Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи на острые темы

Давайте задумаемся. - Григорий Базлов

вкл. . Опубликовано в Полемика Просмотров: 6885

Григорий Базлов

Из выступления в Екатеринбурге перед участниками фестиваля, посвящённого Дмитрию Салунскому 7 ноября 1996 г.

(Записал Шантаренков Н.Н.)

...Чем отличается наша родовая культура от культуры протестантской, сектантской?.. азиатской культуры? - Там все идут на тот свет поодиночке, им безразличны стоящие рядом. У нас иное. Мы здесь, на земле, молимся за своих предков, которые там, на небе. Предки молятся за нас на небе, чтобы нам здесь, на земле, лучше жилось, и меньше бы мы оскотинились. Друг за друга молятся люди, поддерживая друг друга духовно. Друг другу обязаны христиански помогать материально, обязаны заботиться о своих крестниках, обязаны заботиться о своих крёстных, и всё это по Божьей благодати, по Божьему благословению. То есть наш народ - соборен, он спасается вместе. К Богу идут не по одиночке каждый, а стараются вырваться к Нему все - всем родом, ибо нет любви большей, чем та, если «кто положит душу свою за други своя».

Вот эти воинские традиции, по-моему, на сегодняшний день не то что бы нужны и важны - их не хватает, как не хватает инвалиду руки или ноги. А вот это повсеместно распространившееся сегодня у нас поветрие восточных суррогатов, либо европейских суррогатов взамен своей собственной культуры - это только протезы. На самом деле у людей страшный голод по своим ценностям. Ведь новое поколение не выбирает школу, его заставляют выбрать школу, потому что этот голод должен быть хоть как-то удовлетворён. Мне кажется, наш долг как фольклористов-собирателей - долг и перед предками, и перед современниками - дать возможность людям, которые идут к родовой культуре, получить эту культуру, и получить её в лучшем, хорошем варианте, в том, в котором мы собрали и проанализировали её.

Давайте задумаемся - куда идёт воин?

Первое, что он встречает на своём пути - это перекрёсток. Налево пойдёшь - богатым будешь, направо пойдёшь - женатым будешь, прямо пойдёшь - убитым будешь. «Богатым будешь» - что это значит? Человек погрязнет в материальных задачах, в материальных удовольствиях, ему будет тяжело жить, он забудет о Боге, он будет только стараться улучшить своё благосостояние, он будет порабощён проблемами, и, согласитесь, очень трудно пройти к духовному, когда у тебя голова занята другим.

Иной женатым становится. Но, став «женатым» - здесь не имеется в виду, что нужно вести жизнь холостяка, - человек оказывается сломанным семьёй. Его порабощает семья, порабощает рутина быта, и он забывает о своём главном мужском долге: защищать Отечество, укрепляться самому для того, чтобы этот дух реализовать, когда понадобится.

А воин идёт прямо, идёт к смерти. Пожалуй, только воины помнят о том, что все мы умрём, и никто не знает, когда мы умрём. «Богатый» и «женатый» живут, живут так, будто рассчитывают жить вечно на земле... Воин знает, что умрёт, он идёт к смерти осознанно. Но это не путь к самоубийству. Он идёт к смерти как самому важному акту человеческой жизни, переходу в жизнь вечную, или в вечные муки. Поэтому он старается каждый день, каждый час, каждую минуту своей жизни наполнить чем-то содержательным, чем-то серьёзным. Вот представим себе, что мы точно знаем: ровно через полчаса на нас упадёт сверху потолок. Постараемся же за оставшиеся полчаса сделать что-то хорошее: написать письма, отдать долги... Вот такое чувство у воина. А ведь у тех, кто воевал постоянно и чередовал то войну, то мир - представьте себе, насколько высокое состояние духа было у них!..

В память об этих перекрёстках состоялись «битвы на крестах» (или на росстанях) - крестами называются перекрёстки. Встречались две или три партии и сражались на этих «крестах». Победившая партия получала право на этом месте справлять праздник. То есть род более честный, более достойный, находясь в священном месте - на кресте - символе христианского спасения, праздновал. Праздновал то, что прожили ещё один год, что они угодны Богу. Потом они приглашали туда тех, кого выгнали с этого креста, кого победили, и гуляли там все вместе. Обычно партии были три, как три брата, которые, по сказкам, выбирают разные стороны. И получается, что здесь одних выгоняют влево, других выгоняют вправо: кто-то больше думал о богатстве в этом году, кто-то больше думал о семье, кто-то больше думал о Боге, потому и победили.

Мне кажется, что понимание серьёзности поминальных обрядов, кулачных боёв - оно достаточно согласовано с христианской традицией. Как-то писали, говорили, будто православная церковь боролась с кулачными боями, поединками. На самом деле борьба шла не с этим. Борьба проходила против кулачных боёв, в которых, например, использовали ножи, то есть убивали друг друга. Хотя в местах, где это было необходимо для подготовки воина, это тоже благословлялось. Церковь протестовала против колдовства, которое применялось в кулачных боях. А сама система подготовки рода была необходима.

Если сейчас мы пересмотрим отношение к этой традиции, к этой культуре, будем осознавать всю её серьёзность, а не смотреть свысока, с наших каких-то там «научных» позиций на это как на какого-то ручного медведя, который из леса вышел с голоду, поплясал под балалайку, а потом опять куда-то ушел, мне кажется, польза будет значительная. И фольклорному движению, и людям, которые присоединяются к нему.

К тому же это единственная возможность вернуть народу то, что мы собираем и консервируем, - нельзя делать одни вдохи, нужно делать и выдохи. А где-то это ещё и долг наш перед предками. Мы должны сохранить всю культуру, которая у нас есть, и культуру кулачных боёв в том числе. Мы, русские, видимо, ещё мало получили от жизни ударов, нам, наверное, надо ещё поддать, чтоб до нас дошло, что необходимо вот эту логику культуры реализовать, сохранять, спасать. Притом, что она как-то уже сама неуправляемо начинает возрождаться, вопреки всему. Видимо, кто-то очень сильно молится за это дело.

В родах хранилось оружие, оружие предков. Меч-кладинец, нож-кладинец, боевая трость, топор-пика... Оружие, которое, по сказкам, мёртвый отец передаёт сыну, когда тот ночует несколько ночей подряд у его могилы. Что это? Это обряд поминовения. Сын плачет по отцу, плачет ночью, просит. Он его отмаливает перед Богом, плачет за его грехи. И тогда спасённый отец положит благословение, передаёт сыну духовное оружие. Он передаёт ему меч, передаёт ему нож, передаёт боевую трость...

Обычай этот сохранился.

Кладинец - это то, что лежит в кладе, это тот нож или тот меч, который не используется в быту, его часто из дома не выносят. Это может быть шашка... На битву же выходят с другим оружием. Считалось, что каким-то чудесным образом это оружие накапливает дух, который витает на поле битвы. Плохому человеку его в руки не давали. Детям давали только потрогать, чтобы они относились к этому оружию с благоговением. То есть весь героизм, все воинские ратные труды как бы накапливались в этом оружии. И, передавая его из рода в род, из поколения в поколение, этот ратный дух - он таким образом набирался, увеличивался, накапливался. И конечно, если сказочный герой брал в руки меч-кладинец, тот действительно сам рубил, ибо на помощь воину приходили все его предки, которые держали в руках это оружие. Это и помогало ему победить врагов, с которыми он сталкивался.

Григорий Базлов

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе