Русские традиции

Альманах русской традиционной культуры

 Главная страница arrow Культура arrow В чем сакральность... полотенца
Главное меню
Главная страница
Новости
Культура
Казачество
События
Полемика
Этнология
Этномузыкология
Песни (тексты)
Частушки
Ансамбли
Фестивали
Организации
Именослов
Книги (тексты)
Рассказы
Народные пьесы
Сказки
Поэзия
Памфлеты
Персоналии
Целительство
Фотогалерея
Фото ансамблей
---===---
Прислать новость
Архив новостей
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Самообразование
Гостевая книга
Авторизация




В чем сакральность… полотенца

Отправить на e-mail

Полотенца9. …и встав с вечери, снял одежду, и взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
12. Когда же умыл им ноги и надел одежду свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что я сделал вам?
Евангелие от Иоанна, 13. 9, 12

Сколько предметов окружают жизнь человека, но есть один, который сакрально присутствует с ним в самые важные жизненные моменты. На полотенца принимали нас повивальные бабки, на полотенцах подавали нам хлеб-соль на свадьбы, на полотенцах нас отнесут на погост… Откуда же столько места полотенцу в нашей жизни? Давайте вместе поищем в глубокой давности. Пошли?

Представьте… Чадят факелы. Мерно постукивают ткацкие станы. Ни звука. Снуют уток ткачи, ткут погребальные полотенца, пеленать фараоново тело. Молчи, ткач, молчи. Выронишь слово – утащит тебя душа Фараона за собой. Ткись, полотно. Завтра напитают тебя благовониями и укутают тобой мертвый кокон. И только слышно: тук-тук, тук-тук… (Не оттуда ли все началось?)

И представьте: перед грозой душно в Иерусалиме. Узка дорога на Голгофу. Люд теснит, а крест тяжел, уже непосилен. Пот заливает глаза, терния впились в виски впалые. Кто ты, добрая Вероника, что стражи не убоялась, платом своим лицо мое отерла, как я утирал ноги ученикам своим. Образ твой со мной останется по милости твоей. И плату твоему оставляю я образ свой… (Не оттуда ли?) Полотном плащаным завернут мое тело во гробе и сброшу его с себя, воскреснув к жизни вечной одесную Отца моего… (Не оттуда ли?)

Красна изба не углами, а пирогами. Нет, и углами красна русская изба. А в красном углу иконка. А над иконой рушник молельный, именной, с молитвой красным шелком по белому вышитой. А как младенца крестить – крестильное полотенце вышивать. А уж как пироги-хлеба из печи таскать, на полотенце каравайное сажать. А как хлебом-солью молодых величать – то на бранном подносить, с маками по полю. На сговор молодых – рукобитное. (Руки-то не зря били на слове твердом.) А молодым в церкви на венчальное полотенце коленами вставать. То крестами и голубками шили. А дружкам полотенца на грудь повязать, а дуги в свадебной упряжке, а вожжевые, а чепрачные, что коням на чепраки стелить… эх, веселись, свадьба!

А уж как помер православный – полотенец только напасай, обмывальщикам дай, обвывальщицам дай, копателям дай, а полотенце за окно вывесить, а зеркало завесить… И на полотенцах домовину мою в землю спустят, крест могильный полотенцем повяжут. Лежи теперь, не горюй, новопреставленный! Все по чину справлено, уважено. А то как же.

Полотенца чтили на Руси, от дедов к внукам передавали, из пожаров таскивали, иконку обгорнув. Бывало, годами расшивали рушники. Более 200 строчных швов бабы знали. Чтоб побыстрей к праздничку, так это одностороннее, а девка к свадьбе хоть и торопится, но двухстороннее вышьет – мужниной родне наспех расшитое негоже. И ни узелка – недобро то, к ссорам. Вышивать садится девка в четверг рано утром, с молитвой и постом, святой водой лицо и руки умыв. Важное и большое дело учиняет. От трубы полотна беленого 4 метра полосу рушили мужики (оттуда и рушником полотенце зовется, что рушили целую трубу, поди бабе разорви трубищу).

Каждому рушнику – свой узор, каждому узору – свое значение. Рушник в доме – царь. Не то что утиральник, что на колени едокам на лавках постилали – один на всех. Или рукотерки, утирки из ветхих утиральников надранные, тьфу, малы как тряпицы, не даром говорили – одним рукотером вытираться – на том свете разодраться. Хоть и малы утирки, а ни одна тряпица в хозяйстве не пропадет. Лен-то в сапожках ходит! А ткать бабам при лучинке? Не баловство, а работа тяжкая, не царская. Хотя слыхали и у нас байку:

Кабы я была царица
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна…

Поди ж ты! Царям-то золотом и жемчугом рушники шили. Церковь новую в деревне заложат строить, все бабы деревенские рушники шить садятся – обнове с обновами стоять! И золотой нити, и шелковой не жалко, и жемчужинки с ярмарки, что тятька привез, для божьего дела ради. Господь с себя полотенца не пожалел ученикам ноги утирать. Говорил: «Если Я Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Любовь заповедовал. Любовь. Любовь Господня, любовь материнская, о которой поется:

Рiдна мати моя, ти ночей не доспала,
Ти водила мене у поля край села,
I в дорогу далеку ти мене на зорi проводжала,
I рушник вишиваний на щастя, на долю дала…

А всем, кто меня про полотенца слушал, совет да любовь! И от первого полотенца до последнего – на долгие годы.

Лаура Ли
Источник: Школа Жизни.ru

 
< Пред.   След. >

---===---




Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры 2002 - 2012
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования