Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Русский фольклор – наше достояние

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 3887

Народные игры

Традиционная народная культура любого народа является фундаментом национальной жизни. В ней заложены все основные состовляющие существования человека: физическое и духовное здоровье, нравственные и моральные качества, любовь к Богу, природе, родине и близким людям. С раннего детства человек попадает в атмосферу любви и заботы. С помощью поэзии пестования и колыбельных песен ребёнок приобретает способность образно воспринимать окружающий мир, неосознанно приобщаясь к многовековым сокровищам традиционной народной культуры. Подрастая, маленький человек оказывается в мире сказок и прибауток, учится играть. Народная игра формирует навыки, без которых просто невозможно жить. В жизни надо быть сильным, ловким и, в меру, рискованным человеком; уметь мгновенно и правильно оценивать ситуацию; быстро бегать и перемещаться в пространстве; в командных играх уметь вовремя подставить плечо товарищу; быть азартным, но рассудительным; не гневаться, проигрывая и относиться с уважением к сопернику. В народной игре (в отличие от современного спорта, где самым главным является высокий результат, и где стараются «перекупить» спортсмена, что носит явно коммерческий характер), развиваются лучшие стороны человеческой натуры: сила, ловкость и воля соседствуют с яркой эмоциональной окрашенностью, радостью движения и лёгкого азарта, а смех и слёзы являются крайними проявлениями эмоционального состояния. Народные игры можно рассматривать в следущей примерной классификации:

Подвижные игры (на улице)

1. Массовые, парные игры (с неограниченным кол-вом участников)
а) Горелки б) Корзиночки
2. Массовые линейные игры
а) Вороны, воробьи б) Я весёлая ткачиха
3. Массовые игры – змейки
а) Золотые ворота б) Корыто колыбатца в) Уж я улком шла
4. Игры массовые в кругу
а) Моргала б) Третий лишний в) Номера г) Растяпа д) Шишки,
 жёлуди, орехи е) Колесо ж) Яша ищет Машу з) Я на бочке сижу
5. Командные игры
а) Лапта б) Бить – бежать в) Городки
6. Молодецкие игры и забавы
а) Один на один б) стенка на стенку
7. Игры в помещении
а) Эх – ма б) Хлопки в) Ремешок
8. Вечёрочные игры
а) Из Москвы пришёл указ б) Ролевые игры в) В соседа
9. Настольные игры
а) Пешки

Игры можно соотнести с возрастом и выделить оные для самых маленьких в детском саду, для младших и средних школьников, для молодёжи в старших классах, средних и высших учебных заведениях. Многие игры отличаются от спортивных тем, что в них имеются тексты и напевы; или музыкальные наигрыши.

Хороводы

Ни одно народное гуляние не обходилось без хороводов. Хоровод – это космос народной культуры, вселенная радости и праздника. Хороводы начинали водить на Красную горку( первое воскресение после Пасхи) и заканчивали на Петров День – 12 июля. Хоровод объединял в одно целое до нескольких тысяч человек и представлял собой целый комплекс значимых компонентов. Помимо собственно хореографии, которая сама есть комплекс построений – рисунков ( разнообразные круги, змейки, стенки, колонны, коридоры), хоровод включает в себя многоголосные напевы с текстами. Всё это вместе взятое с разноцветьем праздничных костюмов создаёт неповторимое узорочье на фоне распустившейся зелени и цветов. Хоровод, как одна из форм народного гуляния, жив и по сей день. В старообрядческом селе Усть – Цильма, что на Печоре, когда-то водили хороводы на Петров День до нескольких тысяч человек одновременно во время съезжего праздника. Сейчас же, несмотря на то, что многие хороводные формы утрачены, ушли из жизни мастера – хороводники, устьцилемцы делают хороводную «горку», в которой участвуют до 300 человек. Это гуляние проводится на Петров День, как и раньше. В Омской области на Троицу также проводятся хороводные гуляния, в которых участвуют до 150 человек ( имеются в виду только участники хороводов). Сегодня хоровод может украсить любое народное гуляние, если соберутся люди, владеющие хореографическими формами, знающие тексты и напевы хороводных песен.

К игровым хороводам можно отнести также многие вечёрочные песни, которые исполнялись молодёжью в домах в осенне – зимний период. Во время святок много было поцелуйных игр – хороводов, что помогало молодёжи выбрать себе достойную пару для вступления в брак. Эта форма молодёжных гуляний возможна и сегодня; она по-прежнему современна и доступна для всех желающих, за исключением, быть может, сложных песенных форм, для освоения которых требуется некоторое время.

Театр

Народный театр также является необычным развлечением на время праздников. На Рождество представляли «Вертеп», кукольную драму об избиении 40 тыс. младенцев царём Иродом, в поисках младенца Христа. Этот спектакль демонстрировался в специальном вертепном ящике. В дома приходили ряженые колядовщики и показывали различные смешные сценки на актуальные для того времени ситуации. Много театральных форм было на ярмарках. Балаганные деды зазывали покупателей купить товар подешевле; лубочники показывали картинки на разные сюжеты; Петрушка избивал своих обидчиков. То там, то здесь разыгрывались народные драмы, показывали своё искусство клоуны и акробаты. Так всегда гудела ярмарка, за исключением постов. В посты же театральные формы на ярмарках не демонстрировались. Народный театр и сегодня может стать украшением любого праздника. Он доступен и привлекателен.

Пляска

Пляска – особый вид народной хореографии. Пляски бывают одиночные и парные, групповые и массовые. Пляска учит собранности и развивает чувство ритма. Умение плясать для русского человека было такой же необходимостью как петь и дышать. Пляски бывают под песни( «под язык») и под инструмент( гусли, балалайка, гармонь). Это тоже своеобразный синтез музыки и ритма. Пляски не бывает без частушек. Озорные частушки в парных плясках, бывало, сочинялись на ходу. Плясали с детства мужчины и женщины. Сейчас в школе введены уроки ритмики. Но этих уроков явно недостаточно, чтобы привить чувство ритма детям. Народная традиционная пляска с региональными особенностями лучше всего развивает детей ритмически и музыкально.

Бытовые танцы и кадрили

Парные бытовые танцы бывают также с элементами пляски. Они учат общению в парах, чего так не хватает сегодня… Современная дискотека не идёт ни в какое сравнение! Парные танцы изящны, доступны и учат организованному движению. Они также исполняются под народные инструменты. И, наконец, вершиной народного танцевального искусства являются кадрили. Не смотря на то, что кадриль пришла в Россию из Западной Европы(Англия, Франция, Ирландия), она, как и гармонь, стала по сути русской. Изменилась пластика, некоторые движения; наигрыши стали родными и понятными. Кадриль органично вошла в танцевальную культуру деревни конца 19го, нач. 20вв. Сегодня кадрили танцуют, в основном, участники фольклорных ансамблей и студий. Но во время фольклорных фестивалей и праздников, участниками кадрилей становятся неподготовленные люди. Правда, при этом страдает сама кадриль, превращаясь из блестящей танцевальной композиции в обучающую форму с элементами «спортивно – игрового» танца. Кадрили бывают на две пары, на четыре, на шесть, на восемь, а также линейные. Последние представляют более сложную форму танцевальной композиции, т.к. здесь нужно взаимодействовать не только в своей паре и с парой напротив, но и со всей линией. Думается, что сегодня бытовые танцы и кадрили, в целом, могут быть доступны большинству желающих научиться танцевать.

В. Асанов
Вице – президент Российского Фольклорного союза
Член союза композиторов России

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе