Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Рассказы на сайте «Русские традиции»

Кшень

вкл. . Опубликовано в Рассказы Просмотров: 2804

Атаман снял папаху, вздохнул и, поклонившись в пояс, обратился к казакам – Братья казаки, служба наша царская закончилась и царь московский благодарит и отпускает нас домой на Тихий Дон. А за верную службу царь-государь жалует нас серебром, да золотом.

Затем он взял мешок с деньгами из рук стоящего рядом с ним боярина и бросил в круг.

– Дуваньте братья казаки по совести, да не забудьте о погибших и доли на святую церковь. После дувана будет беседа, надо помянуть погибших и отпраздновать окончание службы.

Казаки дружно крикнули.

– Любо!

и приступили к дувану царской казны, развернув ковёр, на котором и разложили каждому причитавшую долю. Отдельно семьям погибших и отдельно на святую православную церковь. Боярские слуги выкатили бочку водки - царский подарок. Помолившись, казаки выбили крышку бочки и пустили ковш по кругу – царскую чарку. Затем атаман выкатил две бочки зелена вина и пошла гульба.

Тем временем атаман с есаулом и с несколькими старыми и опытными казаками держал совет. Путь был далёким и опасным. Предстояло пройти с западной границы Московского царства через Курщину, Диким полем до реки Воронеж, а уж затем к себе на Дон. Слух был, что опять ногайцы с крымчаками воевали Рязанское княжество, а затем неожиданно объявились на Оке под Каширой. Встречи с крымчаками атаман не опасался, так как они после окончания набега и дележа полона разделялись на малочисленные группы, растворявшиеся в степи, и не представляли собой особой опасности для трёх сотенной ватаги казаков. Атамана так же знал что, после набега на Русь, Ногайская орда разделялась с крымчаками и, поделив добычу и захватив с собой полон, обратно домой шла Диким полем до реки Воронеж, затем переходила на левый берег Дона и уже им шла в кубанские степи. Именно она и представляла наибольшую опасность для казаков.

Наутро казаки двинулись домой на Дон. Атаман вёл казаков через Северщину, на Курск, а затем уже в Дикое поле. Подойдя к укреплённому городку Бардаково на западе Северской земли, казаки увидали вокруг него спалённые деревни.

– Никак орда и здесь побывала? - спрашивали себя казаки. Воевода, возглавлявший оборону городка, увидев казаков, был очень обрадован.

– Слава Богу! Вы не представляете как я рад. Наши севрюки, вместе с камаринцами, пошли в догон за Ордой. Попытаются отбить полон. У меня нет никаких воинских сил оборонять город, если орда вернётся. Побудьте у нас несколько дней, пока наши севрюки - казаки не вернуться.

- Добро –

сказал атаман и велел казакам расседлать коней.

На другой день прискакал комóнь Курского князя и передал приказ князя. Всем, кто способен держать оружие идти на помощь к Курску. Орда сожгла монастырь Коренной пустоши и, разграбив его, пыталась взять приступом Курскую крепость стоящую между речками Тỳскарью и Кỳром, но приступ был отбит. Князь заперся с дружиной в кремле. Сил у него мало.

- На конь –

приказал атаман, и казаки поскакали на помощь курянам. К Курску добрались на четвёртые сутки. Орда уже ушла, только сожжённые деревни вокруг Курска и выжженный посад с трупами убитых на валах крепости по реке Тускарь говорили о набеге. Курский князь призвал к себе атамана и слёзно молил ему помочь отбить полон у татар. Атаман созвал казаков на круг, и стали казаки думу думать, стоит ли им ввязываться в эту драку. По тому, что удалось выяснить татар, было не менее двух тысяч. Судя по убитым, в набеге были в основном ногайцы. Слово взял атаман.

-Дорожка на Дон у нас, братья казаки, с ногайцами одна - сказал атаман. Если мы с курянами их здесь побьём, то наша дорога на Дон станет безопасней. Поэтому я предлагаю, братья казаки, помочь Курскому князю и братьям нашим севрюкáм с камáринцами. Камáринцы - отчайные вояки. На Русь они пришли с Сербии и, раздвинув славян мечом, осели рядом с севрюками. Камаринцами их зовут из-за чёрной одежды. Комáр – значит чёрный. Носят они чёрные меховые шапки наподобие высоких папах, чёрные меховые полушубки на выворот, чёрные сапоги и оружие тоже чернят. Женщины носят тоже всё чёрное, от чёрных платков с красными цветами, до чёрных сапожек и дох. Живут на обрывах оврагов в мелколесье. Ихние поселения беспорядочные, но устроены навроде вентеря. Татары в их места не любят наведываться. Дюже они жестоки и беспощадны. Некоторые утверждают, что они едят людей, колдуны и оборачиваются в волков. Ну, так что же братья казаки, поможем курянам? –

- Любо, атаман, -

раздались дружные возгласы казаков.

- Подсобим курянам и северцàм отбить полон. Ногайцы и наши лютые враги.

- Будь по вашему -

сказал атаман и поклонился.

– Готовьтесь братья казаки, завтра утром выступаем.

Наутро три сотни казаков выступили из кремля. Проводниками у них были севрюки. Пройдя 20 вёрст, они вышли к последней русской крепости на границе половецкого поля – Бесéденской крепости. Стояла она обрывистом берегу реки. С валов крепости степь просматривалась не мене чем на 40 вёрст. Атаман знал, что ближайшая река в степи «со сладкой водой», как говорят кочевники, будет только через 70 вёрст и у истока реки стоит маленькая русская крепость – Тим, которая часто подвергалась полному разорению. Затем за ней строго на восток через степь верст на 80 течёт не широкая река в направлении реки Воронеж, затем она резко поворачивает на север и впадает в реку Сосну в трёх верстах от городка Ливен. От этого поворота до Дона останется 85 вёрст. Именно на этой реке у крымских татар и ногайцев было условное место, где они делили свою добычу после набегов. Судя по всему ногайцев надо искать именно там.

Сводные силы курян и казаков собрались возле Тима. Засланные в степь конные разъезды выяснили, что нагайцы стоят в 20 верстах от Тима, на истоке реки и, судя по всему, погони не ждут. На совете было принято решение напасть на ногайцев по казачьему обычаю в сумерках. Казаки, севрюки и комаринцы должны были налететь на ногайцев лавой со стороны степи, с половецкого кургана, где берег реки пологий. Курский князь с дружиной должен будет ударить на ногайцев с противоположной стороны, со стороны обрывистого берега и, загнав ногайцев в реку, общими силами, бить, рубить и гнать ногайцев по реке, не давая уйти в степь.

Отобрав сотню самых лихих донцов, камаринцев и севрюков, атаман заслал их в степь, чтобы они следили за ногайцами и крымчаками и уничтожали их разведку. К вечеру, соединённые силы курян, донцов, севрюков и камаринцев незаметно вышли к стойбищу ногайской орды. В сумерках были видны дымы от костров, слышны были ржание коней, рёв верблюдов, скрип повозок и плачи людей. Лагерь ногайцев жил своей привычной жизнью. Кипели котлы, в которых варилась баранина, блеяли овцы, ржали лошади, кричали женщины. Разделив по своему обыкновению полон, на мужчин, женщин и детей, ногайцы отделили молодых мужчин и женщин от остальных. Самых красивых полонянок и детей отделили на продажу, а остальных молодых женщин стали насиловать, гоняя на конях их по кругу и прыгая с коня им на спины и валя на бок как молодых жеребчиков и насилуя сзади. Беременных женщин они распинали на траве и насиловали скопом, а затем вспарывали им животы.

Атаман вытащил из ножен саблю и поднял её. Донцы, севрюки и камаринцы тоже обнажили свои сабли, и перешли на рысь. Атаман махнул саблей, и три сотни казаков вместе с пятью сотнями севрюков и камаринцев прибавив ходу, со свистом и гиканьем стали разворачиваться в лаву. Раздался глухой топот множества копыт и гул похожий на рёв. Лава, ощетинившись пиками, и сверкая саблями, лавиной сошла с половецкого кургана на ничего не ожидавших ногайцев.

Несмотря на то, что ногайцы не ожидали нападения, тем не менее, они, будучи храбрыми воинами, не растерялись, кинулись к коням, и, крича и размахивая кривыми саблями, помчались навстречу казакам. Сшиблись. Оставшиеся в живых ногайцы, повернули коней и поскакали к реке. Из палатки военочальника выбежал мурза со своими нойонам, которые плотной стеной окружили его, и он с частью войска поскакал к противоположному обрывистому берегу. В это время раздался звук трубы, и на них с обрыва обрушилась курская дружина во главе с князем. Сжатые с двух сторон ногайцы были сбиты в русло реки, где их рубили, кололи, резали, топили.

Атаман с несколькими казаками и камаринцами оказался в самой гуще рубки и отрезанным от своих. Есаул, увидя это, крикнул

- Братья казаки, атаман в опасности –

и с полусотни казаков рубя и сметая всё и всех на своём пути, кинулись выручать атамана. Вот пали комаринцы, а оставшиеся в живых казаки, ставши в круг, прикрыли атамана. Атаман, юлой вертясь в седле, саблей отбивал сыпавшие на него удары. И тут он увидел удирающего мурзу. Гикнув, он поднял коня на дыбы и поскакал навстречу мурзе. Мурза тоже увидел атамана и так же поскакал навстречу ему с копьём в руке. Поединщики сшиблись. Атаман поднырнул под копьё и, пропустив мурзу мимо себя, ударил его чеканом по голове, а затем добавил саблей по спине. Мурза, взмахнув руками, свалился с коня под копыта метущихся коней.

Остатки ногайского войска гнали ещё вёрст 10 по реке, пока не стало совсем темно. Разгром орды был полным. Освободили весь полон.

Прощаясь с князем, атаман сказал ему. - Была та речка безымянна на Муравском шляхе, но теперь донцами она будет называться Кщéнией, так как мы пошарпали здесь обоз орды, а, как известно обоз по-татарски называется – «кще», и место это будет называться тоже Кщéнью. – Аминь! (Да будет так!) - Сказал Курский князь. С тех пор так и стало. Прошли столетия, а речушка названная донским атаманом так и зовётся Кщенией, а место той битвы так же зовётся Кщенью.

С той битвы пор прошло почти сто лет. Когда царь Пётр I стоял под Полтавой, шведский король Карл XII заслал своих людей в ногайскую орду с тем, чтобы орда пришла ему на помощь под Полтаву, обещая ей многия милости. Орда соблазнилась. В июне 1709 года Орда пошла по проторенному веками Муравскому шляху. Дошла до места Кщень и перейдя реку в этом месте пошла на Русь. В двадцати верстах за Кщенью её встретили донцы, стрельцы, куряне и разбили её наголову. На том месте теперь стоит чугунный крест, поставленный скульптором Вячеславом Клыковым. Это был последний, большой набег ногайской орды на Русь.

Сергей Гончаров

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе