Русские традиции

Альманах русской традиционной культуры

 Главная страница arrow Казачество arrow Братина. - Ансамбль казачьей песни из С-Петербурга
Главное меню
Главная страница
Новости
Культура
Казачество
События
Полемика
Этнология
Этномузыкология
Песни (тексты)
Частушки
Ансамбли
Фестивали
Организации
Именослов
Книги (тексты)
Рассказы
Народные пьесы
Сказки
Поэзия
Памфлеты
Персоналии
Целительство
Фотогалерея
Фото ансамблей
---===---
Прислать новость
Архив новостей
Поиск по сайту
Карта сайта
Контакты
Самообразование
Гостевая книга
Авторизация




Братина.– Ансамбль казачьей песни из С-Петербурга

Отправить на e-mail

Трагедия истребленного казачества, сравнимая с холокостом, геноцидом армян и истреблением североамериканских индейцев, не ограничена почти полным физическим уничтожением этого субэтноса. Как всякое преступление против человечества, связанное с поголовной гибелью народа, оно растянуто во времени и не заканчивается с последним выстрелом палача или последней погребенной жертвою. Вместе с уничтоженным народом гибнет и его культура.

Сегодня мы даже представить не можем, какой огромный культурный пласт унесли с собою безвременно погибшие народные сказители, певцы и музыканты казаки. Потеря казачьего народного искусства и, в первую очередь, музыкального фольклора, горше и оттого, что в имперской России, казаки находились на положении людей второго сорта, на положении военных рабов. Легенда о «беглом» происхождении казачества, государственная точка зрения на историю этого субэтноса, как на сословие, сложившееся из «плохих русских», которые бежали на окраины государства, разбойничали, а затем «раскаялись, повинились» и стали «государевыми слугами», долгие годы не позволяла взглянуть на казаков, не как на конных солдат с лампасами и шашками, а как на этнический реликт, сохранивший и развивший в своей народной культуре величайшее наследие всех степных, предкавказских и иных народов, живших прежде русскоговорящих казаков. Изучением культуры казачества почти никто не занимался, видя в них только особый род войск – иррегулярную кавалерию.

Убеждение, что казаки – наиболее отсталая, костная, полуфеодальная часть русского народа, славная только своим воинским удальством, привело еще к одной беде – созданию псевдоказачьей музыки, особенно популярной в предреволюционной России и в Советском Государстве. И до сегодняшнего дня «казачья» тема популярна наряду с матрешками, расписными плошками и частушками. Но, как придуманная художником Милютиным на основе японской коробочки для лакомств, знаменитая сегодня, «Русская матрешка», никакого отношения не имеет к народному творчеству, так и нынешние «казачьи» песни, во множестве исполняемые с эстрады, никакого отношения не имеют к казакам.

Подлинное же народное казачье пение остается не только малоизвестным, но даже малопонятным рядовому слушателю, который, как правило, приходит в восторг, когда слышит старинное казачье пение, но затем обязательно спрашивает: «На каком языке это исполнялось?»

Замкнутые в железную клетку военного сословия, казаки, вольно или невольно, сохранили очень многое из музыкального культурного наследия прошлых времен, из того, что давно утрачено в остальной России и Европе. И даже сегодня, каким-то чудом через уцелевших носителей народной казачьей культуры, которых можно пересчитать по пальцам одной руки, сумели сохранить уникальную казачью песенную традицию.

Интерес к казачьим ансамблям, исполняющим подлинную казачью музыку, возник в конце девяностых годов и сыграл грандиозную роль в возрождении казачества. Достаточно сказать, что после гастролей первого подлинно народного казачьего ансамбля «Казачий круг» под руководством Владимира Скунцева, начинали возникать казачьи объединения и землячества в местах нынешнего проживания потомков казаков.

Не уступает в художественных достоинствах и в мастерстве «Казачьему кругу» и санкт-петербургский ансамбль «Братина», который вот уже более шести лет объединяет знатоков и любителей казачьего пения.

Возглавляет ансамбль Юрий Чирков, но вполне с принципами казачьей морали и миропонимания трудно сказать, кто в ансамбле главный, кто второстепенный. Казачья демократия воплощается не только в общежитийном смысле, но даже в манере пения, когда каждый исполнитель ведет свою партию, свою мелодию, и только единое стремление и единое мировоззрение позволяет всем стройно сливаться в единый многоцветный хор.

Несмотря на то, что многие участники хора имеют профессиональное музыкально образование «Братина» – коллектив, в лучшем смысле этого слова, народный. Он объединяет людей разных возрастов, разных профессий и разного культурного уровня, он студента до доктора математических наук. Сливаться же в творчестве в единое целое певцам позволяет не только общность происхождения, но и жгучая любовь к своему, к подлинному, к старинному казачьему искусству.

Результат удивителен! Многие песни, которые давно не поются в казачьих землях, восстановлены и распеты в «Братине». Не впервые возникает феномен обратной связи, когда сохраненные мастерами и подвижниками, шедевры народного пения возвращаются в обесголосивший и онемевший, за годы истребления и нужды, народ и снова становятся ему необходимы. Так, в шестидесятые годы, Государственный ансамбль Грузии ездил по деревням и обучал крестьян петь их собственные народные песни, которые когда-то были записаны в этих селах, а затем исчезли вместе с носителями народной памяти.

Это же делают и казачьи фольклорные ансамбли. И, в частности, «Братина». Долгие годы, по крупицам собирая выдающиеся образцы, жемчужины народного пения, обучаясь «с рук» у чудом уцелевших народных исполнителей и перенимая их манеру исполнения, «Братина» сегодня щедро раздает накопленное, в первую очередь, потомкам казаков давно оторванным от Родины, возвращая им родную речь и неповторимое родное пение.

Репертуар «Братины» огромен. И в планах ансамбля не только выступления и концерты, но создание своеобразной антологии казачьей музыки разных казачьих областей. Существует ансамбль непросто, поскольку не только никакой государственной поддержки не имеет, но не имеет от своих выступлений и заработка. Это самодеятельный ансамбль, не в смысле мастерства, а в смысле материального обеспечения.

Горячая любовь к своему, казачьему искусству и талант, позволяет ансамблю не только сохранять и развиваться как уникальному певческому коллективу, но постоянно расширять репертуар и диапазон влияния на слушателей. Как правило, после гастролей ансамбля начинают объединяться и петь потомки казаков разбросанных по всему миру.

Это происходит потому, что пение «Братины» во многом эталонно. Ансамблю удается сохранить равновесие между мастерством и исполнительским уровнем и искренностью. Этот уникальный хор поистине народен, и в том, что и как поют казаки, и в том, как они понимают мир, и в том, как живут. А всякая подлинность обязательно находят и слушателя и ценителя и самого искреннего почитателя и последователя.

И поют и не думают, какой подвиг совершают своим служением. Но слушателю позволительно подумать о том, что песня и молитва рождаются из чистого сердца, что несколько мужчин стройно ведущих сложную мелодию, и мало заботящихся о том, слушают их или не слушают, подпевают, приплясывают или плачут под их пение, возвращают своею искренностью и талантом, своим умением и трудом голос народу пережившему геноцид, онемевшему от горя и крови. Народу, который потерял все, кроме памяти… Вот к ней то они и обращаются. А пока жива, память жива и надежда на воскресение.

Б. Алмазов

 
< Пред.   След. >

---===---




Все права принадлежат их обладателям. Остальные - © Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры 2002 - 2012
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования