Русские традиции

Альманах русской традиционной культуры

 Главная страница arrow Персоналии arrow Банин Александр Алексеевич - научный консультант по этномузыкологии
Главное меню
Главная страница
Новости
Культура
Казачество
События
Полемика
Этнология
Этномузыкология
Песни (тексты)
Частушки
Ансамбли
Фестивали
Организации
Именослов
Книги (тексты)
Рассказы
Народные пьесы
Сказки
Поэзия
Памфлеты
Персоналии
Целительство
Фотогалерея
Фото ансамблей
---===---
Прислать новость
Архив новостей
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Самообразование
Гостевая книга
Авторизация




Банин Александр Алексеевич – научный консультант по этномузыкологии

Отправить на e-mail

Банин Александр АлексеевичА.А. Банин — известный московский музыковед, член Союза композиторов СССР с 1971 года, кандидат искусствоведения (1972). Автор многих работ, посвященных изучению традиционной музыкальной культуры русского этноса. Его научные интересы относятся к области этномузыкологии и музыкальной акустики.

А.А. Банин известен также как автор многих уникальных записей русского музыкального фольклора.

Банин Александр Алексеевич родился в городе Горьком 23 июня 1933 года. А.А. Банин имеет два высших образования:

1. физическое (окончил радиофизический факультет Горьковского государственного университета им. Лобачевского в 1956 году),
2. музыкальное (окончил дирижерско-хоровое отделение Института им. Гнесиных в 1964 году).

Трудовая деятельность А.А. Банина протекала:

1. в акустической лаборатории Московской консерватории им. П.И. Чайкоского, где в течении 10 лет А.А. Банин руководил организованным им научным семинаром «Акустические среды»,
2. в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки в качестве заведующего отделом музыкальных инструментов,
3. в Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР в качестве консультанта; был членом редколлегии 16-титомного сводного издания «Собрание русских народных песен», основанного Д.Д. Шостаковичем; был назначен составителем полутома «Трудовые артельные песни» (материалов на целый том к концу 1960-х годов было недостаточно),
4. на Отделении структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова в качестве старшего научного сотрудника,
5. в НИИ культуры в качестве сначала заведующего лабораторией русского фольклора, а затем заведующего сектором русского фольклора; по заданию Министерства культуры РСФСР сектор русского фольклора осуществил разработку и внедрение проекта «Республиканский центр русского фольклора»; автором концепции Центра является А.А. Банин; проект Центра получил высокую оценку как Министерства, так и ряда авторитетных специалистов; концепция проекта опубликована в газете Советская Россия и в сборнике «Сохранение и возрождение фольклорных традиций». Вып. 1, М., 1990 (Банин А.А. Республиканский центр русского фольклора, с. 5–37),
6. в Государственном республиканском центре русского фольклора в качестве сначала заместителя директора по научной работе, а затем ведущего научного сотрудника.

В 1960-65 годах А.А. Банин по инициативе и под руководством В.И. Харькова предпринял ряд экспедиций в Горьковскую область, в результате которых в среде сплавщиков леса (лесорубов и плотогонов) была открыта живая ветвь древнейшей восточно-славянской фольклорной традиции — культура трудового артельного пения, выполняющего функцию организации коллективных физических усилий в одном общем ритме.
Прекрасные образцы музыки артельных команд, припевок и песен керженско-ветлужского лесосплава, собранные А.А. Баниным на средней Волге и ее притоках — Ветлуге и Керженце), а также исследование «Трудовые артельные песни как жанр» опубликованы в книге: Банин А.А. Трудовые артельные песни и припевки (М., 1971, 223 с.).

Интересы ученого связаны не только с музыкальной фольклористикой, но и музыкальной акустикой. Им проведен ряд исследований, в частности, по акустике горлового пения, по акустике хорового строя и ряд других. А.А. Банин был организатором и председателем секции Музыкальная акустика на трех «Всесоюзных акустических конференциях», где им прочитан ряд докладов, в том числе, и на пленарных заседаниях:

1. на VIII Всесоюзной акустической конференции (Москва, 1970),
2. на IX Всесоюзной акустической конференции (Ленинград, 1973) и
3. на X Всесоюзной акустической конференции (Москва, 1979).

Автором и основным исполнителем проекта «Музыкально-поэтический фольклор северо-восточных районов Новгородской области» также является А.А. Банин.
На первом этапе осуществления этого проекта были выполнены следующие работы — сбор материалов в полевых условиях, нотировка песен и наигрышей, подготовка их к публикации. Были записаны выдающиеся в музыкальном отношении образцы плачей (свадебных и похоронных), а также лесные частушки с уканьем (мелодически развитые возгласы «ау» — в диалектном варианте «ухи», — исполняемые в качестве припева в частушечной строфе). Указанные материалы составили основу изданий:

1. Банин А.А., Вадакария А.П., Жекулина В.И. Свадебные песни Новгородской области. Новгород, 1974,
2. Банин А.А., Вадакария А.П., Канчавели Л.Г. Музыкально-поэтический фольклор Новгородской области. Новгород, 1983.

Серия научных статей А.А. Банина (они написаны и изданы за период с 1978 года по настоящее время) посвящена проблемам теории музыкального фольклора и теории народно-песенного стихосложения, методологии их изучения. Назовем некоторые из них: «Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики», «К изучению русского народно-песенного стиха», «О принципах моделирования обобщенного слогового ритма», «Музыка устной традиции как лингво-музыкальная система», «Линева Е.Э. и семиотическая теория музыки фольклорной традиции: опыт изучения музыкального языка «Лучинушки»» и ряд других.
Общим стержнем, объединяющим эти статьи в цикл, является трактовка А.А. Баниным музыкального фольклора как специфической и вполне самостоятельной системы языка музыкального, образующей вместе с системой языка вербального пару естественных звуковых языков, присущую каждому из этносов.

А.А. Банин является редактором-составителем ряда фундаментальных этномузыкологических изданий:

1. Музыкальная фольклористика, вып. 1. М., 1973,
2. Музыкальная фольклористика, вып. 2. М., 1978,
3. Памяти К. Квитки (1880—1953). Сборник статей (к 100-летию со дня рождения). М., 1983,
4. Музыкальная фольклористика, вып. 3. М., 1986.

В 1980-90-е годы научные интересы А.А. Банина связаны с изучением русской инструментальной музыки фольклорных традиций — гусельной, балалаечной, скрипичной музыки, традиций многих духовых и ударных инструментов, многочисленных разновидностей фольклорной гармони. Все это нашло отражение в обобщающей монографии: Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции (М., 1997, 247 с.).
Особо следует отметить подробно обследованную А.А. Баниным традицию игры на пастушеском барабане, продемонстрированную им в зале Дома композиторов на фольклорном концерте (в исполнении пастуха Я.П. Хрулева). Многочисленные записи игры пастухов сделаны А.А. Баниным в северных районах Горьковской области. Часть из них опубликована (в сборнике «Музыкальная фольклористика», вып. 3, М, 1986) в виде нотировок, выполненных с соблюдением так называемого парадигматического ранжира, со всей очевидностью показавших музыкально-языковую природу не только вокально-песенной, но и инструментальной музыки устной (бесписьменной) традиции.

В качестве одной из первоочередных задач и одного из основных направлений деятельности Государственного республиканского центра русского фольклора была объявлена подготовка и издание «Свода памятников русского песенного фольклора». Автором концепции «Свода» выступил А.А. Банин (совместно с А.Н. Ивановым). Концепция опубликована в сборнике «Сохранение и возрождение фольклорных традиций». Вып. 2, часть 1, М., 1993 (Банин А.А., Иванов А.Н. Свод памятников русского песенного фольклора, с. 6–29).

Были запланированы четыре первые антологии «Свода»:

1. антология «Трудовые артельные песни и припевки»,
2. антология «Былины. Южнорусский казачий эпос»,
3. антология «Искусство владимирских рожечников»,
4. антология «Южнорусские хороводы и хороводные песни»

Работа по подготовке «Свода памятников русского песенного фольклора» велась неполных 3-4 года. Был представлен первый вариант рукописи только одной из четырех антологий — «Трудовые артельные песни и припевки». Затем работа над этой и другими антологиями была приостановлена.
В последнее время А.А. Банин связывает свою деятельность с освоением компьютерных технологий, с предварительной разработкой проекта «Искусственный музыкальный интеллект русской фольклорной традиции». Имея в виду именно этот аспект, А.А. Банин, в частности, подготовил в электронном формате фундаментальную антологию «Эй ухнем. Трудовые артельные песни» (Москва, 2009) из серии «Свод памятников русского песенного фольклора» с базой данных порядка 1000 единиц нотно-словесных текстов.


Список трудов:

1. Банин А.А. О некоторых акустических и музыкальных элементах хорового строя. — Музыкальное искусство и наука. Вып. I, М., 1970, с. 28–36.
2. Банин А.А. Музыкальная акустика и ее место в современной науке. — Труды акустического института, вып., IX, М., 1970, с. 23–36.
3. Банин А.А. Трудовые артельные песни и припевки. М., 1971.
4. Банин А.А., Ложкин С.Н. Об акустических особенностях тувинского сольного двухголосия. — Доклады VIII Всесоюзной акустической конференции. М., 1973, с. 30–34.
5. Банин А.А. Об особенностях ладообразования в трудовых артельных песнях. — Музыкальная фольклористика, вып. 1. М., 1973.
6. Банин А.А., Вадакария А.П., Жекулина В.И. Свадебные песни Новгородской области. Новгород, 1974.
7. Банин А.А. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики. — Музыкальная фольклористика, вып. 2. М., 1978.
8. Златоустова Л.В., Банин А.А. Об иерархии уровней ритмического компонента русской речи. — Вестник Московского университета. Филология. 1978, № 2, с. 35-43.
9. Банин А.А. О функциональных и генетических связях в песнях «Ой, дубинушка ухнем» и «Вниз по матушке по Волге». — Музыкальная фольклористика, вып. II. М., 1978.
10. Банин А.А. О теории музыки устной традиции. — Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980.
11. Банин А.А. К изучению русского народно-песенного стиха: Методологические заметки. — В кн.: Фольклор: Поэтика и традиция, 1981. М., 1982.
12. Банин А.А. Метод морфологического описания музыкально-поэтических произведений фольклора. — В кн.: Методы изучения фольклора. Л., 1983, с. 80 – 95.
13. Банин А.А., Вадакария А.П., Канчавели Л.Г. Музыкально-поэтический фольклор Новгородской области. Новгород, 1983.
14. Банин А.А. О принципах моделирования обобщенного слогового ритма: Вопросы методики и методологии. — В кн.: Памяти К. Квитки (1880—1953). Сборник статей (к 100-летию со дня рождения). М., 1983.
15. Банин А.А. К.В. Квитка — выдающийся советский фольклорист-музыковед. — В кн.: Памяти К. Квитки (1880—1953): Сборник статей (к 100-летию со дня рождения). М., 1983.
16. Банин А.А. А.А. Володин — музыковед-акустик, выдающийся конструктор электромузыкальных инструментов. — X Всесоюзная акустическая конференция. Пленарные доклады. М., 1983, с. 276–286.
17. Банин А.А. Слово и напев. Проблемы аналитической текстологии. — Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. М.,1984, с. 170–202.
18. Банин А.А. Очерк истории изучения русской инструментально-музыкальной культуры бесписьменной традиции. — Музыкальная фольклористика, вып. 3. М., 1986.
19. Банин А.А. Методологическая ценность «Былин». — ж. Советская музыка. 1986, № 7, с. 90–96.
20. Банин А.А. Ладозвукорядный аспект историко-стадиальной концепции П.П. Сокальского и его новая трактовка. — Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии. М., 1990, с. 61–76.
21. Банин А.А. Республиканский центр русского фольклора. — Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Выл. 1, М., 1990, с. 5–37.
22. Банин А.А., Иванов А.Н. Свод памятников русского песенного фольклора. — Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Выл. 2, часть 1, М., 1993, с. 6–29.
23. Банин А.А. Традиция трудового артельного пения в России: проблема реконструкции памятника фольклора. — Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Выл. 4, М., 1994, с. 94–108.
24. Банин А.А. О собирании и изучении южнорусских (казачьих) былин и былинных песен: итоги и перспективы. — Русский фольклор, вып. XXVIII, С.-Птб., 1995, с. 111–115.
25. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М., 1997.
26. Банин А.А., Бурмистров Н.С. К проблеме определения и происхождения частушки. — ж. Живая старина. 1997. № 3, с. 49–51.
27. Банин А.А., Бурмистров Н.С. Путевая песня бурлаков: к проблеме определения и происхождения частушки. — Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Выл. 9, М., 1999, с. 173–191.
28. Банин А.А. Музыка устной традиции как лингво-музыкальная система. — В книге «Музыка устной традиции». Материалы международной конференции «Памяти А.В. Рудневой». М., 1999, с. 134–145.
29. Банин А.А. Отчего Москва загоралася. Песня о возникновении Москвы от огня божественного творения. — В книге Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 3, М., 1999, с. 92–96.
30. Банин А.А. Е.Э. Линева и семиотическая теория музыки фольклорной традиции: опыт изучения музыкального языка «Лучинушки». — В книге «По следам Е.Э. Линевой». Вологда, 2002, с. 112–149.
31. Банин А.А. «Методология лингво-музыкального анализа музыки устных традиций». — В книге «Первый всероссийский конгресс фольклористов». Сборник докладов. Том 1. М., 2005, с. 385–406.

Информация для контактов: aleks-banin@yandex.ru

 
< Пред.

---===---




Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры 2002 - 2012
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования