Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи на острые темы

Все гаже, и гаже, и гаже…

вкл. . Опубликовано в Полемика Просмотров: 3630

Василий послал разбираться с этим делом Морозова. Однако генерал Папивин, командовавший запасной бригадой, опередил выводы инспектора – телеграфировал, что его самого обманули (кто ж мог обмануть командира бригады, если не он сам? Но быстро заложил генерала Жигарева – В.Р.) Тогда-то и было принято решение Верховного отправить генерала Жигарева на Дальний Восток. Вывод у Иосифа Виссарионовича, как всегда, был достаточно категоричен: «Не может командовать!..» Вместо Жигарева командовать ВВС назначили генерала А.А. Новикова»[22].

Себя спасал Папивин или выполнял, как сейчас сказали бы, соцзаказ на замену Командующего ВВС страны? Нечеловеческий фактор, однако!

Новиков наверняка знал и историю с 21-м заводом в Горьком. Не мог отказать Новиков, даже если бы хотел, здесь действует принцип: ты мне, я тебе. И Новиков внял липовой характеристике генерал-лейтенанта С.И. Руденко «…неудовлетворительную работу как командира дивизии…» и снял Федорова с должности командира дивизии, и понизил до подполковника.

Но вот что любопытно. В личном деле полковника И.Е. Федорова, хранящимся в Кунцевском военкомате есть записи о награждениях:

январь 1943 года. Орден Отечественной войны I-й степени «За формирование полка асов».

декабрь 1943 года. Орден Александра Невского. «За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом доблесть и мужество».

И «неудовлетворительно работал как командир дивизии»? Почему тогда награждали?

Федоров неоднократно говорил, что его награждали за командование, а не за лично сбитые самолеты, которые ему часто не записывали. А он просил справедливости за сбитые бомбардировщики, которые, согласно приказу Сталина «тянули» на звание Героя Советского Союза. Но если Дагаев и Папивин не указали в своей справке типы сбитых Федоровым самолетов, то дальше можно было вешать на него всех собак, унижать в письме к Новикову и сеять сплетни, отголоски которых будоражат умы твердокаменных «экскремлевцев», и тех, кто до сих пор с неразорвавшейся пулей в голове.

Это ли вымогательство Федорова? Нет, господа написанты, это травля неугодного злопамятными сослуживцами – генералами Папивиным и Руденко при попустительстве Главного маршала Авиации СССР А.А. Новикова. Вы ж подпеваете им и другим заинтересованным фигурантам давних событий. И не борцы вы за чистоту истории, неча на нее кивать.

«Раньше до прочтения переписки между Руденко и Папивиным я считал Ивана Евграфовича замечательным летчиком-истребителем, летчиком-испытателем сталинской поры – одним из многих умных, сильных, смелых и ловких юношей 30-х годов, влюбившихся в авиацию. Но увидев сколько сил, энергии, изощренности тратят два воздушных командарма, чтобы лишить его заслуженной награды, я осознал какой величиной был этот летчик на фоне своей эпохи».[23]

Была она огненным адом

Поскольку об участии «раскрученного» средствами массовой пропаганды Ивана Евграфовича в Курской битве почти ничего неизвестно, остановимся на этом эпизоде его военной биографии, и пусть читатель сам делает выводы.

Из книги В. Горбача мы довольно много узнаём о действиях на Курской дуге 273-й иад (командир полковник И.Е. Фёдоров). Дивизия входила в состав 6-го иак (с 10.07.43 г. командир генерал-майор Е.Е. Ерлыкин) 16-й воздушной армии, которой была поставлена задача завоевать господство в воздухе на Центральном фронте (командующий К.К. Рокоссовский).

В состав дивизии Фёдорова входили три полка: 157-иап, составленный из опытных лётчиков-асов, воевавших на Калининском фронте (тот самый полк асов, который возглавлял Фёдоров после расформирования «небесного штрафбата»), 163-й и 347-й истребительные полки, укомплектованные преимущественно молодыми лётчиками, только что прибывшими после ускоренного обучения и имевшими за плечами 2-3 учебных воздушных боя.

И надо же, едва прибыв в 16-ю ВА, полковник И.Е. Федоров снова, как и в случае с 21-м заводом в Горьком, прямо сталкивается с всесильным А.С. Яковлевым. Об этом случае поведал маршал Руденко в своих воспоминаниях: «Неожиданно случилась неприятность: при тщательном осмотре «яков» 273-й истребительной дивизии (командир полковник И.Е. Федоров – В.Р.) специалисты обнаружили отслаивание фанерной обшивки на плоскостях и некоторых других частях машин. Самолеты нельзя было выпускать в воздух. Почему отслоилась обшивка, и как обстоят дела в других дивизиях? Появилось немало «почему?» и «как?».

Главный инженер воздушной армии инженер-полковник В.И. Ребров пришел к выводу, что обшивку на плоскостях необходимо переклеить. Срочно доложили о своем решении в штаб ВВС, вызвали представителей авиапромышленности, главного авиаконструктора. Совместными усилиями дефект на самолетах удалось устранить за несколько суток»[24].

Если было доложено в штаб ВВС, то главный конструктор А.С. Яковлев безусловно знал в какой дивизии случилось это позорное ЧП и кто там командир. Опять булыжником на гладкой дороге авиаконструктора оказался И.Е. Федоров. В очередной раз ударил по авторитету. «К ногтю его, товарищ Руденко!» И прижали.

Что же стояло за бракованными самолетами, поступившими на вооружение 273 иад? А то, что накануне решающего сражения ВОВ молодые летчики так и не смогли набраться мастерства для ведения воздушного боя, так как летать на отслаивающейся фанере было невозможно. Не отсюда ли самые большие потери летчиков в 273 иад? И не потому ли этими потерями заинтересовался Сталин? Но Руденко, как мы знаем, спасли К.К. Рокоссовский и Новиков. Но никто не собирался спасать И.Е. Федорова, его только топили. Вот вам, и ещё одна зарытая «собака» или «скелет в шкафу» у Микояна.

Ивану Евграфовичу, в отличие от Степана Микояна, видимо, была судьба участвовать в самых трагических и тяжёлых периодах войны. В июле 1942 года сбежав из ОКБ Лавочкина на Калининский фронт, он стал участником проигранной Красной Армией битвы, оказавшейся масштабней и кровопролитней Сталинградской. Очень нехотя рассекречиваются в последний десяток лет архивные материалы и появляются немногочисленные работы, показывающие неудачи 1942 году под Ржевом, Сычёвкой, Калининым, Белым, Духовщиной, Холмом и др. Объективных исследований по результатам действий авиации обеих сторон до сих пор нет. По опубликованным работам наших и немецких авторов можно убедиться, что от пехоты, которая слоями устилала поля боёв, требовать подтверждения сбитых лётчиками Фёдорова самолётов, зачастую было и невозможно и неуместно.

Ранним утром 5-го июля 1943 года дивизии Ивана Евграфовича Фёдорова пришлось первой встретить многочисленные группы истребителей и бомбардировщиков на северном фасе Курской дуги, на одном из основных направлении наземного удара гитлеровцев.

С 28 июня по 09 июля 1943 года 6-й истребительный авиакорпус не имел командира. Бывший – генерал А.Б. Юмашев, переведен в другую часть. Судя по архивным документам, отмечает В. Горбач, обязанности командира корпуса исполнял начальник штаба полковник Жильцов Н.П.. И только через 11 дней потрёпанное в боях соединение принял новый, опытный командир Герой Советского Союза генерал-майор Е.Е. Ерлыкин. Командующий 16-й ВА Руденко в самый напряжённый момент Курской битвы оставил 6-й корпус без официально назначенного командира.

Но главная ошибка, которую сделал Руденко, заключалась в следующем.

В ночь на 5-е июля в 2 часа 30 минут командующий разослал в корпуса и дивизии приказ, определяющий действия авиаторов на ближайшие часы. В приказе содержалось решение, которое впоследствии, когда действия немецкой авиации приобрели большой размах «…в значительной степени дезорганизовало работу истребительных соединений»[25] Вместо непрерывного патрулирования группами не менее 30-40 истребителей каждая, приказ обязывал осуществить первый вылет к линии фронта три группы 6-го иак общей численностью 40 истребителей.

Конечно же, первый, самый опасный, вылет выпал лётчикам дивизии И.Е. Фёдорова.

Первыми к линии фронта около 5 часов утра подошли 18 «яков» 157-го полка, укомплектованного опытными лётчиками. Вёл асов в бой командир полка Герой Советского Союза В.Ф. Волков. Вскоре пилоты «яков» обнаружили 25 юнкерсов-88, бомбивших расположение наших войск. Весь район действия бомбардировщиков оказался блокированным многочисленными «фокке-вульфами».

Группа «яков» разделилась на 8 (эскадрилья Героя Советского Союза капитана В.Н. Залевского) и 10 самолётов (командир В.Ф. Волков). Лётчики капитана Залевского проявили решительность и смелость, бросившись на прорыв к бомбардировщикам. Четверо «яков» оказались связаны боем, но четырём удалось прорваться к бомбардировщикам, сбить 2 (Н.Ф. Залевский) и два поджечь (лейтенантом Ануфриевым и сержантом Г.Х. Каргаевым). На выходе из атаки Залевский и Ануфриев были ранены, самолёты загорелись, оба пилота выпрыгнули на парашютах. Капитан В.Н. Залевский позднее скончался в госпитале.

В это время десять «яков» майора Волкова вели напряжённый воздушный бой с многочисленной группой «фокке-вульфов». Согласно данным, зафиксированным штабом 157-го иап, удалось сбить 9 «фокке-вульф 190», получив повреждения четырёх своих машин. В бою отличились будущие Герои Советского Союза А.Е. Боровых и И.В. Маслов. Однако командование 6-го корпуса по-иному оценило итоги схватки, засчитав пилотам победы над 3 «юнкерсами» и 2 «фокке-вульфами».

Вот вам и верный счет наших побед. Летчикам просто уполовинили сбитые самолеты. Почему подобное не могло произойти и с И.Е. Федоровым на Калининском и других направлениях, вас я спрашиваю, правдолюбца и исказителя истории, Спепан Микоян?

Воздушный бой вызвал большое воодушевление наблюдавших за ним наземных войск. Документы 6-го иак свидетельствуют, что пехотинцы и танкисты встретили появление и атаку истребителей криками «Ура!», а по окончании боя командующий армией генерал-лейтенант А.Г. Родин прислал авиаторам благодарность[26].

Кроме дивизии Фёдорова чуть позже к патрулированию линии фронта были привлечены и другие истребительные дивизии 16-й армии. И то же, группами по 6-8 истребителей, выполняя бездумное решение Руденко. Уже на подходе к линии фронта они становились объектами ожесточённых атак многочисленных истребителей врага. Предотвратить массированные налёты бомбардировщиков на боевые порядки наземных войск истребители не смогли. «Командование 16-й воздушной армии упустило момент концентрации сил истребителей для борьбы с бомбардировочной авиацией противника» – делает вывод Виталий Горбач[27]. Только через несколько часов вступил в действие приказ о вылетах группами по 30-40 самолетов. К тому времени в дивизии Фёдорова остался 21 самолёт (в 163-м иап −3, в 243 иап- 4, в 157 иап- 14 самолётов).

Вот тут и зарыта очередная «собака» в отношениях Руденко к И.Е. Федорову.

Комдив писал в отчетах Руденко правду, указывая на природу приписок побед, поощряемую лично командующим 16-й воздушной армией. «Кроме хорошо отлаженного взаимодействия и управления в бою, действия немецкой авиации характеризовались применением различной военной хитрости. Так, согласно отчету командира 273 иад полковника И.Е. Федорова о боевой работе дивизии за период с 5 по 8 июля, для выхода из неудачно складывающегося боя пилотами «фокке-вульфов» часто практиковалось имитирование беспорядочного падения и срыва в штопор Зачастую это создавало у молодых и неопытных советских пилотов иллюзию уничтожения вражеской машины, способствуя безудержному росту заявок на победы.»[28] (выделено мною – В.Р.)

Виталий Горбач отмечает – «. Рассматривая этот весьма щепетильный и болезненный вопрос об эффективности действий истребительной авиации, необходимо отметить, что, признавая многие недостатки в ее работе, документы 16-й воздушной в то же время практически не содержат материалов, критически оценивающих число заявок на воздушные победы. … в результате недели боевой работы с 5 по 11 июля, согласно тому же отчету, в воздушных боях удалось сбить 425 истребителей, 88 бомбардировщиков и 5 разведчиков противника. Таким образом, число, уничтоженных «фокке-вульфов» и «мессершмиттов» даже по сравнению с завышенными разведданными начала месяца составило 140%»[29]. То есть сбили больше, чем немцы имели на этом участке Курской дуги.

Почему бы вам, борцы за исправления Отечественной истории, не раскрутить «дело генерала авиации Руденко» по факту его вопиющего обмана высшего военного руководства. А ведь за приписками стоят незаслуженные звания Героев Советского Союза, орденоносцев, продвижение по службе, деньги и т.п. Хотел Сталин предъявить ему претензию, да командующий Центральным фронтом К.К. Рокоссовский и командующий ВВС Новиков взяли под защиту. Это только известные фамилии. Покопайтесь, может, других выявите? Сталин укрепил руководство 16-й воздушной армии, не выполнившей поставленной задачи: 10 июля бал назначен командир 6 иак генерал Ерлыкин. «На Центральный фронт срочно вылетел первый заместитель командующего ВВС Красной Армии генерал-полковник Г.А. Ворожейкин, получивший категорический приказ Сталина: «Чтобы завтра господство в воздухе было завоёвано!»[30]

Разве пришелся бы к «вельможному» приписному двору командарма Руденко честный командир дивизии И.Е. Федоров? Нет и ещё раз нет! Надо было его дискредитировать и снять с должности, чтобы не лез со своей горькой правдой. Так злопамятный Руденко и сделал. А если учесть, что «вельможа» всё время рос в должностях в авиации, то нетрудно догадаться, что досье И.Е. Федорова было перешито и из него изъяли многие подлинные документы, характеризующие боевой путь аса и его победы. Не сомневаюсь, что их было значительно больше, чем сегодня сохранилось в обрезанном личном деле И.Е. Федорова.

Помните характеристику Руденко, данную ему Каманиным – «злопамятен»? Так, что письмо этого «вельможи» о боевом лётчике не то, что необъективно, а по-хамски беспардонно и оскорбительно. Те же, кто не дает себе труда хоть мало-мальски проанализировать обстоятельства появления клеветнического письма в делах 16-й армии, достойны того, кто ее состряпал.

И ещё о невежестве. Авторы открытого письма призывают в свидетели для компрометации заслуг Фёдорова в гражданской войне в Испании одного из лётчиков-истребителей, воевавших там – Бориса Александровича Смирнова (умер в 1984 г.). Для большей убедительности сообщают читателям, что он получил звание Героя Советского Союза «за Испанию», что не соответствует действительности. Б.А. Смирнов, старший лейтенант, командир эскадрильи истребителей И-16 в Испании (с 14.06.37 по 17.01.38 г.) сбил лично 2 самолёта, его эскадрилья сбила 14-16 самолётов. Награждён орденом Ленина (02.03.38 г.) и орденом Красного Знамени (28.10.37г.). Звание Героя Советского Союза Б.А. Смирнову, будущему генералу, присвоено после боёв на Халхин-Голе (17.11.38 г.), где он лично сбил 4 японских истребителя[31].

И последнее, что хотелось бы прокомментировать у написантов: «Надо отметить, что испытателем у Лавочкина Фёдоров работал недолго – уже в 1949 году он перешёл на менее ответственную работу – испытания авиационного оборудования. На такую работу лётчики добровольно не уходят. Видимо, С.А. Лавочкин был им не очень доволен. А в 1954 году Фёдоров вообще ушёл с лётной работы, и вышел на пенсию, хотя ему был всего 41 год».

Вот, что по этому поводу пишет публицист Чубуков, хорошо знающий по архивам истинное положение дел с увольнением И.Е. Федорова: «В 1953 году Федоров испытывал конструкцию очередного опытного истребителя на прочностные нормы, что на языке пилотов звучит «максимум-максимора», а на обывательском языке это полёт с 15-16 тысяч метров вниз на полном форсаже. Богатырский организм Ивана Евграфрвича выдержал, но без последствий не обошлось. ВВК постановила: «Федоров И.Е. не годен к лётной работе, не годен к службе в мирное время. В 1954 году Иван Евгрвфович Федоров по этому врачебному предписанию вышел на пенсию»[32].

Зачем же так злобствовать, господа-товарищи Микоян и Щербаков? Зачем писать «Видимо, С.А. Лавочкин был им не очень доволен» и потому уволил. Видимо откуда? Из снов или из «прекрасного коммунистического далёка»?

Кстати, любитель авиационной техники, господин-товарищ Микоян, а не снятся ли вам цветные сны из прошлого? Например, как вы любовались на горящий советский самолет, ваш, кажется: «…машина горела очень красиво: зеленый самолет, красное пламя на фоне белого снега и фейерверк рвущихся снарядов, которыми он был заряжен»[33].

Похоже, что у вас, Степан Анастасович, это самое яркое впечатление о Великой Отечественной войне.

За сим прощаюсь.
Вячеслав Родионов, к.и.н., член Союза писателей России

P.S. Мало покажется, обращайтесь.

г. Москва.
Канун Нового, 2009 года.

Рождество Христово, 7 января 2009 года


[1] Драбкин А. Я дрался на истребителе. М., ЭКСМО, 2007. – 512 с. с илл.

[2] Папа Степана Микояна – Анастас Микоян, один из одиозных большевистских лидеров СССР на протяжении нескольких десятилетий. За ним тянется тайна чудесного спасения при расстреле 26-ти Бакинских комиссаров, единственного по загадочным причинам не тронутого англичанами в 1918 году. Впрочем, тайну, возможно, приоткрывает американский публицист Джон Колеман. В своей книге «Комитет 300» он приводит список членов мирового правительства, угнездившегося в Англии. В том списке (стр. 314) упомянут и папа нашего правдолюбца – Анастас Микоян. Если это правда, то можно сделать вывод о том, что агентурные связи большевистского члена политбюро с англичанами, начались давно и тянулись до самой смерти. Интересно, делился ли со своим отцом секретами авиапромышленности летчик-испытатель Степан Микоян. Ну, это просто так вопросик, ради красного словца? А тут новость. По старым отцовским тропинкам Степан Микоян, написанную им книгу «Воспоминания летчика-испытателя», издает не в России, а в Англии. Хотелось бы получить когда-нибудь достоверный ответ на причины взаимоотношений клана Микоянов с Англией.

[3] Отец – Щербаков Александр Сергеевич (1901-1945), советский государственный партийный деятель, генерал-полковник. Являлся первым секретарем МК и МГК ВКП (б), секретарем ЦК ВКП (б), начальником Главного политуправления Красной Армии, заместителем Наркома обороны СССР, начальником Совинформбюро. По просьбе М. Горького был назначен первым секретарем Союза писателей СССР.

[4] Драбкин Артем. Я дрался на истребителе. М., «ЯУЗА» «ЭКСМО». – 2007, С.133.

[5] Подлинник находится в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО), ф.4, оп.11, д.71, л.222-226.;

[6] Вяткин Л. Трагедии воздушного океана. // Засекреченная слава. //Серия Неведомое, необъяснимое, невероятное М. ИД Прибой 1999. 400 с.

[7] Суворов В. www. razgovor. org/special/article276/

[8] Хазанов Д. История создания Як-9У. Интернетпубликация.

[9] Кербер Л.Л. Туполев. СПб., 1999. С. 171.

[10] wunderwaffe. narod. ru/weaponbook/avia/mig3/c7.htm

[11] Ивановский О.Г., Тимофеев В.Н., Серов Г.П., Шевелев И.Л.– Лавочкин (К 100-летию со дня рождения). 2000. – С.52.

[12] Чубуков В.В. Год жизни в небе. Ж. Мужская работа, 2005, № 1.– С.89

[13] Ивановский О.Г., Тимофеев В.Н., Серов Г.П., Шевелев И.Л. Лавочкин (К 100-летию со дня рождения). 2000. – С.28-29.

[14] Швыдкин А. Белов В. Послесловие. В кн. Толивер Р.Ф. Констебль Т. Дж. –Лучший ас второй мировой. М. АСТ. 2000.– С. 429.

[15] Толивер Р.Ф. Констебль Т. Дж. – Лучший ас второй мировой. М. АСТ. 2000.– С. 124.

[16] Вяткин Л. Ук. соч. С. 78.

[17] Каманин Н.П. Скрытый КОСМОС. Дневники и письма. Запись от 1 декабря 1962. Интернет-публикация.

[18] Каманин Н.П. Скрытый КОСМОС. Дневники и письма. Запись от 13 января 1963. Интернет-публикация.

[19] Каманин Н.П. Там же. Запись от 25 января 1963 года.

[20] Шалагинов В.В. Переживший эпоху. М., «ГОЛОС-ПРЕСС», 2008. – С.262.

[21] См. фото справки в кн.: Шалагинов В.В. Переживший эпоху. М. «ГОЛОС-ПРОЕСС», 2008. – Стр. цв. иллюст. 14

[22] Грибанов С. «Василий Сталин» Интернетпубликация.

[23] Шалагинов В. Ук. соч. С.298.

[24] Руденко С.И. Крылья Победы. – гл. 12.– Интернетпубликация

[25] Горбач В. Ук. соч. С.44).

[26] Горбач В. Ук. соч. С.45.

[27] Горбач В. Ук. соч. С.47.

[28] ЦАМО РФ. Ф. 486-го иап. Оп.211987. Д. 3. Л.133.

[29] Горбач В. Ук. соч. С.91

[30] Горбач В. Авиация в Курской битве. М., «ЯУЗА» «ЭКСМО», 2008. – С.62.

[31] см. в. кн.: Абросов С. В небе Испании 1936-1939 годы, Москва, 2003.

[32] Чубуков В.В. Год жизни в небе. Ж. Мужская работа, 2005, № 1.- С.89

[33] Драбкин А Ук.Соч. С.121

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе