Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по вопросам казачества

Христианская вера у казаков на Дону

вкл. . Опубликовано в Казачество Просмотров: 3055

Но движение за казачью веру все же этими репрессиями еще не было задавлено. Часть казаков отправилась все-таки в поход, причем одному отряду в 500 человек удалось на время занять несколько пограничных московских городков; до Москвы, однако, они не дошли. Отбитые стрельцами, казачьи отряды разделились. Часть старообрядцев, по преимуществу с Руси, еще не утратившая воли к борьбе, засела в городке на Заполянском острове в верховьях Медведицы; вероятно, этот городок надо отождествлять с неизвестным нам по имени городком Кузьмы. Другие двинулись на юг, на Куму и Терек, в Кабарду. Заполянский городок был осажден домовитыми казаками и стрельцами из Царицына, Симбирска и Тамбова. В апреле 1689 г. он после годовой блокады был взят штурмом, сопровождавшимся жестокой резней побеждённых. Отдельные партизанские отряды продолжали свои набеги на Волгу и на Тамбовское воеводство. Однако все эти вспышки старообрядчества также были быстро ликвидированы. Вслед за этим были разгромлены южные опорные пункты старообрядческого движения: в 1693 г. был взят Черный Яр, а в 1702 г.астраханский воевода разгромил и Куму. Более широкое старообрядческое движение, вновь возникшее в 1705—1717 гг. (Булавинский бунт), однако, показало, казачьи силы в борьба за восстановление казачьей веры были окончательно исчерпаны. «Стали мы в Астрахани за веру христианскую и за то, что стала нам тягость великая», — говорят в 1705 г. в Астрахани. Булавинцы в 1707 г. восстали против«еллинской веры» с целью «погулять, по чисту полю красно походить, сладко попить да поесть, на добрых конях поездить». «Казачья вера» в этих возмущениях уже совсем потеряла свою первоначальную окраску: в 1705 г. после Астраханского бунта, она превратилась уже просто в христианскую.

Как известно, изначально на Дону образовалось две казачьи общины. Наиболее ранние поселения были верховых казаков: по Дону выше станицы Цимлянской, по Медведице, Хопру и Бузулуку. Они во многом отличались от низовых казаков. На Верхнем Дону раньше стали заниматься земледелием. Имелись отличия в жилищах, одежде, еде, в говоре. По внешнему виду верховые казаки мало чем отличались от русских. Это сероглазые блондины с славянским выражением лица. Диалект верховых казаков напоминал курский говор.

Верховой казак (Ригельман, 1844)

Верховый казак был домовит, консервативен, дольше придерживался старины. Почти все верховые казаки были ревнителями старой веры, старообрядцами. Низовыми казаками считались жители Черкасска и донских станиц до Цимлянской. Главной хозяйственной отраслью у них было рыболовство. Они были щеголеватей верховцев, были склонны к нововведениям.Большинство Низовых казаков это брюнеты с черными глазами с азиатскими чертами лица. Женщины низовых станиц отличались красотой.В их внешности мы видим смежение азиатских черт с европейскими." У Е. Савельев читаем:..."встречается, чаще всего въ низовьяхъ Дона, въ особенности въ станицахъ Старочеркасской и Раздорской и выше по Дону до ст. Пятiизбянской, преимущественно въ задонскихъ хуторахъ и по р. Салу, какъ, напримръ, въ хуторахъ станицъ: Баклановской, Нижне и Верхне - Курмоярскихъ, Нагавской, Потемкинской, и Атаманской, типъ казаковъ азовскихъ: легкiе и подвижные, средняго роста, съ длинными ногами при короткомъ туловищ, съ небольшой головой, при немного выпукломъ (тюркскомъ) лби выдающемся затылке, съ орлинымъ носомъ, иногда тонкимъ и прямомъ, подобранномъ маленькомъ подбородк. Всказаки азовскаго типа, большею частью брюнеты, съ черными или карими глазами, съ веселым, жгучимъ взоромъ, однимъ словомъ, съ азiатскимъ оттнкомъ въ лицахъ, до крайности разнообразномъ. Есть между ними, въ особенности среди женщинъ, прекрасные, чисто древне - греческiе профили, съ правильнымъ оваломъ лица, но есть и безобразныя армянскiя или турецкiя лица, при небольшой голов съ большимъ "коромысломъ" носомъ..." Долгое время на Дону татарский язык был распространенным средством общения" Низовые казаки считали себя старшими по сравнению с верховцами. Верховые казаки, въ отмстку, дразнятъ низовцевъ "тумою". Слово "тума" черкеское и означаетъ "приблудный", происшедшiй отъ смшенiя крови съ другимъ народомъ, собственно - метисъ. Кличка эта дана низовымъ казакамъ не безъ основанiя, такъ какъ у многихъ изъ нихъ течетъ немало крови черкесской, татарской, турецкой, греческой и даже калмыцкой".

Почти все войсковые атаманы и их ближайшие помощники происходили из низовцев, так как признавали - господствующую никонианскую церковь. Проблему«старообрядческого»раскола кратко можно сформулировать следующим образом: раскол произошел из-за разницы в обрядах или из-за ересей, внешним признаком которых были те или иные обряды и обычаи? Иными словами, могли ли возникнуть сами собой разные чины и обряды в единой по вере Православной стране или они появились из разных источников? Современники раскола,как сторонники троеперстия, так и защитники двоеперстия, на эти вопросы отвечали вполне определенно: раскол произошел из-за веры, потому что тот или иной способ перстосложения отражал разные веры. Какие?Участники Соборов, бывших при патриархе Никоне и после него, зная, что двумя перстами крестное знамение совершают монофизиты-армяне и несториане, что двоеперстие стало символом этих ересей, видели в упорстве, с которым отстаивали двоеперстие первые расколоучители внешний признак внутренне исповедываемых ими ересей. Поэтому употребление двоеперстия они называли «армяноподражательной ересью», а в объяснениях по поводу двоеперстия, даваемых расколоучителями на Соборах, ими были усмотрены также следы учения древнего еретика Нестория о раздельности двух природ во Христе. Несториане по происхождению были тоже сирийцами, хотя со временем их ряды пополнились персами, но культура оставалась той же. Они наряду с иудеями держали в своих руках крупную и мелкую торговлю, их ремесленные корпорации красильщиков, ткачей и алхимиков занимали выдающееся положение. Технические знания и химико-медицинские рецепты (смешение ядов, диететика) хранились в строгом секрете. Сирийцы-несториане открывали крупные богословские школы, они были философами, филологами, историками, дипломатами и толмачами, юристами и врачами. Несториане были лейб-медиками при дворах халифов и пользовались большим политическим влиянием.

В 17 столетии границы Московского государства вплотную приблизились к казачьим землям. В церковном управлении эти земли вошли в состав патриарших областей. Непосредственно к патриарху обращались казаки с просьбами по всем вопросам организации церковной жизни. В то время на Дону было ещё мало церквей и молитвенных домов. Само донское духовенство было тогда немногочисленным. Те, кто в условиях казачьей «вольной» жизни совершал службы, причащал, венчал, отпевал, по большей части происходили из пришлых священнослужителей и монахов. Некоторые из них приходили на Дон, надеясь поправить своё материальное положение, другие, изгнанные за различные проступки, искали укрытия от преследования духовных властей. Для священнослужителей, связавших свою жизнь с Доном, станичная жизнь была привлекательной тем, что зависимость казачьих приходов от Москвы долгое время была слабой. Порядки, давно установившиеся в русских епархиях, на Дону не соблюдались: никто не заставлял духовенство платить подати епископу, а за нарушении церковного устава не налагалось никаких наказаний. В начале 18 века земля донских казаков вошла в состав Русского государства. В 1700 году скончался Патриарх Адриан. Петр отменил выборы нового патриарха и поручил ведать духовными делами митрополиту Рязанскому и Муромскому Стефану (Явороскому), местоблюстителю Патриаршего престола. С владыкой Стефаном Донское войско имело сношение по церковным вопросам. Следующим этапом стало присоединение войска именным государевым указом от 2 июня 1718 года к Воронежской епархии, которой управлял Пахомий (Шпаковский), митрополит Воронежский и Елецкий. После учреждения синода в 1721 году войско Донское сделало попытку вновь занять привилегированное положение и перейти в прямое подчинение к этому, заменившему патриарха учреждению. Однако, Петр I повелел в этой просьбе казакам отказать. Вступив на престол, император Николай I близко познакомился с донскими казаками во время воин с Персией (1828) и Турцией (1828). Интересы государства требовали укрепить царскую власть над «вольным» войском. В связи с этим, 2 октября 1829 года по высочайшему повелению указом Святейшего синода была открыта на Дону самостоятельная епархия. Период с 1829 года, когда была образована Донская епархия, вплоть до революции 1917 года, был временем расцвета Православия на Дону. Главным храмом Дона был Новочеркасский Вознесенский Войсковой кафедральный Собор. Этот собор был третьим по величине в России, и за свою красоту был назван «Вторым Солнцем Дона». В 1868 году в Новочеркасске была открыта Донская духовная семинария. Помимо духовной семинарии действовали Новочеркасское и Усть-Медведицкое духовное училища и Новочеркасское епархиальное женское училище.

Донская земля была прославлена и чудотворными образами Божией Матери. Самый известный из них, Аксайский, связан с именем замечательного подвижника 18 веке - священника Василия Петрова. Василий Петров до принятия иерейского сана был храбрым казаком ... злость врагов губил. За храбрость, мужество себе честь получил…». Затем он был рукоположен святителем Тихоном Задонским в сан священника, при этом святитель Тихон благословил отца Василия своим келейным образом Божьей матери Одигитрии. Священник Василий Петров был усердным молитвенником и подвижником, носил вериги и власяницу. Он обратил В Православие многих раскольников. Скончался отец Василий 11 декабря 1790 года. Впоследствии на его могиле происходили чудесные исцеления.
После смерти икона Одигитрии пропала и была явлена только в 1847 году, во время эпидемии холеры. На месте обретения Аксайской иконы Божьей матери был заложен храм. Помимо Аксайской иконы Божьей Матери на Дону в течении 18 и 19 веков было явленно ещё два чудотворных образа Пресвятой Богородицы: Азовская и Урюпинская иконы. Азовская икона Божьей Матери явилась в период Азовских походов Петра I и явилась символом победы православной России над мусульманской Турцией. Урюпинская икона Божьей Матери явилась в 1821 году. В станице Урюпинской Хопёрского округа области войска Донского. Несколько лет после обретения эта икона хранилась в келье некой подвижницы Ирины, а затем была перенесена в местный храм.

Однако, к сожалению, среди казаков были не только святые подвижники, но и ересиархи, родоначальники сект.

Так, основателем многочисленной секты духоборцев стал донской казак Сиулан Колесников, живший в селе Никольском Екаринославской губернии. Эта секта возникла ещё в конце 18 века и сильно распространилась в Южной России, Закавказье, Сибири и Северной Америке. Духоборческое учение представляет собой смесь старообрядчества и баптизма, с толстовством и элементами древних ересей – динамизма и арианства. [54] (.Христологическая ересь). Учение Ария состояло в следующем:

1. Божественный Логос имел начало своего бытия. (По мнению Ария, иначе Он не был бы Сыном т. к. Сын не может быть равен Отцу).

2. Он создан из ничего по воле Отца.

3. Он имеет довременное и до мирное бытие, но отнюдь не вечное, и, следовательно, не есть истинный Бог, а отличен по существу от Бога-Отца. Он есть творение (ktisma), что якобы подтверждается и Писанием (ариане ссылались на Деян.2, 36; Евр. 3, 2).

4. Будучи сотворенным, Сын все же имеет преимущество над всеми прочими творениями и после Бога он обладает высшим достоинством. Через Него Бог создал все, как и само время. Бог, прежде всего, сотворил Сына, как "начало путей". Между Богом и Логосом существует бесконечное различие, а между Логосом и творениями только относительное.

5. Христос называется Сыном по усыновлению, по благодати и благоволению Отца. По мнению ариан, Он называется Богом неправильно, ибо так называть Его можно только в очень широком смысле.

6. Его воля первоначально также была изменяема – одинаково расположена как к добру, так и к злу. Только через направление своей свободной воли Он сделался безгрешным и благим. Его прославление есть заслуга Его святой жизни, наперед предвиденной Богом.

Духоборческие общины действуют и поныне на территории Ростовской области.
Другой донской казак Гавриил Зимин, в 1838 году основал секту немоляков. Сектанты получили своё название из-за того, что отвергали любые наружные проявления молитвы. Отвергвали немоляки также все таинства, кроме крещения, которое совершают у избранной старухи. Отвергались ими также все посты и иерархичность. Старейшин у себя они не имели. Таким образом, секта немоляков, представляла собой одну из разновидности безпоповщины.
Приписной казак Павлоподольской станицы Моздокского уезда Исаия Крылов основал секту молокан Донского толка, или же донских молокан. Донские молокане, наподобие баптистов любят себя называть «евангелическими христианами». Донские молокане, еакже как и просто молокане, отвергают почитание Божией матери, святых, икон, кресты, крестное знамения и установленные посты. Однако, в отличие от молокан, донские молокане признают таинства священства крещения, причастия, покаяния, брака и елеосвящение, причём чины свершения этих таинств во многом заимствованы из православных требников и служебников. Донские молокане существуют и ныне.

Обратимся теперь к «Донским епархиальным ведомостям». Донская епархия во второй половине XIX — начале XX в. являлась первой в Российской империи по распространению на ее территории старообрядчества. В середине 70-х гг. XIX в. казаков-старообрядцев различных толков и согласий насчитывалось около 80 тыс.4, в 1903 г. — около 130 тыс.5, и в 1909 г., по одним данным, — 129 тыс.6, а по другим — около 140 тыс. чел.7, в то время как общее число старообрядцев в 1909 г. в Российском государстве достигло 2 млн чел., а население самой Донской епархии составляло около 2,5 млн чел. Хотя зачастую старообрядцы, принадлежавшие к различным толкам и согласиям, проживали на территории одного населенного пункта, но все же в основном старообрядцы, приемлющие священство, преходящее от православной церкви (беглопоповцы), и приемлющие Белокриницкую иерархию, проживали по р. Чир, Медведице, а представители различных беспоповских согласий — главным образом по р. Калитве. На страницах «Донских епархиальных ведомостей» упоминаются следующие старообрядческие толки и согласия: поповцы — приемлющие священство, преходящее от православной церкви (беглопоповцы)15, и приемлющие Белокриницкую иерархию (иногда их называли «австрийцами»)16; беспоповцы17 — поморцы (старопоморцы)18, средники 19. По численному составу на 1903 г. наибольшее распространение имели беглопоповский (46 036 чел.) и белокриницкий (47 377 чел.) толк20. Отмечалось, что из всех старообрядческих групп постепенно усиливается Белокриницкая иерархия21. Этому способствовала активная деятельность епископа Московского Иоанна (Картушина), уроженца х. Попкова станицы Островской, старообрядческих миссионеров и монастырей. Кроме молитвенных домов на территории области Войска Донского существовало в 1903 г. 2 женских монастыря и 1 мужской скит 22. Один женский 23 и мужской 24 были основаны старообрядцами, приемлющими Белокриницкую иерархию, а один женский принадлежал старопоморскому согласию.

По клировым ведомостям за 1903 г., единоверческих церквей и молитвенных домов в Донской епархии значилось 28, приходских священников — 28 и прихожан — 9178 чел. Существовали следующие единоверческие приходы: Сухановский, Нагавский, Карнауховский, Лозновский, Великановский, Атаманский, Кололовско-Пристанский, Верхне-Кибиреевский, Любимовский, Диевский, Нижне-Чирский, Калачевский, Малодельский, Ляпичевский, Новочеркасский, Манычский, Потаповский, Пирожковский, Морозовский, Чернышевский, Шестаковский. В 1903 г. решено открыть новую единоверческую церковь в х. Щербово-Нефедовском ст. Усть-Белокалитвенский.

А вот более поздние свидетельства известного русского писателя Мельникова-Печерского. Они тем более ценны, что по роду своих основных занятий он курировал вопросы раскола в Министерстве внутренних дел. Он пишет в «Очерках поповщины»:

«По изгнанию Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в числе которых много было старообрядцев. Рогожские попы исправляли им требы, а войсковой атаман граф Платов, сам тоже старообрядец, оставил на кладбище походную церковь, освященную во имя Пресвятой Троицы». Несмотря на преследования, на Дону и в ХХ веке было много последователей старой веры. Так, в казачьих войсках «старый обряд» удержался вплоть до самой революции - ещё в 1916 году 46% донских казаков были старообрядцами.[55] В старообрядческих семьях был строгий порядок. Все члены семьи подчинялись дедушке. Церквей у них не было. Служба проход ила в молельном доме под руководством уставщика - старика, который лучше других знал устав службы. Казаки-староверы знали много молитв. Молились двумя перстами, строго соблюдали посты. Тем, кто не принадлежал к старообрядцам, было нельзя давать пить воду из кружки, из которой они пили сами, только из специальной (отдельной). Все казаки-старообрядцы гордились званием донского казака, воспитывали у своих детей гордость за принадлежность к казачеству.

Казаки старообрядцы

В Великую Отечественную войну старообрядцы вновь встали на защиту своей Родины. Пастыри Старообрядческой Церкви пытались в меру своих сил вдохновить и ободрить свою паству. Архиепископ Иринарх писал в декабре 1942 года к находящимся в плену и оккупации: «Возлюбленные чада старообрядческой Христовой Церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации! Полтора года злобный, бесчеловечный враг терзает и нашу родину и вас, мои возлюбленные чада, творит неисчислимые беды, скорби и разорения. Уповая на милость Бога, мы верим, что торжество врага временное и преходящее. <...> Красная армия наносит по войскам сокрушительные удары под Сталинградом, Ржевом, на Воронежском фронте. Наши союзники - англичане и американцы - теснят его в Африке. Из центра старообрядчества - из достославной Москвы, с Рогожской заставы - я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу. Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к Родине, все, как один, вилами и рогатинами истребляли, и гнали с своей земли двунадесять языков гордого завоевателя. И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка! <...> Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага с священной земли нашей...»

1917 года начались тяжёлые времена гонений на Православную церковь и геноцида казачьего народа. В период гонений на Русскую Православную Церковь со стороны советского государства, репрессии против духовенства. Донская епархия с центром в Новочеркасске прекратила своё существование. Её территория в 40 – е годы 20 века вошла в состав Ростовской епархии, которая с 1948 года стала именоваться «Ростовская и Новочеркасская». Первым в сомне Донских Новомучеников стоит председатель Высшего Временного Церковного Управления Юга России, митрополит Новочеркасский и Донской Митрофан (Симошкевич), не покинувший Россию вместе с белыми войсками и принял мученическую кончину в станице Старочеркаской. По-разному сложилась участь казачьих эмигрантов. Казачья эмиграция, в то числе и казачье духовенство, разделилось на два лагеря: сторонников казачьей независимости и сторонников единой и неделимой России. Последние были преимущественно в юрисдикции Русской Православной Церкви за Границей (РПЦЗ). Первые же, зачастую не желая иметь, что-либо общее с русскими, входили в юрисдикции различных Поместных Церквей, преимущественно в Сербскую Православную Церковь.

В настоящее время Ростовская епархия находится в стадии возрождения. За время от празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) по сей день епархии возвращены более 100 церквей и несколько монастырей. Уже проведена и ведётся огромная работа по восстановлению этих разрушенных, осквернённых православных святынь. Здесь надо отметить большую заслугу бывших архипастырей Ростовской епархии митрополитов Владимира (Сабодана) и Владимера (Котлярова), ныне управляющего епархией архиепископа Пантелеимона (Долганова). По инициативе владыки Пантелеимона в Ростовской области с 1996 года действует программа «Духовное возрождение Донского края», разработанная совместными усилиями областной администрацией и епархией."[56] Однако приближенная к государству Церковь, вынуждена благословлять и оправдывать его деяния и поэтому много потеряет в глазах своих последователей

Приверженцев Московской Патриархии хочется спросить: «Вы что, веру свою, опираясь на прокуратуру, теперь распространять будете? Вам-то самим больно охота, что ли, под полный контроль попадать? Покровительство-то сильные мира сего за просто так не оказывают».

Можем вполне уверенно сказать, что государство – территория, где правит государь (господарь, господин). А если на огромных территориях существуют мощные союзы племен, возглавляемые выборными вождями, то такая форма управления называлась и называется – народоправство (не путайте с демократией – формой правления израильского демоса в некоторых странах!). Так вот такая форма правления, когда ежегодно за заслуги перед собственным народом ежегодно избирался очередной вождь, названа «кочующей» в связи с её реальной формой перемещения от вождя к вождю.

Итак, можно подвести итог.

1) На Дону у казаков была своя вера казачья вера это симбиоз вер, состоящий из тенгрианства вкупе с сильной примесью центрально азиатского христианства, наслоением древлеправославного христианства и вкраплениями несторианства и арианства.

2) Христианство не тождественно казачьей вере. Это только её составная часть.

3) Донское Казачество возродится только в случае возрождения казачьей веры и народоправства, но не возродится при так называемой демократии (с греческого : демос- еврейский народ, а кратос- власть).

4) Служба должна проводиться выборными священниками из казаков.

5) Возрождение казачества на Дону возможно только на твёрдой казачьей вере. Все неудачи сегодняшнего возрождения в первую очередь вызвано тем, что духовное состояние современного донского казачества, окормляемого РПЦ, как безверием не назовёшь. Другими словами на Дону должна быть возрождена такая церковь, которая была у казаков на Дону до того времени, когда донское казачество попало в зависимость от Московии. Именно Казачья Вера она, а не Христианство, будет тем камнем, который ляжет в духовный фундамент нового Донского Казачества.

6) Донское казачество должно стряхнуть с себя как вошей сектантов - коммунистов, состоявших или состоящих в самой зловредной сатанинской секте РПК (бывшей КПСС), продавших Сатане свою душу и запятнавшими себя казачьей кровью. Донское Казачество должно исповедовать казачью веру и уповать на Бога, а не на подставных продажных и блатных атаманов ставленников Москвы.

Сергей Гончаров


 

[1] Сайт Зимовой Донской станицы http://www.zimovaya.ru/

[2] Автохтонное название великой русской реки Дон, подобно некоторым другим, как уже говорилось, восходит к доиндоевропейскому корню дан (дон, дун), означающему "воду".

[3] Чуприков Виктор Александрович - Портал землячества ростовчан

[4] Николай Козицын http://www.peoples.ru/military/general/nikolay_kozitsin/

[5]. Избран новый атаман Зимовой Донской станицы.

[6] (греч. πρεσβ?τερος — «старейшина, глава общины».

[7] Сначала религия не называлась «христианской» и среди не евреев стала распространяться только по учению "Апостола" Павла (Саул, Савл, Шауль) и Апостола Петра и распространялась по портовым городам среди опустившихся отбросов общества (прозелитов), которые легче всего поддавались обещаниям списания всех грехов. Самыми набожными христианками становились самые обыкновенные кающиеся гетеры (греч. hetaira — подруга, любовница, проститутка), истрепавшие с годами свой талант. Новая религия, заразив достаточное количество куртизанок и рабов, первоначально называлась по-разному: то «истинно верующие», то «верные ученики апостолов», то “новое пророчество”. Название «христиан» дали им их противники. Лишь в конце II века оно станет общепринятым и господствующим. Крещение Руси сопровождалось насилием, хотя и не таким кровавым, как в странах, куда христианство приносили иноземные армии

[8] "Старообрядчество, староверие, древлеправосла?вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была объявлена унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя господствующую (никонианскую, по их терминологии) Церковь как инославную.

[9] Сайт Древлеправославной Кафолической Церкви Христиан Старопоморского Федосеевского согласия http://www.staropomor.ru/

[10] сайт Древлеправославной Кафолической Церкви Христиан Старопоморского Федосеевского согласия http://www.staropomor.ru/

[11] по-видимому, правильнее их называть «Истинно Православными».

[12] Православие (калька с греч. ?ρθοδοξ?α — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла?вление»[1]) — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима.

[13] РПЦ выросла на месте Истинной Православной церкви, уничтожив ее, и приняла ее имя. Эта подмена была необходима для оправдания перед последующими поколениями за уничтожение православных предков, которые в одночасье превратились в язычников. Родная изначальная вера предков не нуждалась в наименовании де-юре. Возникла необходимость её обозначения с приходом чуждых верований. Вот тогда изначальную веру предков стали называть Старой верой или Православием, чтобы отличить от новых иудо - христианских верований – христианства. Это изменение наименования церкви произошла на пике церковной реформы Никона. Именно тогда правоверная (ortodox) церковь изменила название на православную. В преамбуле к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» православие и христианство разделены и нетождественны, т.е. несут в себе совершенно разные понятия и знания

[14] Бизнес с английского переводится как предпринимательство, не отягощенное никакой моралью. То есть можно обвешивать, обманывать и жульничать любым способом. «Деньги не пахнут» - так сказал один Римский Император, сделав все туалеты в Риме платными.

[15] Обновленцы ставили своей задачей приспособить церковь к изменившимся после Октябрьской революции 1917 условиям. Основные группы Обновленцев это: «Живая церковь», «Церковное возрождение», «Союз общин древнеапостольской церкви» Идеологи Обновленчества (митрополит А. И. Введенский и др.) проповедовали «коммунистическое христианство». Они ратовали за возвращение к т.н. демократическим порядкам раннего христианства, стремились отождествить коммунизм и христианство. Деятельность О. в известной степени способствовала эволюции русской православной церкви на пути лояльности к Советской власти. О. как течение прекратило существование вскоре после Великой Отечественной войны 1941—45г.

[16] Религия степи http://mondschein.ru/post118535412/

[17] Тенгрианство — мировоззрение древних тюрков http://www.petropavl.kz/skoipkppk/page6/religion/lesson/7.shtml

[18] Плетнева С. А. Половцы. М., Наука, 1990. , с. 35–36)

[19] Центрально-азиатское христианство».- это учение в котором смешались ядовитые ереси манихеев, несториан и яковитов, приправленные специями из каббалистических секретов иудаистов. Оно было занесено на Дон монголами во времена господства Золотой Орды. Ученые полагают, что пришедшие в VII в. в Азию несторианепоглотили манихеев и при этом многое у них заимствовали. Их резиденцией еще в X в. стал Самарканд. Христианами первоначально были гузы (предки тюрков-сельджуков), но и здесь постепенно водворились яковиты. В 1007 г. в несторианство обратилось племя кераитов. В 1141 г. возникает громадное государство киданей, и первый их хан был манихеем. Жители поклонялись Солнцу и ангелам

[20] Иерей Андрей (Хвыля-Олинтер) "О хороших коммунистах и плохом коммунизме". (справочные сведения в библиотечку миссионера) http://missiaspb.narod.ru/workmaterial/miss_oboz_6.html

[21] Сложение двух пальцев при крещении имеет глубокое символическое значение. Оно обозначает два естества, два происхождения Иисуса Христа - божественное и человеческое. Тем самым верующие исповедуют, что Христос был и Бог, и человек. Последующее совершение крестного знамения означает, что Богочеловек был распят на кресте и пострадал за каждого из нас. Остальные сложенные пальцы символизируют единство Святой Троицы

[22] Чингисхан http://rushistory.narod.ru/Person/chengiz.htm

[23] Наил Валитов "Откуда родом Отец Чингисхана" http://v-nail.livejournal.com/54678.html

[24] татары - так называли одно из подчиненного монголам племени "тата(б)", поставлявшему в войско Великого Хана не только самых храбрых, но и самых диких и жестоких воинов, спаянных, однако, железной дисциплиной. Первоначально монгольский род Борджигин ("Синеокие", "Голубоглазые" или "Сероглазые"), из которого происходил Темуджин, враждовал с татарами (именно татары отравили Есугея-багатура - отца будущего повелителя Великой Монголии). И только потерпев от него военное поражение, татары стали служить Чингисхану, играя в его завоевательных походах столь важную роль, что со временем его военные противники и покоренные народы стали именовать монгольских завоевателей "татарами".

[25] В России же термин «монголо-татары» ввёл в оборот известный историк (крещёный еврей) П.Н. Наумов в 1823 г.

[26] Н.М. Михайлова. Розыск о расколах. 1995. Не изданоЧасть II. Расколы, Ереси и Секты в России (с X в. по XVI в.)Глава 9. Монофизиты и Несториане на Руси

[27] Согласно легенде, мать-прародительница всех монголов Алан-гоа из племени Хори-тумат, оставшись вдовой, продолжала рожать сыновей. Вот как говорит об этом «Сокровенное сказание монголов»:
«Но каждую ночь, через дымник юрты, в час, когда светило внутри (погасло), входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне во чрево. А уходит так: в час, когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно жёлтый пёс…» - говорила, в оправдание своей безмужней плодовитости, Алан-гоа сыновьям.
Для чего же понадобилась монголам такая легенда о своем происхождении?
Скорее всего для того, чтобы объяснить свое антропологическое отличие от других народов, окружавших их.
Вот как описывает внешний вид монголов Рашид-ад-Дин: «монголы высокие, светловолосые, бородатые, голубоглазые…».

Сенсационный вывод генетического исследования наших ученых, изучавших в начале XXI века территории бывших русских княжеств: «типичного для азиатов (в том числе, пресловутых монголо-татар) набора генов ни в одной из русских популяций (ни в северной, ни в южной) в достаточном количестве не обнаружено». Доктор Чжоу пришел к выводу, что жители Европы и Сибири породнилось, прежде чем прийти в Таримский бассейн около 4000 лет назад».

[28] Берендеи Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%B8

[29]Союз народов Подонья, Приазовья, Прикаспия и Прикавказья известный в истории под именем Казарии, Хазарии. Название происходит от Ас- и ар — союз арийских народов Ас, ас-аров, или Каз-аров, Хазаров.

[30] Симбиоз (от греч. symbíosis — сожительство).

[31] Несторианская церковь – это собирательное название раннехристианских общин в Азии, которые были последователями Антиохийской богословской традиции, отстаиваемой Несторием - архиепископом Константинопольским, в 428 г. восставшим против титула "Матерь Божья", как стали именовать Марию, мать Иисуса

[32] арианство, или антитринитаризм - особое направление реформации в Польше, отрицающее Троичность Божества. Последователи этого религиозного направления называли себя «польскими братьями».

[33] Флорентийская уния – договор, заключённый между католической и православной церковью в 1438 году, по которому православная церковь входила в подчинение католической, за что получала помощь папы римского в борьбе с турецким игом

[34] Причётник – низший служитель в церкви

[35] Пустынь – небольшой монастырь в труднодоступной пустынной местности.

[36] Алексей Михайлович Романов – второй царь (1645-76) из династии Романовых, отец Петра I

[37] До конца жизни Алексей Михайлович был искренне верующим человеком, строго соблюдал не только великие, но и обычные посты по понедельникам, средам и пятницам (в эти дни он ничего не ел, пил только воду). Даже став царем, он ходил в церковь в Страстную неделю Великого поста в простой одежде, повязав волосы на голове кожаным ремешком, пешком – как простолюдин-ремесленник, а не как самодержец.

[38] Платонов, с. 189.

[39] Митрополит – высшее почётное звание (духовный сан) архиерея

[40] Митрополит – высшее почётное звание (духовный сан) архиерея

[41] Патриарх – высшее духовное лицо, глава Византийской (ортодоксальной) церкви.

[42] Иосиф – Патриарх Московский и всея Руси в 1642-52 годах.

[43] Архипастырь – главный священник как руководитель паствы.

[44] Глава 32. О крестящихся не по чину // Стоглавъ / Под ред. М. Б. Данилушкина. — 3-е изд. — СПб.: Воскресенiе, 2011. — С. 86. — 274 с.

[45] На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны легитимными и анафемы на них принято считать, «яко не бывшие».

[46] Флорентийская уния или " предательский союз" была заключена в 1438 г.

[47]. Еретик – человек, отклоняющийся от официальных догматов церкви.

[48] Предавать анафеме – отлучать от церкви, проклинать

[49] Г. Губарев. Казачий исторический словарь-справочник, 1970 г.

[50] Дружинин В.Г. Раскол на Дону… С. 313—314

[51] Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество. Глава Духовные движения семнадцатого века

[52] Украинский гетман Иван Мазепа не желал соединения с Москвой. Для пресечения его происков Московское правительство привлекло донских казаков, "числящих себя под Москвой". В походе на правый берег Днепра принял участие выбранный атаман войска донского Фрол Минаев. Это первое упоминание Фрола Минаева в исторических источниках. (Соловьев С. М. Собр. соч. М. 1991. Т. VI. С. 471). После смерти Фрола Минаева атаманы стали назначаться самим императором.

[53] Кузьма проповедовал, что антихрист уже пришел в мир и что до кончины мира остается всего пять лет. На земле больше нет ни церкви, ни таинств, ни правильного богослужения; остается жить без венчания и умирать без причастия. Но второе пришествие не принесет спасения само по себе; только на него полагаться нельзя; надо самим «верным людям» восстать против антихриста, «очистить землю» от слуг антихриста, царя, патриарха, бояр и архиереев и разрушить их столицу Москву. Время действовать наступит через пять лет, когда будет второе пришествие; тогда явится господь и восставит «царя Михаила», который поведет казаков на Москву и будет «рубить нечестивых мечом»; но всего более помощи во время похода окажут сами «силы небесные», которые присоединятся к казакам. После этого«очищения земли» господь бог «восставит» свое царство и будет вечно царствовать«со всею небесною силою и со всеми святыми и угодными ему правою верою», т. е.со всеми казацкими сторонниками старой веры. Неясно, каков должен был быть строй этого мессианского царства. У Кузьмы встречается только выражение:«Мы, по созданию божию, все братья», которое дает право предполагать, что Кузьма мечтал о проведении в «царстве» равенства и вольностей на казацкий образец. конец мира принесет не блаженство в сказочном раю с кашей и пирогами, но господство казачества здесь на земле. С помощью небесных сил казацкий «меч» принесет конец антихристову миру, построенному на эксплуатации и притеснении, и после победы будет установлено царство социальной правды. (совсем как в листовках Ф.К. Миронова)

[54] Основателем ереси был Арий, пресвитер из Александрии Египетской. В основе богословия Ария стояло положение о трансцендентности Бога и, как вывод, невозможность эманации ни в виде излияния, ни в виде рождения и, следовательно, невозможность равенства Сына Отцу. Арианство считается наступлением скрытого язычества на христианство, одной из наиболее значительных ересей, когда-либо сотрясавших Церковь.

и

[55] статья "Старообрядцы на Дону". В.Леонова ст. научный сотрудник музея М.А.Шолохова http://www.bukanovskay.ru/publ/prochee/staroobrjadcy_na_donu/3-1-0-41

[56] Чибисов С. П. «История Донской епархии (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей» - 2006 год http://www.coolreferat.com/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B8_3

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе