Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи на острые темы

Двуликий Янус советской эстрады (правда и мифы о певце Вадиме Козине)

вкл. . Опубликовано в Полемика Просмотров: 2299

К 110-летию легендарного певца
Вадима Козина

(от редакции)

Вадим КозинНынешнее время возвращает нам имена старых мастеров русской и советской эстрады, и это не случайно. В обществе всё больше распространяется тяга к изучению истории отечественной культуры и искусства.

К сожалению, многие биографии корифеев эстрадного искусства до сих пор окутаны легендами и мифами и порождают споры среди исследователей и поклонников их творчества.

Наиболее уязвимой оказалась личность самого востребованного певца в 30-х годах прошлого века Вадима Козина

Расцвеченная невероятными фактами и событиями биография советского Орфея вызывала всегда живой интересу поклонников его таланта. Даже во времена гонений на артиста в 40-х годах и последующего магаданского затворничества Вадим Козин продолжал удивлять всех «чудесными откровениями» и фантазиями на тему своего «жития». К тому же, популярность певцу обеспечивали концерты и грампластинки. Вадим Козин никогда не выступал по радио, пока автор и ведущий радиорубрики «На звук душа отозвалась» Владимир Заика не предложил певцу сделать цикл передач с его участием. Первая передача состоялась в июне 1989 года.

С этого момента началось очищение харизмы именитого артиста. О том, как всё происходило, рассказывается в этой статье. Её автор, наш земляк, журналист Владимир Степанович Заика надеется, что многие прочитают её с интересом.

 

Поводом для написания этой статьи послужила телепередача из цикла «Романтика романса» 20 июля с.г., посвящённая В.Козину.

 

Меня обескуражила некомпетентность ведущего Святослава Бэлзы. С присущей ему велеречивостью, наш прославленный искусствовед представил В.Козина чуть ли не борцом со сталинским режимом. А в качестве «достоверности» своих комментариев озвучил доверчивым зрителям несколько побасёнок из «жития» сладкоголосого авантюриста. А чтобы понятней было, о чём дальше пойдёт речь, вернёмся на два десятилетия назад.

В декабре 1994 года радиостанции России донесли до слушателей скорбное известие: в Магадане на 92-м году жизни скончался Вадим Козин. Певец, всенародно известный до войны, но с середины 40-х вплоть до конца 80-х находился в полном забвении официальной прессой. Лишь с приходом гласности стали возможны передачи о нём, газетные и журнальные статьи. Вышли три долгоиграющих диска - переписи с патефонных пластинок. В документальном фильме «Два портрета на звуковой дорожке» (реж. А.Гиммерверт), артист впервые появился на телеэкране. Наконец, в 1993 году, в передаче «Момент истины» было показано одно из последних интервью певца. Второй раз передача вышла в эфир уже после его смерти. Дважды с экрана ведущий обращался к Президенту присудить Козину звание Народного артиста России. Вроде бы даже указ был подготовлен, но так и не подписан. Почему?

Причины тому нужно искать, конечно же, в делах давно минувших дней... Как это ни покажется странным, рискну утверждать, что подлинных фактов из жизни артиста мы не знаем. Потому что биография певца, хорошо известная любителям музыки и «кочующая» из публикации в публикацию, из передачи в передачу - это по большей части художественный пересказ воспоминаний самого Вадима Козина. Они- то и приняли с лёгкой руки журналистов (движимых, впрочем, благородными целями) статус фактологического материала. Признаюсь, когда на заре «перестройки» я задумал сделать серию музыкальных передач об опальном артисте и началось с Вадимом Алексеевичем творческое общение, мне также пришлось поверить на слово в его поистине увлекательную биографию.

Аура «нелегальности», сопровождавшая певца вторую половину его жизни, отсутствие даже в архивах Ленинки каких либо сведений - всё это не способствовало критическому подходу к восприятию долгих телефонных рассказов певца.

Но уже тогда у меня закладывались сомнения в достоверности ряда фактов. Таких, как авторство некоторых песен цыганского репертуара, приоритет первых записей на грампластинке того или иного романса, а также контакты и выступления в концертах с известными артистами довоенного времени.

Свойственный Козину, как и многим популярным артистам, эгоцентризм в сочетании с блестящим даром рассказчика, эмоциональный, живой ум, отличная интуиция и хорошее знание психологии людей делали слушателя заложником его творческой личности. На эстраде свои фантазии певец делал образными приложениями к песне, романсу, придавая их содержанию некую сценическую форму. В биографии же Козина такие «конструкции» начались ещё в самом начале певческой карьеры, когда артист сошёл с малоприметной тогда «творческой тропинки имени Козина» и резво припустил по «проспекту имени Веры Холодной». Афиши начала 30-х годов зазывали доверчивую публику на выступления Вадима Холодного. Взятая «напрокат» фамилия известной актрисы немого кино ещё жила в памяти людской. Но в 1937 году выступать под такой фамилией стало опасно. В соответствующих органах мог возникнуть вопрос: «А не родственник ли Вы Вере Холодной, замеченной в связях с белым офицерством в годы гражданской войны?» Артист поступил мудро, став просто «внуком Вари Паниной» - непревзойдённой цыганской певицы начала века.

Позже возникнут «воспоминания» о тёте Наде (Н.Плевицкая), тёте Насте (А.Вяльцева), дяде Юре (Ю.Морфесси), якобы часто бывавших в гостях у отца Вадима Алексеевича. Разумеется, ни подтвердить, ни опровергнуть это сейчас уже невозможно. Но вызывает сильное сомнение, что, например, Анастасия Вяльцева (женщина высшего света, имевшая громадное состояние и ездившая на гастроли в личном вагоне - точной копии вагона императрицы) могла водить дружбу с цыганско - еврейской семьёй купца, пусть даже и первой гильдии. Также трудно представить короля русского и цыганского романса Юрия Морфесси (друга Ф.И.Шаляпина) с юным Вадиком Козиным на коленях, как бы благословляющего мальчика на звёздный путь в большое эстрадное искусство. И уж совсем неправдоподобно выглядит «дружба» с тётей Надей (Плевицкой), известной на всю матушку Россию певицей, к тому же подругой Ольги Александровны Романовой — сестры царя.

Легенда шагала по биографии артиста долгое время, с восторгом перепеваемая многими «исследователями». В некоторых интервью Варя Панина становилась «двоюродной сестрой моего дедушки по материнской линии» (а поди-ка проверь).

Хуже обстояло дело с настоящими родственниками В.П.Паниной. Вот что рассказал мне внук знаменитой цыганки Б.В.Воронов: «Кроме моей мамы, Елены Фёдоровны, все дети бабушки (3 сына и ещё одна дочь), умерли, не оставив потомства... Поэтому, когда в 1938 году в театре сада «Эрмитаж» Козин сказал с эстрады, что он внук Вари Паниной, я пошёл за кулисы и заявил, что сейчас выйду на сцену и объявлю, что он - авантюрист, набью ему физиономию и сорву концерт. Он передо мной извинялся и дал слово забыть, что он мой «родственник». А на пластинках, которые мне дарил, подписывал: «С напевов Вари Паниной» - к чему я, естественно, претензий не имел... Последний раз мы с ним встречались в Уфе в 1942 году. Потом он «загремел по уголовному делу как гомосексуалист».

За годы нашего знакомства я услышал от Козина немало рассказов о причинах его первого и второго арестов. Этот вопрос был спутником артиста всей второй половины его жизни и был запальной свечой в создании биографии, где вдруг нашлось место и жене и дочке (тоже придуманными), оправдательной медицинской справке (в интервью на радиостанции «Маяк»), а также политическим мотивам за отказ петь песни о Сталине, по которым пришлось испить горькую чашу узника Гулага. Правда, несколько смущали воспоминания солагерника В.Шаламова (В.Шаламов. «Колымские рассказы»), где Козин упоминается как гомосексуалист и лагерный стукач... Это ли шикарные гостиницы, ночные кутежи и сложный характер богемного артиста, лагерная одиссея и последующее добровольное затворничество на Колыме, видимо и стало главной темой обсуждения вопроса: быть или не быть Козину Народным артистом.

Да, Вадим Козин был артистом с большой буквы. Его голос восхищал всех, и талант его нисколько не пострадает в нашей памяти, и без высшей правительственной оценки (теперь уже и не нужной). Так и ушёл из жизни выдающийся певец с печатью «нелегальности», не дождавшись официальных наград. За давностью лет восстановить подлинные факты биографии не представляется возможным.

Давайте будем просто слушать его песни. А факты... Что ж, таковые, возможно, когда-нибудь появятся из пыльных архивов. И станет известна правда, может быть и весьма неприятная для поклонников артиста. Но, когда сквозь энергичные ритмы современной эстрады к вам прорвётся нежный и задушевный голос Вадима Козина: «Осень... прозрачное утро, небо как будто в тумане...», я уверен, что у вас на сердце станет теплее, и в вашу душу снизойдёт такая благодать, которую дарует настоящее искусство. Это и будет нашей главной оценкой творчества самого загадочного певца советской эстрады.

Владимир Заика

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе