Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Курс «История и этнография восточных славян»

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 11038

Вот конкретные образцы украшения свастиками предметов славянского обихода ( ): донца керамических сосудов, пряслица, височные наголопастные колты и, наконец, Олонецкая вышивка – белое на белом – называвшаяся "чекая". У индийцев такая вышивка называлась "чикан" и выполняла те же самые функции, то есть белым на белом орнаментальные схемы, которые, практически как орнамент не читаются. Это орнамент с подзора свадебной простыни.

Во II тысячелетии до н.э. арии пришли на территорию Закавказья и принесли с собой вот такие бронзовые ритуальные топоры ( ). Здесь – заполнение одежды Богоматери на лицевом шитье XVII века; так же – Олонецкий подзор...

Индийские брахманы в праздник Янтра (то есть Навруд, 21 марта) зажигали 4 костра, каждый из которых имел форму свастики; свастики, сдублированные по 4 – постоянные элементы в нашей вышивке и бранном ткачестве (скатерти, браные проставки) ( ).

Обратите внимание на такую деталь: вот план храма в Средней Азии, связанный с приходом нового населения ( ). Открывший этот храм Цариниди В.И. отмечал, что в боковые ответвления-коридоры среднестатистический нормальный человек войти не может – настолько они узки, то есть они выполняли чисто ритуальную функцию. План храма - это то, что мы знаем как детали орнамента... Выходит что отношение к орнаменту было более, чем серьезное. Или, скажем, эта пряжка с Северного Кавказа, 12-ое тысячелетие до н.э., и браное ткачество рубежа XIX-XX веков ( ). Стилистика этих ответвлений одна и та же. Вот еще: поздняковский кувшин XVII века до н.э. ( ); еще – XIII век до н.э. – Средняя Азия ( ); еще – орнаментальный пояс на Черниговском соборе, ровеснике Киевской Софии, там, где князь всходил на хоры ( ), а вот такую браную проставку для свадебного полотенца своей дочери выполнила крестьянка в Вологодской области, бывшем Нюксенском уезде в 1910 году ( ). То есть до наших дней от 5 тысячелетия до н.э. сохранился один и тот же орнаментальный комплекс.

Наконец, с этим же геометрическим орнаментом так называемые культовые пентадеры – глиняные светильники, углубления в них заполнялись маслом, масло поджигалось ( ). Такой же орнамент используется в браном ткачестве и вышивке на Русском Севере в конце XIX - начале XX века ( ). Разница между этими предметами – 4 тысячи лет.

В отдельных элементах геометрического орнамента есть целый ряд мотивов, говорящих о том, что древние ведические представления (то есть , те представления, которые сегодня можно дешифровать на основе Вед) складывались именно здесь. Так, в частности, в одном из главных ведических гимнов, связанном с увеличением жизненной силы царя: совершалось жертвоприношение белого коня, жрецы читали следующие тексты о коне:

...Ты своим ржанием потряс весь мир, Твое первое ржание вышло из вод океана, о конь! Твои копыта, копыта лани, разбивают землю вокруг, Твои золотые рога мечутся по лесу, разбивая все на своём пути, Твоя крылатая голова, похожая на крылья птицы, Мчится мечется везде по лесу... В Индии это никак объяснить не могли по той причине, что у лошади не бывает рогов. Саки (скифское племя), дошедшие до Алтая, в одном из курганов – Позарык – похоронили своего вождя и вместе с ним 12 прекрасных золотистых жеребцов. На двух из них были кожаные золоченые маски с огромными рогами, то есть конь был обряжен под оленя. На петроглифах Белого моря и Онежского озера мы тоже видим лося, гусей, даже странных рогатых гусей; ладьи с головой лося. Конь, одетый оленем, был характерным изображением в скифском искусстве, так называемый "олень в летящем галопе". Но на петроглифах – не олень, а классический лось, рога которого превращены в гуськи. А на некоторых изображениях кроме гуськов-рогов есть крылья птицы. Птичья символика удивительно органично соединяется с лосиной. Изображения рогатых коней, которые являются ничем иным, как лосями, объяснить очень просто. На лосях ездили на Севере Европы достаточно долго; до 16 века главное верховое животное шведской армии – лось. Мало того, в 17-18 веках ездить на лосях разрешалось только полицейским, чтобы преступники, пользуясь лосиным транспортом, не могли забраться в такие дебри, из которых бы их не вытащили. Петр I в начале 18 века категорически запретил въезд на лосях в Архангельск и все прибалтийские города. Лось был первым ездовым животным, а его голова действительно похожа на крылатую; рога лося и крылья птицы в принципе одно и то же. В русской народной вышивке сохранилась такая контаминация коня, оленя и птицы. Во многих орнаментах мы видим коня, у которого кроме конского хвоста есть ещё и птичий, и вдобавок приделаны рога. При этом указывается на священность животного: звезды под ним, в ногах, над головой. Это свадебные тверские полотенца ( ).

В ведической традиции объединяются образы женщины и дерева: у нас эти изображения – на свадебных головных уборах (эдакие существа рождающие – тут и зверь, и человек, и какие-то растительные мотивы). Обычно в верховицах женского головного убора, который должен был стимулировать плодородия, встречается этот орнамент ( ). Не даром в Тарноге сватов, когда те отправлялись свататься, забрасывали женскими кокошниками для удачи сватовства.

Вот ещё геометрический орнамент: одно существо рождает другое, причем у этого другого вместо головы – свастика ( ). Священники старались не пускать в храмы женщин в таких головных уборах: уж очень неприлично все это выглядело, а женщины свои шапки не имели права снимать, так как для того и выходили замуж (во всяком случае раньше), чтобы рожать. Роженичные изображения характерны и для петроглифов ( ). Вот это – 9 век, о.Готланд, а вот наш 19 век, сравните, разницы в изображениях практически никакой. Или же скифские вещи, украшенные символами рожениц и девичьи вологодские повязки ( ). Сравните, что архаичнее – конечно, последнее.

На головных уборах старух – другие изображения. Старуха – это уже женщина, посвященная Луне, а Луна – солнце мертвых, то место, куда уходят души всех и очищаются в свете Луны. Кому предначертано вернуться обратно и продолжить круг жизни, возвращается на Землю дождём или росой; те, кто уходит в мир богов – уходит навсегда.

Вот ещё орнаментальные мотивы, встречающиеся в нашей вышивку в преизбытке. Свадебные проставки – мужчина, женщина и ребёнок ( ). Детей они поместили в верхнюю часть, а здесь (насколько же интересно эти вещи сохраняются) у мужчины 2 глаза, а у женщины 1 глаз. Так вот, в горном Таджикистане, где остались потомки переселенцев, до сих пор куклу-девочку вышивают с 1 глазом, мальчика – с 2 глазами. Почему? Я не знаю, можно лишь констатировать факт - нарочно это не придумаешь. В Хаврошечке, вспомните, 1 глаз, 2 глаза и 3 глаза! Последнее – уже высшие существа, ибо 3-ий глаз есть священное зрение.

Надеюсь, я вас убедила в том, что русская и северорусская культура – явления очень древние. То утверждение многих мудрых исследователей, что мы – народ молодой, что славяне до 6 века жили в лесу и молились колесу, ходили в шкурах, а по пришествии цивилизаторов молниеносно стали читать Библию и строить храмы, не соответствует исторической действительности. До введения христианства, на Руси на протяжении тысяч лет развивалась самобытная, исключительно сложная культура. Мы с вами – потомки тех людей, которые создавали один из выдающихся философских, религиозных, этических памятников человечества – Веды, даже может быть самый древний, потому что древнейшие ее части относятся еще к 5 тысячелетию до н.э.; не было ещё Египетских пирамид и Ветхого Завета, Гомер не написал своих поэм. Но надо не забывать, что страна наша была деревянная, а не каменная, поэтому многое из сделанного не сохранилось; однако, система домостроительства, удивительные рубленные из дерева храмы, то, что не похоже ни на что более в целом свете, без единого гвоздя; всё это создавалось, вырабатывалась традиция тысячелетиями. Культура народа – огромнейший, невероятный пласт, и мы – потомки первопоселенцев этой земли; отсюда уже бежать на север было некуда, можно идти на юг, запад, восток, и они шли, неся свои традиции на другие земли; там эти традиции видоизменялись, в чём-то сохранялись. Сейчас, когда мы сталкиваемся с северорусской традицией, мы говорим о том, что здесь сохранились комплексы представлений, изобразительных мотивов древнее не только греческих, но даже тех, что зафиксированы в Ведах.

Цветовая раскладка в индоевропейской древности очень четкая: черный, белый, красный... Черная Русь и Белая Русь, причём Червоная Русь – это Прикарпатье, Закарпатье, то есть регион, который требует охраны своих этнических границ, где было сосредоточено большое количество воинов; Черная – это там, где в основном занимались земледелием и скотоводством; и Белая – это именно там создавался весь жреческий корпус, а вообще-то до 12 века Белой Русью называли Залесскую Украину или Владимиро-Суздальскую Русь, а не Белоруссию.

Орнаментальные комплексы были знаком рода по женской линии ещё до начала 20 века; орнаментальные комплексы передавались вместе с полотенцем, с рубахой дочери, племянице, то есть продолжателю рода обязательно по женской линии, отношение к ним было соответственное: оскорблять, унижать эти полотенца было нельзя, так как они охраняли жизненно важные части человеческого тела.

Структура сказки о царе Салтане дешифруется на основе ведических традиций. В противном случае мы её дешифровать никоим образом не можем. Итак, "три девицы под окном пряли поздно вечерком..." Еще Афанасьев писал, что во всех индоевропейских языках укрепилось понятие "нить жизни", "нить судьбы", "нить беседы", "нить мысли", и что у всех индоевропейцев богини судьбы – вечно прядущие пряхи. Можно привести в пример трех мойр или греческих парк (у Гомера: "Пусть испытает все то, что судьба и могучие парки в нить бытия роковую вплели для него"). Действительно, три богини судьбы прядут и поют: одна о настоящем, другая о прошлом, третья о будущем. С парками древние греки всегда связывали представления о самых главных, отправных моментах человеческой жизни: рождение, свадьба, смерть. И никто не мог миновать предначертаний их, мойры были вечны. Все остальные боги смертны (вечны лишь по отношению к человеку), они как и люди, уходили и приходили: был бог Кронос – ушел Кронос, был Зевс – он тоже должен был уйти, а Аненка никуда не уходила, она сидела и крутила веретено, которое являлось осью Вселенной, и на этой накручивающейся нити был написан весь космический закон. Богиня судьбы славян Свеча была пряхой.

Если мы посмотрим еще глубже, то у хеттов, наших с вами ближайших родственников, в ритуальном гимне, посвященном коронации царя, есть такие интересные формулы, читаются они двумя жрецами. Один из них читает текст трона, другой – текст орла. Во время чтения этого текста трон обращается к орлу: "Лети к морю и посмотри, что там делается". И орел отвечает:"Вот лечу-лечу и прилетел к морю в зеленую рощу. (Обратите внимание: море и роща). И вижу: две богини нижнего мира стоят на коленях, держа прялку, и обе крутят веретена. Они прядут годы жизни царя и этим годам нет ни конца ни счета, так как веретена у них полны". Опять все завязывается на пряхах.

Если же мы обратимся к ведической традиции, то там то же самое. Мальчик Утанка ("утиный") попадает в подземное царство лягушек и змей и видит двух женщин, которые прядут белую и черную нити и ткут из них полотно. И ему объясняют: "Как вращается небесный свод вокруг Полярной звезды, вокруг полюса, так же бесконечно вращаются эти веретена, создавая все живые существа и новые миры". И в одном из гимнов Ригведы говорится:

Две юницы снуют основу,

На шесть колышков две снующих.

Одна другой протягивает пряжу

И не рвут ее, не прерывают.

Вот колышки: они – основа мира,

Стали гласы (т.е. голоса) для тканья челноками.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе