Русские традиции

Альманах русской традиционной культуры

 Главная страница arrow Персоналии arrow Лопатин Геннадий Исаакович - фольклорист, этнограф
Главное меню
Главная страница
Новости
Культура
Казачество
События
Полемика
Этнология
Этномузыкология
Песни (тексты)
Частушки
Ансамбли
Фестивали
Организации
Именослов
Книги (тексты)
Рассказы
Народные пьесы
Сказки
Поэзия
Памфлеты
Персоналии
Целительство
Фотогалерея
Фото ансамблей
---===---
Прислать новость
Архив новостей
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Самообразование
Гостевая книга
Авторизация




Лопатин Геннадий Исаакович – фольклорист, этнограф

Отправить на e-mail

Лопатин Геннадий Исаакович - фольклорист, этнографВедущий научный сотрудник Ветковского музея народного творчества. Г. Гомель. Беларусь.

Окончил Гомельский Государственный университет имени Франциска Скорины в 1986 году.

Исследует проблемы традиционной культуры региона, включающего населенные пункты Ветковского района, а так же пограничье: населенные пункты Чечерского, Добрушского, Гомельского районов Гомельской области, а также Новозыбковского и Красногорского районов Брянской области. Объектом исследования большей частью является полевой материал, зафиксированный этнографическими экспедициями Ветковского музея народного творчества.

Исследует проблемы традиционной культуры на полевом материале, зафиксированном этнографическими экспедициями Ветковского музея народного творчества по следующим направлениям: сельско-хозяйственные обряды и обычаи: животноводческие и земледельческие; мифология христианская (приоритетно — образ святого Николая и святого Юрия) и языческая (ведьмы, русалки, доброхожие. В 1992 году ввел в научный оборот термин «доброхожие», обозначающий демонических существ, объединяющих в себе качества домовых, полевых, лесовых, русалок); народная медицина (обряды и заговоры, зафиксировал около 1000 заговорных текстов); традиция «обыденых» тканей; ткани (рушники и одежда) в обрядах и обычаях (сельскохозяйственных, семейно-бытовых, окказиональных); народная фразеология; этнолингвистика. Часть материалов была представлена на международных, республиканских и региональных научных конференциях и фрагментально опубликована. Значительная часть материалов зафиксирована в населенных пунктах, впоследствии ликвидированных в связи с аварией на ЧАЭС.

Подготовил к изданию систематизированные материалы по мифологии. Готовит к изданию тексты заговоров. Является составителем сборника “Навуковые запіскі Ветковского музей народнай творчасці”. (2004 г.)

Республика Беларусь,
г. Гомель, ул. Тимофеенко, 6-9, тел. + 710375232 60 79 23

Основные публикации:

  • Аб змесце фразеалагізма страшны суд. — Материялы международной научной конференции «Славянская фразеология в ареальном, историческом и этнокультурном аспектах». Гомель, 2001. С. 126-129.
  • Аб лічбе «дванаццаць» у прасторы замоў. — Матэрыялы міжнародных навуковых чытанняў, прысвечаных 120-годдзю з дня нараджэння акадэміка Сцяпана Некрашэвіча. Гомель. 2003. С. 363-367.
  • Аб першаэлементах традыцыйнай культуры ў замовах. — Матэрыялы навукова-практычнай канферэнцыі «Інсітнае мастацтва Беларусі». Віцебск, 2000. С. 98-104.
  • Вялікдзень. Па матэрыялах этнаграфічных экспедыцый. — Роднае слова. 2, 2003, С. 107-109.
  • Апытальнік для збору матэрыялаў па беларускаму народнаму касцюму. — Мінск. 1998. (У сааўтарстве з Г.Р. Нячаевай, І. Ю. Чыжовай)
  • «Госпаду Богу памалюся…» — Веткаўскі музей народнай творчасці. Навукова-метадычны зборнік. Мінск. 2001. С. 92-100.
  • З вопыту вывучэння замоў на Веткаўшчыне. Замовы вёскі Прысно. — Матэрыялы Першай этналінгвістычнай канферэнцыі «Праблемы ўсходнеславянскай этналінгвістыкі». Мінск, 2003. С. 141-145
  • Да адной замовы са збору Еўдакіма Раманава. — Матэрыялы навуковай канферэнцыі, прысвечанай Еўдакіму Раманаву. Гомель, 1993. С. 41-43.
  • Дабрахожы. — Беларуская мифалогия. Энцыклапедычны слоўнік. Мінск. 2004. С. 129-130. (У сааўтарстве с У. Васілевічам)
  • З вопыту вывучэння традыцыйнай культуры Веткаўшчыны. Вёска Барталамееўка. — Навуковые запіскі Ветковского музей народнай творчасці. Гомель. 2004. С. 231-254.
  • Любоўныя замовы са збору Веткаўскага музея народнай творчасці. — Навуковые запіскі Ветковского музей народнай творчасці. Гомель. 2004. С. 270-278.
  • “Малачка густога, верху залатога…” З вопыту вывучэння традыцыйнай культуры Гомельшчыны. Жывёлагадоўчыя звычаі і абрады. — Навуковые запіскі Ветковского музей народнай творчасці. Гомель 2004. С. 255-264.
  • Міфалагічныя ўяўленні аб дабрахожым на Гомельшчыне. — Гомельшчына: старонкі мінулага. Гомель, 1995. С. 162-166.
  • «На Граной нядзелі…» — Веткаўскі музей народнай творчасці. Навукова-метадычны зборнік. Мінск. 2001. С. 81-92
  • Паміж птушкай і анёлам. — Традыцыі матэрыяльнай і духоўнай культуры Палесся, Гомель, 2004 С. 152-155.
  • “Прашу Госпада Бога, Маць прачыстую Ўгаварыю…” — Магілёўская даўніна. Магілёў, 2001. С. 96-99.
  • Радзінныя звычаі і абрады вёскі Закружжа. —Матэрыялы навукова-практычнай канферэнцыі «Традыцыйная культура і дзеці: праблемы захавання і пераемнасці». Мазыр, 2001. С.103-107
  • Ручнік і замова як розныя тэксты адной традыцыі. — Арнаменты Падняпроўя. Мінск. 2004. С. 239-392. (У сааўтарстве з У.Л. Кляусам, Г.Р. Нячаевай, Л.Д. Раманавай)
  • Святы Георгій у песнях, духоўных вершах, замовах і звычаях. — Веткаўскі музей народнай творчасці. Навукова-метадычны зборнік. Мінск. 2001. С. 81-87.
  • «Стану я, раба Божая, благаславясь…» — Інвентар. Гісторыка-краязнаўчы навукова-папулярны часопіс гомельскага регіёна. Гомель. 2002. С. 51-52.
  • Фёдараўка і Навілаўка ў звычаях, абрадах, былічках, павер'ях, замовах. —Інвентар. Гісторыка-краязнаўчы навукова-папулярны часопмс гомельскага регіёна. Гомель. 2002. С. 45-50.
  • Чым распінаюць змей ды б’юць курапаў. — Матэрыялы навуковай канферэнцыі «Этнаграфія Беларускага Падняпроўя». Магілёў. 1999. С. 86-90.
  • Белорусские рассказы о чудесах святого Николы. — Живая старина, 2, 2004. С. 35-40.
  • К вопросу изучения обыденных тканей на Ветковщине. — Матэрыялы міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі «Рушнік у прасторы і часе». Мінск. 2000. С. 110-115.
  • Из опыта изучения заговоров на Ветковщине. Материлы международной научно-практической конференции «Старообрядчество как историко-культурный феномен». Гомель. 2003. С. 166-170.
  • Легенды и поверья деревни Верхличи. — Живая старина. 4, 2003. С. 35-37.
  • «Как эта жыта паламалась…» — Живая старина, 4, 2004. С. 19-21.
  • «Людзей жа нявидзимых стольки, кольки видлзимых» Белорусские мифологические верования в «доброхожих». — Живая старина, 3, 2005. С. 34-37.
  • О демонологической лексике в языке жителей Ветковского района. — Матэрыялы навуковай канферэнцыі «Гомельшчына: народная і духоўная культура, дыялекты, тапанімія». Гомель 1992. С. 26-28.
  • Свет заговоров: пространство пустое и полное. — Матэрыялы навуковай канферэнцыі. Мінск, 1999. С. 140-142.
  • «Як у хаце свяшчоная паска…» — Живая старина, 1, 2005. С. 31-32.
 
< Пред.   След. >

---===---




Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры 2002 - 2012
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования