Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Жив Петрушка ! - Кукольница Татьяна Чунакова

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 3515

«Всего горя не проплакать, всей тоски не пережить, видно, надо это горюшко на радость положить», - поётся в старинной вепсской частушке. Эта жизнеутверждающая позиция пронизывает всю комедию Петрушки - неутомимого борца за справедливость. Когда-то ходили на Руси по ярмаркам и площадям петрушечники, разыгрывали столь любимые народом кукольные представления. Казалось, в двадцатом веке эта традиция народного театра совсем угасла, но нет, есть у нее продолжатели. Одна из них - кукольница Татьяна Белоконева (Чунакова).

Вот уже скоро двадцать лет меня не покидает чувство восторга от того, что у меня есть чудо света, вселенское откровение, имя которому - Петрушка. А начиналось все так. В 1981 году я оказалась в Союзе композиторов, где проходил фольклорный кинофестиваль. После фильма на сцену вышла этнограф-собиратель Юлия Евгеньевна Красовская и сказала, что мы сейчас станем свидетелями удивительного открытия живой старины. И вдруг все услышали странный голос, а потом увидели куклу-марионетку, приговаривающую: «Иду, иду...». Кукла приплясывала, выкаблучивая разные коленца, а рядом женщина в длинном черном платье уговаривала: «Петя, выходи...» Это была Елизавета Филипповна Трофимова, продолжательница традиций известного народного кукольника Ивана Афиногеновича Зайцева, первого Заслуженного артиста России.

До этого мгновения я думала, что куклы Зайцева остались только в музее театра Сергея Образцова, а оказывается, они жили в руках артистки.

Елизавета Филипповна была одета ярко, как кукла: в вышитой украинской кофте и в сарафане. Петрушка падал, она спрашивала: «Что с тобой?» - «Умер», - отвечал весельчак. «А что ты разговариваешь?» - «По привычке!» - лукаво отвечал Петрушка и скакал
на сером ослике. Следом появились Украиночка, Цыганка, Акробат, Жонглер... Объявили перерыв концерта, и ноги сами понесли меня за кулисы. Я с удивлением наблюдала, как быстро кукольница наматывала нитки на ваги (приспособление для вождения куклы). Увидев восторг в моих глазах, Красовская шепнула: «Приходи ко мне завтра, будут Елезавета Филипповна и Еремей Чупров (сказитель былин)». Могла ли я догадываться тогда о том, что это будет самая главная встреча в моей жизни - встреча с Петрушкой.

На завтра я вновь увиделась с Елизаветой Филипповной, она «провела» перед нами кукол - так народные кукольники называют работу с куклами, потому что они должны «ходить», как люди. Затем она захотела отдохнуть и попросила меня подержать Петрушку, так как его нельзя класть на диван: «Он потом плохо пляшет». Петрушка же, услышав музыку, ловко заплясал в моих руках. «А! Вот ты и будешь водить Петрушку!» - решительно сказала Елизавета Филипповна и добавила: «Покупай куклы у моей сестры».

Полгода собиралась я с мыслями: быть или не быть, как однажды под Рождество на работу в школу мне позвонила Красовская и объявила: «Если завтра не купишь куклы, театр уедет в Пермь». Молниеносно я заняла пятьсот рублей, по тем временам - сумма
значительная, но для истинной стоимости уникальных этнографических реликвий - деньги смешные! И побежала к старшей сестре Елизаветы Филипповны - Наталье Филипповне, работавшей с марионетками более тридцати лет.

Куклы были аккуратно разложены на кровати. Но вместо ожидаемого зайцевского Петрушки лежал Буратино. Немного обескураженная, я все же купила этот театр. Потом кукольница рассказала, как непросто было выживать с Петрушкой, ведь у него был огромный нос. «Что это за русский Петрушка с таким нерусским носом?» - обычно говорили артистам во время выступления. И она укоротила нос Петрушке.

Как только в мои руки попал Петрушка, я начала замечать, что вокруг стали появляться художники. Сначала я встретилась с удивительным резчиком по дереву Александром Варгановым, известным тем, что он восстановил старую Сергиево-Посадскую резьбу.

Спустя несколько лет он вырезал мне по этнографическим образцам куклы перчаточной комедии Петрушки. Затем явился еще один художник - Владимир Кубрак - народный художник России. Он сделал сразу несколько театров: «Рождество», «Пасха», «Жития святых в куклах», «Древнерусские богатыри Илья Муромец и Добрыня», «Георгий», «Никола», много кукол для постановок сказок Пушкина, повестей Гоголя.

Когда же мне пришлось играть на ярмарке в фильме Н. Михалкова «Сибирский цирюльник», ко мне наконец-то пришли все старинные зайцевские куклы во главе с Петрушкой. Е.Ф. Трофимова отдала мне свои куклы, ей сейчас более 90 лет, но она хочет, чтобы Петрушка - ее Петя - продолжал свою творческую жизнь. А то ведь несколько лет назад он едва не погиб, когда случился пожар на даче. Приехав на пепелище, Елизавета Филипповна вдруг увидела у сгоревшего сруба его голову. «Я его нашла!» - радостно кричала она мне в телефонную трубку. А я подумала: «Нет, это Петрушка нашел вас! Что за энергия выбросила его из горящего дома?!» Вот такой ты, Петрушечка! В огне не горишь и в воде не тонешь! Не страшны тебе ни огонь, ни вода, ни медные трубы!

Познакомилась я и еще с одним удивительным кукольником - Соколовым Борисом Павловичем. Он сделал мне поясную ширму, прошептав на ухо: «Никому не показывай, это мой секрет. Я работал до войны с петрушечницей Волковой, делал ей такую же».

От него поехала к Людмиле Дмитриевне Волковой в Измайлово, где она живет по сей день (ей 92 года) Она достала маленькое приспособление - пищик, положила его в рот, взяла газету и прочла каким-то сказочным голоском несколько предложений, четко выговаривая каждый звук и выразительно интонируя текст. Прокипятив, она отдала мне свой пищик, показав, как кладет его далеко к небу на корень языка. Увидеть-то я это увидела, а вот что делать с ним, не поняла. И начались мои страдания. Недели две я искала точку на нёбе, где нужно удерживать в горизонтальном положении это маленькое приспособление (1см на 2 мм). Активно направляя выдох, надо заставить натянутую между двумя металлическими пластинами
тесьму издавать яркий, нечеловеческий по силе звук! И тут вспомнилось мне мое детство - недаром я так любила день и ночь сосать хлеб... Словно готовилась к встрече с Петрушкой! Поэтому научилась я в конце концов держать пищик во рту даже продолжительное время, когда надо играть Петрушку много раз, например, на Масленицу.

День, когда у меня появился Петрушка, стал поистине моим вторым днем рождения. Не могу отделаться от мысли, что Петрушка «выбрал» меня и что я обязана раскрыть драгоценные тайники его души, продолжить дело многих петрушечников, работавших с этой куклой до меня.

Таким великим мастером и актером был Иван Афиногенович Зайцев, «последним из могикан», как называл его С.В. Образцов. Иван Афиногенович глотал шпаги, огонь и даже живых кур, гнул подковы. Развернув огромные ширмы, под звучащую шарманку он оживлял удивительных кукол акробатов, жонглеров, танцовщиц, толстяков, мавров. Образцов пригласил Зайцева к себе в театр, но тот, проработав полгода, ушел бродить, как и раньше, по ярмаркам и площадям с родным его сердцу Петрушкой. Е. Ф. Трофимова называет Зайцева «добрым волшебником» и своим учителем, у него она переняла традицию кукловождения. Девятилетней девчушкой, однажды встретив артиста, она бежала за ним из одного двора в другой по всей Переяславке до самого Рижского вокзала. А в 1930-е годы, будучи танцовщицей в агитбригаде, на перроне она узнала в пожилом человеке с чемоданом Ивана Афиногеновича. Вскоре она купила у него куклы, сама их подкрасила, обшила, а позднее даже сама научилась резать. Став настоящим мастером, Елизавета Филипповна реорганизовала и корпус кукол (так кукольники называют основные детали корпуса марионетки) - она не стала набивать их ватой, за счет чего куклы стали более гибкими и живыми.

И вот эти удивительные творения живут теперь у меня, погружая все больше и больше в свои глубины.

 

Присоединиться к группе на ФэйсБук

Русские традиции - Russian traditions
Общедоступная группа · 1200 участников
Присоединиться к группе
Русские традиции. Альманах русской традиционной культуры Сайт: http://ruplace.ru

Наш канал на YouTube: