го, Иван Евграфович самовольно оставил работу испытателя и на самолете ЛаГГ-3 прилетел на Калининский фронт. 27 июня 1942 г. был назначен на должность старшего инспектора по технике пилотирования Управления 3-й Воздушной армии. Одновременно с обучением летчиков воздушной армии, возглавил авиагруппу Управления (4 истребителя Як- 7. и 3 Мустанга), в составе которой участвовал в многочисленных воздушных боях.

12. 18 августа 1942 г. приказом командующего 3-й ВА Громовым М. М. во исполнение приказа И.Сталина, была создана группа летчиков-штрафников, которую добровольно возглавил майор Федоров. 30 сентября 1942 г приказом командарма 3-й ВА Федорову поручено на базе 157-го истребительного авиаполка создать полк асов и командовать этим полком.

13. С декабря 1942 г. по 1 апреля 1943 г. — командир 256-й истребительной авиационной дивизии Калининского фронта. В начале 1943 г. окончил Курсы начальствующего состава. С апреля 1943-го по июнь 1944 года командовал 273-й истребительной авиадивизией на Центральном и Белорусском фронтах. Дивизия отличилась в боях на северном фасе Курской дуги, при взятии ряда городов Белоруссии (дивизия получила звание Гомельской), Польши, Германии.

14. В июне 1944-го назначен заместителем командира 269-й истребительной авиационной дивизии (3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты). В этой должности служил до конца войны. За время войны совершил более ста с лишним боевых вылета на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-7 и Ла-5. Демобилизован в сентябре 1945 года.

15. С сентября 1945 г. по сентябрь 1954 г. – старший летчик-испытатель ОКБ Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные самолеты. Провел испытания реактивных самолетов Ла-150 (1946-1947, Ла-150М (1947), Ла-150Ф (1947), Ла-156 (1947), Ла - 174 (1948), Ла-174ТК (1948). В 1947 году поднял в небо и провел испытания первого отечественного самолета со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году первым в стране достиг скорости 1000 км/ч. В 1948 году поднял в небо и провел испытания реактивного истребителя Ла-15. 11 мая 1948 года без катапульты покинул с парашютом аварийный реактивный самолет Ла-174. 26 декабря 1948 года во время испытаний самолета Ла-176 первым достиг скорости звука в полете со снижением.

16. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Федорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№8303).

17. С сентября 1949 года по июнь 1950 года – летчик-испытатель ОКБ-1, располагавшийся в г.Дубне Московской области. В 1949 году там поднял в небо и провел испытания опытного самолета немецких конструкторов «140-Р», принимал участие в работах по атомному проекту.

18. С июня 1950 года по декабрь 1950 года – летчик-испытатель Научно-исследовательского института самолетного оборудования. Испытывал его на самолетах Як-3, Як-9Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28, Миг – 15.

19. С марта 1954 года по медицинским показателям полковник И.Е.Федоров в запасе. В 1955-1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956 -1960 годах референт спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 годах – сотрудник посольства СССР в Тунисе, затем до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел. Живет в Москве.

Награды

За боевые действия в Испании — награжден двумя орденами Красного Знамени (28.10 1937, 3.03. 1938).

За Великую Отечественную войну — награжден Орденом Александра Невского (16.12.1943), Орденом Отечественной войны 1-ой степени (5.01.1943) Орденом Отечественной войны 2-ой степени (14.10. 1944).

За послевоенный период - присвоено звание Героя Советского союза (1948 г.) с Золотой Звезды и вручением ордена Ленина. Награжден тремя Орденами Отечественной войны 1-ой степени (6.06.1945, 20.09.1947, 6.04. 1985), двумя Орденами Красного Знамени (31.07.1948, 13.06.1952), орденом Красной Звезды (30.04.1947). Также награжден многочисленными медалями, в том числе иностранными наградами.

* * *

Биографическая справка составлена по материалам А.А.Симонова, В.В.Шалагинова и сведениям двоюродных сестер И.Е. Федорова - Рубашкиной Анны Игнатьевны и Гусевой Евдокии Игнатьевны, сообщивших начальные биографические данные В.Г.Родионову во время встречи с ними в сентябре 2010 года в хуторе Ленин, Белокалитвенского района, Ростовской области.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе