Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Музыкально-этнографическая комиссия. - Смирнов Д.В.

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 5862

В концертной и просветительской формах деятельности, которые составляли одну из важнейших сторон работы Комиссии, музыканты сталкивались со специфическими трудностями. Результатом стремления сделать песню доступной для непосвященной публики становятся многочисленные отступления от первоисточника в концертных обработках, которые, однако, оправдывались с научной точки зрения[17].

В высшей степени уместной была, по всеобщему признанию, гармонизация песен, поскольку «сам народ ее допускает». Эталоном для музыкантов служила народная полифония с ее подголосками. Обработки народных песен преобладают в учебных изданиях МЭК. Они являются также основой Четвертого тома «Трудов Комиссии», где сосредоточен материал так называемых «этнографических концертов» [19].

Тяготение к комплексному подходу собирания материала отразилось и на исполнительстве, в частности, в проекте Г.М. Хоткевича «О передвижных этнографических концертах», где, по мысли автора, перед зрителем должны были пройти все народы в своих национальных костюмах, в фойе же предполагалось развернуть выставку, воссоздающую подлинную этнографическую обстановку [более подробно об этом см.: 17, с. 20-24].

Таким образом, в деятельности Музыкально-этнографической комиссии можно выделить три основных направления, определивших ее облик, а именно: научное, с доскональным и подробным исследованием особенностей строения народной песни, вопросов исторической эволюции, освещением проблем сохранности традиции, критической оценкой деятельности предыдущих собирателей; собирательское, с опорой на последние технические достижения в фиксировании народной музыки, с использованием фонографа, фотографий и даже киносъемок [25, с. 216]; просветительское, со стремлением к наибольшему распространению и популяризации новейших сведений по музыкальному фольклору, расширению аудитории и привлечению масс из самых различных прослоек к учебному процессу. Как целое, Музыкально-этнографическая комиссия представляла собой научно-просветительскую организацию, целью которой было фиксирование музыкально-этнографического материала (песен, инструментальных наигрышей), его изучение, а также образовательная и пропагандистская работа.

Отсутствие узко профессиональной замкнутости, широта интересов обусловили характер состава МЭК, куда входили специалисты и ученые самых различных направлений, а также широкие круги любителей - в основном демократически настроенная низовая интеллигенция.

Многие выдающиеся московские музыканты (С.И. Танеев, А.Т. Гречанинов, М.М. Ипполитов-Иванов, А.Д. Кастальский, А.Н. Корещенко), ученые-этнографы (А.В. Марков, Н.А. Янчук), специалисты в области музыкального фольклора (Д.И. Аракишвили, Е.Э. Линева, А.М. Листопадов, А.Л. Маслов, В.В. Пасхалов), музыкальные деятели, ученые и критики (Н.Д. Кашкин, Г.Э. Конюс, И.В. Липаев, Ю.Н. Мельгунов, Ю.Д. Энгель, Б.Л. Яворский) входили в Комиссию. Ее членами были также исполнители, выступавшие на концертах и публичных заседаниях: Я.А. Лосев, Г.А. Трейтер, артисты императорской оперы Н.В. Салина и Ф.И. Шаляпин.

Особое значение придавалось МЭК достоверности и точности песенных публикаций, о чем говорят такие факты, как обращение к Донскому статистическому комитету о желательности издания песен, собранных А.М. Листопадовым в «чистом виде»[18], участие Комиссии в Венском конгрессе Интернационального музыкального общества (1909), итогом которого стала резолюция, об издании образцов народной музыки «без каких-либо добавлений и изменений первоначального вида мелодии» [9, с. 115].

Преодоление сомнений ряда музыкантов в целесообразности использования звукозаписи народной музыки из-за ее несовершенства привело к появлению многочисленных публичных лекций с демонстрацией фонограмм, знакомством с фонографом наиболее крупных представителей интеллигенции (среди русских писателей, познакомившихся со звучанием фонографа, был Л.Н. Толстой в Ясной Поляне, куда Е.Э. Линева ездила из Москвы в начале 1900-х годов [5]). Появление первых изданий («Великорусских песен в народной гармонизации» Е.Э. Линевой, «Трудов Музыкально-этнографической комиссии») сопровождалось широким откликом общественности в лице таких фигур, как В.В. Стасов, Н.И. Компанейский.

Заседания МЭК проходили в самых разных местах - в Политехническом музее, Императорской московской консерватории, Синодальном училище, Румянцевском музее. Более чем скромные доходы от этнографических концертов, как правило, едва покрывали затраты (V этнографический концерт в зале Романова 30 января 1902 года дал убыток в размере 12 рублей[19]), и только лишь благотворительская деятельность издателя П.Д. Самарина, а также выделенная впоследствии ежегодная правительственная субсидия сделали возможным появление изданий - «Трудов Музыкально-этнографической комиссии», «Школьного сборника» и др.

Обширнейший материал, получаемый как в экспедиционных поездках, так и через сеть корреспондентов, не только обрабатывался и изучался, но и исполнялся силами любителей и профессиональных артистов на этнографических концертах, проходивших в Историческом музее, Большой зале Российского благородного собрания, Московской консерватории, Зале Романова, Политехническом музее. В 1921 году МЭК была распущена, и на ее основе создана Этнографическая секция в системе Государственного института музыкальной науки (ГИМНа) под руководством В.В. Пасхалова.

Д.В. Смирнов


Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе