Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Как прялка и ткацкий стан стали музейными экспонатами

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 7461

Прялка

Лет двадцать-тридцать назад в горнице иной деревенской избы можно было увидеть ткацкий станок. Немногие старушки мастерили популярные тогда половики-«дорожки» из ситцевого тряпья. Туристы млели – и раскупали эти «произведения народного искусства».

Прялки же (или самопрялки, как иногда их называют на музейных экскурсиях по выставкам из истории крестьянского быта) употребляли очень немногие. Однако, судя хотя бы по тому, как распространены остатки таких прялок на чердаках деревенских старых домов, впоследствии эти прялки распространились. И не случайно. Хоть и гораздо дороже они, чем другие приспособления для прядения, но пряжа с прялки оказывалась лучше, ровнее, выше была производительность труда. Кроме того, на прялке легко ссучить пряжу в нитки.

Мастера продавали льняную пряжу или в суровом виде, или предварительно выбеленную, либо у себя же использовали пряжу на изготовление полотна.

Что собой представлял ткацкий станок, наверное, многие знают. В музеях видели! Станки (станы) были, можно сказать, типовыми, изготовлением их занимались опять же кустари.

Продукцией тканья была новина, длиной около 20 аршинов (на ее изготовление уходило 4-5 дней). После снятия новины ее следовало отбелить. Отбеливание заключалось в золении (замачивание новины в корчаге с кипятком и золой и выстаивание в этом растворе в печи), стирке, выдерживании смоченной мыльным раствором новины в печи. Окончательная отбелка производилась, когда холсты расстилали на лугу, время от времени смачивая ткань холодной водой. Для успеха этого процесса необходимо было, чтобы стояла солнечная и теплая погода, тогда отбеливание занимало 15-20 дней.

После первичной обработки льноволокно необходимо было спрясть. Прядение производилось на гребне или на кужеле (который представлял из себя горизонтальную доску, на одном конце которой вертикально укреплена стойка, заканчивающаяся вместо гребня полукруглым утолщением. На него наматывали повесмы льна). Если прядение производилось на гребне - льноволокно начесывали перед прядением на его зубья.

Прялки же (или самопрялки, как иногда их называют на музейных экскурсиях по выставкам из истории крестьянского быта) употребляли очень немногие. Однако, судя хотя бы по тому, как распространены остатки таких прялок на чердаках деревенских старых домов, впоследствии эти прялки распространились. И не случайно. Хоть и гораздо дороже они, чем другие приспособления для прядения, но пряжа с прялки оказывалась лучше, ровнее, выше была производительность труда. Кроме того, на прялке легко ссучить пряжу в нитки.

Мастера продавали льняную пряжу или в суровом виде, или предварительно выбеленную, либо у себя же использовали пряжу на изготовление полотна.

Что из себя представлял ткацкий станок, наверное, многие знают. В музеях видели! Станки (станы) были, можно сказать, типовыми, изготовлением их занимались опять же кустари.

Продукцией тканья была новина, длиной около 20 аршинов (на ее изготовление уходило 4-5 дней). После снятия новины ее следовало отбелить. Отбеливание заключалось в золении (замачивание новины в корчаге с кипятком и золой и выстаивание в этом растворе в печи), стирке, выдерживании смоченной мыльным раствором новины в печи. Окончательная отбелка производилась, когда холсты расстилали на лугу, время от времени смачивая ткань холодной водой. Для успеха этого процесса необходимо было, чтобы стояла солнечная и теплая погода, тогда отбеливание занимало 15-20 дней.

У этого кустарного промысла, как и у многих других, мало было шансов уцелеть. Уже тогда, в конце XIX века, крестьяне склонялись к тому, что более выгодно лен продавать на льнопрядильные мануфактуры (тем более что в уездном городе существовала такая мануфактура - «Рольма»), а не производить холсты дома. Фабричные «миткаль и ситцы если не своей дешевизной, то отчетливостью и чистотою отделки стали сильно конкурировать» с продуктами домашнего ткачества, как сообщали уже в 1880-х годах земские статистики в документах по исследованию кустарных промыслов.

Заработок кустарей, занимавшихся прядением и сучением ниток, тканьем холстов, был незначителен, колебался от 40 до 4 рублей в год. Проще и доходнее оказывалось сдать льноволокно «маякам» или «кулакам» - людям, специализировавшимся именно на сборе по крестьянским хозяйствам и доставке на льно-мануфактуру сырья.

Ткачество, тем более - сложное, узорное - давно стало занятием исключительно фабричным.

Постепенно производство пряжи и домотканых холстов для изготовления одежды сменилось тем кустарным промыслом, что в очень незначительных размерах кое-где существовало еще лет двадцать-пятнадцать - изготовлением на ткацких станках «дорожек» из катушечных ниток и нарезанного узкими полосами старого ситца. Туристы млели - и раскупали эти «произведения народного искусства». Сейчас и это можно увидеть лишь в музеях - в тех, которые практикуют «мастер-классы» по древним крестьянским промыслам.

Люба Мельник
Источник: Школа Жизни.ru

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе