Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Песня доносится из открытых окон

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 859

Вчера мы проводили вечерку. Пели, танцевали. Некоторые ушедшие пораньше рассказали, что слышали, как наше пение доносилось сверху из открытых окон шестого этажа. Такое совершенно обычное некогда времяпрепровождение - пение для себя - сейчас стало чем-то особенным. Из окон наших домов не слышно песен. Это симптом. Или еще бывает, услышав наше пение на голоса, говорят восхищенно - "как грузинское пение!". Это тоже симптом, состояние сознания. Воспоминание о грузинском пении, услышанном скорее всего по телевизору, часто оказывается единственным, что осталось в памяти от народного пения. Я не против Грузии, я за русское.

Вновь пришедшим на наши встречи пение иногда кажется чем-то недоступным, недостижимым, сокровенным, как будто недозволенным. В пении есть сокровенность, которой все меньше и меньше вокруг нас, но она доступна в той или иной степени любому любящему пение и готовому стать в круг. Недоступным пение пытаются сделать ребята, которые залезли в телевизор и на большую сцену (все одни и те же лица, кстати). А мы, увы, «голосуем за них» своими деньгами и потраченным временем, когда ходим на их концерты.

Больше десяти лет назад я познакомился с русским пением изнутри, побывал на больших выездных фестивалях, где поют не для денег и не для известности, а потому что хочется петь. Я оказался в поющем кругу и был удивлен богатству песен и количеству людей разных возрастов, которые поют мощно, задорно, живо! Этого не увидишь в телевизоре, но от такого пения будто трезвеешь. С тех пор я потерял интерес к концертам. Огни рампы, которую нельзя переступить, умелый артист и беспомощный зритель, сидящий на стульчике, как наказанный детсадовец - это концерт. Что, слишком радикально? Не знаю. Скажу только, что в поющих деревнях, где иногда доводится бывать, нас обычно слушают недолго, и тут же спешат петь свое. Не потому что мы плохо поем, а потому что незачем становиться бездеятельным зрителем, когда сам можешь плясать, петь, общаться через песню. Есть, конечно, большие мастера, из тех, кого стоит послушать, а самому помолчать. Но это редкость. Как ни крути, все же лучше иметь круг людей, с которыми хочется петь самому, чем быть вечным слушателем.

Случаются хорошие концерты, но есть лучшее — поющий круг. Пение требует некоторых умений, но чтобы «отвести душу» - и лучше, чем на концерте - не нужно оканчивать музыкальную академию. Достаточно встать в круг с теми, кто умеет петь. В этом свободном, не предназначенном для внешнего слушателя пении - пении для себя - непроизвольно появляется и голос и необходимые умения, скрытые из-за невостребованности. Вот только поющий круг нужен. Так, собственно, всегда и было в поющих деревнях: пели за умелыми и сами становились умелыми. Это и есть «устная передача» мастерства и жизненного опыта.

Хорошим мы делом занимаемся, когда поем для себя! Потому что, как сказано в рассказе певца русской души Василия Шукшина - "душа праздника просит". И праздник происходит в песенном кругу, и концерты оказываются не нужны. Пение наше самодостаточно, мы не жаждем становиться зрителями и сами не ищем зрительского внимания. В этом есть свобода.

Записано 9 декабря 2011 г.

Воронцов Сергей (silagolosa) Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе