Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Десять театров на балконе. Петрушечник Татьяна Чунакова

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 2027

Как-то в кабинете директора Государственного театра кукол Сергея Образцова раздался звонок. Взволнованный девичий голос спросил: «Сергей Владимирович, можно прийти в ваш музей кукол? Если нельзя днем, то я приду ночью, с раскладушкой... Я этнограф, хочу сделать театр, где играли бы куклы всего мира». - «Что вы, - ответил мэтр. - Театр кукол умирает». - «Нет, Сергей Владимирович, я думаю, куклы еще всех нас переживут». - «Ну, если так, приходите. Только днем, без раскладушки...»

Татьяна Чунакова бредила куклами с детства. Самую первую, неуклюжую, смастерила сама, из лоскутков. А еще любила петь, и не простые песни, а забытые деревенские, которые пели еще ее предки из Тульской губернии. После окончания Гнесинского училища судьба свела Татьяну со старейшим кукловодом России Елизаветой Якшиной, которая передала в свое время молоденькой фольклористке и этнографу целое богатство - ящик с ярмарочными марионетками XIX века. Ими владел еще в начале века потомственный цирковой артист Иван Афиногенович Зайцев. Там были и цыганка с цыганом, и два брата-акробата, и лекарь-пекарь - из-под каменного моста аптекарь, и Матрена Ивановна, и, конечно, сам кукольный вождь - Петрушка. До сих пор у Чунаковой дома хранится старая концертная афиша, на которой рукой Якшиной написано: «Передаю свой дар Татьяне».

Эти старинные куклы изменили судьбу Татьяны: также, как когда-то Иван Зайцев, отправилась она в путешествие по площадям и балаганам, ярмаркам и праздникам. Стала настоящим бродячим артистом. «Я пришел повеселить вас всех, больших и малых, молодых и старых», - так неизменно приветствовал ее Петрушка зрителей в детских садах и интернатах, на открытых площадках в дни городских праздников. «Петрушечники во все времена и везде были одиночками, трудягами, с откровенными, трепетными душами, немало выстрадавшими в годы бурных исторических событий, - рассказывает Татьяна. - Русский Петрушка, как и все его зарубежные соратники, всегда был глашатаем ярмарки, эликсиром честности, правдивым голосом народа. Но и бит бывал нещадно за то, что он никогда не робел и всех обманщиков и воротил обескураживал сначала острым словом, а потом вразумлял дубинкой, приговаривая: «Вот тебе! Вот тебе!» Зрители смеялись, но не все откровенно радовались его столь вольнолюбивому нраву. Некоторым кукольникам приходилось и в полицейском участке сидеть».

Какой национальности Петрушка? Трудно сказать. Скорее всего, он гражданин мира. Бродячие кукольники возили его по разным странам, и везде он менял имена: в Турции становился Карагезом, во Франции - Полишинелем, в Англии - Панчем, в Италии - Пульчинеллой. В любой стране приживался, везде его любили и привечали, как народного героя. Всех привлекала не только его бесшабашность и смелость, но и способность возрождаться, как Феникс из пепла, выходить из любого, даже самого тупикового положения. И в борьбе со смертью он также неизменно выходит победителем: публика не желает мириться с гибелью симпатичного и отважного персонажа, в конце обязательно должна прозвучать оптимистическая нота - добро торжествует, зло наказано. Так народная легенда волшебным образом пересеклась со Святым Писанием...

Характер Петрушки менялся вместе с именем и платьем. Прикочевав в Россию, он приобрел исконно русские черты - бесшабашное ухарство, широту натуры. И заговорил по-русски цветисто, с прибаутками и рискованными, солеными остротами. Голос его под стать сути, залихватский, с хулиганской хрипотцой. И это главное его диво, загадка для зрителей и в то же время загвоздка для кукловодов. Ведь кукла «разговаривает» с помощью пищика - металлической пластинки у артиста во рту. И звук получается особенного, «петрушечного» звучания. Но если пищик неправильно ляжет во рту, то это небезопасно, так и подавиться недолго. До сих пор с пищиком редко кто работает. Если бы не Татьяна, остался бы русский Петрушка безголосым. Она сама научилась мастерить пищики и себе сделала такой, что голос свободно может переходить с человеческого на кукольный. Ведь вся сущность балаганного выступления в импровизации актера и диалоге с неживой, казалось бы, куклой. Петрушка - экземпляр еще тот: дерзкий, взбалмошный, на все у него свое мнение имеется. «Вы не поверите - он мной руководит, а не я им, - шутит Татьяна. - Иной раз такое отмочит - только держись. Будто помимо моей воли говорит!» За других кукол Татьяна тоже и говорит, и поет. За русскую Матрену - русские песни, за цыганку - цыганские, за куклу-украинку - украинские.

Петрушка научил Татьяну никогда не унывать, какие бы сюрпризы ни преподносила капризная судьба балаганного актера. Несколько лет она работала с театром русской песни Надежды Бабкиной, веселила почтеннейшую публику в фойе перед концертами. Снималась в фильме Сергея Михалкова «Сибирский цирюльник». Сыграла, конечно, саму себя - весёлую скоморошку со своим кукольным войском. Но к какому бы из знаменитых да благополучных имен ни прибивалась Татьяна Чунакова, все равно манили ее крученые-верченые пути-дороги, ждала её с Петрушкой детвора на бесчисленных елках да утренниках...

В одиночку она вырастила троих детей. Бывало, соберется на выступление, в руках две корзинки с куклами, а за спиной - годовалый сынок Илюша. И ни тебе машины, ни помощников... В такие переделки попадала! Приехала как-то раз на Рождество в Коломну выступать в местном детском театре. Шла по переходу с корзинками в руках, и вдруг навстречу - дедуля, на вид благостный: «Дай, тетка, корзинку помогу нести». Она протянула ему корзину с куклами, а дед как помчится по переходу! Она - за ним, кричит: «Верните моих петрушек!» Думал вор, в корзине съестное, можно поживиться перед праздничком... Пришлось обратиться по местному радио ко всем коломенцам, чтобы заявить о пропаже. Объявление услышала соседка незадачливого ворюги, так и напали на след пропавших кукол. Все они воротились домой.

Старинные куклы не только изменили жизнь актрисы, они заставили ее изучать традиции и собирать вокруг себя единомышленников. Таких, например, как художник Владимир Кубрак. Вот уже 14 лет он вырезает кукол для театра Татьяны Чунаковой. На балконе в квартире пятиэтажного дома в Люберцах хранится целая армия - 350 кукол. Тут не только петрушечный балаган, но и рождественский вертеп, и исторические марионетки, и былинные богатыри. Есть «Петр Великий» - представление об истории восхождения Петра вплоть до Северных походов, исторический спектакль, написанный самой Чунаковой и сыгранный в Коломенском: там куклы самого Петра, Софьи, Меньшикова, Лефорта, Екатерины...

И особенная гордость - Библия в куклах. Пятнадцать библейских персонажей в древних одеяниях сочных иконописных расцветок - как драгоценные каменья в царской короне. И лики, как на иконах, рельефные, внушительные - раз взглянешь, и забыть нельзя. Татьяна сама раскрашивала лица, вспоминая любимые образа в церквях, сама шила одеяния - самые первые были из простой подкладочной ткани, зато она переливалась, как настоящий восточный атлас.

Кукольник, считает она, должен все уметь делать своими руками. «12 апостолов» играются только на Пасху. Вернее, не играются, а поются. Все представление состоит из духовных песнопений, сбереженных народными сказителями русского Севера. Ведь ребенку иногда становится скучно слушать батюшку в храме, да и не все понятно. А тут Святое Писание рассказывается на вполне ясном для детского восприятия языке кукол, обретает зримый образ, плоть. Апостолы движутся, как живые, их можно потрогать - какая воля для детского воображения!

Татьяна и сама затрудняется сказать, сколько у нее театров. Она знает, что по тематике их можно разделить на 10 частей. Внутри каждого можно сыграть еще несколько спектаклей - например, все русские северные былины можно поставить одним и тем же десятком кукол. Ну а как же тот самый театр кукол всего мира, о котором она так мечтала в молодости? «Был Петрушка в высоких чиновничьих кабинетах, говорил: «Я мужик люберецкий, недавно сто лет исполнилось, а жить-то мне негде! - рассказывает Татьяна. - Смеялись oбладатели этих кабинетов, только сочувствия пока от них не видно. Зат подружились мы с Андреем Шавелем и Валентиной Смирновой, тоже кукольниками, известными и за рубежом. Они и затеяли в Москве, в управе «Покровское-Стрешнево», Первый Всероссийский фестиваль кукловодов-петрушечников. Фестиваль удался, радости гостей и зрителей не было предела. А его участники договорились между собой объединиться и создать в столице «Дом Петрушки».

Татьяна Чунакова верит, что не вечно ее кормильцам и защитникам мерзнуть на балконе, что когда-нибудь они получат заслуженный почет. Сами кукольники прекратят, наконец, бродить по ярмаркам и развлекать зрителей в фойе перед выступлениями звезд, а обретут свой уютный дом. И заводила и общий любимец Петрушка будет радовать почтеннейшую публику своими солеными-перчеными шуточками и, умирая, вновь воскресать, утверждая торжество добра над злом. Как Феникс из пепла. Как сама матушка-Россия...

Людмила Письменная

Метки:Культура

Присоединиться к группе на ФэйсБук

Русские традиции - Russian traditions
Общедоступная группа · 1272 участников
Присоединиться к группе

Наш канал на YouTube: