Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Курс «История и этнография восточных славян»

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 11525

Содержание материала

Жарникова С.В.

Жарникова С.В.

Лекция N 1

Может быть, то, что я буду сейчас говорить, поставит ваши представления об истории нашего народа с ног на голову, отнеситесь к этому относительно спокойно. Любая историческая парадигма существует до тех пор, пока не появляется новая парадигма. Все наше знание – относительное явление. Я не претендую на истину в последней инстанции, но данные многих наук, сопредельных этнографии, дают нам сегодня удивительно интересный материал, и позволяют посмотреть на историю северо-восточной Европы под другим углом, чем мы с вами привыкли смотреть.

Достаточно старая концепция, принадлежащая и Брюсону, и вобщем-то до него сложившаяся, гласит следующее: Вся территория Восточной Европы в период Валдайского оледенения, которое, как предполагали, длилось около 7-8 тыс. лет, была покрыта мощнейшим ледником, который растаял окончательно в 8 тысячелетии до н.э., и именно на этот период приходится экспансия сюда первых первопоселенцев из-за Урала, где из-за относительной перенаселенности финно-угорских народов вобщем-то сложилась недостаточно благоприятная для жизни ситуация и, с открытием новых земель, с возможностью передвижения на новые земли, финно-угры прошли через Средний Урал и Приполярный и Северный Урал, таким образом постепенно заселяя территории северо-восточной Европы, и где-то уже на рубеже первого тысячелетия нашей эры начинается экспансия на эти территории славянских племен. В результате симбиоза славян и финно-угров появляется то, что мы с вами называем северо-руссами, с соответствующей региону характерной культурой, искусством и т.д.

Для таких выводов было достаточно оснований, поскольку предположить проживание на этих территориях, только что освободившихся от ледника, покрытых, естественно, тундрой, другого этноса, стоящего на более высокой ступени развития, который занимался не только собирательством, охотой и рыбной ловлей, было трудно. Тем более, что биомасса тундровой зоны была настолько незначительна, что могла прокормить лишь небольшие группы охотников, собирателей, рыболовов.

Но буквально в последнее время, в 80-е годы ученые Европы, всей Европы, и Западной и Восточной, сложили как бы все данные, которые они получили в результате шурфования, в результате получения кернов (глубинных пластов почвы), которые относятся именно к ледниковому периоду, и выяснилась очень интересная ситуация. Прежде всего, ледниковый Валдай длился не 7-8, а всего 2 тыс. лет. Пик Валдая приходится на 18-20 тыс. лет назад, то есть это 16-18 тысячелетия до н.э.. Уже в 13 тысячелетии восточная граница ледника находилась на границе современной Карелии и Финляндии. В пик ледника, его восточная оконечность приходилась на Молого-Шекнинский регион, то есть практически он не затрагивал восточные территории. Что касается ледника Печорского или Баренцево-Беломорского бассейна, то он претерпел очень странные изменения и где-то в 14 тысячелетии до н.э. раскололся в результате геопроцессов, то есть от землетрясений. Вся территория Восточной Европы, практически не занятая ледником, представляла собой очень интересный регион.

Если мы пойдем глубже во времени... ( ) это территория Европы в 70-м тысячелетии до н.э. в период так называемого Микулинского межледниковья. Вы видите, что очертания морей совсем иные: все, что заштриховано косыми штрихами - это шельф, то есть то, что у нас суша, тогда было морем. Мало того, вся вот эта зона ( ), вплоть до Новой Земли, была покрыта смешанными и широколиственными лесами, тундры как таковой просто не было. В Микулинское оледенение летние температуры были в среднем на 10-11 градусов по Цельсию выше, чем сейчас. То есть та территория, на которой мы находимся, имела приблизительно такой режим, как сегодня Харьковщина, с учетом того, что хона лесная. Естественно, что в такой зоне человек мог обитать, мы не будем говорить, был ли это homo sapiens или какая-то другая формация. Факт остается фактом: на Средней Печоре уже в 40-м тысячелетии до н.э. обитают люди, которые оставляют продукты своей жизнедеятельности. Это все-таки, средний палеолит, еще не верхний. В это время человеческие группы уже обитают вот в этом регионе ( ).

Что же происходит дальше? После 70-го тысячелетия идет постепенное изменение климата. Представление о том, что ледник был молниеносным, очень быстрым не соответствует действительности: были периоды подъема, упадка температуры. И только 18-20 тыс. лет назад наступил ледниковый Валдай, который создал очень своеобразную ситуацию в Европе вообще и в Восточной в частности. Обратите внимание, что получается ( ): огромный ледник покрывает территории Англии, Скандинавии, а там, где мы с вами находимся, как видите, ледника нет. Но кроме этого ледника есть еще Альпийский и Пиренейский, которые очень влияют на климат Западной Европы. В результате, на территории Англии, где сейчас тепло, вы видите своеобразную штриховку и цифру 2, это значит, что здесь находилась арктическая тундра. Территория Западной Европы вот в этой зоне ( ) представляет собой низкорослый березняк и арктические тундровые луга. Если мы с вами посмотрим на территорию Восточной Европы, поднимаясь рядом с ледником ( )... Вот где начинается совсем другая зона: смешанные березово-еловые и березово-сосновые леса. И, наконец, регион на Южном Буге и Среднем Поднепровье, на Северском Донце, на Средней Волге уходит, поднимаясь на Верхнюю Волгу, здесь встречаются широколиственные леса, дубово-липовые леса.

Теперь представьте, где человеку легче обитать – в арктической тундре или в смешанных лесах, тем более с такими проплешинами широколиственных? Причем, отмечают климатологи, если мы с вами привыкли к тому, что климатическое районирование идет субмеридианально, то есть чем южней, тем теплей, то специфической особенностью именно периода Валдайского оледенения было то, что климатическое зондирование шло иначе, по меридианам: чем ближе к Уралу, тем было теплее. Исходя из этой ситуации, а так же из того, что север Восточной Европы археологически фактически неизучен, мы можем только предположить, что в это время на этих территориях должны были обитать человеческие коллективы, ибо иное кажется странным. Если они поселились здесь за 40 тыс. лет до нас с вами, то естественно они должны продолжать обитать на этих территориях и в более поздний период, и никоим образом не могли мигрировать вот сюда ( ). Эта территория, оптимальная сейчас, никаких оптимальных условий тогда не имела, то есть на территории Западной Европы климат был хуже, чем на территории Восточной.

Эти данные были получены только в начале 80-х годов. В 1982 году вышел коллективный атлас-монография "Палеогеография Европы за последние 100 тыс. лет". Ледник начал таять в 14-15 тысячелетиях уже окончательно, и вот какая ситуация сложилась где-то в 13-14 тысячелетии до н.э. ( ). Посмотрите ( ), вот ледник (всего-навсего), но сохраняется еще и здесь ( ). И если климат Англии еще особенно не меняется в лучшую сторону, то вот эта жирная штриховка ( ) –широколиственные дубово-липово-вязовые леса. По кернам на территории Ленинградской области уже в 8-м тысячелетии были дубравы и липняки. То же самое можно сказать про Калининскую и Ярославскую области. Вплоть до Средней Печоры доходят своеобразными проплешинами широколиственные леса: там из кернов тоже получают пыльцу и липы, и дуба, и вяза, и сохраняется ильм, что очень важно, ильм – это третичное растение, а если бы ледник действительно коснулся этих территорий, его бы там не осталось.

В связи со всем этим, хотелось бы сказать следующее. Если на этих территориях обитали люди, то особенно резких изменений в этническом составе быть не могло. Уже данные по мезолиту (6-8 тыс. лет до н.э.) свидетельствуют о том, что большая часть Восточной Европы, вплоть до Средней Сухоны, занята широколиственными лесами. Наступает так называемый климатический оптимум, который начинается с 6-го тысячелетия до н.э. и кончается в конце 2-го тысячелетия до н.э.. Средние летние температуры на 4-5 градусов по Цельсию выше, чем сейчас. Безморозный период больше, чем сейчас на 30-40 дней. Причем, наивысшее повышение температуры отмечается от побережья Белого и Баренцева морей до 50 градуса северной широты. Южней 50 градуса – летние температуры ниже, чем сейчас на 2-3 градуса по Цельсию. То есть в районе 50-ой широты сложилась своеобразная буферная зона, в которой климат был хуже, чем на территориях более северных.

Поскольку здесь складываются оптимальные условия, то население должно возрастать. С увеличением биомассы, с изменением климатических условий, население обязательно растет, это закономерный естественный процесс, если не посещают эпидемии и не случаются какие-нибудь разрушительные войны. Но поскольку всего этого не фиксируется, остается предполагать, что населения было достаточно много. А если население растет, то оно не может пользоваться старым хозяйственно-культурным типом, то есть быть только собирателями, только охотниками, только рыболовами. И некоторые наиболее смелые специалисты, в частности, Матюшкин, считают, что уже на рубеже 7-6 тысячелетий на этих территориях было большое количество домашних животных. В частности, на территории Среднего Урала, на одном из поселений – Довликаново – обнаружено около 30% костей домашнего крупного рогатого скота, в костологическом материале. Здесь же в это время уже встречаются домашние лошадь, коза и овца. Остается только сделать вывод, что либо финно-угорское население этих территорий потом быстро деградировало и потеряло все свои культурные приобретения, либо оно на этой территории еще не проживало.

Антропологи ответили на этот вопрос достаточно ясно: уже в мезолите в основной массе захоронений встречается исключительно европеоидный тип. По данным Ошибкиной... а делал и проверял весь хронологический материал Гокман – один из крупнейших наших антропологов. Он пришел к выводу, что в мезолитическом Оленьостровском могильнике – 8-7 тысячелетие до н.э. – захоронены абсолютно европеоиды, без всякой монголоидности. Еще более четко европеоидность проследила Ошибкина на захоронениях при Сухони. О чем это свидетельствует? В эпоху мезолита складываются расовые стволы, вычленяются европеоидная, монголоидная и негроидная расы. Что касается финно-угров, в это время они приобретают то, что называется юкаторской монголоидностью. У всех финно-угорских народов на сегодняшний день, будь то финны, эстонцы, марийцы, мордовцы, я уже не говорю про хантов, манси, эвенков, эвенов, селькупов, у всех у них в той или иной мере присутствует юкаторская монголоидность – низкая лицевая маска, в отличие от европеоидов, у которых , то есть лицевая маска очень длинная и профилированная, и именно на этих территориях встречаются наиболее длинолицык люди в Европе. То есть они европеоидней южных европеоидов: с хорошо профилированными носами и с очень длинными лицами. Если бы здесь обитали финно-угры, то, естественно, должна была быть юкаторская монголоидность. Более того, тот так называемый лопаноидный тип, который Брюсов связывал с финно-угорским, оказывается палеоевропейским приледниковым типом. То есть – то население, которое сформировалось у самых границ ледника.

Значит, на этих территориях, повторяю, оптимальных, где было огромное количество биомассы, здесь был и зубр, и кулан, и сайгак – обитатель степей, здесь обитали в больших количествах в период ледника мамонты, которых наши с вами предки очень хорошо кушали. Но надо иметь в виду, что мамонту тоже нужно что-то есть. Представьте себе тундру со слоем почвы в 15-20 см, под которым вечная мерзлота. Что там растет? Низкорослые кустарники, карликовая береза, стланник и плюс большое количество ягеля. Но ягеля не хватает даже таким вроде некрупным северным оленям, которым для того, чтобы существовать, нужно систематически подкармливать себя белковой массой, то есть они едят леменгов (полярные мыши). Я могу предположить, что мамонт тоже питался леменгами, но не думаю, чтобы мамонту хватило того, что дает тундра. Мамонт – ближайший родственник слона, а слон в основном питается не травками, а веточным кормом. Значит, несчастные мамонты отнюдь не ходили по вечной мерзлоте тундры, а питались теми же ветками, листьями, то есть жили в лесной зоне. И, действительно, современные палеокарты дают огромную лесную зону буквально до побережья Белого моря.

Из этого следует, что люди, которые здесь жили, должны были накапливать культурный потенциал; они не находились в сверхестественных условиях, какие мы сейчас с вами предполагаем. Представьте ситуацию, которая складывается в Сумгирском захоронении верхнего палеолита, это 25-23 тысячелетия до н.э.. Здесь захоронен мужчина в возрасте 60 с гаком лет, то есть наши представления о том, что несчастные первобытные умирали в 20-30-летнем возрасте не соответствует действительности. Он был здоров, и от чего умер, мы не знаем. Это огромный широкоплечий человек, рядом с которым похоронены мальчик и девочка. На мужчине одет, как выяснили по органическим остаткам, которые уже, конечно же, пыль, на нем был одет очень своеобразный костюм: огромная замшевая куртка с мехом внутрь, к ней пристегивались замшевые же сапоги. Вся куртка обшита огромным количеством бус, выточенных из бивней мамонта. В общей сложности на трех похороненных находилось 11 тыс. бусин. Нужно иметь свободное время, чтобы заниматься этим ремеслом, и чтобы не пожалеть отдать бусины земле, отдать покойнику. На изготовление одной бусины, как считают, в среднем уходило от 45 минут до 2-х часов. Помножьте на 11 тысяч и вы получите трудозатраты. Рядом с мальчиком и девочкой лежали два копья из распрямленных бивней мамонта. До сих пор нет четкого представления о том, как бивни распрямлялись, они ведь гнутые. Одно копье длиной 2м 80см, другое – 3м. Это 23-25 тысячелетие до н.э., Валдайское оледенение, пусть еще не ледниковый Валдай, но уровень культуры...

23-е тысячелетие до н.э.. Черниговщина. Мизенская стоянка, на которой на браслетах, как выяснили конвергентно наш ученый Фролов и американский Маршак, то есть почти одновременно они пришли к выводу, что на браслете зафиксирован лунный год, солнечный год, то есть лунный календарь, солнечный календарь, изменение лунных циклов, изменение фаз растительности и плюс некоторые моменты, связанные с функционированием женского организма. Именно там наиболее архаичная типология орнамента, который потом станет как индийский, эллинистический и иже с ним.

Именно здесь, в 23-м тысячелетии до н.э. из костей мамонтов сделаны музыкальные ударные инструменты; ими пробовали воспользоваться, действительно, получили целый ряд вобщем-то мелодичных звуков, и довольно стройно все это выглядело. Мы не знаем, конечно, каким образом они играли на них, какие звуки извлекали, что это за звуковой ряд был, но уже наличие такого инструментария свидетельствует о достаточно высокой культуре.

Так вот, мезолит отстоит от верхнего палеолита не больше, чем десяток тысяч лет, и мы не можем считать, что культура систематически падала, доходила до какого-то последнего предела. Значит, на этих территориях обитали люди, которые имели довольно значительный культурный потенциал. Они жили на территориях, которые отличались оптимальными климатическими условиями, и был еще один очень важный фактор, которого больше практически нет нигде: длинный летний световой день.

Что такое для человеческого организма длинный световой день? Я вам могу сказать, что на широте Мезени инсаляция такая же, как на Далласе в Швейцарии на уровне 2-2,5 тыс. метров над уровнем моря; что побережье Белого моря прогревается и получает на 1кв.м столько же лучей солнца, сколько Индийский океан примерно на четвертом градусе южной широты. За счет огромной инсаляции идет не только накопление биомассы, идет интенсивное развитие живых организмов. Пример: серый гусь, который откладывает яйца в дельте Волги на месяц раньше, чем в дельте Северной Двины, а выводит птенцов одновременно. То есть в дельте Северной Двины развитие зародыша в яйце происходит на месяц быстрее. Более того, когда сравнивали вегетационный процесс таких растений, как лен, овес, ячмень, рожь, пшеница, то выяснили, что в среднем вегетация в северных широтах составляет 82-83 дня, в то время, как на юге нашей страны в черноземной зоне 112-118 дней. Посчитайте, какая разница. Естественно ждать от людей, живущих на этой территории, значительных культурных потенций.

Обилие рыбы. Нам приходится об этом только догадываться. Обилие дичи. Еще в конце XIX века писали о том, что на Новой Земле было такое обилие птицы, что не знали, что с ней делать. За один только месяц бригада из десяти человек набивала до 8-12 тысяч гусей и лебедей. За сезон оттуда вывозилось 1600 пудов лебединых шкур. Это было самое настоящее месиво. Обратите внимание на немаловажную деталь: время меняется, но перелеты водоплавающей птицы остаются теми же самыми. Гуси и лебеди летят на север. Из семейства гусиных, из семейства утиных огромное количество выводят своих птенцов на севере, здесь они теряют свои маховые перья и становятся беззащитными. Птицу можно брать практически голыми руками, по той причине, что долго в воде они находиться не могут – мерзнут и взлететь не могут. Гусевание индигирщиков, еще в начале XX века – это своеобразный реликт той охоты. Закончилась зима, пришла весна – белковое голодание у организма страшное, а отстреливать животных так бессовестно, как мы сейчас, они не могли, то есть беременных самок лося они убивать не могли. Самцы уходили далеко, и за ним еще погоняешься. А тут огромное количество птицы, которая будто с неба падает, громадное количество мяса, которым можно насытиться, поддержать себя.

Обилие мяса, рыбы, леса, и те оптимальные условия, которые дает лесная зона. В степи и древности люди не селились. Степь – это страшное место, где все зависит от дождей: есть 2-3 дождя – будет урожай, нет – не будет. Посмотрите на миграцию монголов: миграционный процесс резко увеличивается, когда степь зеленеет, когда есть чем кормить лошадей, скот, но страшно в степи, когда засуха. А лес всегда давал возможность сохранения воды, поэтому жизнь в лесной зоне была естественно оптимальной.

Со всей приамбулой я хотела бы остановиться на следующем, может, неожиданном: финно-угры на территориях Северной Европы не являются автохтонным населением. В противном случае уровень их развития должен был быть колоссально высоким. Хозяйственно-культурный тип должен быть настолько высоким, что не славяне бы потом цивилизовывали финно-угров, а наоборот. Когда у нас на исторических факультетах говорят, что славяне принесли сюда навыки земледелия, это настолько странно, потому что живя в зоне, где находится огромное количество лесовидных суглинков, а лесовидные суглинки эдентичны украинским и южнорусским лессам, среднеазиатским и лессам Хуанхе, то есть самым богатым почвам, и что этими почвами люди не воспользовались – это, конечно, смешно.

Приведу такой сакраментальный пример: в XVIII веке, когда академик Лепехин обследовал Каменскую тундру, он там обнаружил большое количество дикой ржи, льна, гороха. Последние 2 тыс. лет, насколько я знаю, в Каменской тундре эти злаки никто не культивировал. Птицы в своих желудках перенести не могли, потому что злаки в желудке растворяются, на то птицы ими и питаются. Остается думать, что это приспособившийся к новым условиям существования реликт. Эту рожь в 1857 году частично убрали, и она находилась на выставке в Архангельске, где также был представлен хлеб из нее и мука. Каждый мог попробовать, и ничего удивительного не было. Удивительно, что самоеды, жившие в Каменской тундре, пользовались только диким горохом. Дикого льна и ржи они не знали. Но кто-то их там должен был культивировать. Остается предположить, что это остаток того времени, когда тундры, как таковой, не было, а на этом месте были огромные злаковые степи.

Когда мы сейчас смотрим карту мезолита, прежде всего я обращаюсь к историкам, в недавно вышедшем сборнике из 20-титомника "Археология СССР", смотрим палеоклиматическую карту и видим огромнейшую зону широколиственных лесов, которая неожиданно завершается зоной тундры, то, конечно, нужно обладать большим воображением, чтобы представить, как дубово-лиственные леса вдруг превращаются в тундру. Но вся прелесть В ТОМ, что керны почвы дают одинаковые показатели и в степи и в тундре. В результате тундровые сообщества часто дают такой же внешний результат, как и степные. А раз так, то можно предположить, что и рожь, и ячмень, и овес могли быть автохтонами Севера, тем более, что для этих растений, которые академик Берг не случайно назвал "растениями длинного светового дня", необходимы условия, которых на юге нет. На юге не растет лен-долгунец, там лен выращивают только на масло, стебель у него короткий. Для того, чтобы лен вырос длинный, нужно, как и для ржи, несколько условий: 1) длинный световой день; 2) отсутствие перегрева от прямых солнечных лучей; 3) большое количество рассеяного ультрафиолета; 4) обилие влаги в почвы. И все эти условия на Севере есть.

Мы привыкли к такому вобщем-то ущербному термину – "нечерноземье", забывая, что до присоединения вновь Украины, Россию кормил нечерноземный край, степи тогда еще не было. Когда в начале XX века известный исследователь, погибший на этих исследованиях, Андрей Журавский писал, что обыватели представляют Север как совершенно дикую пустыню, и северяне этому чрезвычайно способствуют, потому что обленились они до крайности. Мало того, что они ведут примитивнейшее земледелие, которое дает весьма приличные урожаи, в переводе на наш язык, по 18, 20, 25 центнеров зерновых с гектара. Они ухитряются давать в статистические отчеты такие данные, в результате которых в Петербурге создается впечатление совершенно несчастных людей, они указывают по 5-6 центнеров с гектара. Когда Журавский стал проверять, оказалось, что то, что записано было от данного куста деревень и то, что они получали на самом деле, разнилось в 6 раз. То есть получали в 6 раз больше, чем официально заявляли. Это давало возможность получать вспомоществование от Петербурга, они этим бессовестным образом пользовались. Мало ТОГО, что у них хлеба было навалом, так они и еще старались урвать. Если там были так глупы, что не могли проверить, то так и надо было делать.

Вот примеры урожайности. В 1901-1910 годах проводил статистику Вавилов. В свое время он очень стремился на Север, но по известным всем обстоятельствам, не попал. Получилась интересная картина: он сравнивал урожаи зерновых в черноземных губерниях, таких, как Саратовская, Самарская, область Войска Донского и северных, то есть нечерноземье, – это Петербургская, Новгородская, Архангельская, Олонецкая, Вологодская и Пермская. Выяснилось, что превышение урожая зерновых нечерноземья над черноземными зонами составляет: рожь – 62%, ячмень – 41%, яровая пшеница – 38%, озимая пшеница – 42%. Это средняя урожайность. И Берг в 1947 году делает вывод, что в среднем урожайность зерновых всегда в нечерноземной зоне, зоне тайги, выше, чем в черноземной зоне. И связано это с теми оптимальными условиями, которые необходимы для развития зерновых.

Я уже не говорю о том, что огромное количество скота, здесь было около 26 пород, сейчас осталось 5 или 6. Что жирность молока у скота была 8%, мы сейчас с вами пьем 2-х процентное молоко, а иногда однопроцентное топленое, о котором понятия не имели. Что наши теперешние доярки, которые надаивают 5 тыс. литров и с упоением говорят перед микрофоном, что у них стоит очередная задача на 100 кг увеличить, наверно, со стыда бы сгорели перед теми бабами, которые вообще считали позорным надаивать от своей коровы меньше 4-5 тысяч кг молока в год.

Но цифры эти так искусно и долго замазывали, что они в нашей периодике практически не фигурировали. Для этого нужно поднимать "Губернские ведомости" или издания, допустим, "Общество изучения Олонецкого края" или "Общество изучения Русского Севера" Архангельска, и там этих цифр огромнейшее количество. О "бедности" крестьян свидетельствует хотя бы тот факт, что на Печоре практически каждый крестьянин зарабатывал на пушнине от 800 до 1000 рублей в год. Когда оленевод, потерявший стадо из 8 тыс. голов оставляет своим детям через 6 лет после этой катастрофы 200 тыс. ассигнациями в 1913 году, то нам сейчас кажется немножечко даже смешно.

Надо просто прочувствовать, что же такое Русский Север: житница России, богатейший край, и тот край, где сохранился определенный генотип, определенный характер, определенный культурный строй, практически не размытый. То есть, у нас нет основания считать, что население, которое складывалось здесь постепенно в процессе тысячелетий своего развития, что это население куда-то все отмигрировало, и его место заняло другое. Вся прелесть в том, что население Вологодской части Архангельской области и на сей день вызывает удивление у антропологов.

В частности, крупнейший наш атрополог Валерий Павлович Алексеев, пишет о том, что подавляющее большинство украинцев очень вследствие того, что они никогда не включали в себя никаких народов, говоривших на финно-угорских языках и несущих финно-угорскую юкаторскую монголоидность. Но тут же отмечает, что исключением из общего русского правила - сокращение лицевой маски за счет является население Вологодской, Архангельской губерний, у которых лица оказались еще длинней, чем у украинцев. И которые по своим антропологическим показателям оказались родными братьями средневекового населения Чернигова, Киева, Любича. И по антропологическим данным удивительно близки знаменитым полянам, которых, другой наш антрополог, Татьяна Ивановна Алексеева, жена его, считает непосредственными потомками лесо-степных скифов, о которых говорят нам греческие и римские историки.

Эта ситуация усложняется еще одной важной деталью. Весь север Европы отмечен своеобразным обрядом захоронения - вытянутым на спине. Этот обряд фиксируется на уровне палеолита, будь то захоронения в Сумгуре, на уровне мезолита, будь то Оленьостровский могильник, или могильники, открытые Ошибкиной на территории Вологодской области. Интересно, что на юге в это время в палеолите, я имею в виду Украину, – скрюченные захоронения. Приходит 7-е тысячелетие и что-то странное происходит: в Поднепровье неожиданно сменяется тип захоронения – все начинают лежать вытянутыми на спине. Антропологи, которые работали с хронологическим материалом, говорят, что сменились не просто внешностные характеристики обряда, а сменилась антропология населения. То есть идет постоянная миграция с севера на юг, с юга на север. И ничто им не мешает. Для того, чтобы так мигрировать, нужно достаточно хорошо общаться. Может быть, это и есть время сложения индоевропейской общности, к которой относится подавляющее большинство населения Восточной и Западной Европы.

Но остается фактом, что уже в мезолите, а возможно, и в палеолите, складываются многие из тех структур, с которыми мы имеем дело в народном искусстве русских Севера на рубеже XIX-XX веков. В орнаментике, в структуре обряда, в массе всевозможных деталей мы прослеживаем то, что сложилось на этих территориях за последние 20 тысяч лет. Своеобразный слоеный пирог.

Об орнаментах мы будем говорить завтра. А сейчас повторю еще раз: север Восточной Европы, судя по всему, был не только регионом сложения значительной части индоевропейцев, это был регион, где рождались такие древнейшие памятники индоевропейской культуры как Веды и самая древняя ее часть Ригведа. То есть то, что мы с вами называем арийскими народами Ирана и Индии, как заявляют и сами индийские и иранские археологи, это пришельцы из южнорусских степей во 2-м тысячелетии до н.э. Но на территории южнорусских степей, повторяю, им тоже надо было придти. Потому что степь древней культурной традиции не дает. В степи жить первобытному человеку практически невозможно: негде спрятаться и нечего есть. Лес значительно богаче: есть где жить, он дает и пищу, и одежду, и укрытие.

Лекция N 2

Природная ситуация, сложившаяся на территории Восточной Европы, втечение очень длительного периода была оптимальной, но начиная с 70 тысячелетия до н.э. идет постепенное ухудшение климата. Тогда широколиственные леса были распространены более чем на 600 км севернее, чем в настоящее время; на территории Новой Земли находились смешанные березово-сосновые леса, тундры, как таковой, вообще не было. И уже к 40 тысячелетию до н.э. фиксируется передвижение человека на территории Северной печоры. То есть, есть все основания утверждать, что Восточная Европа уже в среднем палеолите – пустая, была относительно заселена; относительно, так как человеческие коллективы были довольно малы. Вот пример: в XVIII веке население России увеличилось втрое – с 11 до 36 млн; сейчас нас 288 млн. Но несмотря на то, что коллективы эти были в глубокой древности относительно малы, они практически всю Ойкумену заселили, продвинулись к побережью Ледовитого океана и в пик ледниковья, в период Валдайского оледенения, 18-30 тыс. лет тому назад, территория Восточной Европы в общем-то не была занята ледником. В Западной Европе же, напротив, господствовали очень жестокие климатические условия: тундровый ландшафт, иногда редколесье березовое, арктические луга и поэтому жить там было достаточно сложно, и предполагается, что человеческих коллективов здесь было мало. Только самый юг Франции на границе с Испанией дает более-менее оптимальный климат.

К эпохе мезолита (10 тыс. до н.э.) эти климатические условия в Восточной Европе резко улучшаются, таким образом начался климатический оптимум, в результате которого на этих обширных территориях среднегодовые температуры были на 3-4 градуса выше нынешних, безморозный период на 30-40 дней короче, и еще одна важная деталь: магнитный полюс Земли был сдвинут примерно на 30 градусов южнее, то есть располагался в в районе побережья Белого моря и те чисто внешние условия, которые характерны для полюса сейчас, были присущи территории на 30 градусов южнее, чем в настоящее время. Это значит, что жившие там люди должны были соотносить свои мифологические представления именно с тем природным ландшафтом, который их окружал. Что же это были за человеческие коллективы? Предположительно – индоевропейцы, поскольку индоевропейский ареал должен был быть достаточно большим. На сегодняшний день значительная часть населения Европы, да и не только Европы, состоит из индоевропейцев. Финно-угорских племен оставалось очень немного, и на сегодняшний день фино-угров тоже довольно мало: небольшие народы хантов, манси, эвенов, нганасан, селькупов плюс марийцы, мордовцы, а также финны, эстонцы и венгры. В отличие от индоевропейцев, их все-таки не сотни, а десятки миллионов.

О формировании на территории Восточной Европы именно индоевропейской общности свидетельствуют прежде всего древнейшие литературные памятники, сохранившиеся вплоть до наших дней, но не на основном ареале обитания индоевропейцев, а далеко за его пределами. Это Веды и ее древнейшая часть – Ригведа. Уже примерно с 6 тысячелетия до н.э. происходит относительная перенаселенность одной из частей изначально автохтонной территории индоевропейцев, которые сами себя называли ариями или арийцами еще в глубокой древности. В связи с возрастанием численности населения идет процесс миграции, которому способствуют и климатические изменения. На рубеже 6-5 тысячелетий до н.э. наши степи, обладающие полупустынным характером, фауной тушканчика, двугорбого верблюда, черепахи, начинают под воздействием увлажнения действительно превращаться в степи, то есть такие территории, которые при достаточно высоком хозяйственно-культурном типе поддаются обработке, в частности, скотоводов и земледельцев. Часть населения, уходя с северных территорий, уносит и определенные мифологемы, связанные с бывшей прародиной. Но поскольку степь была самым неоптимальным климатическим регионом из-за постоянной перемены увлажняемости, то именно степь оказалась той зоной миграции, из которой шел отток либо на север, либо на юг.

Таким образом, на рубеже 4-3 тыс. лет до н.э. происходит заселение индоевропейцами Западной Европы. В результате симбиоза с автохтонным населением, говорившем не на индоевропейских языках (а теперь и неизвестно, на каких), рождаются новые этносы, которые дают основание тому, что появилось уже в историческое время: то есть будущие германские, романские племена – это потомки пришедших в Западную Европу индоевропейцев и автохтонных племен. За счет такого симбиоза происходит скачок в языке: германские и романские языки отличаются от индоевропейского праязыка за счет привнесения целой системы новых элементов неродственного языка.

Язык же народов Восточной Европы, как и должно, продолжает развиваться по законам лингвистики. И здесь складываются те протоэтносы, которые уже в исторический период называются хеттами. Хетты эмигрировали в 3 тысячелетии до н.э. в Малую Азию, образовав мощное хеттское государство, и на сегодняшний день все известные дешифровки хеттского языка делаются, в основном, на основе славянских языков. Их провел чешский исследователь Берджих Грозный, и его концепция до сих пор не опровергнута. Кроме того, на территории Восточной Европы складывается будущий Тахарский этнос, тахары продвигаются на восток и доходят до Китая, где сохраняются реликты этого этноса доисторического времени, зафиксированные в китайских источниках. Плюс ко всему, на территории Восточной Европы рождается будущий протогреческий этнос, и мы знаем, что дарийцы, пришедшие в Грецию в начале 1-го тысячелетия до н.э., имели аналогичную народам Восточной Европы военную амуницию, лексику, системы землепользования и скотоводства: находки из археологических раскопок Южного Урала почти идентичны материалам из дарийских слоев в Греции. Отсюда выходят и будущие армянские народы: армины, которые потом на территории Закавказья в симбиозе с местными Хайками или хуритами порождают то, что мы ныне именуем армянским народом. Миграции еще дальше в Закавказье приводит к рождению иранского этноса. То, что в нашем произношении звучит как "Иран", есть "Арьяно" – "земля ариев". И, наконец, значительная часть арийских племен уходит через Среднюю Азию, через Гиндукуш (где часть из них оседает) на территорию северо-западного Индостана. Там складывается мощная раджнутская общность, сохранившая громадную массу реликтов из своей прародины; именно здесь сохранился древнейший литературный и мифологический памятник индоевропейских народов, названный Ведами.

"Веды" от общеиндоевропейского "знание", а в Белорусии до сих пор "знать" – "ведаць". Древнейшая часть – Ригведа – несет в себе массу сведений о тех территориях, на которых происходило сложение арийского протоэтноса. Из гимнов Ригведы узнаем: священная родина ариев находилась на той земле, где полгода длится день, и полгода – ночь (а точнее, 100 дней длится ночь). В это время в небе сверкают радужные водяницы, море и воды застывают, обретая причудливые очертания, высоко светит Полярная звезда – "тхрува" – "нерушимая" (санскрит). По мнению ариев именно она – ось Вселенной, небо и земля одеты на эту ось, как 2 колеса, и колесо-небо и весь звездный круг вращается вокруг Полярной звезды. Такую ситуацию можно предположить лишь живя в приполярных областях: нигде более так не бывает, как там зимой, видно, что вокруг Полярной звезды вращаются все звезды северного полушария и самое главное из них – созвездие Большой Медведицы, которую в арийских гимнах звали "семью риши", то есть "семью мудрецами" – прапредками арийских народов, превратившихся в звезды. Еще в арийских гимнах говорится: на территории их священной земли ("священной Варны") обитали на светящихся горах великие боги, разделившие реки, впадающие в Северное море (как называли иранцы – море Варухуаша, то есть "имеющее удобные заливы") и в Южное море. У ариев было очень четкое представление о частях света, причем с севером, полярным сиянием, замерзающим морем они связывали свои представления о вечной жизни, о месте пребывания богов, а с югом связывали место смерти, где обитал бог смерти Яма. В ведических представлениях ариев эти горы были самыми высокими на земле: они считали, что именно здесь земля круто поднимается вверх, потому что здесь, около этих гор, низко спускается солнце и с них спадают реки и на юг, и на север. Этот самый водораздел был долгое время не определен, а сейчас с большой долей уверенности можно утверждать: священными горами ариев являлся целый комплекс возвышенностей северо-восточной Европы: горы Кольского полуострова, возвышенность Авнинго-Харовская гряда, Грязовецко-Даниловская гряда, Северный Урал и Приполярный Урал. Все они вместе объединяются в возвышенности, которые протянулись, как лук, и действительно разделили реки Восточной Европы на текущие к северу и текущие к югу.

Мещеряков (один из крупнейших наших геоморфологов) называет Северные Увалы орогеографической аномалией вообще Восточной Европы, так как Приволжская и Среднерусская возвышенности, самые высокие территории Восточной Европы, отдают все-таки роль водораздела именно Северным Увалам, хотя самая высокая точка здесь сейчас не более 300 метров. Исходя из положения о том, что все возвышенности имеют способность расти и опускаться (так, Памир за 1000 лет "вырос" ни много нимало на 1000 метров), и на высоту этих горных образований влияют главным образом ледники (Антарктический ледник продавил материк вглубь земной коры почти на 900 метров), а также рукотворные моря (резко изменяют сейсмику), то есть земная кора – своего рода парусина: если где-то ее продавили, то в другом месте она возрастает.

Мещеряков считает Северные Увалы главным водоразделом Восточной Европы, потому что они уже были горами, когда на месте Южного и Северного Урала плескалось древнее море. Уже в каменоугольном периоде это – оформившаяся горная гряда, причем Приполярный Урал, Тиманский кряж и Северные Увалы – это единая широтная зона поднятия. В нашем представлении Урал – единые горы, на самом деле это 3 самостоятельных горных образования: Южный Урал, Средний Урал (между Европой и Азией) и Северный (или Приполярный) Урал, который отличается от Южного и Среднего тем, что направлен не субмеридионально, а субширотно. Здесь находятся наивысшие точки уральских гор, и главная из них носит название Народа. Никто никогда не мог перевести это ни с финно-угорских, ни с каких других языков, и наши геологи, которые открыли эту вершину в 30-е годы, ничтоже сумняшеся, назвали ее Народной...

Сейчас мы воспринимаем это с улыбкой и знаем, что в Ригведе говорится о том, что любимый сын Бога-творца Брахмы – мудрец Риши Народа – поклонялся своему отцу где-то на этих священных вершинах. Кроме того, еще на карте Птолемея р.Волга называется Ра или Рга; ее же очень часто соотносят и со знаменитой Гангой, то есть предполагают, что арии, прийдя на территории Индостана унесли свою топонимику и передали ее рекам, текущим там. Так, в частности, есть на территории Индостана р.Волга. Болгары и те, которых мы сейчас называем поволжскими татарами – булгары – получили свой этноним от реки, на которой жили, то есть Волга и Булга лингвистически суть одно и то же.

Все специалисты, занимающиеся археологией, разделяют все керамические культуры по орнаментам, ибо лишь они достаточно четко дифференцируют различия этих культур. Считается также, что орнаментальные комплексы неповторимы. Разве что отдельные элементы – кресты, ромбы, насечки, волнообразные и зигзагообразные линии – возможны в любой культуре, но именно орнаментальные комплексы – явление исключительно специфическое, как правило, передающееся из поколения в поколение. Даже когда племена расходятся и забывают о своем родстве, орнаменты, сохраняющиеся очень долго, свидетельствуют об этом родстве. По орнаментальным комплексам и вычленяются родственные группы народов, племен.

На территории Восточной Европы из всех видов изобразительного искусства орнаментальное всегда было одним из характернейших. Городцов, крупнейший археолог начала XX века, именно по изобразительным комплексам дифференцировал культуры верхнего палеолита на западно-европейские и восточно-европейские. Для первых, в частности, была характерна ориентация на реалистическое или натуральное искусство (быки, бизоны, лошади в пещерах Ласко, Альтамира, Фуан де Гон изображены предельно реалистично). В Восточной же Европе этого, фактически, нет, за исключением Печоры и Сибири. Восточная Европа отличалась своим комплексом геометрического орнамента, и с таким обилием именно геометрического орнамента, по словам психологов, и некоторых археологов, связан особый тип мышления. То есть люди, использовавшие для выражения своих мировоззренческих схем, сложных представлений орнамент, имели большое абстрактное мышление, нежели те, которые "работали в реалистической манере".

Наиболее ранневстречающиеся образцы – меандрово- свастические орнаменты верхнепалеолитической мезенской стоянки, 23 тысячелетие до н.э., Черниговщина, – на изделиях из бивней мамонта, различных фаллических символах, браслетах и т.д. И еще встречаются изображения так называемого "гуська": стилизованный гусек был связан с поклонением водоплавающим птицам, ибо их мясо было самым главным пищевым продуктом в самое тяжелое бескормное время между весной и летом. Именно поэтому трансформировавшиеся со временем до буквы S изображения гуська встречаются еще в глубокой древности. Отличающиеся временем создания примерно в 8 тыс. лет, образцы орнаментов, однако, почти одинаковы по изображенным на них элементам: те же гуськи, меандры, зачатки свастики и в 7, 5, 2 тысячелетиях до н.э. (в оформлении вативных статуэток – изображений женщин – 5 тысячелетие до н.э., по таким орнаментам дифференцируют арийские комплексы на территории Закавказья 2-го тысячелетия до н.э.) и в ткачестве, вышивке, кружеве Русского Севера рубежа XIX-XX веков. Осознайте глубину культуры русского народа!

О руганно-переруганной свастике. На санскрите это означает "благость, благодать, счастье, удача". Сложенные на груди у покойника руки - это тоже свастика. Не случайно свастиками украшены многочисленные передники, пояса, полотенца, подолы рубах. И куда бы ни продвигались эти народы (Сибирь, Кавказ) везде с собою они несут этот знак вечности. Должна вам сказать, что когда в 30-е годы в Архангельской области срывали с домов полотенца со свастиками, то старики, навешивая новые полотенца, внизу свечкой выжигали под ними свастику, дабы она охранила дом. Деньги Временного правительства, которые функционировали до 1918 года (купюры в 1000 и 500 рублей), были украшены знаком голубой или розовой свастики.

Вот конкретные образцы украшения свастиками предметов славянского обихода ( ): донца керамических сосудов, пряслица, височные наголопастные колты и, наконец, Олонецкая вышивка – белое на белом – называвшаяся "чекая". У индийцев такая вышивка называлась "чикан" и выполняла те же самые функции, то есть белым на белом орнаментальные схемы, которые, практически как орнамент не читаются. Это орнамент с подзора свадебной простыни.

Во II тысячелетии до н.э. арии пришли на территорию Закавказья и принесли с собой вот такие бронзовые ритуальные топоры ( ). Здесь – заполнение одежды Богоматери на лицевом шитье XVII века; так же – Олонецкий подзор...

Индийские брахманы в праздник Янтра (то есть Навруд, 21 марта) зажигали 4 костра, каждый из которых имел форму свастики; свастики, сдублированные по 4 – постоянные элементы в нашей вышивке и бранном ткачестве (скатерти, браные проставки) ( ).

Обратите внимание на такую деталь: вот план храма в Средней Азии, связанный с приходом нового населения ( ). Открывший этот храм Цариниди В.И. отмечал, что в боковые ответвления-коридоры среднестатистический нормальный человек войти не может – настолько они узки, то есть они выполняли чисто ритуальную функцию. План храма - это то, что мы знаем как детали орнамента... Выходит что отношение к орнаменту было более, чем серьезное. Или, скажем, эта пряжка с Северного Кавказа, 12-ое тысячелетие до н.э., и браное ткачество рубежа XIX-XX веков ( ). Стилистика этих ответвлений одна и та же. Вот еще: поздняковский кувшин XVII века до н.э. ( ); еще – XIII век до н.э. – Средняя Азия ( ); еще – орнаментальный пояс на Черниговском соборе, ровеснике Киевской Софии, там, где князь всходил на хоры ( ), а вот такую браную проставку для свадебного полотенца своей дочери выполнила крестьянка в Вологодской области, бывшем Нюксенском уезде в 1910 году ( ). То есть до наших дней от 5 тысячелетия до н.э. сохранился один и тот же орнаментальный комплекс.

Наконец, с этим же геометрическим орнаментом так называемые культовые пентадеры – глиняные светильники, углубления в них заполнялись маслом, масло поджигалось ( ). Такой же орнамент используется в браном ткачестве и вышивке на Русском Севере в конце XIX - начале XX века ( ). Разница между этими предметами – 4 тысячи лет.

В отдельных элементах геометрического орнамента есть целый ряд мотивов, говорящих о том, что древние ведические представления (то есть , те представления, которые сегодня можно дешифровать на основе Вед) складывались именно здесь. Так, в частности, в одном из главных ведических гимнов, связанном с увеличением жизненной силы царя: совершалось жертвоприношение белого коня, жрецы читали следующие тексты о коне:

...Ты своим ржанием потряс весь мир, Твое первое ржание вышло из вод океана, о конь! Твои копыта, копыта лани, разбивают землю вокруг, Твои золотые рога мечутся по лесу, разбивая все на своём пути, Твоя крылатая голова, похожая на крылья птицы, Мчится мечется везде по лесу... В Индии это никак объяснить не могли по той причине, что у лошади не бывает рогов. Саки (скифское племя), дошедшие до Алтая, в одном из курганов – Позарык – похоронили своего вождя и вместе с ним 12 прекрасных золотистых жеребцов. На двух из них были кожаные золоченые маски с огромными рогами, то есть конь был обряжен под оленя. На петроглифах Белого моря и Онежского озера мы тоже видим лося, гусей, даже странных рогатых гусей; ладьи с головой лося. Конь, одетый оленем, был характерным изображением в скифском искусстве, так называемый "олень в летящем галопе". Но на петроглифах – не олень, а классический лось, рога которого превращены в гуськи. А на некоторых изображениях кроме гуськов-рогов есть крылья птицы. Птичья символика удивительно органично соединяется с лосиной. Изображения рогатых коней, которые являются ничем иным, как лосями, объяснить очень просто. На лосях ездили на Севере Европы достаточно долго; до 16 века главное верховое животное шведской армии – лось. Мало того, в 17-18 веках ездить на лосях разрешалось только полицейским, чтобы преступники, пользуясь лосиным транспортом, не могли забраться в такие дебри, из которых бы их не вытащили. Петр I в начале 18 века категорически запретил въезд на лосях в Архангельск и все прибалтийские города. Лось был первым ездовым животным, а его голова действительно похожа на крылатую; рога лося и крылья птицы в принципе одно и то же. В русской народной вышивке сохранилась такая контаминация коня, оленя и птицы. Во многих орнаментах мы видим коня, у которого кроме конского хвоста есть ещё и птичий, и вдобавок приделаны рога. При этом указывается на священность животного: звезды под ним, в ногах, над головой. Это свадебные тверские полотенца ( ).

В ведической традиции объединяются образы женщины и дерева: у нас эти изображения – на свадебных головных уборах (эдакие существа рождающие – тут и зверь, и человек, и какие-то растительные мотивы). Обычно в верховицах женского головного убора, который должен был стимулировать плодородия, встречается этот орнамент ( ). Не даром в Тарноге сватов, когда те отправлялись свататься, забрасывали женскими кокошниками для удачи сватовства.

Вот ещё геометрический орнамент: одно существо рождает другое, причем у этого другого вместо головы – свастика ( ). Священники старались не пускать в храмы женщин в таких головных уборах: уж очень неприлично все это выглядело, а женщины свои шапки не имели права снимать, так как для того и выходили замуж (во всяком случае раньше), чтобы рожать. Роженичные изображения характерны и для петроглифов ( ). Вот это – 9 век, о.Готланд, а вот наш 19 век, сравните, разницы в изображениях практически никакой. Или же скифские вещи, украшенные символами рожениц и девичьи вологодские повязки ( ). Сравните, что архаичнее – конечно, последнее.

На головных уборах старух – другие изображения. Старуха – это уже женщина, посвященная Луне, а Луна – солнце мертвых, то место, куда уходят души всех и очищаются в свете Луны. Кому предначертано вернуться обратно и продолжить круг жизни, возвращается на Землю дождём или росой; те, кто уходит в мир богов – уходит навсегда.

Вот ещё орнаментальные мотивы, встречающиеся в нашей вышивку в преизбытке. Свадебные проставки – мужчина, женщина и ребёнок ( ). Детей они поместили в верхнюю часть, а здесь (насколько же интересно эти вещи сохраняются) у мужчины 2 глаза, а у женщины 1 глаз. Так вот, в горном Таджикистане, где остались потомки переселенцев, до сих пор куклу-девочку вышивают с 1 глазом, мальчика – с 2 глазами. Почему? Я не знаю, можно лишь констатировать факт - нарочно это не придумаешь. В Хаврошечке, вспомните, 1 глаз, 2 глаза и 3 глаза! Последнее – уже высшие существа, ибо 3-ий глаз есть священное зрение.

Надеюсь, я вас убедила в том, что русская и северорусская культура – явления очень древние. То утверждение многих мудрых исследователей, что мы – народ молодой, что славяне до 6 века жили в лесу и молились колесу, ходили в шкурах, а по пришествии цивилизаторов молниеносно стали читать Библию и строить храмы, не соответствует исторической действительности. До введения христианства, на Руси на протяжении тысяч лет развивалась самобытная, исключительно сложная культура. Мы с вами – потомки тех людей, которые создавали один из выдающихся философских, религиозных, этических памятников человечества – Веды, даже может быть самый древний, потому что древнейшие ее части относятся еще к 5 тысячелетию до н.э.; не было ещё Египетских пирамид и Ветхого Завета, Гомер не написал своих поэм. Но надо не забывать, что страна наша была деревянная, а не каменная, поэтому многое из сделанного не сохранилось; однако, система домостроительства, удивительные рубленные из дерева храмы, то, что не похоже ни на что более в целом свете, без единого гвоздя; всё это создавалось, вырабатывалась традиция тысячелетиями. Культура народа – огромнейший, невероятный пласт, и мы – потомки первопоселенцев этой земли; отсюда уже бежать на север было некуда, можно идти на юг, запад, восток, и они шли, неся свои традиции на другие земли; там эти традиции видоизменялись, в чём-то сохранялись. Сейчас, когда мы сталкиваемся с северорусской традицией, мы говорим о том, что здесь сохранились комплексы представлений, изобразительных мотивов древнее не только греческих, но даже тех, что зафиксированы в Ведах.

Цветовая раскладка в индоевропейской древности очень четкая: черный, белый, красный... Черная Русь и Белая Русь, причём Червоная Русь – это Прикарпатье, Закарпатье, то есть регион, который требует охраны своих этнических границ, где было сосредоточено большое количество воинов; Черная – это там, где в основном занимались земледелием и скотоводством; и Белая – это именно там создавался весь жреческий корпус, а вообще-то до 12 века Белой Русью называли Залесскую Украину или Владимиро-Суздальскую Русь, а не Белоруссию.

Орнаментальные комплексы были знаком рода по женской линии ещё до начала 20 века; орнаментальные комплексы передавались вместе с полотенцем, с рубахой дочери, племянице, то есть продолжателю рода обязательно по женской линии, отношение к ним было соответственное: оскорблять, унижать эти полотенца было нельзя, так как они охраняли жизненно важные части человеческого тела.

Структура сказки о царе Салтане дешифруется на основе ведических традиций. В противном случае мы её дешифровать никоим образом не можем. Итак, "три девицы под окном пряли поздно вечерком..." Еще Афанасьев писал, что во всех индоевропейских языках укрепилось понятие "нить жизни", "нить судьбы", "нить беседы", "нить мысли", и что у всех индоевропейцев богини судьбы – вечно прядущие пряхи. Можно привести в пример трех мойр или греческих парк (у Гомера: "Пусть испытает все то, что судьба и могучие парки в нить бытия роковую вплели для него"). Действительно, три богини судьбы прядут и поют: одна о настоящем, другая о прошлом, третья о будущем. С парками древние греки всегда связывали представления о самых главных, отправных моментах человеческой жизни: рождение, свадьба, смерть. И никто не мог миновать предначертаний их, мойры были вечны. Все остальные боги смертны (вечны лишь по отношению к человеку), они как и люди, уходили и приходили: был бог Кронос – ушел Кронос, был Зевс – он тоже должен был уйти, а Аненка никуда не уходила, она сидела и крутила веретено, которое являлось осью Вселенной, и на этой накручивающейся нити был написан весь космический закон. Богиня судьбы славян Свеча была пряхой.

Если мы посмотрим еще глубже, то у хеттов, наших с вами ближайших родственников, в ритуальном гимне, посвященном коронации царя, есть такие интересные формулы, читаются они двумя жрецами. Один из них читает текст трона, другой – текст орла. Во время чтения этого текста трон обращается к орлу: "Лети к морю и посмотри, что там делается". И орел отвечает:"Вот лечу-лечу и прилетел к морю в зеленую рощу. (Обратите внимание: море и роща). И вижу: две богини нижнего мира стоят на коленях, держа прялку, и обе крутят веретена. Они прядут годы жизни царя и этим годам нет ни конца ни счета, так как веретена у них полны". Опять все завязывается на пряхах.

Если же мы обратимся к ведической традиции, то там то же самое. Мальчик Утанка ("утиный") попадает в подземное царство лягушек и змей и видит двух женщин, которые прядут белую и черную нити и ткут из них полотно. И ему объясняют: "Как вращается небесный свод вокруг Полярной звезды, вокруг полюса, так же бесконечно вращаются эти веретена, создавая все живые существа и новые миры". И в одном из гимнов Ригведы говорится:

Две юницы снуют основу,

На шесть колышков две снующих.

Одна другой протягивает пряжу

И не рвут ее, не прерывают.

Вот колышки: они – основа мира,

Стали гласы (т.е. голоса) для тканья челноками.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе