Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи на острые темы

Аутентичный фольклор

вкл. . Опубликовано в Полемика Просмотров: 9426

Александр Николаевич Выхристюк

Аутентичный - подлинный, происходящий от первоисточника.
Фольклор - народная мудрость.

Фольклорные ансамбли, придерживающиеся аутентичной ориентации, не обрабатывают собираемый ими в деревнях этнографический материал, а стремятся воспроизводить его без умышленных искажений.

1. Аутентичный фольклор - явление вторичное, так как преемственность традиционной народной культуры осуществляется в этом случае искусственным способом: сначала песенный или танцевальный фольклор записывается от информантов во время экспедиций, а затем этот материал осваивается молодёжью путём подражания магнитофонным или видеозаписям.

2. Этнографический фольклор - явление первичное. Его носители являются информантами для собирателей, исследователей. Носители первичного, этнографического фольклора - коренные деревенские жители, как правило, преклонного возраста - осваивали его путём естественной преемственности традиций от поколения к поколению, а не специально, как это делают вторичные коллективы.

В настоящее время иногда бывает трудно строго разграничить - является ли коллектив первичным или вторичным. Так, детский ансамбль "Куржак" деревни Астыровка Омской области (руководители Александр и Елена Турцманович) пытаются восстановить нарушенную преемственность поколений у себя в селе. То есть, пока они осваивают местный фольклор как вторичный коллектив, но зато - это фольклор своей деревни и генетическая память помогает детям осваивать его легко и достоверно. Очень важно не идеализировать понятие "аутентичный", не впадать в крайность. Аутентичный - не значит точная копия. Ведь и этнографические коллективы поют всякий раз по-разному. Но в рамках своей традиции.

Вторичным коллективам, чтобы идеально соответствовать определению "аутентичный", надо хорошо освоить какую-либо традицию. А после этого можно импровизировать в рамках этой традиции. По нашему мнению, ансамбль "КрАсота" наиболее хорошо освоил песенную традицию сёл Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятии и Урлук Красночикойского района Читинской области, традицию "некрасовских казаков" Ставрополья. Кстати, диск "КрАсоты" вошёл в десятку лучших азиатских дисков традиционной музыки (рейтинг 2000 г. японской компании "AsiaSound"). Начинающим фольклорным ансамблям не следует, по нашему мнению, отказывать в определении "аутентичный", на том лишь основании, что они ещё не успели хорошо освоить какую-либо традицию. Главное, чтобы они не пытались, с целью якобы улучшения, преднамеренно изменять подлинные мелодии и тексты. Здесь мы не имеем в виду, что этого нельзя делать никому. Но для аутентичных коллективов это не допустимо. Непреднамеренные искажения, на первых парах, вполне объяснимы и извинительны.

К сожалению, до сих пор распространено мнение, что этнографический и аутентичный фольклор не годятся для сцены. Якобы, так называемые, "законы сцены" неизбежно разрушают аутентичность. Мы считаем это утверждение в корне неверным. Разве раньше в селе никогда не было никакого подобия сцены? Взять, к примеру, масленичные или ярмарочные представления, или состязательные моменты вечёрок: кто кого перепоёт или перепляшет. Своеобразные законы сцены присутствовали и тогда. Народные артисты также не могли не учитывать сценическую ситуацию. Однако их исполнение было и этнографичным и аутентичным.

Другое дело, что аутентичный фольклор не для ШОУ-представлений, к которым под давлением обстоятельств начинают тяготеть некоторые профессиональные коллективы, работающие в народном жанре. Всегда, и не только в области культуры, более важным оказывается вопрос не ЧТО делать, а КАК сделать. Иначе говоря, чтобы аутентичность не разрушалась на сцене, важны вкус и профессиональные умения руководителя ансамбля. Как ни странно это может показаться сторонникам стилизации, аутентичным фольклором НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО. Это не всегда удаётся аутентичным коллективам, что и вызывает разговоры о несовместимости аутентичного фольклора и сцены. И последнее. Стилизованный фольклор создан для сцены и живёт только на сцене. Его нарочитая театральность в реальной жизни выглядит нелепо. Аутентичный фольклор самодостаточен. Он прекрасно чувствует себя в любой обстановке.

Александр Яковлевич Выхристюк

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе