Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 11652

Проект

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Методические рекомендации

по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества

Москва 2006

В соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкова от 23 января 2006 г. № МФ-П16-1пр Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало Методические рекомендации по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества на основе Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) и действующего федерального законодательства в целях оказания методической помощи главам муниципальных образований (главам местных администраций), органам управления культурой муниципальных образований и муниципальным организациям культуры. Методические рекомендации подготовлены с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Целью методических рекомендаций является разъяснение порядка реализации полномочий местных органов власти по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, который предусматривает совокупность нормативного и структурного обеспечения деятельности муниципальных образований по данному вопросу местного значения.

Настоящие Методические рекомендации разработаны Департаментом культуры Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (директор Департамента — Ю.А. Шубин, заместитель директора Департамента – С.Н. Горушкина, заместитель начальника координационно-аналитического отдела И.А. Тозыякова, консультант нормативно-правового отдела И.Е.Морковкина). В методических рекомендациях использованы материалы, представленные Государственным Российским Домом народного творчества (директор - Э.С. Кунина) и Государственным научно – методическим Центром народного творчества и повышения квалификации Вологодской области (директор – О.А. Денежкина).

Методические рекомендации по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в муниципальных образованиях

Статьей 29 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее - Федеральный закон № 199-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в части расширения и уточнения полномочий муниципальных образований по решению вопросов местного значения в сфере культуры.

В редакции Федерального закона № 199-ФЗ были уточнены формулировки полномочий муниципальных образований в части организации библиотечного обслуживания и охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). К вопросам местного значения муниципального района добавлено полномочие по созданию условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

Статьями 14 (пункт 13.1), 15 (пункт 19.2) и 16 (пункт 17.1) Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов отнесено полномочие по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов.

Правой основой регулирования местного традиционного художественного творчества являются следующие нормативные правовые акты:

- Конституция Российской Федерации (статья 44);

- Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 149);

- Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";

- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";

- Федеральный закон от10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- Федеральный закон 17 июня 1996 года N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

- Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 609 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 № 919).

- Федеральная целевая программа «Культура России»;

- Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Широко применяется в региональной практике регулирование данного вопроса нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Исходя из общих начал и смысла правовых норм, отраженных в указанном выше перечне законодательных актов, можно определить местное традиционное народное художественное творчество как деятельность по созданию и (или) интерпретации культурных ценностей, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества. Международное законодательство в отношении традиционной народной культуры употребляет термин, рекомендованный ЮНЕСКО «нематериальное культурное наследие».

Процессы глобализации поставили в качестве важнейшей государственной задачи сохранение нематериального культурного наследия, В этом контексте развитие народного творчества и трансляция лучших образцов духовной культуры последующим поколениям, как основы идентификации нации, является обязанностью соответствующих государственных и муниципальных структур, закрепленной в Федеральном законе № 199-ФЗ.

Следует отметить, что в отечественной культурологи и практике культурной деятельности словосочетание «художественное творчество» обычно употребляется в значении самодеятельное (любительское) творчество, которое включает в себя создание и (или) исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.

Таким образом, понятие «местное традиционное народное художественное творчество» является объемным понятием, включающим в себя как указание на традиционные виды культурной деятельности, так и на самодеятельный характер их освоения.

Из совокупности норм законодательства следует, что понятие «создание условий» означает комплекс действий, направленный на осуществление, выполнение, организацию и управление деятельностью, обеспечивающей реализацию прав и обязательств органов местного самоуправления по вопросу реализации установленных полномочий и, в частности, по созданию условий для сохранения и развития местного традиционного художественного творчества. Таким образом, создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества должно иметь ресурсное обеспечение, предусматривающее финансовую, материальную и структурную поддержку.

Исходя из того факта, что основной объем услуг по развитию традиционной художественной культуры осуществляется бюджетными учреждениями культуры, рассмотрим порядок обеспечения данного полномочия органов местного самоуправления.

Понятие «создание условий для развития» подразумевает право муниципального образования создавать и финансировать муниципальные учреждения, формировать и размещать муниципальный заказ, принимать и организовывать выполнение программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования исходя из нормы, установленной пунктом 3 и 6 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, определяющей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют муниципальные минимальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения, в том числе размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.

С целью создания условий для развития традиционного художественного творчества органы местного самоуправления создают условия для развития организаций, осуществляющих деятельность в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры путем:

  • - разработки и реализации программ по сохранению и развитию народного художественного творчества;
  • - создания специализированных учреждений культуры, осуществляющих функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества;
  • - поддержки творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями материальных и духовных традиций народной культуры, используя механизмы грантовой поддержки, учреждения премий, других мер материального и морального стимулирования;
  • - нормативного регулирования деятельности субъектов народного художественного творчества (граждан, юридических лиц и общественных организаций);
  • - финансирования работ и услуг по сохранению и пополнению собраний фольклорно-этнографических материалов, хранящихся в музеях, архивах, библиотеках и других учреждениях, созданных на территории муниципального образования.
  • - финансирования работ и услуг по созданию и экспонированию предметов традиционной культуры, предметов декоративно-прикладного искусства.
  • - финансирования работ и услуг по созданию коллективов народного художественного творчества;
  • - финансирования творческих проектов по организации и проведению праздников, конкурсов и других массовых мероприятий, организуемых с целью популяризации и развития народного художественного творчества.

Базовым условием для реализации полномочия муниципального образования по обеспечению условий для развития местного народного художественного творчества является создание творческих коллективов различной жанровой направленности: хореографических, хоровых, музыкальных, театральных, фольклорных, декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства.

Нормативное обеспечение создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества.

Нормативное регулирование деятельности коллективов народного творчества ранее регулировалась документами Министерства культуры СССР, такими как Примерное Положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества и Положение о народных самодеятельных коллективах.

С передачей компетенции по обеспечению деятельности клубных учреждений, в которых создавались творческие коллективы, на уровень местного самоуправления, ответственность за нормативное регулирование отошла к учредителю.

В целях оказания организационно-методической поддержки и стимулирования деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений решением коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. № 10 было рекомендовано министерствам культуры в составе Российской Федерации, органам культуры исполнительной власти краев, областей, национальных образований, с учетом местных особенностей и условий подготовить проекты нормативных правовых актов и в соответствии с действующим законодательством внести их на утверждение в порядке, установленном в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Приложением № 2 к указанному решению коллегии Минкультуры России творческие коллективы являются клубными формированиями.

Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.

Региональная практика демонстрирует порядок, направленный на сохранение единого культурного пространства территории, который предусматривает утверждение типового положения о клубном формировании и типового положения о народных (самодеятельных) коллективах нормативным правовым актом субъекта федерации либо приказом органа культуры субъекта федерации.

На основании типового положения директор культурно-досугового учреждения издает приказ о создании клубного формирования и утверждает положение о клубном формировании, в котором отражается порядок работы, система управления и отчетности.

В соответствии с установленным порядком, клубное формирование может осуществлять свою деятельность:

  • - за счет предусмотренных по смете на эти цели финансовых средств культурно-досугового учреждения;
  • - за счет частичной самоокупаемости, с использованием средств базового культурно-досугового учреждения или других учредителей, членских взносов участников, а также средств, полученных от собственной деятельности и иных средств.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе