Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи с описанием заметных событий

Фёдорову Ивану Евграфовичу, лётчику-испытателю, донскому казаку станицы Каменской 95 лет

вкл. . Опубликовано в События Просмотров: 2923

Казаку станицы Каменской области Войска Донского Ивану Евграфовичу, Герою Советского Союза, заслуженному летчику-испытателю СССР 23 февраля 2009 года исполнилось 95 лет, с чем его и поздравляем самыми наилучшими пожеланиями!


Полковник И.Е.Федоров в 1943 году (слева) и в день своего 95-летия.

1. Фёдоров Иван Евграфович родился 23 февраля 1914 года в хуторе Харьковка Донецкого округа (юрт станицы Каменской) Области Войска Донского. С 1918 года жил в городе Луганск (до мая 1920 года Луганск входил в состав Донецкого округа Области войска Донского, позже был передан Украине). Мать и отец Фёдорова - казаки станицы Митякинской Донецкого округа Области Войска Донского.

2. В 1921 – 1927 годах беспризорничал. В 1928 году окончил школу за пять классов, в 1930 году – вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, в 1931 году – школу ФЗУ, в 1932 – 1 курс Луганского пединститута.

3. Параллельно с учебой работал (в 1929 – 1930 годах) работал помощником машиниста машинистом маневренного паровоза (в 1930-1932 годах). С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе ОСАВИАХИМа.

4. В 1932 году Иван Евграфович окончил Луганскую военную авиационную школу летчиков. Служил в строевых частях ВВС младшим летчиком и командиром звена в Житомире.

5. С мая 1937-го по январь 1938 года в составе группы советских добровольцев участвовал в боевых действиях в Испании, воевал на И-16, сбивая противника.

6. После возвращения из Испании был командиром отдельного отряда, помощником командира полка и командиром истребительного авиационного полка в Житомире.

7. В 1939 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования. Продолжил службу в должности командира истребительного авиационного полка в городе Великие Луки (Псковская область).

8. С мая по октябрь 1940 — летчик-испытатель горьковского авиазавода № 21; испытывал серийные истребители И-16. испытывал истребитель И-180.

9. С ноября 1940-го был назначен командиром летно-испытательной станции авиазавода № 600, построенного советскими специалистами в китайском городе Урумчи для сборки поступавших из Союза истребителей И-16.

10. В мае 1941 года, после гибели в авиакатастрофе летчика-испытателя С.Н.Викторова, Федоров стал работать на заводе летчиком-сдатчиком. Постоянно обращался к руководству и наркому Ворошилову с просьбой направить его на фронт, в действующую армию, однако получал отказы. В феврале 1942 г. он вернулся на 21-й завод в г. Горький, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3, участвовал в испытании Як-7.

11. 23 июня 1942-го, Иван Евграфович самовольно оставил работу испытателя и на самолете ЛаГГ-3 прилетел на Калининский фронт. 27 июня 1942 г. был назначен на должность старшего инспектора по технике пилотирования Управления 3-й Воздушной армии. Одновременно с обучением летчиков воздушной армии, возглавил авиагруппу Управления (4 истребителя Як- 7. и 3 Мустанга), в составе которой участвовал в многочисленных воздушных боях.

12. 18 августа 1942 г. приказом командующего 3-й ВА Громовым М. М. во исполнение приказа И.Сталина, была создана эскадрилья летчиков штрафников, которую добровольно возглавил майор Федоров. 30 сентября 1942 г приказом командарма 3-й ВА Федорову поручено на базе 157-го истребительного авиаполка создать полк асов и командовать этим полком.

13. С декабря 1942 г. по 1 апреля 1943 г.— командир 256-й истребительной авиационной дивизии Калининского фронта. В начале 1943 г. окончил Курсы начальствующего состава. С апреля 1943-го по июнь 1944 года командовал 273-й истребительной авиадивизией на Центральном и Белорусском фронтах. Дивизия отличилась в боях на северном фасе Курской дуги, при взятии ряда городов Белоруссии (дивизия получила звание Гомельской), Польши, Германии.

14. В июне 1944-го назначен заместителем командира 269-й истребительной авиационной дивизии (3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты). В этой должности служил до конца войны. За время войны совершил болле ста с лишним боевых вылета на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, як-3, як-7 и ла-5. Демобилизован в сентябре 1945 года.

15. С сентября 1945 г. по сентябрь 1954 г. – старший летчик-испытатель ОКБ Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные. Провел испытания реактивных самолетов Ла-150 (1946-1947, Ла-150М (1947), Ла-150Ф (1947), Ла-156 (1947), Ла - 174 (1948), Ла-174ТК (1948). В 1947 году поднял в небо и провел испытания первого отечественного самолета со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году первым в стране достиг скорости 1000 км/ч. В 1948 году поднял в небо и провел испытания реактивного истребителя Ла-15. 11 мая 1948 года покинул с парашютом аварийный реактивный самолет Ла-174. 26 декабря 1948 года во время испытаний самолета Ла-176 первым достиг скорости звука в полете со снижением.

16. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Федорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1940 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№8303).

17. С сентября 1949 года по июнь 1950 года – летчик-испытатель ОКБ-1, располагавшийся в г.Дубне Московской области. В 1949 году там поднял в небо и провел испытания опытного самолета немецких конструкторов «140-Р».

18. С июня 1950 года по декабрь 1950 года – летчик-испытатель Научно-исследовательского института самолетного оборудования. Испытывал его на самолетах Як-3, Як-?Б, як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28, Миг – 15.

19. С марта 1954 года по медицинским показателям полковник И.Е.Федоров в запасе. В 1955-1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956 -1960 годах референт спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 годах – сотрудник посольства СССР в Тунисе, затем до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел. Живет в Москве.

Награды

За боевые действия в Испании — награжден двумя орденами Красного знамени (28.10 1937, 3.03. 1938).
За Великую Отечественную войну — награжден Орденом Александра Невского (16.12.1943), Орденом Отечественной войны 1-ой степени (5.01.1943) Орденом Отечественной войны 2-ой степени (14.10. 1944).
За послевоенный период - присвоено звание Героя Советского союза (1948 г.) с Золотой Звезды и вручением ордена Ленина. Награжден тремя Орденами Отечественной войны 1-ой степени (6.06.1945, 20.09.1947, 6.04. 1985), одним — второй степени, двумя Орденами Красного знамени (31.07.1948, 13.06.1952), орденом Красной звезды (30.04.1947). Также награжден многочисленными медалями, в том числе иностранными наградами.

Биографическая справка составлена по материалам А.А.Симонова и В.В.Шалагинова

В день 95-летия Ивана Евграфовича Федорова поздравили:

- Московская Дума;
- Правительство Москвы;
- НПО им. Лавочкина
- Нижегородский завод «Сокол» (бывший 21 авиазавод);
- МИД Российской Федерации;
- Ростовское Законодательное собрание;
- Московское землячество «Ростовчане»;
- Московская Зимовая Донская станица;
- Управа «Дорогомилово»;
- Клуб Героев;
- Дом ветеранов всех войск.

Отдельно стоит сказать об иностранном поздравлении. Как известно в своем отечестве пророка нет. А вот в Испании не только помнят аса Федорова – «Красного дьявола», но и не забывают поздравлять, как наши доблестные ВВС. Или не менее доблестный музей вооруженных сил, не говоря уже о Государственной Думе, Правительстве и Президенте, которые помнят всех комедиантов, а подлинных героев держит не в чести.

В 1996 году Правительство Испании не только предложило И.Е.Федорову гражданство, но и подарило виллу, которую он попросил передать своему бывшему механику-испанцу, отказавшись от гражданства.

Правительство Испании не забыло о 95-летнем юбилее выдающегося летчика Фёдорова и через посла прислало ему поздравление.

Поздравление от Правительства Испании на испанском (слева) и русском языках.

Перевод на русский язык был сделан непосредственно в посольстве Испании.

 

 

А ещё был неожиданный сюрприз. По решению Волгоградской администрации полковник, ас И.Е. Федоров был, как участник великого сражения, награжден памятным знаком - медалью «65 лет Победы в Сталинградской битве». На какие-то документы Волгоградская Администрация всё-таки опиралась, принимая это решение. Сам И.Е.Федоров пояснил, что был в командировке под Сталинградом. Хотите, верти, хотите - нет.


23 февраля 2009 года близкие и друзья замечательного человека поздравили Ивана Евграфовича Федорова у него дома со знаковым юбилеем.

Близкие и друзья И.Е Федорова на юбилее Бывший командующий ВВС России Заслуженный военный летчик СССР, Герой России, Донской казак Петр Степанович Дейнекин произносит тост в честь юбиляра

 

Гости на юбилее

Слева направо: летчик Захаров С.Г., летчик Дейнекин П.С., ракетчик Ковтун С.А., писатель Шалагинов В.В

Писатель Вяткин Л.М и Председатель Серовского землячества Мелещенко В.А.

 

Летчик Федоров И.Е. и писатель Чубуков В.В.

И.Е.Федоров с женой – Аллой Алексеевной и близкими друзьями: Сослуживцем Федорова по КБ Лавочкина Захаровым Г.Ф. и его сыном Захаровым С.Г.

 

 

И.Е.Федоров с председателем Серовского землячества В.А.Мелещенко и писателем В.Г.Родионовым

 


Юбилейное слово от Вячеслава Родионова

Избранник времени

А как ещё можно объяснить, что в 15 лет, будучи уже машинистом паровоза, по меркам двадцатых годов хорошо оплачиваемым рабочим, едва увидев первый в своей жизни самолет, бросает всё и сначала строит планер, а потом уходит в летную школу? Время звало своих соколов, и они слетались на этот зов.

Иван Евграфович Федоров – избранник времени, времени яркого расцвета авиации, времени выдающихся асов – людей с крылатой душой и пламенным сердцем. Время дало ему насыщенную трудностями жизнь, которые он всегда встречал с оптимизмом и верой в своё предназначение, своё время. И оно сохранило Федорова, словно саму летопись славы советской авиации…

В 1937 году он обратился с просьбой к наркому Ворошилову об отправке в Испанию. Иполучил согласие.

Героем Советского Союза и летчиком-испытателем 1-го класса (тогда не было звания заслуженный, которое он вне всяких сомнений заслужил) полковник Федоров станет уже после Отечественной войны. И получит эти звания за испытания новейших по тем временам образцов реактивных летательных аппаратов, вооружения и оборудования к ним, он первым достиг скорости в 100 км/ч., одним из первых преодолел звуковой барьера. Федоров один из первых послевоенных Героев Советского Союза…

А ещё он мог быть Героем за Испанию … Мог быть и дважды Героем Советского Союза за сбитые на фронтах Великой Отечественной войны немецкие самолеты. Он трижды совершал воздушные тараны, вел воздушные поединки с немецкими асами, сбивая их всегда. Сам не был сбит ни в одном воздушном бою.

Он добровольно вызвался командовать группой лётчиков-штрафников. Правда, никому из них сбитые фашисты не засчитывались.

А командовать полком асов? Так это ж надо быть лучше каждого из них. И Федоров не только командовал, но и летал вместе со всеми. Он никогда не возвращался с задания, не сбив самолеты противника. Он был независимым и самодостаточным человеком, что никогда не нравилось командованию. Лучше было не замечать этого самородка, героями тогда назначали за различные умения, в том числе и понятные подвиги. У Федорова всё было плохо объяснимо, и ри представления к званию Героя Советского Союза так и не прошли матрицу военных чинуш и чинов НКВД.

Но это было, когда Фёдоров уже воевал, командовал авиационными дивизиями. Ведь надо было ещё оказаться на фронте. Войну он встретил летчиком-испытателем в китайском городе Урумчи на заводе №600, построенном СССР ждя выпуска самолетов И-16. Писал рапорты, даже нарушал дисциплину, чтобы отправили на передовую, но… попал снова в город Горький на знакомый авиазавод №21. Снова просился на фронт, но слишком хорош был в своём деле, и конструктор Лавочкин категорически ему отказывал. Тогда Федоров сбежал на фронт.

Как оценить этот поступок? Где поставить запятую в знаменитой фразе: «Казнить нельзя помиловать»?

Что думал в тот момент Фёдоров, подлетая к аэродрому Мигалово Калининского фронта: «Угнал с завода экспериментальный облегчённый самолет ЛаГГ-3 – нарушитель! Мёртвую петлю сделал под мостом в Горьком – нарушитель! Посланных на перехват двух истребителей так замотал пилотажем, что один едва не разбился – нарушитель!»

Спас Фёдорова известный всей стране лётчик, командующий 3-ей воздушной армией Громов, в которую и прилетел Федоров. Громов сразу назначил его старшим инспектором, затем командиром группы штрафников, командиром авиационного полка и командиром авиационной дивизии.

Потом Иван Евграфович Фёдоров воевал на Центральном и Прибалтийском фронтах, где также командовал авиационными дивизиями.

Войну выдающийся русский ас закончил в сентябре 1945 года в составе Второго Белорусского фронта.

Завоёванный мир вернул Федорова в Конструкторское бюро Лавочкина, затем в ОКБ-1 в Дубне. Летчиком-испытателем он проработал до марта 1954 года, пока врачи не запретили полеты. Было Ивану Евграфовичу всего лишь сорок лет. И было это более полувека тому назад

Время бывает жестоким даже к своим избранникам.

Казаки станицы Каменской Иван Евграфович Фёдоров и Вячеслав Григорьевич Родионов

 

В марте, поздравить с 95-летним юбилеем Ивана Евграфовича Фёдорова, пришла делегация из 7 человек в составе которой были представители сборной России по боксу и представители Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО».

В числе подарков юбиляру были Почетный знак «20 лет выводу Советских войск из Афганистана» и знак «Боевого братства».

От сборной России по боксу вручены фирменные тренировочные боксерские перчатки с надписями.

На сгибе обеих перчаток «Чемпиону Украины по боксу», на левой перчатке «Герою Советского Союза Федорову Ивану Евграфовичу. Боксеры сборной России по боксу желают крепкого здоровья и долгих лет жизни», на второй перчатке «Сборная команда России желает Вам крепкого здоровья и долголетия! 15 марта 2009 г. ЗТ России Карабанов А.А.»

Вячеслав Григорьевич Родионов

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе