Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Курс «История и этнография восточных славян»

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 11040

Лекция N 2

Природная ситуация, сложившаяся на территории Восточной Европы, втечение очень длительного периода была оптимальной, но начиная с 70 тысячелетия до н.э. идет постепенное ухудшение климата. Тогда широколиственные леса были распространены более чем на 600 км севернее, чем в настоящее время; на территории Новой Земли находились смешанные березово-сосновые леса, тундры, как таковой, вообще не было. И уже к 40 тысячелетию до н.э. фиксируется передвижение человека на территории Северной печоры. То есть, есть все основания утверждать, что Восточная Европа уже в среднем палеолите – пустая, была относительно заселена; относительно, так как человеческие коллективы были довольно малы. Вот пример: в XVIII веке население России увеличилось втрое – с 11 до 36 млн; сейчас нас 288 млн. Но несмотря на то, что коллективы эти были в глубокой древности относительно малы, они практически всю Ойкумену заселили, продвинулись к побережью Ледовитого океана и в пик ледниковья, в период Валдайского оледенения, 18-30 тыс. лет тому назад, территория Восточной Европы в общем-то не была занята ледником. В Западной Европе же, напротив, господствовали очень жестокие климатические условия: тундровый ландшафт, иногда редколесье березовое, арктические луга и поэтому жить там было достаточно сложно, и предполагается, что человеческих коллективов здесь было мало. Только самый юг Франции на границе с Испанией дает более-менее оптимальный климат.

К эпохе мезолита (10 тыс. до н.э.) эти климатические условия в Восточной Европе резко улучшаются, таким образом начался климатический оптимум, в результате которого на этих обширных территориях среднегодовые температуры были на 3-4 градуса выше нынешних, безморозный период на 30-40 дней короче, и еще одна важная деталь: магнитный полюс Земли был сдвинут примерно на 30 градусов южнее, то есть располагался в в районе побережья Белого моря и те чисто внешние условия, которые характерны для полюса сейчас, были присущи территории на 30 градусов южнее, чем в настоящее время. Это значит, что жившие там люди должны были соотносить свои мифологические представления именно с тем природным ландшафтом, который их окружал. Что же это были за человеческие коллективы? Предположительно – индоевропейцы, поскольку индоевропейский ареал должен был быть достаточно большим. На сегодняшний день значительная часть населения Европы, да и не только Европы, состоит из индоевропейцев. Финно-угорских племен оставалось очень немного, и на сегодняшний день фино-угров тоже довольно мало: небольшие народы хантов, манси, эвенов, нганасан, селькупов плюс марийцы, мордовцы, а также финны, эстонцы и венгры. В отличие от индоевропейцев, их все-таки не сотни, а десятки миллионов.

О формировании на территории Восточной Европы именно индоевропейской общности свидетельствуют прежде всего древнейшие литературные памятники, сохранившиеся вплоть до наших дней, но не на основном ареале обитания индоевропейцев, а далеко за его пределами. Это Веды и ее древнейшая часть – Ригведа. Уже примерно с 6 тысячелетия до н.э. происходит относительная перенаселенность одной из частей изначально автохтонной территории индоевропейцев, которые сами себя называли ариями или арийцами еще в глубокой древности. В связи с возрастанием численности населения идет процесс миграции, которому способствуют и климатические изменения. На рубеже 6-5 тысячелетий до н.э. наши степи, обладающие полупустынным характером, фауной тушканчика, двугорбого верблюда, черепахи, начинают под воздействием увлажнения действительно превращаться в степи, то есть такие территории, которые при достаточно высоком хозяйственно-культурном типе поддаются обработке, в частности, скотоводов и земледельцев. Часть населения, уходя с северных территорий, уносит и определенные мифологемы, связанные с бывшей прародиной. Но поскольку степь была самым неоптимальным климатическим регионом из-за постоянной перемены увлажняемости, то именно степь оказалась той зоной миграции, из которой шел отток либо на север, либо на юг.

Таким образом, на рубеже 4-3 тыс. лет до н.э. происходит заселение индоевропейцами Западной Европы. В результате симбиоза с автохтонным населением, говорившем не на индоевропейских языках (а теперь и неизвестно, на каких), рождаются новые этносы, которые дают основание тому, что появилось уже в историческое время: то есть будущие германские, романские племена – это потомки пришедших в Западную Европу индоевропейцев и автохтонных племен. За счет такого симбиоза происходит скачок в языке: германские и романские языки отличаются от индоевропейского праязыка за счет привнесения целой системы новых элементов неродственного языка.

Язык же народов Восточной Европы, как и должно, продолжает развиваться по законам лингвистики. И здесь складываются те протоэтносы, которые уже в исторический период называются хеттами. Хетты эмигрировали в 3 тысячелетии до н.э. в Малую Азию, образовав мощное хеттское государство, и на сегодняшний день все известные дешифровки хеттского языка делаются, в основном, на основе славянских языков. Их провел чешский исследователь Берджих Грозный, и его концепция до сих пор не опровергнута. Кроме того, на территории Восточной Европы складывается будущий Тахарский этнос, тахары продвигаются на восток и доходят до Китая, где сохраняются реликты этого этноса доисторического времени, зафиксированные в китайских источниках. Плюс ко всему, на территории Восточной Европы рождается будущий протогреческий этнос, и мы знаем, что дарийцы, пришедшие в Грецию в начале 1-го тысячелетия до н.э., имели аналогичную народам Восточной Европы военную амуницию, лексику, системы землепользования и скотоводства: находки из археологических раскопок Южного Урала почти идентичны материалам из дарийских слоев в Греции. Отсюда выходят и будущие армянские народы: армины, которые потом на территории Закавказья в симбиозе с местными Хайками или хуритами порождают то, что мы ныне именуем армянским народом. Миграции еще дальше в Закавказье приводит к рождению иранского этноса. То, что в нашем произношении звучит как "Иран", есть "Арьяно" – "земля ариев". И, наконец, значительная часть арийских племен уходит через Среднюю Азию, через Гиндукуш (где часть из них оседает) на территорию северо-западного Индостана. Там складывается мощная раджнутская общность, сохранившая громадную массу реликтов из своей прародины; именно здесь сохранился древнейший литературный и мифологический памятник индоевропейских народов, названный Ведами.

"Веды" от общеиндоевропейского "знание", а в Белорусии до сих пор "знать" – "ведаць". Древнейшая часть – Ригведа – несет в себе массу сведений о тех территориях, на которых происходило сложение арийского протоэтноса. Из гимнов Ригведы узнаем: священная родина ариев находилась на той земле, где полгода длится день, и полгода – ночь (а точнее, 100 дней длится ночь). В это время в небе сверкают радужные водяницы, море и воды застывают, обретая причудливые очертания, высоко светит Полярная звезда – "тхрува" – "нерушимая" (санскрит). По мнению ариев именно она – ось Вселенной, небо и земля одеты на эту ось, как 2 колеса, и колесо-небо и весь звездный круг вращается вокруг Полярной звезды. Такую ситуацию можно предположить лишь живя в приполярных областях: нигде более так не бывает, как там зимой, видно, что вокруг Полярной звезды вращаются все звезды северного полушария и самое главное из них – созвездие Большой Медведицы, которую в арийских гимнах звали "семью риши", то есть "семью мудрецами" – прапредками арийских народов, превратившихся в звезды. Еще в арийских гимнах говорится: на территории их священной земли ("священной Варны") обитали на светящихся горах великие боги, разделившие реки, впадающие в Северное море (как называли иранцы – море Варухуаша, то есть "имеющее удобные заливы") и в Южное море. У ариев было очень четкое представление о частях света, причем с севером, полярным сиянием, замерзающим морем они связывали свои представления о вечной жизни, о месте пребывания богов, а с югом связывали место смерти, где обитал бог смерти Яма. В ведических представлениях ариев эти горы были самыми высокими на земле: они считали, что именно здесь земля круто поднимается вверх, потому что здесь, около этих гор, низко спускается солнце и с них спадают реки и на юг, и на север. Этот самый водораздел был долгое время не определен, а сейчас с большой долей уверенности можно утверждать: священными горами ариев являлся целый комплекс возвышенностей северо-восточной Европы: горы Кольского полуострова, возвышенность Авнинго-Харовская гряда, Грязовецко-Даниловская гряда, Северный Урал и Приполярный Урал. Все они вместе объединяются в возвышенности, которые протянулись, как лук, и действительно разделили реки Восточной Европы на текущие к северу и текущие к югу.

Мещеряков (один из крупнейших наших геоморфологов) называет Северные Увалы орогеографической аномалией вообще Восточной Европы, так как Приволжская и Среднерусская возвышенности, самые высокие территории Восточной Европы, отдают все-таки роль водораздела именно Северным Увалам, хотя самая высокая точка здесь сейчас не более 300 метров. Исходя из положения о том, что все возвышенности имеют способность расти и опускаться (так, Памир за 1000 лет "вырос" ни много нимало на 1000 метров), и на высоту этих горных образований влияют главным образом ледники (Антарктический ледник продавил материк вглубь земной коры почти на 900 метров), а также рукотворные моря (резко изменяют сейсмику), то есть земная кора – своего рода парусина: если где-то ее продавили, то в другом месте она возрастает.

Мещеряков считает Северные Увалы главным водоразделом Восточной Европы, потому что они уже были горами, когда на месте Южного и Северного Урала плескалось древнее море. Уже в каменоугольном периоде это – оформившаяся горная гряда, причем Приполярный Урал, Тиманский кряж и Северные Увалы – это единая широтная зона поднятия. В нашем представлении Урал – единые горы, на самом деле это 3 самостоятельных горных образования: Южный Урал, Средний Урал (между Европой и Азией) и Северный (или Приполярный) Урал, который отличается от Южного и Среднего тем, что направлен не субмеридионально, а субширотно. Здесь находятся наивысшие точки уральских гор, и главная из них носит название Народа. Никто никогда не мог перевести это ни с финно-угорских, ни с каких других языков, и наши геологи, которые открыли эту вершину в 30-е годы, ничтоже сумняшеся, назвали ее Народной...

Сейчас мы воспринимаем это с улыбкой и знаем, что в Ригведе говорится о том, что любимый сын Бога-творца Брахмы – мудрец Риши Народа – поклонялся своему отцу где-то на этих священных вершинах. Кроме того, еще на карте Птолемея р.Волга называется Ра или Рга; ее же очень часто соотносят и со знаменитой Гангой, то есть предполагают, что арии, прийдя на территории Индостана унесли свою топонимику и передали ее рекам, текущим там. Так, в частности, есть на территории Индостана р.Волга. Болгары и те, которых мы сейчас называем поволжскими татарами – булгары – получили свой этноним от реки, на которой жили, то есть Волга и Булга лингвистически суть одно и то же.

Все специалисты, занимающиеся археологией, разделяют все керамические культуры по орнаментам, ибо лишь они достаточно четко дифференцируют различия этих культур. Считается также, что орнаментальные комплексы неповторимы. Разве что отдельные элементы – кресты, ромбы, насечки, волнообразные и зигзагообразные линии – возможны в любой культуре, но именно орнаментальные комплексы – явление исключительно специфическое, как правило, передающееся из поколения в поколение. Даже когда племена расходятся и забывают о своем родстве, орнаменты, сохраняющиеся очень долго, свидетельствуют об этом родстве. По орнаментальным комплексам и вычленяются родственные группы народов, племен.

На территории Восточной Европы из всех видов изобразительного искусства орнаментальное всегда было одним из характернейших. Городцов, крупнейший археолог начала XX века, именно по изобразительным комплексам дифференцировал культуры верхнего палеолита на западно-европейские и восточно-европейские. Для первых, в частности, была характерна ориентация на реалистическое или натуральное искусство (быки, бизоны, лошади в пещерах Ласко, Альтамира, Фуан де Гон изображены предельно реалистично). В Восточной же Европе этого, фактически, нет, за исключением Печоры и Сибири. Восточная Европа отличалась своим комплексом геометрического орнамента, и с таким обилием именно геометрического орнамента, по словам психологов, и некоторых археологов, связан особый тип мышления. То есть люди, использовавшие для выражения своих мировоззренческих схем, сложных представлений орнамент, имели большое абстрактное мышление, нежели те, которые "работали в реалистической манере".

Наиболее ранневстречающиеся образцы – меандрово- свастические орнаменты верхнепалеолитической мезенской стоянки, 23 тысячелетие до н.э., Черниговщина, – на изделиях из бивней мамонта, различных фаллических символах, браслетах и т.д. И еще встречаются изображения так называемого "гуська": стилизованный гусек был связан с поклонением водоплавающим птицам, ибо их мясо было самым главным пищевым продуктом в самое тяжелое бескормное время между весной и летом. Именно поэтому трансформировавшиеся со временем до буквы S изображения гуська встречаются еще в глубокой древности. Отличающиеся временем создания примерно в 8 тыс. лет, образцы орнаментов, однако, почти одинаковы по изображенным на них элементам: те же гуськи, меандры, зачатки свастики и в 7, 5, 2 тысячелетиях до н.э. (в оформлении вативных статуэток – изображений женщин – 5 тысячелетие до н.э., по таким орнаментам дифференцируют арийские комплексы на территории Закавказья 2-го тысячелетия до н.э.) и в ткачестве, вышивке, кружеве Русского Севера рубежа XIX-XX веков. Осознайте глубину культуры русского народа!

О руганно-переруганной свастике. На санскрите это означает "благость, благодать, счастье, удача". Сложенные на груди у покойника руки - это тоже свастика. Не случайно свастиками украшены многочисленные передники, пояса, полотенца, подолы рубах. И куда бы ни продвигались эти народы (Сибирь, Кавказ) везде с собою они несут этот знак вечности. Должна вам сказать, что когда в 30-е годы в Архангельской области срывали с домов полотенца со свастиками, то старики, навешивая новые полотенца, внизу свечкой выжигали под ними свастику, дабы она охранила дом. Деньги Временного правительства, которые функционировали до 1918 года (купюры в 1000 и 500 рублей), были украшены знаком голубой или розовой свастики.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе