Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Курс «История и этнография восточных славян»

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 11056

Лада – та же самая Леда, у нее двое детей: Аполлон и Артемида. С греческого языка "Аполлон" не переводится, для греков он был чужаком, пришельцем, ведь выполнял функции совершенно зверские: вместе со своей сестрицей убивали людей, то есть лук и стрелы Аполлона – то, что приносит смерть. Ко всему прочему, Аполлон не очень-то жаловал и Ладу: постоянно летом на лебедях своих он отправлялся к Кронийскому океану. А Кронийским или Скифским океаном называли Белое море и Ледовитый океан, и греки остро ощущали кровное родство с этими гипербореями. Именно там, на берегах Кронийского океана, Зевс своего отца Кроноса (Время) посадил в пещеру, отчего он так и стал называться. Туда отправлялся Аполлон с птицами-лебедями, к своим любимым гипербореям, которые его прославляли, воспевали. Так вот, считают, что Аполлон – просто греческая огласовка (но, конечно, большие привнесения малоазийских элементов) имени Куполон, или Купалон, или Купала, потому что "Куполо" – как бы звучало на греческом – теряет "к". Это мы его называем "Аполлоном", а греки - "Аполо" – очень близко. Ну, как, растете вы в собственных глазах?

...Не знаю как на счет "дидо" и на счет "ладо", но что касается "лель", "лели", "лёли", "лило", то даже есть праздник в северозападной Индии, который называется ЛИЛА. "Лили-лили! Лели-лели!" - говорят они, что в переводе с санскрита означает: "Совокупляйтесь! Соединяйтесь!

 

СКАЗКА О ГУСЯХ-ЛЕБЕДЯХ

 

Сестрица проворонила братца, которого утащили гуси-лебеди. В одном варианте сказки гуси-лебеди не совершают такого непорядочного действа, Баба-Яга сама забрала младенца, и когда сестра вытаскивает из избушки Бабы-Яги братца и возвращается обратно. Над ней пролетает стая гусей-лебедей, она просит их взять ее с собой на крылята, они отказываются; вторая стая; и наконец, из третьей стаи паршивый гусачёнок берёт детей на крыленки и выносит. Здесь гуси-лебеди выполняют приличные функции, но в обычной нашей широко известной сказке все иначе.

Итак, гуси-лебеди утащили из села (заметьте): мальчика, и девочка отправляется его искать. И в том, что она делает, перед вами, как на ладони, раскрывается структура мифа. Сначала она подходит к печке, которая ей предлагает ржаной пирог. Девочка отказывается, говоря, что у ее батюшки и пшеничные не едаются. Печка, испеченный хлеб – четко определяется как некий социум, человеческое общежитие, вырванное из контекста дикой природы: то, что мы называем цивилизацией, культурой. Причем, ржаной хлеб – самая простая форма хлеба, ржаной пирог. Она идет дальше и подходит к яблоне. Это уже мир природы как таковой. Яблоня, золотые яблоки, молодильные яблоки... Вспомните, в скольких сказках они есть! Золотая яблоня – та же роженица, и та же самая корова, и священное дерево с золотыми листьями. Девочка отказывается есть дикое яблоко, потому что у нее дома и садовые не едятся, и идет дальше. Выходя из мира природы, она попадает в очень странное место, которое в принципе вообще не должно подпускать к себе человека – молочная река с кисельными берегами. Кисель и молоко – обязательные блюда на поминках. Она не ест киселя, не пьет молока и, пройдя через речку, попадает в мир Бабы-Яги, то есть предка по женской линии. Чтобы стать этому миру родственной, нужно произвести целый ряд определенных действ, но она ничего этого не делает, а хватает своего братца и бежит обратно. Ее застигают гуси-лебеди, и что она делает: пьет молоко и ест кисель. Она совершает необходимый ритуал, как бы приносит благодарность миру предков и отстраняется от него; ведь любая ритуальная еда на поминках – это еще и определенное отстранение: мы едим вашу пищу и не надо нам делать нам ничего плохого. Потом она съедает дикое яблоко, которое должно вернуть ее сначала в мир нормальной естественной природы, и, в конечном счете, – в мир людей. Потом она ест ржаной пирог и прячется в устье печки, то есть проходит вместе с братцем обряд перепечения, когда "перепекают подмена и выпекают русака". Фактически, они рождаются заново; так как уже побывали в другом мире, то не могут вернуться обратно в мир людей, но из-за того, что они перепеклись, то стали такими, какими должны быть. После этого гуси-лебеди уже за ними не летят в село, они не имеют на это право, не имеют права на человеческие жизни. Вот вам очень интересный мифологический сюжет.

Другой сюжет связан с конем, с Сивкой-буркой, вещим кауркой. Здесь целый набор взаимоисключающих вещей в самом персонаже: сивый, бурый и, ко всему еще, каурый – набор различных цветов. Он вещий, этот конь, почему? Три ночи приходит младший сын на могилу отца, и за это ему обещаны старшими братьями овсяные блины. Это ритуальная еда, связанная с культом предков. Первую ночь он отсидел с блином, который ему дали с собой на могилу, съел его, и отец к нему явился, поговорили. Вторую ночь сидит, блин съел, опять отец пришел, опять пообщались. На третью ночь блин съел, пришел отец и привел с собой коня, то есть конь – воплощение собственного отца. Конь, как и птица – символ души, отсюда – крылатые кони, "Пегас поэзии", а все вместе объединяются в то самое животное:

Твоя крылатая голова мчится по лесу,

Твои рога, похожие на распростертые крылья птицы...

и, в конечном итоге, на ту петроглифику, в которой мы видим лося, который перерастает в гуся, где появляется рогатый гусь неожиданно, или ладья в форме птицы, завершающаяся лосиной головой. Видите, в какие дебри все опускается!

В сказке о царевне и семи богатырях мне хотелось бы обратить ваше внимание на последовательность обращений жениха царевны Елисея к каким-то вспомогательным силам. Сначала он приходит к Красному Солнцу, затем к Ясному Месяцу, и, наконец, к Ветру – он все знает и отвечает на все вопросы. Точно такая же структура в одном из гимнов Ригведы: там так же выясняется, куда попал человек. Солнце, а затем Месяц ничего не могут ответить и, наконец, обращение к Ветру. "Вайю", "Вею" называют ветер. Теперь вспомните гоголевского Вия, который все знал, и не случайно говорил, что "можно обойти что угодно: и дракона, и войско, и злых людей, но нельзя обойти страшного Вайю". Вайю представлялся древним ариям как северовосточный ветер. Кто такие гипербореи? Это люди, которые жили за бореем. Что такое – "борей"? Северовосточный ветер. И как раз возвращаемся к легендарным горам: на территории Евразии есть только одно место, где преобладающими являются северовосточные ветры, причем очень сильные. Это Карское море, в котором рождается мощнейший антициклон, и зимой эти ветры дуют как раз параллельно западной оконечности приполярного Урала и как бы замыкаются на Увалах. То есть ветер смерти, который несет действительно огромное количество снега, ведь на вершинах приполярного Урала и Тимана даже к марту сохраняется 3,5 – 4 см снега. Выходит: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок", любая волшебная сказка – это деградировавший миф, хотя какая-то доля мифологической структуры присутствует даже в "Сказке о попе и его работнике Балде" или в сказке о лисе и зайце.

март 1990 года

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе