Русские традиции

Альманах русской традиционной культуры

 Главная страница arrow Полемика arrow Аутентичный фольклор
Главное меню
Главная страница
Новости
Культура
Казачество
События
Полемика
Этнология
Этномузыкология
Песни (тексты)
Частушки
Ансамбли
Фестивали
Организации
Именослов
Книги (тексты)
Рассказы
Народные пьесы
Сказки
Поэзия
Памфлеты
Персоналии
Целительство
Фотогалерея
Фото ансамблей
---===---
Прислать новость
Архив новостей
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Самообразование
Гостевая книга
Авторизация




Аутентичный фольклор

Отправить на e-mail

Александр Николаевич ВыхристюкАутентичный – подлинный, происходящий от первоисточника.
Фольклор – народная мудрость.

Фольклорные ансамбли, придерживающиеся аутентичной ориентации, не обрабатывают собираемый ими в деревнях этнографический материал, а стремятся воспроизводить его без умышленных искажений.

1. Аутентичный фольклор – явление вторичное, так как преемственность традиционной народной культуры осуществляется в этом случае искусственным способом: сначала песенный или танцевальный фольклор записывается от информантов во время экспедиций, а затем этот материал осваивается молодёжью путём подражания магнитофонным или видеозаписям.

2. Этнографический фольклор – явление первичное. Его носители являются информантами для собирателей, исследователей. Носители первичного, этнографического фольклора – коренные деревенские жители, как правило, преклонного возраста – осваивали его путём естественной преемственности традиций от поколения к поколению, а не специально, как это делают вторичные коллективы.

В настоящее время иногда бывает трудно строго разграничить – является ли коллектив первичным или вторичным. Так, детский ансамбль «Куржак» деревни Астыровка Омской области (руководители Александр и Елена Турцманович) пытаются восстановить нарушенную преемственность поколений у себя в селе. То есть, пока они осваивают местный фольклор как вторичный коллектив, но зато – это фольклор своей деревни и генетическая память помогает детям осваивать его легко и достоверно. Очень важно не идеализировать понятие «аутентичный», не впадать в крайность. Аутентичный – не значит точная копия. Ведь и этнографические коллективы поют всякий раз по-разному. Но в рамках своей традиции.

Вторичным коллективам, чтобы идеально соответствовать определению «аутентичный», надо хорошо освоить какую-либо традицию. А после этого можно импровизировать в рамках этой традиции. По нашему мнению, ансамбль «КрАсота» наиболее хорошо освоил песенную традицию сёл Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятии и Урлук Красночикойского района Читинской области, традицию «некрасовских казаков» Ставрополья. Кстати, диск «КрАсоты» вошёл в десятку лучших азиатских дисков традиционной музыки (рейтинг 2000г. японской компании «AsiaSound»). Начинающим фольклорным ансамблям не следует, по нашему мнению, отказывать в определении «аутентичный», на том лишь основании, что они ещё не успели хорошо освоить какую-либо традицию. Главное, чтобы они не пытались, с целью якобы улучшения, преднамеренно изменять подлинные мелодии и тексты. Здесь мы не имеем в виду, что этого нельзя делать никому. Но для аутентичных коллективов это не допустимо. Непреднамеренные искажения, на первых парах, вполне объяснимы и извинительны.

К сожалению, до сих пор распространено мнение, что этнографический и аутентичный фольклор не годятся для сцены. Якобы, так называемые, «законы сцены» неизбежно разрушают аутентичность. Мы считаем это утверждение в корне неверным. Разве раньше в селе никогда не было никакого подобия сцены? Взять, к примеру, масленичные или ярмарочные представления, или состязательные моменты вечёрок: кто кого перепоёт или перепляшет. Своеобразные законы сцены присутствовали и тогда. Народные артисты также не могли не учитывать сценическую ситуацию. Однако их исполнение было и этнографичным и аутентичным.

Другое дело, что аутентичный фольклор не для ШОУ-представлений, к которым под давлением обстоятельств начинают тяготеть некоторые профессиональные коллективы, работающие в народном жанре. Всегда, и не только в области культуры, более важным оказывается вопрос не ЧТО делать, а КАК сделать. Иначе говоря, чтобы аутентичность не разрушалась на сцене, важны вкус и профессиональные умения руководителя ансамбля. Как ни странно это может показаться сторонникам стилизации, аутентичным фольклором НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО. Это не всегда удаётся аутентичным коллективам, что и вызывает разговоры о несовместимости аутентичного фольклора и сцены. И последнее. Стилизованный фольклор создан для сцены и живёт только на сцене. Его нарочитая театральность в реальной жизни выглядит нелепо. Аутентичный фольклор самодостаточен. Он прекрасно чувствует себя в любой обстановке.

Александр Яковлевич Выхристюк

 
След. >

---===---




Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры 2002 - 2012
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования