Русские традиции

Альманах русской традиционной культуры

 Главная страница arrow Культура arrow Первые шаги в фольклорном движении
Главное меню
Главная страница
Новости
Культура
Казачество
События
Полемика
Этнология
Этномузыкология
Песни (тексты)
Частушки
Ансамбли
Фестивали
Организации
Именослов
Книги (тексты)
Рассказы
Народные пьесы
Сказки
Поэзия
Памфлеты
Персоналии
Целительство
Фотогалерея
Фото ансамблей
---===---
Прислать новость
Архив новостей
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Самообразование
Гостевая книга
Авторизация




Первые шаги в фольклорном движении

Отправить на e-mail

В 1976-77 г.г. состоялись мои первые фольклорные экспедиции на Алтай и в Тюменскую область (Тобольский район), а в 1979г. будучи студентом 4 курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской гос. Консерватории им. М.И. Глинки, я уже пытался петь народные песни по расшифровкам, выполненным по следам фольклорных экспедиций и старался вовлечь в этот процесс студентов-композиторов и хоровиков. Пение по нотам народных песен очень воодушевляло и было все равно что петь: жестокий ли романс, тюремную или свадебную песню. И было ощущение какой-то новой музыки. Однажды по радио в какой-то передаче я случайно услышал разговор с человеком, очень интересно рассказывающим о фольклорных экспедициях, народных песнях, а главное исполняет их вместе с ансамблем каким-то особым звуком, от которого аж мурашки по коже! Именно таким звуком, каким я уже пытался петь со своими ребятами.

Так я впервые услышал Ансамбль народной музыки Д.В. Покровского. В этом же году (или в 1980-уже точно не помню), проходя мимо театра оперы и балета, где располагался концертный зал филармонии, увидел небольшую афишу: Ансамбль народной музыки п/у Дмитрия Покровского. Сразу же вспомнил радиопередачу и понял, что это тот ансамбль, который я уже слышал. Тотчас пошел в кассу и купил билет на концерт. В большом зале филармонии собралось аж… 15 человек! (Специально сосчитал).

Уже потом, вспоминая этот замечательный концерт, недоумевал: почему было так мало слушателей? Наверное, название “Ансамбль народной музыки” никому ничего не говорило, т.к. таких “народных” ансамблей было хоть пруд пруди, а имя Дмитрия Покровского также было неизвестно в культурных кругах (фольклорных ещё не было) Новосибирска. Тем не менее, концерт был великолепным (ошеломительным для меня!) и… в 2х отделениях с антрактом. Куда там рок и поп-музыкантам! Они бы отказались выступать без публики. По этому поводу я часто (т.к. часто привожу этот пример), вспоминаю передачу, «Музыкальный ринг», на которую однажды пригласили ансамбль Д. Покровского. Участники ансамбля встали замкнутым кругом и спели то ли духовный стих, то ли протяжную песню (точно не припомню), а потом посыпались вопросы из «зала»: А почему вы стоите спиной к зрителям, для кого вы поете? И т.д. Очень удивил присутствующих ответ Дмитрия Викторовича: «А мы для себя поем».

Так вот, возвращаясь к первому концерту ансамбля Д. Покровского в Новосибирске, позже я понял, почему концерт был «полногабаритным», в 2-х отделениях (он мог бы быть в 3х и 4х): все участники ансамбля пели для себя (для души) и время для них, как бы, останавливалось, пока они проживали его, погружаясь в песню. После концерта я скромно представился Дмитрию Викторовичу и задал несколько интересующих меня вопросов. Так мы познакомились. Несколькими годами позже, когда я закончил консерваторию в 1981 г. и начал создавать ансамбль сибирской народной песни (заметьте, АНСАМБЛЬ СИБИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ без «кавычек» – как у Д. Покровского) при центре народного творчества и культпросветработы, коллектив Д. Покровского приезжал в Новосибирск ещё дважды. В ансамбле появились знакомые: Тамара Смыслова, Андрей Котов, Саша Данилов… и др.

На этот раз, на концерты ансамбля Д. Покровского, я брал с собой участников моего ансамбля. Мы бывали на всех концертах, встречах и репетициях. Учились и учились… В этот и последующие приезды везде, где выступал ансамбль были полные аншлаги и от ног молодёжи, которая самозабвенно выплясывала в фойе Оперного театра после концерта «Порушку-Параню», сотрясался потолок…
Вспоминаются несколько ярких встреч в Новосибирске. Одна – в музыкальном училище, куда пригласил ансамбль Д. Покровского М. Фирсов возглавлявший в то время отделение народного хора. На этой встрече спели студенты-народники и мы, участники ансамбля сибирской народной песни. Завязалась дискуссия и Дмитрий Викторович сказал, что ему показались симпатичнее вот эти ребята (т.е. мы), которые поют более искренне. А после встречи Андрей Котов и Саша Данилов сказали нам, что не ожидали услышать такой «деревенский» ансамбль.

Для нас это было высшей похвалой… А в ДК железнодорожников Д. В. посреди концерта вдруг заявляет: у вас в Новосибирске есть тоже интересный фольклорный ансамбль, называет мою фамилию и приглашает на сцену, где ребята как раз готовились играть народную драму «Царь Максимилиан» и я невольно оказался участником этой драмы. Они говорят очень быстро, я же не знаю текста, стою с дурацким видом и стараюсь подыграть. Ничего у меня в тот раз, конечно, не получилось, но зато в течение следующих 10 лет во время святок мы переиграли все народные драмы, в том числе и «Царя Максимилиана», где я не единожды играл «Царя». И ещё была одна запоминающаяся встреча в Новосибирской консерватории.

Д. В. начал говорить об импровизации, которая есть суть народного исполнительства и предложил присутствующим на встрече преподавателям и студентам назвать песню для исполнения в стиле донских казаков. Кто-то предложил спеть «В лесу родилась ёлочка». «Хорошо»,– сказал Дм. Викторович и песня была исполнена в нужном стиле. Затем Покровский предложил выйти любому желающему на сцену и спеть что-нибудь вместе с ансамблем. «Это сможет каждый и вы в этом легко сможете убедиться». Ну, конечно, вышел я! Ансамбль запел «Камышенку» и я впервые оказался в самом сердце донской протяжной песни… Боже мой! Каким же идиотом я себя тогда чувствовал! Ни одного слова не понимаю, голоса вокруг то вверх, то вниз – не знаю кого слушать… Вообщем, ни «б», ни «м». Надо сказать, я до сих пор не знаю всего текста этой песни, хотя могу петь «за следом».

Вот такие встречи были у меня с ансамблем Д. Покровского. С Дмитрием Викторовичем мы много беседовали в Новосибирске и в Москве. Это были незабываемые встречи… Конечно же, фольклорное движение пошло дальше Д. Покровского, но так и должно быть! Дети должны оставлять ещё более значительный след в жизни. Тем не менее, роль Д.В. Покровского и его ансамбля в развитии фольклорного движения в России 80-х трудно переоценить. Воздадим же первооткрывателям должное и помянем добрым словом Димитрия Покровского и Александра Данилова, безвременно от нас ушедших. Помяни их, Господи, во Царствии Твоем!

В. Асанов, Член СО СК,
Вице-президент Российского фольклорного союза.
г. Новосибирск

 
< Пред.   След. >

---===---




Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры 2002 - 2012
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования