Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по вопросам казачества

Христианская вера у казаков на Дону

вкл. . Опубликовано в Казачество Просмотров: 3819

Содержание материала

"Основой казачьего мировоззрения, жизненной философии, даже если это
и «философия войны», было Православие. Но Православие не в абсолютно
каноническом смысле, а в непосредственном личном взаимоотношении
человеческой души и Создателя, причем с примесью языческого мировосприятия,
связанного с Высшими силами природы исходящими от воды и степи.

Казаки рассматривали Веру, как совершенное духовное состояние, стоящее выше
сознания, ни с чем, не сравнивая, только говоря: «Либо вера есть, либо её нет! "

Шкваров А.Г. Христианская орда в Финляндии: казаки. Религиозный аспект.

Всякий русский, не поклонившийся Христу в воскресенье в церкви и не
причастившийся церковным вином, будет в понедельник да запорот до смерти”.

Князь Владимир (христ. имя Василий) Креститель (988г.)

Несколько лет тому назад, как-то после крёстного хода в казачьей форме я возвращался домой на метро. Вагон, в который я сел, был полупустым. Я сел на диван, закрыл глаза и расслабился. На одной из станций возле меня кто-то сел. Я открыл глаза и увидел небольшого худощавого старика с лисьей бородой и большими залысинами. - Извините меня, если я вас потревожил - сказал он. Я ответил ему, что он меня совсем не потревожил. - Судя по папахе, вы донской казак.

Крестовоздвиженская часовня на Преображенском кладбище

Позвольте узнать в какой станице вы состоите - продолжил он разговор. Я ответил утвердительно и сказал, что сейчас я состою в Зимовой Донской станице. Донская станица[1] была зарегистрирована в феврале 1994г и стала структурной частью в составе Всевеликого войска Донского[2].

С 1992г и по 2012 г. за исключением двух годичных перерывов, станицу возглавлял атаман Чуприков Виктор Александрович[3]. Родился он 25 ноября 1938 года в г. Мариуполе. Окончил 9 классов, служил в Новочеркасске, работал в экспедиции Межколхозстроя, строил оросительно-обводнительного канала Иртыш-Караганда. За участие в строительстве канала Виктор Александрович получил почетное звание «Строитель канала Иртыш-Караганда». С 1976 года Виктор Александрович Чуприков работал в Москве, в Метрострое. В 1980 году окончил строительный техникум. Женат. Двое детей, два внука и внучка. Дочь работает в полиграфии. Сын окончил Московский институт инженеров транспорта, финансовую академию. Затем уехал с семьёй в Америку и проживает там по настоящее время. В 1992 году, с началом возрождения казачества, Чуприков В.А. был избран атаманом Донской станицы. Одна из основных задач Зимовой Донской станицы – поддержание связи с казачеством ближнего и дальнего зарубежья. В чин полковника есаул Чуприков В.А. был произведён через чин за особые заслуги (по-видимому личные) перед нонешним Всегалактическим Генералиссимусом и по совместительству атаманом Всевеликого Войска Донского Генералом армии, (наверное донской а могёт быть какой либо другой, например, швейцарской али княжества Монако) а могёт я ошибаюсь и он уже стал фельдмаршалом али Донским Амператором, доктором экономических наук, академиком, юристом, Георгиевским кавалером, мальтийским рыцарем, лауреатом премии им. Г.К. Жукова, князем, членом творческого Союза писателей Дона Козицыным Николем Ивановичем[4]. Так же Чуприков В.А. награждён Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием II орденом Святого трудам во благо Церкви и казачества за особые заслуги.

Казак-ветеран Зимовой Донской станицы Коробков Д.С.

Точно так же из есаулов через чин в полковники, в своё время, был произведён герой Дона есаул Чернецов Донским Атаманом Алексеем Максимовичем Калединым, всего лишь генералом от кавалерии, не за личные заслуги перед атаманом, а за заслуги перед Доном.

Казаков Зимовой Донской станицы окормляет настоятель Храма Святой Троицы на Серебряниках - протоиерей отец. Геннадий и священники храма.

Батюшки Храма

 

атаман войсковой старшина Николай Адамов

В 2012г Донские казаки, проживающие в Москве, избрали на ежегодном Казачьем Круге своим атаманом не полковника Чуприкова, а войскового старшину Николая Адамова, который работает обозревателем газеты «Тверская, 13».[5]

Войсковой старшина Адамов ранее был и старшиной по печати и одно время походным атаманом (заместителем атамана станицы). - Как я понимаю, казачество всегда вы ступало защитницей христианской веры. Тогда и я представлюсь. - Я пресвитер [6] Старопоморского Федосеевского согласия. Наше согласие территориально расположено на Преображенском кладбище. Было бы не плохо, установить связи между нами и вашей станицей. Затем он назвал человека, к которому нужно будет обратиться. Я, в свою очередь, поинтересовался, не сектанты ли они и получил ответ, что они православные христиане[7], хотя и беспоповцы - Мы старообрядцы[8] а не староверы, добавил он. Придя домой я "залез" в интернет и узнал, кто такие федосеевцы, они же старопоморы. Это оказалось действительно - это христианское общество, строго придерживающееся древних преданий Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Старопоморское согласие возникло после Раскола Русской Церкви, вызванного еретической деятельностью патриарха Никона. Обиходное название «федосеевцы» дано по имени Феодосия Урусова, потомка древнего и славного боярского рода, большого ревнителя христианских обычаев. По смерти Феодосия, в 1771 г., центром федосеевцев сделалось Преображенское кладбище в Москве, основанное купцом И. А. Ковылиным Будучи «никонианином», Феодосий, обратился к вере своих христианских предков и в наступившие смутные антихристовы времена, смог свидетельствовать об истине древлеправославия. Основой этого христианского учения являются следующие учения[9]: учения о бегствующей Церкви, духовном антихристе, об истреблении истинного священства, а вместе с ним прекращении пяти Таинств, кроме Таинств Крещения и Покаяния. Священные Таинства: Миропомазание, Священство, Елеосвящение и Брак не возможны по причине отсутствия в мире законной православной, кафолической иерархии. Всякую современную государственную власть они расценивают как сатанинскую, как ловушку антихриста. Государственная власть и безбожное общество отождествляются со слугами антихриста. Царствует уже не власть, но антихрист, который воплощается в каждом властителе по очереди, причем последующий хуже предыдущего.

Из понятия о власти как «антихристовой слуге», следует положение, что молиться о власти, значит молиться об укреплении царства антихриста. Если власть «образ антихристов», то, значит, и все исходящее от власти носит на себе печать антихриста. Любой свод гражданских и уголовных законов есть «Богом ненавидимыя, кривосказательныя, духоборныя книги», должностные лица – слуги антихристовы, еретическая церковь – «жидовский синедрион», высшая власть – «антихристов совет», делопроизводство по законам – «никонианский богоборный суд».

Все гражданское общество, лжепророки в лице лжеучительной и нечестивой церкви, антихристова власть. Еретики не исповедуют, а противоречат Христу. Но исповедь в Церкви возможна лишь для тех, кто находится в церковной ограде, исключительно для соборных молящихся. Отлученные за те или иные прегрешения от церковного сообщества не допускаются до исповеди.

Без священнического освящения брак не может быть честным и законным. По неимению православного священства мы христиане-старопоморы не отрекаемся от истинного брака, а христиан, вступивших в сожитие без священнического венчания и не почитающих свое сожитие за законное, мы не считаем неверными, а относим к истинным христианам. Требуемый законом брак христиане должны соблюдать во всяческой чистоте и благочинии. Детей таких христиан положено крестить, при болезни исповедовать, домы их посещать, но не иметь с ними общей молитвы и не сообщаться с ними в пище. В виду отсутствия венчания, такие христиане со смирением находятся в отлучении, так как отлучение есть часть будущего наказания, необходимое для праведных, а тем более для согрешающих. И мы веруем, что со своим смирением они могут испросить себе милости от Господа. Живущие природным браком христиане не должны с неверными иметь сообщения в пищи и питии, в молитве и внешних обычаях. Детей повелеваем воспитывать в страхе Божием.[10]

Я и раньше сталкивался со староверами[11]. Как то мы, несколько казаков Зимовой Донской станицы, были в гостях у казаков старообрядцев Рогожской заставы. Они оказались очень гостеприимными. В старообрядческом казачьем магазине на Рогожской заставе всегда можно пошить себе всё, что необходимо из казачьей справы и не очень дорого. Сталкиваясь с казаками принадлежавшим разным вероисповеданиям, я пришёл к выводу, что независимо от вероисповедания казаки всегда остаются казаками. Поэтому деление казаков на красных и белых не просто не правильно и ошибочно, но и глупо. Казаки во время гражданской войны переходили то на одну сторону, то на другую, в зависимости от обстоятельств, о при этом всегда оставались казаками. Это конечно не касается "самозванцев в казачестве" таких как Ф.К. Миронов. Сегодня считается, что казаки должны быть православными[12] христианами и на их окормление претендует РПЦ [13]во главе патриархом Кириллом. Мне так же известно, что до безбожной большевитской революции 1917г на Дону жили казаки, которые были не только никониане, но были старообрядцы разного толка, а также сектанты (иудействующие)".

У меня есть два знакомца. Один с Ростова на Дону, а второй с хутора, что около Царицына. Оба потомственные казаки, оба офицеры и оба в отставке. Один из них бывший лётчик, полковник, бывший командир полка штурмовиков. Другой подводник, капитан первого ранга, бывший командиром на атомной подводной лодке. Оба женаты. Подводник женат на крымской еврейке (караимке) и у него сын, а лётчик на дагестанке и у него красавица дочь. Дочь лётчика окончила медицинский институт, и вышла замуж за кавказца-торговца неопределённой национальности. Сын подводника шьёт штаны и занимается мелочной спекуляцией. Теперь это называется мелкий бизнес. В обоих случаях мы видим, что сказалась кровь по матери. К моему великому сожалению нонешние молодые казаки и казачки не берегут самое бесценное – казачью кровь и бездумно и безответственно её портят. Ростовского казака зовут Колесников Владимир Александрович, а царицынского казака – Алёшин Алексей Вениаминович. Оба невысокие, таких на Вернем Дону называют фирсами, подвижные, черноволосые, не дюже любящие мужскую работу, но весёлые и задиристые, любящие поболтать, ни о чём, пустить пыль в глаза и приударить за женщинами. И как все казаки, не прочь залить за воротник, особливо, когда угощают. Одним словом, самые настоящие низовые казаки. Иногда мы собираемся на скамеечке возле подъезда и обмениваемся новостями. Какие скажет читатель у пенсионеров новости?

А разные. Например, к кому приезжала скорая помощь или узнать, кто опять умер в доме. Как это произошло и почему? А так же где умершего соседа похоронят и во сколько эти похороны обошлись их жене али детям. Алексей Вениаминович расскажет последние сплетни из интернета. Владимир Александрович будет травить байки, а он это любит и на похвальбу горазд, и будет рассказывать небылицы из прошлой своей лётной службы. Как-то я завёл разговор о вере и старообрядцах. Владимир Александрович оказался настоящим атеистом-коммунистом. Он обозвал попов хитрыми жуликами, а верующих придурками, верящими в невесть во что. Поворчав, он нас покинул и направился в винный отдел магазина, как он говорил «для восстановления психического равновесия». Мы с Михаилом пошли в парк, и, усевшись на скамейку, завязали разговор. Надо сказать, что Михаила, а я звал его ласково, как зовут хопёрцы, Мишаня. Он в отличие от Колесникова был человеком верующим и, как и я, посещал нонешнюю официальную церковь (РПЦ). На этой почве мы с ним и сошлись. Кроме того, до того как я попал в Зимовую Донскую станицу мы с Мишаней были приписаны к Звенигородской казачьей станице, где я был станичным есаулом, а он войсковым старшиной. Атаманом же был войсковой старшина Георгий Гариевич Немченко, врач по образованию. Этот честный, трудолюбивый, многодетный (шестеро детей), твёрдый в вере и по - настоящему верующий кубанский казак, ушёл с женой, детьми и старцами «спасаться».

Итак, мы с Мишаней уселись на скамейке в парке и начали гуторить о РПЦ. Нам обоим не нравилось, что во многих храмах Москвы службу ведут картавые попы из «избранного народа», которые ведут себя так, словно они «всезнающие пастухи», а прихожане стадо неразумных, овец, которых они гонят туда, куда считают нужным и это знают только они. Прихожане же должны им слепо духовно подчиняться. Нам не нравится, что современная церковь превратилась в большой торговый дом. Торгуют люди от церкви, где только могут. В храмах, магазинах и даже в ларьках на рынках и в переходах около метро. Когда-то Христос изгнал торговцев из храма, а сегодня они вновь возвратились. «Ничего личного. Это только церковный бизнес[14]» слышим мы от попов. Нам не нравится, когда священники из патриархии приезжают в храм на «крутых» джипах с охраной, как ездили «братки» в 90-х. Нам не нравится, что нонешняя власть загнала трудового человека в нищету. А кучка картавых из «избранного народа» бесится с жиру, распродаёт по дешёвке принадлежащие гражданам России природные ресурсы и разворовывает налоги, собранные с трудящихся и за содеянное перед народом законом не отвечает. Эти все деяния власти РПЦ освящает, провозглашая, что «всякая власть от бога», покоритесь мол. Ваше дело молиться и вести праведный образ жизни и Бог, возможно иудейский (ведь Христос сказал иудеям; «Ваш отец сатана»), вам воздаст за это на том свете. А всё остальное не вашего ума дело. Лично нам потомкам казаков Разина, Болотникова и Пугачёва это не любо. Телевидение делает всё, чтобы население превратилось в психически больных людей, а Россия в большой дом для «с ума сошедших», в котором зомбированные и психически неполноценные люди играю в развлекательно - занимательную игру: "выбери себе президента". На наш взгляд современная церковь (РПЦ) даже перестала быть никонианской по существу, а сохранила только обряды никонианства. Никонианская церковь была уничтожена в ходе Гражданской войны и в годы первых пятилеток. Затем в ней возобладало Обновленчество[15]. Из никонианцев сохранились лишь отдельные служители церкви. Так во времена правления Хрущёва (Перлмутера) мой двоюродный брат решил крестить своих народившихся девочек, двойняшек. Станичный священник наотрез отказался их крестить, боясь репрессий со стороны коммунистов. Мы стали искать другого батюшку и вскоре нашли. На одном из дальних хуторов жил священник, который, не боясь кары коммунистов, крестил у себя на дому. Мы с двоюродным братом и детьми поехали к нему. Узнав. Что я приехал из Москвы, священник доверился мне и рассказал кое - что о себе. Сам он из казачьей офицерской семьи, родился в Москве. Окончив гимназию, поступил в медицинский институт, но окончить его не успел. В 1915г. он оказался в школе прапорщиков. Затем Германская, Гражданская война, охота коммунистов на бывших белых офицеров, Великая Отечественная война, послабление Сталиным гонений на церковь и именно в это время, бывший врач – офицер, и стал батюшкой.

После передачи временным правительством власти большевикам у никонианской церкви возникла проблема с выживаемостью в атеистическом государстве. При советской власти многие священники были не только завербованы НКВД, но и являлись штатным образом и сотрудниками НКВД. Это была уже совсем другая церковь. Не никонианская, а Советская церковь. После демократического переворота в 1991г. новая власть сделала Советской церкви предложения, от которых та уже в силу конформизма, возведённого в традицию, (солгавший раз, кто тебе поверит) не смогла отказаться и, с удовольствием и за хорошие деньги, нанялась на службу новой власти. Священничество в новой, так называемой демократической церкви, стало формироваться из бывшей Советской церкви. Однако теперь оно было духовно пропитано не христианством, а воинствующим иудаизмом и экуменизмом. Сама же РПЦ сохранила обрядность никонианства. Такие же гонения на веру со стороны безбожной власти выпали на долю старообрядчества. Конечно же, и оно тоже очень пострадало. Однако старообрядчество в целом, духовно закалённое гонениями, выстояло в страшные годы преследования, осуществляемые ЧК, ГПУ, НКВД, МГБ и КГБ и сегодня оно сравнительно быстро отвоёвывает у РПЦ влияние на Дону, утраченное в Советское время.

Многих верующих казаков интересует. А какая церковь должна быть на Дону? Некоторые склоняются к тому, что ею должна быть РПЦ, другие считают что Русская Старообрядческая Православная Церковь. духовный центр которой располагается на Рогожском кладбище в Москве. На наш с Мишаней взгляд это было бы не совсем справедливо. Ведь существуют ещё старообрядцы федосеевцы, беспоповцы и старообрядцы беглоповцы у которых нет патриарха. Кроме перечисленных старообрядческих согласий есть и много других беспоповских соогласий. Так кто же из них должен главенствовать. Али все имеют равные права на своё существование? Ответ на этот вопрос наш таков. Для начала надо понять какова была вера у казаков на Дону до того, как Донское казачество целовала крест московскому Царю. Роясь в Интернете, я нашёл одну статью посвящённую казакам находящимся в расколе. Привожу её без изменений.

"...Автору этих строк довелось однажды беседовать с человеком, относившим себя к немногочисленной секте «дырников». («Дырниками» их прозвали потому, что в избах с восточной стороны у них обязательно прорубались форточки, чтобы можно было молиться в ненастную погоду дома, но глядя на небо.) Важно подчеркнуть: «дырники», точнее тенгриане, встречаются только в среде степняков, в казачьих станицах по реке Урал, в приалтайских степях… Было это в одной из казачьих станиц на Урале. В старину таких людей, поселившихся на реке Яик (Урал), называли яицкими казаками (а мы знаем что они все беглецы с Дона). Мой знакомый оказался весьма замкнутым, неразговорчивым человеком, тем более не расположенным к беседам с чужаками.
Яицкое казачество всегда отличалось редкостным консерватизмом. Почти целиком оно состояло из старообрядцев, бежавших сюда из России в 1666 г. после раскола Православной церкви. Долгое время они вынуждены были таиться, опасаясь преследований.
Но вместе с православными старообрядцами были и другие. Они тоже крестились двумя перстами, но не на иконы, а на восток, в открытое небо, тоже обращали молитвы к Богу-Отцу, но называли его совсем другим именем. «Дырниками» их прозвали потому, что в избе им полагалось с восточной стороны делать форточки («дырки»), чтобы в ненастную погоду можно было молиться дома, но обязательно глядя на небо. В хорошую же погоду они молились во дворе, в укромном месте.
Тенгрианство и христианство всегда прекрасно уживались друг с другом в Степи. Когда же на Руси началось церковное деление — раскол, — то всё смешалось, перепуталось, многое забылось; старое уже не почиталось как прежде, к тому же за прежнюю веру наказывали. Вот сохранившееся свидетельство дьякона Фёдора Иванова, записанное на суде во второй половине XVII в.: «Многие поселяне, и попы, и дьяконы, живучи по сёлам своим, поклоняются Богу-солнцу, где с ними не случится образа иконы Христовой и креста Его». В 80-х гг. XVII в. старообрядца - «дырника» Василия Желтовского судили за то, что он не ходил в храм, говоря: «Бог наш на небеси, а на земле Бога нет», — и крестился, глядя на небо...
Мой уральский знакомый, когда показывал мне своего коня во дворе, показал и место, где он общается с Богом... «Тенгри» — слово, ему знакомое. «Тенгирим», — тихо поправил он меня. Молитвы к Тенгри, судя по всему, почти не отличаются от тех, которые в ходу у других старообрядцев.
Всё у нас одинаковое. А в храм их ни я, ни мои деды никогда не ходили. Не велено нам, — сказал казак и, помолчав, добавил: — У нас свой Бог.
Больше он не говорил об этом. Неразговорчивый всё-таки народ эти старообрядцы. Три века не признавали их в России, вот они и не спешат рассказывать о себе. Таятся по-прежнему, привычно опасаясь репрессий..."[16]

Сей обычай молиться на Восток глядя на небо на Дону долго сохранялся. Так на сайте "Православный берег читаем: " ...в Верхне-Курмоярской станице, например, общая гульба бывала на Троицын день и на масленицу. Окончивши питье за здравие, все вставали и всем народом молились на восток и прощались друг с другом, целуясь..." А как всем казакам известно, что когда казаки " целуются", то они это делают не губами, а прижимаются щека к щеке.

Судя по вышесказанному, речь идёт о древней религии под названием тенгрианство. Именно в тенгрианстве приняты поцелуя в том виде, как "целуются " казаки. По заключению. немецкого ученого Г. Дерфера, который по совокупности древнейших космологических идей и представлений пронаблюдал эволюцию самого понятия «Тенгри» от раннего, шаманского, представления этого образа до одной из высших стадий в его религиозно-мифологическом развитии речь идет об одной из первых монотеистических религий человечества). Если не самой первой По мнению исследователей, задолго до новой эры тюрки, жившие тогда на Алтае и в Южной Сибири, поклонялись Человеку-небу, Человеку-солнцу — Тенгри-хану. Тенгри — не только небесный дух-хозяин, но и само небо; оно же является местом его постоянного обитания.

В почитании тюрков, кроме Небесного Тенгри, была еще и Умай — земное женское начало, покровительница младенцев, мать плодородия. Её изображали с младенцем на руках. Образ этот, как полагают учёные, тенгриане заимствовали из индуизма, имеющего непосредственную связь с древними верованиями русского народа. Так что такое Тенгрианство? Тенгрианство, это религия, основанная на вере Небесному отцу, Создателю всего сущего – возникла в конце II тысячелетия до н.э. Может быть корни этой веры уходят ещё глубже, но не сохранилось источников, подтверждающих этот фактор. Тенгрианство со временем приобрело все необходимые атрибуты. Это иерархию небожителей, жреческие структуры нескольких уровней, проповедников-аскетов, а самое главное – закрепленный письменно и устно свод богослужебных правил (канон).

Обряды почитания Тенгри-хана, были достаточно строгими и сложными, молитвы и славления – долгими и очищающими душу. Они во многом напоминали религиозные традиции Востока. Например, обязательными были крещение водой, выглядевшее как полное троекратное погружение.Самым большим праздником считалось Богоявление. Этот праздник приходится на 25 декабря, когда после зимнего солнцестояния день начинал прибывать и Человек-небо – Тенгри-хан – выходил в мир. В этот день полагалось приносить в дом ёлки – послание от более древнего бога Йер-су, которому поклонялись алтайские народы примерно 3 тысячи лет назад, задолго до знакомства с Тенгри-ханом. Ель у степных народов издревле была священным деревом, её «пускали в дом», в её честь[1] устраивали праздники. Традиция, связанная с Йер-су, очень древняя. Этот бог извечно пребывает в центре земли, как раз там, где, согласно легенде, расположен «пуп земли» и растёт гигантская ель, символизирующая собой Мировое Древо. Около ели сидит старец Ульген (Ульгень) в халате с густой белой бородой. Чаще он изображался злым и коварным, но раз в год, зимой,становился добрее, выходил к людям, и дети помогали ему раздавать подарки из торбы. Ульгень и приносил ёлку в дом, около которой веселились всю ночь, водили хороводы, которые у половцев назывались «индербай» и составляли обязательный элемент любого праздника. Кстати, дно могилы тенгрианского священнослужителя полагалось устилать еловыми лапами. Обычай почитания ели тюрки принесли в Восточную и Центральную Европу, куда забросила их волна Великого переселения народов. В долинах Дуная, Днепра, Дона, Волги праздник этот наверняка существует со времён Аттилы. В Западной Европе его стали отмечать в этой. форме лишь в XIX в. Следует вспомнить, что у славян и римлян священным деревом считался дуб, у финнов — берёза, у греков — олива, а у южных германцев — ель. Почему-то многие исследователи опускают тот факт, что южные германцы вплоть до XVI в. говорили на тюркском языке. Самое первое упоминание о рождественской ёлке найдено в эльзасских хрониках 1500 г. Более ранние документы на тюркском языке были уничтожены. Постепенно люди забыли и сам язык.

Вторым большим религиозным праздником у тенгриан считался приход весны. По традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта. Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало. В китайской летописи сказано: «Тюрки превыше всего чтят огонь, почитают воздух и воду, поют гимн земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю, и называют его Богом (Тенгре)». Свое почитание солнца они объясняли тем, что «Тенгри и его помощник Кун (Солнце) руководят созданным миром; лучи солнца — нити, посредством которых духи растений сообщаются с солнцем Единобожие – вот что отличало тюркскую культуру задолго до Рождества Христова. Тенгри и есть Бог-Отец, он – создатель мира сего. Ему, Всевышнему, тюрки адресовали свои молитвы, заговоры, плачи, благожелания. Тенгрианство» – так называлась их религия. Причем, как и всякая оформившаяся религия, тенгрианство располагало всей атрибутикой – иерархией небожителей, ранжированием священнослужителей, проповедниками. И самое важное это то, что всё это было изложено как письменно, так и устно и закреплено каноном. Христианство заимствовало от тенгрианства очень много. Это крест и его почитание. Крест - знак Тенгри-хана. Свою покорность Тенгри-хану кипчаки подчёркивали, используя древнейший символ — знак равностороннего креста.

Украшение из жемчуга на пояс (низано по-казачьи)

(аджи): его наносили на лоб либо краской, либо в виде татуировки. Скорее всего знак креста заимствован тенгрианами из древней тибетской (добуддийской) культуры.

Тенгрианские кресты

Он символизировал понятие рум — мир, откуда всё берёт начало и куда всё возвращается. Там есть небо и земля, верх и низ со своими покровителями. Вероятно знак Тенгри придумали не тюрки, а он был взят ими из тибетской культуры. Христианами же крест был взят из древней религии тюрков - кипчаков. Крест, как хорошо известно (читайте, например, словарь Брокгауза и Ефрона), появился у христиан только в IV веке. Это зафиксированный факт! И появился крест вначале в Византии. Внешне этот крест был точно таким же, каким давно был на Алтае, у тенгриан, то есть у степняков-тюрков. Видимо, тогда и вошло в повседневный обиход христиан осенение крестным знамением У многих народов равносторонний крест имел различные значения, весьма сходные по смыслу: от животворящего креста до символа жизни. Заключая его изображение в круг, наши пращуры считали его символом вечного Коло – вращение Круга Жизни. Такие же кресты находили археологи на могильных камнях от Байкала до Дуная — на земле забытой ныне страны Дешт-и-Кипчак.

Крест-реликварий Юстина II. VI

В первые века новой эры, символом христианства была рыба, ибо царствие Иисуса Христа (мессии) пришло одновременно с наступлением эпохи Рыб по астрологическому календарю. Христианство заимствовало от тенгрианства так же традицию золотить и украшать крест, рисование священником креста на лбу у христианина после причастия. Отсюда и пошла поговорка: «На лбу написано...». Обычай креститься после молитвы с произнесением слова "Амин, то есть, что душа молящегося принадлежит Богу. Псалтырь, который являлся главной книгой тенгриан. Эта книга называлась у них «Псалтыть» то есть «Венец алтаря». Книга содержала тенгрианский канон – обычаи, обряды и правила, с которыми следовало обращаться к Богу. В слове «псалтырь» лингвисты усматривают его восточное происхождение. Слово «псах» пришло из Индии из начальной Традиции, нашедшей отражение в буддизме, и означает «корона», «венец». «Псалтырь», привозил в Рим в V в. епископ Александр из города Тан на Дону. По таким же книгам учились славянским языку и письменности создатели «азбуки ведения церковной службы» братья Кирилл и Мефодий. О достоверности таких сведений из старинных книг можно судить хотя бы по тому, что в библиотеке Ватикана хранится экземпляр «Псалтыри», написанный на языке тюрков руническим письмом.

Вот заповеди из Тенгрианства:

Три божественные заповеди:
— верь в Бога Небесного, в Тенгри, ибо других богов нет;
— не придумывай идолов, есть вера одна — в Бога;
— рассчитывай только на себя и на Его помощь.

Шесть человеческих заповедей:
— чти отца и мать, через них Бог дал тебе жизнь;
— не убивай без нужды;
— не блуди;
— не воруй;
— не лги;
— не завидуй.

Девять заповедей блаженства:
— верь в Божий суд;
— не бойся слез, сострадая ближнему;
— чти адаты своего народа;
— ищи правду и не бойся ее;
— храни добрые чувства ко всем людям;
— будь чист сердцем и делом;
— не допускай ссор, стремись к миру;
— помогай страдающим за правду;
— верь душой, а не разумом.

Соблюдение первых трех заповедей делали человека верующим. Шесть других — человечным. А девять последних делали тюрком, для которого дух и свобода были высшей ценностью жизни. Так жили степняки, почитающие Тенгри...

А вот как выглядят некоторые из 10 Божьих заповедей записаны в священной книге "Псалтырь", по которой с древнейших времен воспитывались православные христиане, сегодня.

«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2).

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6).

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12)

«Не убивай» (Исход 20:13).

«Не прелюбодействуй».

«Не кради» (Исх. 20:15)

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16).

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).

Не правда ли заповеди очень похожи друг на друга. Однако тенгрианские заповеди ещё более подробные, чем христианские. Если же учесть, что тенгрианство оформилось как философское учение в 4 тысячелетии до н. э[17]., то подумайте и спросите себя. Кто у кого их списал?

В христианских заповедях в "кратком изъявлении" сказано: "...о еже како православному христианину по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец... подобает на себе знамение креста изображати", "Первое на челе нашем... второе на чреве... третье на правом раме (плече)... четвертое же на левом...". Но, перекрестившись, можно легко убедиться, что крестное знамение меньше всего напоминает латинский крест, который Христос нес на Голгофу.

Традиция почитания духов предков обязывала тюрков знать свою родословную до седьмого поколения, подвиги дедов и их позор (вот откуда обычай у казаков знать свою родню до седьмого колена).
Каждый мужчина понимал, что и его поступки будут также оценивать семь поколений. Вера в Тенгри и в небожителей устремляла тюрков на достойные дела, к свершению подвигов и обязывала к нравственной чистоте. Ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимались ими как оскорбление естества, следовательно, самого Божества. Признавая коллективную ответственность за род и племя, а также наличие наследственных признаков, тюрки не позволяли людям, причастным к предательству, жить и иметь потомков. Наиболее рельефными чертами характера тюрков, кроме силы духа и уверенности в будущем, дарованными Тенгри, являлись общественная солидарность и уважение к общественному мнению, приверженность к иерархии и дисциплине, особое почтение к старшим, глубокое уважение к матери. Тюркским сообществом изначально пресекались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь. Стремление к естественному образу жизни отражало родственную адекватность тюрков с окружающим одухотворенным ими миром. Тюрок всегда выбирал ясную, четкую, ненагроможденную деталями линию поведения. Обладая широким кругозором и масштабным мышлением, он имел неограниченное доверие и открытость к жизни.

Древние тюрки отличались завидной активностью, будучи глубоко религиозными, не делили жизнь на потустороннюю и посюстороннюю, а принимали ее целостно как переход из одного качества в другое в едином для них мире.

Тенгрианский (предположительно) храм IX в.

Христиане же переняли у тенгриан архитектуру церкви. Тенгрианская церковь крестообразная в своей основе с шатровидными или круглыми куполами, которые венчал крест. Храм для тенгриан был священным местом, в него не разрешалось входить рядовым верующим; только священнослужитель мог по ходу службы ненадолго войти внутрь. Один раз в год, в день основания храма ему разрешалось входить в алтарную часть храма, чтобы подготовить местопребывание к отдыху Тенгри-хана, который в эту ночь должен был посетить свои хоромы. Верующим полагалось возносить молитвы и славления только на площадке перед храмом. Площадка возле него называлась «харам» - место для молитвы. Большего не допускалось вблизи храма, кроме обращений к Богу, потому ещё одно значение слова «харам» - «запрет, запретный». Со временем стали строить отдельную лестницу для подъёма на специальную площадку в виде балкона, с которой пели песни-прославления в Престольный день – день закладки храма. Такой балкон стали называть хорал. Знаменные церковные распевы — чисто тюркский прием, известный две тысячи лет назад на Алтае. Они когда-то определяли музыкальный язык тенгрианства. в России его называют «русским», хотя лишь со времен Киевской Руси известно здесь это небесное пение.[1] "Хоруг" - по-тюркски знак "защиты", "покровительства". В мольбе о защите, покровительстве, как известно, и есть смысл крестного хода с хоругвями. Икона - переводится с древнетюркского языка так: «открой душу», «говори истинно. Это абсолютно не христианское изобретение. Русская школа иконописи появилась только в XVII веке, после раскола Церкви. Первые христиане, как известно, справляли обряд не в храмах, а в катакомбах. У степняков появились именно высокие храмы потому что, их храмы с шатрами были копией священной горы Кайласа, самой высокой на юге Тибетского нагорья. Своей устремленной в небо формой они повторяли очертания этой горы. Храм для тенгриан был священным местом, в него не разрешалось входить рядовым верующим; только священнослужитель мог по ходу службы ненадолго войти внутрь. Один раз в год, в день основания храма ему разрешалось входить в алтарную часть храма, чтобы подготовить местопребывание к отдыху Тенгри-хана, который в эту ночь должен был посетить свои хоромы. Верующим полагалось возносить молитвы и славления только на площадке перед храмом. Площадка возле него называлась «харам» - место для молитвы. Большего не допускалось вблизи храма, кроме обращений к Богу, потому ещё одно значение слова «харам» - «запрет, запретный». Со временем стали строить отдельную лестницу для подъёма на специальную площадку в виде балкона, с которой пели песни-прославления в Престольный день – день закладки храма. Такой балкон стали называть «хорал. После ухода кипчаков с Алтая в степь их храмы обрели географическую ориентацию: алтарную часть обращали строго на восток, в направлении Алтая.

Христианство взяло из тенгрианства алтарь, монастырь, одежду монахов, церковные распевы, колокола, крещение в воде, крестный ход, хоругвь, иконы, изображение орла, образ Богоматери, иконостасы, лампады, парчовые одежды священников, ладан, молитвы с их земными поклонами и многие другие чисто внешние атрибуты тенгрианства. Всё вышепечисленное было безсовестно приватизировано и объявлено христианского происхождения, а затем перешло в византийскую церковь. Например, ориентация алтарей на восток - на Алтай. Кроме того, Христианство переняло у тенгрианцев не только символы, но и, слова и тексты молитв.Тенгрианцы же всегда были благосклонны ко всем существующим в мире верованиям и конфессиям и отрицали господство и диктатуру только одной веры. А именно это, нам сегодня и навязывает РПЦ ! Как тут не вспомнить, что до последней Гражданской войны на Дону казаки гуторили: "Каждый, верует по-своему — за это карать нельзя!"

Когда кипчаки, впервые встретившись с христианами, услышали о Сыне Бога Небесного — об Иисусе Христе, — они вовсе не удивились. Как Христос обращался к Отцу своему? Вспомним его последнее обращение: «Элои!» – воскликнул он уже на кресте. Но ведь точно так же взывали к Тенгри-хану тюрки. В тенгрианском пантеоне сыновьям Тенгри-хана отводилось особое место. Один из них, Гэсер, был известен священнослужителям кипчаков по тибетским и монгольским сказаниям, согласно которым в некоем городе Лин долго не было правителя, и туда был ниспослан один из трёх сыновей небесного владыки. Он родился, как и Христос, в человеческом облике, но в семье не плотника, а князя. В легендах о Гэсере много общего с преданиями о Христе, о человеке-избраннике... Важно заметить, что Гэсер жил и совершал подвиги за тысячу лет до Христа; он — старший сын Тенгри-хана. Поэтому в период зарождения христианской религии этот герой был уже давно и хорошо известен и в Тибете, и в Монголии, и в соседних с ними странах. Первые соприкосновения тенгрианства и христианства, видимо, происходили на Кавказе в конце III — начале IV в в.н э. Моисей Хоренский (V— VI вв.) в своей «Истории Армении» (442 г н. э.) отмечал, что с конца II в. началось тесное общение армян с кипчаками. Это было ещё до похода кипчаков на Европу; они тогда только осваивали Прикаспийские степи. Вплоть до настоящего времени у некоторых народов, являющихся потомками кипчаков, сохранился обычай почитания Бога-Отца — Тенгри. А где доказательства тому, что восточные христиане приняли тенгрианский канон и стали единоверцами с тюрками-кипчаками, а тюрки в ответ признали сына Тенгри-хана – Христа? Их, доказательств, вполне достаточно. Например, задумывался ли кто, почему в Европе именно в конце IV века случились разительные перемены: почему христианство вдруг получило официальное признание в Византин и во всей Римской империи. Чем и кому оно обязано своим внезапным возвышением?

Религия угнетенных, каким было христианство до тех пор, не могла ведь просто так привлечь властителей. Значит, была какая-то очень серьезная причина, заставившая императоров пойти на вынужденный шаг… Но какая? Заставляет задуматься и такой факт: из всех стран Европы Аттила не тронул только Византию и, больше того, судя по воспоминаниям Приска, дружил с ее, императором, а перед Римом великий полководец отступил лишь при виде креста, – оставив Рим «Вечным городом»… Почему? Действительно, разве не любопытно, лишь Византию и Рим, принявших христианство, не тронул Аттила, все же другие европейские страны он безжалостно разорил. Новая религия – вот та единственная причина, позволившая прозорливым средиземноморским правителям сохранить свои страны! А не Аттила ли и сделал Европу христианской?!
Наше предположение о слиянии двух религий – тенгрианства и христианства не лишено оснований еще и потому, что в истории народов подобное случалось. И не раз. Например, после принятия христианства в Грузии на место Бога-Отца там был поставлен Гмерти – верховный бог неба у древних грузин, повелитель грома, обитавший на седьмом небе. Вот почему грузинская церковь отличается от других христианских церквей. Разделение церкви – разделение сфер в геополитике, оно проходило очень медленно, веками, окончательно оформившись к XI–XII векам.
Заметим, что Русь крестилась именно тогда, когда разделение это по существу свершилось. Она приняла веру из рук древлеправославных священников, возможно, и греков. Однако не они определяли лицо церкви в Степи, там была своя церковная епархия, хотя, конечно, далеко не все степняки в ней были примерными прихожанами.

В актах Константинопольского собора в 381 году отмечено присутствие в "Царьграде" первого патриарха от степняков. Значит, к 381 году в Степи уже сложилась своя (первая в Европе?) церковь. И появление ее не было случайным!
Эта «степная» епархия названа в актах Константинопольского собора 449 года «Скифия», а одним из ее епископов был отец Александр, он жил на Дону, в городе Таи (Акты Соборов, том II). А Дон, как известно, с 372 года стал уже тюркской рекой.

Выходит, всю обрядовую сторону службы, включая храмы, иконы в них, русская церковь переняла от тюрков – от Степи! Ведь общение Руси с Византией было только через Степь. Других путей просто не существовало. Тогда возникает вопрос. А что в христианстве своё, не сворованное и не заимствованное?

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе