Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по вопросам казачества

Корни казачьей культуры

вкл. . Опубликовано в Казачество Просмотров: 658

Родионов Вячеслав Григорьевич, кандидат исторических наук

Многие признают, что проблема возрождения казачества по большей части проблема культуры. А культура - это состояние духа, становой хребет любого этноса или этнического сообщества. Можно сколь угодно заниматься созданием различных войсковых структур, чинопроизводством, проводить показные парады, но пока казаки не осознают свою культуру, не последуют традициям не в хорах и ансамблях на сцене, а в быту, в обыденности, о возрождении придется забыть. Осознание - процесс достаточно сложный, здесь неуместны априорные знания, нужны научные осмысления, чтобы обозначить хотя бы общие проблемы, характеризующие состояние культуры казачества. Думаю, все, о чем будет сказано, может быть положено в основание будущей программы этнического развития казачества на Дону. Заранее прошу читателя не относиться к тексту как к легкому чтиву.

Ряд встреч и бесед с потомственными казаками бывшей Области Войска Донского дают основание говорить о реально существующей тенденции возврата "к истокам" народной казачьей культуры. Это во многом связано с естественной внутренней потребностью казака в опоре на этнокультурные традиции, которые давали бы возможность сохранить и развить чувство гражданской гордости и этнического достоинства, служили реальной нравственной опорой. В ситуации крушения мифов об "интернациональных" ценностях и советских идеалах возврат к глубинным истокам народной мудрости и красоты становится реально необходим и жизненно важен особенно для казаков, так как основы их народной жизни в ХХ веке наиболее ощутимо подвергались внешнему разрушению.

Однако стремления есть, движения мало. И даже это малое движение лишено идеологии и какого-либо теоретического обоснования этнокультурного развития. К сожалению, у некоторых лидеров казачьего движения возобладала тактика «реальных дел», которая скорее напоминает беспорядочную рубку деревьев в лесу, чем осознанную прокладку просеки. Не зная ответов на вопросы, куда идем и зачем идем, нельзя сориентироваться в чащобе.

Сегодня проблемная ситуация в культуре Донского казачества характеризуется фактическим выходом из обращения большинства культурных ценностей, типичных для казачьей семьи и казачьих сообществ рубежа XIX-XX веков. Этот процесс значительно усилился в годы советской власти в связи с резким увеличением неказачьего населения практически во всей Ростовской области, что подтверждается и анализом ситуации в настоящее время.

Во-первых, в условиях общероссийского системного кризиса падает общий уровень культуры казаков. Это в ряду других социально-экономических причин создает совокупную неопределенность ожиданий и способствует утрате жизненных стимулов, что уменьшает общую социально-культурную активность казаков, особенно молодежи. В результате происходит сокращение их участия в различных формах общественной казачьей жизни, усиливается тенденция к сужению круга общения, падает престиж образования. Более явственным, прежде всего в молодежной среде, становится доминирование материальных ценностей и мотивов, растет безбожие.

Во-вторых, остро ощущается дефицит межличностного общения среди казаков, что препятствует процессу формирования первичных групп, в которых люди непосредственно контактируют друг с другом и осуществляют начальные процедуры самоидентификации к этническим казачьим ценностям.

В-третьих, образование и обслуживающие его структуры не обеспечивают казакам в полной мере исходного этнического культурного уровня, необходимого не только для участия в процессах воспроизводства казачьей культуры, но и просто для поддержания этнического казачьего уклада и качества жизни, которые имели предшествующие поколения.

В-четвертых, не создана система компенсации казаку неполученного при образовании общего уровня этнической культуры. Та зачаточная сеть учреждений и организаций казачьей культуры, которая создавалась за последние 10 лет, в силу ресурсной, организационной и методической слабости плохо выполняет эту важнейшую социальную функцию.

В-пятых, обостряется проблема средового окружения Донских казаков, их социокультурного ареала. Отсутствие прав на землю предков и недра ведет к отчуждению от них, что способствует падению освоенности окружающей среды и как следствие к дисбалансу общественных отношений.

В-шестых, средства массовой информации оставляют для трансляции образцов казачьей культуры слишком мало места и времени. При том, что даже в этой толике, качество и достоверность информации о состоянии казачьего этноса и его культуры, транслируемой СМИ, падает.

В-седьмых, современное состояние культуры Донского казачества характеризуется скудным набором форм её организации и самоорганизации и неэквивалентным размещением инфраструктуры культуры на территории бывшей Области Войска Донского при отсутствии в окружных станицах и особенно в Новочеркасске центрирующих ее элементов, что плохо способствует развитию структуры казачьего культурно-образовательного пространства.

Проблем много, я затронул лишь часть, и решать их следует комплексно. Что же делать? Панацеи, как известно не существует.

Но начать, по всей вероятности, можно с создания единого культурно-образовательного пространства, то есть, системы государственных и организаций и учреждений культуры и образования, которые стимулировали бы этническое развитие Донских казаков

Элементная база для этого может быть достаточно разнообразной, и в её состав могут включаться специализированные учреждения и организации казачьей культуры, которые необходимо создавать, прежде всего, в столице - Новочеркасске и параллельно в окружных станицах. Сеть таких организации, способных интегрировать целые направления, обеспечивать координацию комплексного развития этнического образования и культуры Донских казаков с учетом уже сложившихся и бытующих традиций и этнического норм, должна быть дифференцирована и должна опираться на принцип разнопрофильности.

Задача создания культурно-образовательного пространства Донских казаков многослойная и решать ее следовало бы с учетом разнообразных факторов, на что в настоящее время нет задействованного в этом направлении кадрового и информационного потенциала в существующих войсковых структурах. Но самое главное, что эти войсковые структуры далеки от обозначенных проблем и заняты всецело игрой либо в так называемый подставной «реестр», либо в квазиполитику.

В результате за более чем двадцать лет возрожденческого движения "коэффициент опережения" культуры в этническом развитии Донского казачества в настоящее время имеет отрицательное значение. И это более всего тревожит.

г. Москва

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе