Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Первые шаги в фольклорном движении

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 2290

В 1976-77 г.г. состоялись мои первые фольклорные экспедиции на Алтай и в Тюменскую область (Тобольский район), а в 1979г. будучи студентом 4 курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской гос. Консерватории им. М. И. Глинки, я уже пытался петь народные песни по расшифровкам, выполненным по следам фольклорных экспедиций и старался вовлечь в этот процесс студентов-композиторов и хоровиков. Пение по нотам народных песен очень воодушевляло и было все равно что петь: жестокий ли романс, тюремную или свадебную песню. И было ощущение какой-то новой музыки. Однажды по радио в какой-то передаче я случайно услышал разговор с человеком, очень интересно рассказывающим о фольклорных экспедициях, народных песнях, а главное исполняет их вместе с ансамблем каким-то особым звуком, от которого аж мурашки по коже! Именно таким звуком, каким я уже пытался петь со своими ребятами.

Так я впервые услышал Ансамбль народной музыки Д. В. Покровского. В этом же году (или в 1980-уже точно не помню), проходя мимо театра оперы и балета, где располагался концертный зал филармонии, увидел небольшую афишу: Ансамбль народной музыки п/у Дмитрия Покровского. Сразу же вспомнил радиопередачу и понял, что это тот ансамбль, который я уже слышал. Тотчас пошел в кассу и купил билет на концерт. В большом зале филармонии собралось аж… 15 человек! (Специально сосчитал).

Уже потом, вспоминая этот замечательный концерт, недоумевал: почему было так мало слушателей? Наверное, название “Ансамбль народной музыки” никому ничего не говорило, т.к. таких “народных” ансамблей было хоть пруд пруди, а имя Дмитрия Покровского также было неизвестно в культурных кругах (фольклорных ещё не было) Новосибирска. Тем не менее, концерт был великолепным(ошеломительным для меня!) и… в 2х отделениях с антрактом. Куда там рок и поп-музыкантам! Они бы отказались выступать без публики. По этому поводу я часто (т. к. часто привожу этот пример), вспоминаю передачу, «Музыкальный ринг», на которую однажды пригласили ансамбль Д. Покровского. Участники ансамбля встали замкнутым кругом и спели то ли духовный стих, то ли протяжную песню (точно не припомню), а потом посыпались вопросы из «зала»: А почему вы стоите спиной к зрителям, для кого вы поете? И т.д. Очень удивил присутствующих ответ Дмитрия Викторовича: «А мы для себя поем».

Так вот, возвращаясь к первому концерту ансамбля Д. Покровского в Новосибирске, позже я понял, почему концерт был «полногабаритным», в 2-х отделениях (он мог бы быть в 3х и 4х): все участники ансамбля пели для себя (для души) и время для них, как бы, останавливалось, пока они проживали его, погружаясь в песню. После концерта я скромно представился Дмитрию Викторовичу и задал несколько интересующих меня вопросов. Так мы познакомились. Несколькими годами позже, когда я закончил консерваторию в 1981 г. и начал создавать ансамбль сибирской народной песни (заметьте, АНСАМБЛЬ СИБИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ без «кавычек» - как у Д. Покровского) при центре народного творчества и культпросветработы, коллектив Д. Покровского приезжал в Новосибирск ещё дважды. В ансамбле появились знакомые: Тамара Смыслова, Андрей Котов, Саша Данилов… и др.

На этот раз, на концерты ансамбля Д. Покровского, я брал с собой участников моего ансамбля. Мы бывали на всех концертах, встречах и репетициях. Учились и учились… В этот и последующие приезды везде, где выступал ансамбль были полные аншлаги и от ног молодёжи, которая самозабвенно выплясывала в фойе Оперного театра после концерта «Порушку-Параню», сотрясался потолок…
Вспоминаются несколько ярких встреч в Новосибирске. Одна - в музыкальном училище, куда пригласил ансамбль Д. Покровского М. Фирсов возглавлявший в то время отделение народного хора. На этой встрече спели студенты-народники и мы, участники ансамбля сибирской народной песни. Завязалась дискуссия и Дмитрий Викторович сказал, что ему показались симпатичнее вот эти ребята (т.е. мы), которые поют более искренне. А после встречи Андрей Котов и Саша Данилов сказали нам, что не ожидали услышать такой «деревенский» ансамбль.

Для нас это было высшей похвалой… А в ДК железнодорожников Д. В. посреди концерта вдруг заявляет: у вас в Новосибирске есть тоже интересный фольклорный ансамбль, называет мою фамилию и приглашает на сцену, где ребята как раз готовились играть народную драму «Царь Максимилиан» и я невольно оказался участником этой драмы. Они говорят очень быстро, я же не знаю текста, стою с дурацким видом и стараюсь подыграть. Ничего у меня в тот раз, конечно, не получилось, но зато в течение следующих 10 лет во время святок мы переиграли все народные драмы, в том числе и «Царя Максимилиана», где я не единожды играл «Царя». И ещё была одна запоминающаяся встреча в Новосибирской консерватории.

Д. В. начал говорить об импровизации, которая есть суть народного исполнительства и предложил присутствующим на встрече преподавателям и студентам назвать песню для исполнения в стиле донских казаков. Кто-то предложил спеть «В лесу родилась ёлочка». «Хорошо», - сказал Дм. Викторович и песня была исполнена в нужном стиле. Затем Покровский предложил выйти любому желающему на сцену и спеть что-нибудь вместе с ансамблем. «Это сможет каждый и вы в этом легко сможете убедиться». Ну, конечно, вышел я! Ансамбль запел «Камышенку» и я впервые оказался в самом сердце донской протяжной песни… Боже мой! Каким же идиотом я себя тогда чувствовал! Ни одного слова не понимаю, голоса вокруг то вверх, то вниз - не знаю кого слушать… Вообщем, ни «б», ни «м». Надо сказать, я до сих пор не знаю всего текста этой песни, хотя могу петь «за следом».

Вот такие встречи были у меня с ансамблем Д. Покровского. С Дмитрием Викторовичем мы много беседовали в Новосибирске и в Москве. Это были незабываемые встречи… Конечно же, фольклорное движение пошло дальше Д. Покровского, но так и должно быть! Дети должны оставлять ещё более значительный след в жизни. Тем не менее, роль Д. В. Покровского и его ансамбля в развитии фольклорного движения в России 80-х трудно переоценить. Воздадим же первооткрывателям должное и помянем добрым словом Димитрия Покровского и Александра Данилова, безвременно от нас ушедших. Помяни их, Господи, во Царствии Твоем!

В. Асанов, Член СО СК,
Вице-президент Российского фольклорного союза.
г. Новосибирск

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе