Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Российский Фольклорный Союз. Место и роль в фольклорном движении России

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 2292

Фольклорное движение (ФД) за прошедшие 25 лет превратилось в реку с несколькими притоками и несёт она свои воды в океан, которого… ещё нет. Теперь давайте поплаваем по нашей пока ещё неполноводной, но реке, и её притокам. Что стало потом, когда отгремели бурные аплодисменты на концертах Д. Покровского, когда прошла эйфория от «Порушки - Парани» и от больших хороводов А. Кабанова? Народ понял, что до этого жил неправедно и неправильно: русских песен не знал, петь не умел, сарафанов и вышитых рубах не носил. Теперь пришло время, как следует браться за традиционную культуру, изучать её, да помаленьку внедрять в жизнь. И пошло, поехало… В поисках песен отправился народ «в народ». Теперь всё, что не соответствовало новым представлениям о народной песне, обзывалось «клюквой» и предавалось обструкции.

Появилось множество ансамблей и студий. И, надо сказать, далеко не все они приближались к уровню, заданным первыми последователями фольклорных коллективов Д. Покровского, А. Мехнецова, Н.Гиляровой, А.Кабанова, В. Скунцева, Е. Костиной и др., первыми, чей опыт экспедиционной, архивной, творческой работы, являл собой значительный творческий результат. Это и понятно - не у всех руководителей (идеологов) фольклорных коллективов имелся в то время определённый багаж знаний, опыт экспедиционной работы и, наконец, художественный вкус ко всему, что делалось и делается…

В 1989г. родился «Российский союз любительских фольклорных ансамблей» (позже переименован в «Российский фольклорный союз»). Казалось бы, вот та общественная организация, которая сможет и должна объединить вокруг себя огромное количество новых этнокультурных образований России и повести их за собой вперёд, к победе «фольклоризма». Давайте посмотрим - насколько РФС смог реализовать своё историческое предназначение - быть знаменем фольклорного движения России и ближайшего Зарубежья. Шутки ради сравним нашу организацию с какими-нибудь другими. Ну, например, с политической партией. У тех и других задачи общие: подсобрать вокруг себя побольше народу и захватить власть - хоть в стране, хоть в центре народного творчества, хоть в детском саду (это я про нас) и влиять, влиять на умы и вливать, вливать ф/этнические идеи в головы наших сограждан и, чтоб все сто сорок «мильёнов» знали и любили «Камышинку». У каждой партии есть своя программа. У нас есть устав.

В партиях имеются лидеры. У нас они тоже есть. У них - Политсоветы, принимающие стратегические решения, у нас – Правление (правда, слабовато правит и не стратегически). У них ревизионные комиссии, чтоб партийные денежки не умыкали, а у нас и денежек-то нету - считать нечего. У них партийные ячейки в каждом населённом пункте, у нас - если два-три региональных отделения заработают - это уже оригинально. У них партийные бюджеты, у нас - блоха в кармане, вошь на аркане. Где взять РФСу бюджет? Бюджета нет. Теперь давайте разберёмся: зачем деньги аппарату Правления РФС? Начнём с аренды помещения. Слава Богу, пока оно есть и денег, насколько мне известно, не берут. Но, т.к. совершенно бесплатно пользоваться комнаткой безнравственно, аппарат Правления должен как-то выстраивать отношения с арендодателем (в данный момент с дирекцией НИИ культурного и природного наследия), имея хоть и крохотное (в конкретном случае, хорошо бы 2х уровневое!), но помещение для работы нескольких сотрудников. Далее - оргтехника, без которой сегодня никуда. Мало-помалу накопилась и она: e-mail, письма, факс, ксерокс, телефонные переговоры - всё это уже вроде бы есть. Теперь неплохо бы аппаратик Правления (для пущего управления) поставить на довольствие (не ради удовольствия), то бишь, платить сотрудникам зарплату. Из чего? Есть, конечно, лавка РФС (хорошо бы её повыше разместить, на втором уровне), которая, конечно, кой-какой доход приносит - продажа книг, а/в-кассет, CD,DVD и т.д., но для зарплаты этой выручки, прямо скажем, маловато… Существуют ещё гранты и программы, которые могли бы кем-нибудь(?) финансироваться, но организации и учреждения, могущие дать деньги на тот или иной проект, отыскиваются с большим трудом и, насколько мне известно, не так часто…
Остаются Всероссийские мастерские, которые, как коммерческий проект, 1-2 раза в год, могут принести некоторый доход Правлению РФС и выделить из этого временного бюджета деньги на зарплату сотрудникам аппарата. Сегодня так оно и происходит. Но, ведь, Мастерские – это проект РФС и осуществляется он с целью – с одной стороны: привлечь внимание общественности и государственных структур, так или иначе занимающихся проблемами фольклора, и развивающие другие современные художественные формы, связанные с традиционной народной культурой. С другой – привлечь на свою сторону молодёжь и подростков – будущий потенциал фольклорного движения, и тем самым расширить ряды РФС, привлекая мастеров для обучения неумелых. Так, вообщем – то, и происходит на Мастерских. Но, вот беда: не все фольклорные ансамбли – члены РФС – могут приехать «на халяву» на мастерскую – фестиваль: оказывается, надо платить за проживание и питание, да ещё и оргвзнос вносить!

Давайте теперь внимательно рассмотрим: что представляет собой сегодня этот многослойный пирог – фольклорное движение? Прежде всего, «начинкой» этого «пирога» являются фольклорные коллективы – мастера, доказавшие свою состоятельность опытом работы и художественным результатом. Ансамбли, вокруг которых кипит фольклорная деятельность и они – главный её двигатель. Эти коллективы неплохо было бы выделить в отдельную категорию, «обойму», независимо от того – нравятся ли их лидеры Правлению РФС, или нет. Следующая группа – начинающие и со средним опытом работы ансамбли и студии, которым необходима периодическая помощь, путём проведения семинарских занятий на местах. Они и являются основными участниками Всероссийских Мастерских.

Третья группа – многочисленные детские фольклорные ансамбли и студии различной ведомственной принадлежности. Эта категория для нас очень важна, и хорошо, что сегодня есть хотя бы один Российский фольклорный фестиваль, «Псковские зямчужины», специально посвящённый детско-юношеской тематике и работе с детьми и подростками. Есть ещё категория фольклорных образований до конца не определившихся в своей деятельности и не нашедших свой путь. С ними также неплохо было бы иметь контакты. А куда девать музыкантов-экспериментаторов, использующих фольклорный материал в разностилевых направлениях музыки? Думаю, что и им было бы интересно поучаствовать в каких-то проектах РФС. Таким образом, хорошо бы Правлению РФС научиться (и захотеть!) заинтересованно работать со всеми людьми, так или иначе обеспокоенными судьбой традиционной народной культуры, отстаивающими свою гражданскую позицию по отношению к фольклору, болеющими за будущее России. А «РФСу» стать желанной организацией, вступить в которую стремились бы все наши соотечественники «от Москвы до самых до окраин!»

Первый лозунг президента РФС А.М.Мехнецова был таким: Кто сегодня с нами – тот в союзе, кого нет, тот… в другом месте. Этот лозунг был хорош на первом этапе строительства РФС, т.к. у людей на волнах фольклорного движения было горячее стремление к общению на языке традиционной народной культуры. Сегодня ситуация уже другая, и лозунги тоже пора менять. Исходя из первого, можно было бы сказать: Кто сегодня с нами – тот в Союзе. Кого пока ещё нет – тот обязательно должен быть с нами завтра!

В.В.Асанов
Вице-президент РФС

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе