Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по вопросам казачества

Сеять разумное, доброе, вечное …

вкл. . Опубликовано в Казачество Просмотров: 1946

В.В. Шумов

Очерк истории народного образования на Дону в досоветское время

Светлой памяти учителей
Тихона Ивановича Вороннова
Петра Ивановича Дубоносова
Петра Никаноровича Ильина

«Обучение необходимо отрокам и девицам…»

Обучение «писанием» необходимо не только «пастырям и учителям и прочим инокам, но и сущим в мире, отрокам и девицам». Так говорил в своих проповедях живший в первой половине ХУ1 века митрополит Даниил.

Это понимали и многие его предшественники, и государственные деятели древней Руси, и духовенство.

Известно, что около 1030 года князь Ярослав открыл в Новгороде училище. И, по выражению летописца, «собра от старост и от пресвитеров детей 300, и повеле учить книгам». Не удивительно, что занимающиеся раскопками в Великом Новгороде археологи уже собрали несколько сот «берестяных грамот».

К 1086 г. относится известие об училище для девиц, учрежденном в Киеве.

Проявляли заботу о распространении образование церковные иерархи, конечно, исходя из собственных потребностей.

На Стоглавом соборе в 1551 г. решено было в домах священников заводить училища для обучения грамоте, книжному письму и церковному пению, и чтению налойному. Но решение собора осталось неосуществленным. Все же в 1553 г. совершенно самостоятельно были открыты школы при новых церковных епархиях в Казани и Каргополе.

При Борисе Годунове предполагалось завести в России светские учебные заведения. Однако последовавшая смута в стране остановила это дело.

Оживление с развитием образования началось лишь при Петре Первом, учредившем в 1714 г цифирные или арифметические школы. Царь обязал дворян и чиновников посылать своих сыновей для обучения в этих школах.

По указанию Петра Первого церковные иерархи открывали епархиальные школы для обучения мальчиков.

При приемниках Петра Первого вместо цифирных школ устраивались школы гарнизонные, были школы при монастырях.

На Украине в ХУП и ХУШ в.в. действовали «мандрованные дъяки», странствующие учителя. Обучали детей чтению и письму за предварительно оговоренную плату.

И в России в ХУП веке преобладало домашнее обучение начальной грамоте, т.е. чтению, письму и счету. Грамотные люди чаще всего сами обучали своих детей.

Но были учителя из духовных и мирских людей. Основными учебными пособиями являлись Псалтырь и Часослов.

Правда, уже появились буквари и азбуки, но их содержание определяли церковные тексты.

Были известны монастырские школы Чудова, Андреевского и Законоспасского монастырей. В последнем, из названных, в 1687 г. открыта славяно-греко-латинская академия – первая русская высшая школа.

Одновременно, согласно духовному регламенту, в каждой епархии должны были быть открыты школы при архиерейских домах. Существовали духовные семинарии, в которых изучались грамматика, риторика (ораторское искусство), философия богословие.

Таково было положение с народным образованием в России ко времени вступления на русский престол Екатерины Второй.

Ею была учреждена «Комиссия об училищах и призрения требующих». По проекту комиссии 1770 года предполагалось ввести обязательное обучение грамоте всего мужского сельского населения. В 1775 г. создали приказы общественного призрения, которым предписывалось открывать в городах и на селе учебные заведения. Как это осуществлялось, об этом речь впереди.

«Держит школу и хорошо детей учит…»

Образование на Дону стало распространяться значительно позже, чем в российских губерниях, ибо донское казачество сложилось лишь в ХУ1 столетии. Да были и другие причины.

Ведь долгое время господствовало в казачьей среде мнение, будто грамота казаку не нужна, умел бы ловко владеть шашкой. Поэт-эмигрант Н. Келин в своих воспоминаниях рассказывал о детстве своего деда: «Кто-то из грамотных казаков научил деда азбуке и чтению. Неистребимое желание было достигнуто, но дело окончилось для мальчишки трагически. Суровый самодур-отец, узнав, что сын научился читать, выгнал его из дома («ишь, сукин сын, больше отца хочет знать!»1

Известный донской военачальник, герой Отечественной войны 1812 г. Гавриил Амвросиевич Луковкин (кстати – самый молодой из командиров полка, возглавивший полк в 18 лет!) вспоминал, что «согласно тогдашним понятиям «о воспитании», я учился чтению и письму, но более упражнялся верховой езде… Бесстрашно вскакивал на донского коня, нестерпимо ожидая надеть мундир. В 12 лет меня записали на службу казаком».

И Гавриил Луковкин и многие его сверстники получали обычно домашнее образование. И повелось это на Дону издавна. Еще в 1688 г. патриарх Московский и всея Руси пожаловал донскому казаку Якову Афанасьеву для обучения его сына учебную Псалтырь.

Несколько позже, в первой четверти ХУШ века войсковой атаман Василий Фролович Фролов «выписал» в Черкасск для обучения своих сыновей учителя «иноземного языка» - шляхтича И. Ольшанского.

Бывало, старшинских детей посылали учиться за пределами Донского края. Еще в 1676-1677 г.г. в Москве обучались сыновья атаманов М. Самарянина, И.П. Степанова.

Позже старшина А.А. Мартынов проходил курс обучения в иезуитском коллегиуме в польской Белоруссии.

В 1775 г. был открыт Московский университет. К этому событию в культурной жизни России проявила интерес войсковая администрация. 18 мая 1776 г Войсковая канцелярия приняла решение отправить для обучения в университете несколько юных донцов. Это были живущий у старшины Макара Грекова крещеный из турок Иван Турчанинов, казачьи дети Василий Виноградский, Михаил Горбачев, Семен Федоров, Илья Протопопов, Алексей Попов. На прогоны и путевое содержание им выделяли сто рублей, По тому времени деньги немалые.

Из всех первых университетских питомцев с Дона известность получил только Алексей Григорьевич Попов, ставший студентом в 13 лет. К тому времени старшинский сын в родительском доме овладел основами книжной премудрости. В 10 лет был определен отцом в войсковую канцелярию для обучения письмоводству.

Семь лет он пробыл в университете, изучая российскую грамматику, латынь, французский и немецкий языки, геометрию и тригонометрию, физику, гражданскую архитектуру, фортификацию и другие полезные науки.

Весной 1782 г. Алексей Попов вернулся в Черкасск и в последующем стал видным деятелем просвещения на Дону.

С ним еще встретимся, а пока назовем хотя бы некоторых из тех, кто тоже жаждал получить знания, но таких возможностей как Алексей Попов, не имел. Им приходилось довольствоваться домашним образованием.

В историю Дона вошло имя Евлампия Никифоровича Кательникова (1774-1854), автора первой книжки донского литератора, одного из первых донских историков, неистового религиозного бунтаря.

Был он сыном писаря станицы Верхне-Курмоярской. В 1818 г. сочинил «Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице», в котором обстоятельно поведал о жизни и быте донцов в ХУШ веке.

Констатировал и такой факт: «письменных людей не бывало. Рубежные записи записывали черкасские и верховые письменные казаки. 1723 года виден на записи подписавшийся станичный писарь Федор Попов. Он есть того попа сын, который с Волги приплыл по Дону…».

После смерти Федора Попова в станице долгое время «письменных» не было. С 1775 г. в течение 15 лет станичным писарем являлся Никифор Ермолаевич Кательников.

Он и дал весьма приличное по тому времени домашнее образование сыну.

Такой возможности не имел сын малограмотного донского офицера из станицы Гугшенской Яков Бакланов (1809-1873), будущий знаменитый военачальник, герой Кавказской войны. Грамоте его обучала старушка Кудимовна, отслужив предварительно молебен святому Науму, покровителю учащихся. После этого два года зубрил Часослов под руководством пономаря станичной церкви. Одновременно дьячок учил его по Псалтырю.

Когда в 1817 г. есаул Петр Бакланов со своим полком отправился в Бессарабию, он взял с собой сына, поручив его сперва своему сотенному писарю, а позже - полковому писарю.

Такими были «университеты» будущего полководца в начале жизни.

На Дону было хорошо известно имя историка, краеведа, одного из организаторов и первого директора Новочеркасского музея донского казачества Харитона Ивановича Попова (1834-1925). Был он сыном рядового казака станицы Остроуховской. С 6 лет под руководством деда по матери обучался церковно-славянской и русской грамоте. Много и жадно читал. В 12 лет прочитал «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. И это определило его дальнейшую жизнь. Позже писал: «Занимался самообразованием». С 15 лет служил письмоводителем у местных чиновников.

Домашнее воспитание получил известный собиратель памятников донской старины Григорий Андреевич Левицкий (1809-1877), сын священника. Он сам стал сперва диаконом, потом был рукоположен в священники и служил в Воскресенском соборе станицы Старочеркасской. В течение 20 лет являлся законоучителем в приходском училище.

В 1870 г. издана его брошюра «Старочеркасск и его достопримечательности».

Войсковое начальство, конечно же понимало, что нужно иметь свои учебные заведения на Дону.

Еще 28 мая 1765 г. издал приказ об учреждении народных училищ во всех станицах войсковой атаман Степан Данилович Ефремов. Однако это был благой порыв, не подкрепленный ничем. Не было учителей, да и у большинства станиц тогда не было желания тратить деньги на дело, явно не нужное казаку.

Прошло 20 лет, многое изменилось и в России, и на Дону. 25 апреля 1785 г. войсковой атаман Алексей Иванович Иловайский послал в верховые станицы Грамоту «О мерах к обучению грамоте старшинских и казачьих детей» с убедительным призывом отдавать детей на обучение священникам, в монастыри или нанимать в станицах учителей.

В грамоте приводился пример священника станицы Клетской Александра Дмитриева, который «держит школу и хорошо детей учит».

Частные школы к тому времени имелись и в других станицах. Открыл школу у себя священник Троицкой церкви станицы Аксайской Василий Петров. Действовала школа в станице Букановской, открытая по инициативе полковника Алексея Протопопова.

В Черкасске у дьячка Осипа Пахомова учились мальчик и две девочки, у казачьей дочери девицы Лукерьи Пышкиной – 12 мальчиков и две девочки, у пономаря Михаила Попова – семь детишек. В этих школах обучались чтению, письму, Псалтыри и Часослову. В Усть-Бузулукской взялись обучать казачат дьячок Иван Емельянов и звонарь Герасим Попов.

Однако из станицы Аржановской и некоторых других в войсковое правление сообщали, что «могущие» казаки желают отдавать детей в обучение священникам в своих станицах, а «не могущие» не хотят обучать детей.

У дворян и зажиточных казаков тогда стало входить в моду отдавать сыновей в «пансионы» (ученики жили в доме учителя).

По желанию дворян Хоперского и Усть-Медведицкого церковных заказов в станице Алексеевской в конце ХУШ века открылся «благородный пансион», в котором преподавали два бывших выпускника Черкасской духовной семинарии.

21 июня 1809 г. из Донецкого сыскного начальства в Каменской было распространено «от Усть-Белокалитвенской до Луганской станиц» такое сообщение: «учитель Атаманчуков намерен открыть пансион в станице Каменской».

Живший, вероятно, в Черкасске, учитель И.С. Атаманчуков обещал преподавать многие предметы – от чистописания до естественной истории, физики, и «первоначального латинского, немецкого и французского языков». А также правилам «как поступать в доме за столом и в церкви, как обходиться с родителями, учителями, посторонними людьми и проч.»

Сыскное начальство обязывало станичных атаманов оповестить всех помещиков «жительствующих в ведомстве сего начальства». Однако желающих не нашлось. Пансион не был открыт.

Но к тому времени на Дону уже началось создание начальных училищ.

«Под благодарственный молебен с пушечной пальбой…»

В 1782 г в Петербурге было открыто Главное народное училище с определением для обучения будущих учителей народных школ. А в апреле 1786 г. Екатерина Вторая распорядилась открыть Главные народные училища в 25 губерниях.

5 августа 1786 г. издан Устав народных училищ. Согласно Уставу училища подразделялись на два разряда. Главные, 4-х классные, учреждались в губернских городах, малые, 2-х классные – в уездных, одноклассные – в селениях.

Попечителем училищ являлся губернатор. Учебная часть в каждой губернии была вверена директору народных училищ. Для надзора за малыми училищами из местных жителей назначался смотритель.

Явно не хватало учителей. В 1786 г. учительское отделение главного училища в Петербурге преобразовано в самостоятельную учительскую семинарию, которая просуществовала до 1803 г., когда была преобразована в учительскую гимназию (позднее – педагогический институт).

В учителя также назначались ученики духовных семинарий. Принимали в учителя и иностранцев. Обучение должно было быть бесплатным.

* * *

Донское гражданское правительство, возглавляемое войсковым атаманом Алексеем Ивановичем Иловайским, приняло к исполнению распоряжение императрицы. Об открытии народных училищ оно уведомляло все станицы Войсковой Грамотой от 5 февраля 1790 г. Станичным атаманам предписывалось объявить в своих станицах, чтобы желающие отдавали своих детей (первоначально и мальчиков и девочек) в открываемое Донское народное училище.

26 февраля 1790 г. последовал в станицы приказ войскового правительства, согласно которому «вторично предписывается», «что прием мальчиков в училище продолжаться быть имеет апреля по 1-е число, а с 1-го апреля того приему не будет. Начнется второй прием уже с 1-го октября сего 1790 г., как то по прошествии шести месяцев».

Торжественное открытие малого народного училища в Черкасске состоялось осенью 1791 г., в доме, где ранее находилось Войсковое правление.

Училище было одноклассным с двухгодичным обучением. Преподавались Закон Божий, чтение, письмо, начатки грамматики, рисование, читали книгу «О должности человека и гражданина», изданную в Петербурге еще в 1726 г. и являющуюся переводом с латинского языка. Принимали в училище детей, получивших «достаточное домашнее образование», т.е. преимущественно сыновей старшин.

Первыми учителями были «Дмитрий Яновский с товарищи» – четверо выпускников учительской семинарии в Петербурге.

Первый выпуск из малого училища состоялся в 1793 г. Тогда же состоялось 2 октября 1793 г. торжественное открытие в Черкасске Главного народного училища, воспитанниками которого стали выпускники малого училища.

Директором с 9 февраля 1793 г. до 1 апреля 1795 г. являлся войсковой лекарь, много способствовавший распространению здравоохранения на Дону Андрей Михайлович Ягодин (1776-1813). Одновременно с этим он продолжал заниматься медициной.

В 1795 г. в должности директора его сменил, бывший до того судьей Войскового правительства, сын войскового атамана Петр Алексеевич Иловайский, имевший чин полковника. А его сменил уже знакомый нам Алексей Григорьевич Попов, о котором еще будет сказано.

Вообще-то открытие Главного училища намечалось на 26 февраля 1793 г., но это торжество по каким-то причинам было отложено. И состоялось в присутствии посетившего Черкасск преосвященного Иннокентия, архиепископа Воронежского, которому были тогда подчинены донские православные храмы.

Торжество осуществлялось по ранее выработанному церемониалу с участием архиепископа Иннокентия, войскового атамана А.И. Иловайского и других знатных гостей, а также родителей воспитанников училища и, конечно, самих воспитанников с их учителями.

Первыми учителями в главном училище были Дмитрий Божковский, Михайло Кохановский, сын соборного священника Алексея Яновского Павел Яновский, обучавшийся в Киеве, прошедший в здешнем же училище науки полковой хорунжий Андрей Золотарев.

Сразу скажем, что спустя несколько лет А. Золотареву разрешено было «иметь партикулярно у себя учеников», т.е. одновременно с преподаванием в училище «завести в квартире своей «пансион для благородных детей мужска пола и быть оных воспитателем».

Вскоре к ним присоединился Алексей Герасимович Оридовский, с 1790 г. служивший в соборной церкви Черкасска и получивший звание протоирея. Он обладал обширными знаниями, ораторским талантом, сочинял стихи. В главном училище преподавал философию и изящные науки.

Что касается других преподавателей, то они обучали священной истории, грамматике, всеобщей и русской истории, краткой географии, арифметике и геометрии, физике, немецкому языку.

В Главном училище было четыре обязательных и пятый рисовальный классы. Имелась библиотека с произведениями Н.М. Карамзина, А.П Сумарокова, И.И. Дмитриева, с многотомным изданием «Деяния Петра Великого». Получали газету «Московские ведомости». Из библиотеки дозволялось выдавать под расписку книги всем благонадежным людям.

Имелись кабинеты естественной истории, математический и физики.

В 1791-1795 г.г. в обеих училищах насчитывалось 289 учеников.

В 1794 г. в Главном училище было 115 учеников. В первом классе – 42, в выпускном – 18. Полный курс окончили четыре воспитанника.

18 декабря 1794 г. Войсковое гражданское правительство объявило всем станичным атаманам, что «в Главное народное училище имеют принимаемы быть желающие обучаться в онотом обоего пола ученики и ученицы». Очередной прием начинался с 10 января 1795 г. «А за этим сроком принимаемы отнюдь не будут».

Главное училище существовало до 1804 г. В последние годы прибавилось преподавание французского языка, риторики и логики. Прибавилось и число учителей. Их стало восемь. В овсе годы существования училища в нем употреблялись учебники, изданные для народных училищ. Это были: «Книга о должности человека и гражданина», «Пространный катехизис», «Руководство к физике», «Русская география», «Арифметика», «Геометрия», «Русская история», «Русская грамматика» проф. Барсова, «Естественная история», «Ручной атлас Европы и России».

* * *

В связи с учреждением Главного училища в Черкасске решено было в наиболее многолюдных станицах открыть малые народные училища.

Первым оно было открыто в станице Нижне-Чирской, ставшей административным центром Второго Донского округа. Одна из старейших на Дону станиц она впервые упоминалась в 1633 и 1637 г.г. После переселения на новое место в середине ХУШ века была построена по плану с прямыми широкими улицами. Жители занимались земледелием, животноводством, рыболовством. Имели сады и виноградники.

Ко времени открытия училища в станице было 329 дворов, мужчин 1371, женщин – 1764. Имели каменную Троицкую церковь с Николаевским приделом, освященную 25 декабря 1789 г.

18 января 1803 г. торжественно открылось малое училище в станице Усть-Медведицкой. К этому дню приглашались на торжество «господа генералитет, штаб и обер-офицеры, станичные атаманы и степенные казаки «околичных станиц».

Усть-Медведицкая с 1802 г. стала административным центром одноименного округа. Упоминалась она еще с 1593 г. Имела Николаевскую церковь. В 1800 г. в станице имелось 486 двора, в которых жили 1994 мужчин и 2132 женщины.

Начальником Усть-Медведицкого сыскного начальства (предшественника окружного правления) был назначен, командовавший до того полком, полковник Иван Андрианович Андрианов (1757-1827) проявивший заботу об открытии училища в окружной станице, а позже – и в других станицах округа (в частности в 1806 г. открыл приходское училище в станице Алексеевской).

Он прославился и тем, что в Отечественную войну 1812 г. участвовал в формировании ополченских полков на Верхнем Дону. Командовал одним из этих полков в сражении у г. Вязьмы. В 1826-1827 г. генерал И.А. Андрианов исполнял должность наказного Атамана в Новочеркасске.

В Усть-Медведицком училище занятия велись по такой же программе, как и в Черкасске. Смотрителем училища являлся подполковник Ермольев. Имелось два учителя.

В 1804 г. из училища было выпущено 11 воспитанников. 1 апреля 1805 г. проходили очередные выпускные испытания. Их выдержали также 11 учеников.

В 1803 г. иждивением генерал-майора Семена Ивановича Курнакова в принадлежавшей ему слободе Мачехе 19 апреля было открыто одноклассное училище с одним учителем.

Посещали его крестьянские дети этой слободы, находящейся в Хоперском округе.

«Для пользы общей и каждого».

Х1Х век в России начался с коренных радикальных изменений в системе государственного управления. Вместо приказов в 1802 г. были созданы министерства, в том числе – министерство народного просвещения. В следующем году – Главное правление училищ (8 сентября 1803 г.). Страна была поделена на несколько учебных округов. Земля Донского Войска вошла в Харьковский учебный округ.

В России устанавливалась четкая система народного образования. В своем Указе Правительствующему сенату 24 января 1803 г. Александр Первый сообщил, что утвердил «предварительные правила народного просвещения» и предлагал сенату, совместно со Святейшим Синодом, приступить к их осуществлению в создании учебных заведений. При этом выразил уверенность, что «все наши верноподданные примут деятельное участие в сих заведениях для пользы общей и каждого заведенных».

В документе, получившем название Устав 1803 года, определились четыре рода училищ, а именно: училища приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты. Указывалось: «Всякий церковный приход или два прихода вместе, судя по числу прихожан и отдаленно их жительств, должны иметь, по крайней мере, одно приходское училище. Приходские училища в казенных селениях вверяются приходскому священнику и одному из почетнейших жителей, в помещичьих селениях они представляются просвещенной и благонамеренной попечительности самих помещиков».

Руководить училищем, следить за порядком учения должен смотритель училища. «В каждом уездном городе должно быть, по крайней мере, одно уездное училище».

Далее в Уставе определялось, чему должны обучаться дети в этих училищах.

В приходских: чтению, письму и первым действиям арифметики, Закону Божию. Учитель обязан дать ученикам «правильное понятие о вещах».

«Учение продолжается от окончания полевых работ до начала оных в следующем году».

В уездных училищах (на Дону - окружных) ученикам, поступившим из училищ приходских, должны были преподаваться «грамота на языке российском и местном (польском, немецком и проч.), сокращенная география и история, первоначальные основания геометрии и естественных наук, также наставление в должностях человека и гражданина, и практические знания, полезные для местной промышленности и потребностей края».

В специальной статье говорилось о пользе преподавания Закона Божия священниками во всех видах учебных заведений.

Содержаться приходские училища должны были за счет местного населения, частные – за счет помещиков.

В Уставе 1803 г. определялся также статут гимназий и университетов.

8 декабря 1828 г. был принят новый Устав, в основу которого было положено разделение народа на «состояния». Приходские училища также были одноклассные и двухклассные. Первые с трехгодичным сроком обучения, вторые - пятилетним.

В одноклассных преподавались Закон Божий, чтение гражданской и церковной печати, письмо и первые четыре правила арифметики.

В крестьянских селениях открывались на средства крестьян сельские училища, в городах на счет городов.

На Дону, на основании Устава 1828 г., были внесены параграфы об учебных заведениях в Положении об управлении Войском Донским 1835 года.

В Положении указывалось: «В Земле Войска Донского имеется гимназия и принадлежание к ней. Окружные и приходские училища, сообразно с Уставом учебных заведений полагается в третьем разряде».

На войсковой Земле имеется 7 окружных училищ, приходских – 19. Далее перечислялись училища: какое и какому сыскному начальству относится.

Говорилось о том, что в гимназию и училища принимаются без всякого различия «дети войскового происхождения, чиновников и казаков, по их способностям и знаниям». Успешно окончившие гимназию направляются за войсковой счет для продолжения учебы в Харьковский университет. Остальные выпускники гимназии принимаются на службу в качестве чиновников.

В гимназии сверх программных предметов преподаются военные науки, порядок и формы судопроизводства, фехтование, гимнастика. Кстати, этим прежде всего отличалась Новочеркасская Платовская гимназия (тогда единственная на Дону) от гимназий в российских губернских городах..

Директор Новочеркасской гимназии избирался Харьковским университетом и утверждался Министерством народного просвещения. Инспектор гимназии утверждался попечителем Харьковского учебного округа. Законоучители назначались из духовного звания по представлению епархиального архиерея.

Учителя гимназии определялись Харьковским университетом предпочтительно из его воспитанников. Почетные смотрители окружных училищ избирались из чиновников округов по представлению войскового атамана, утверждались министром народного просвещения.

Учителя окружных училищ избирались окружным смотрителем и утверждались директором гимназии. Гимназия и училища содержались из войсковых доходов.

После отмены крепостного права в 1861 г. в учебный процесс в начальных училищах были внесены изменения. Они нашли отражение в Положении от 14 июля 1864 г., которое потом было положено в основу Положения 1874 года, действовавшего вплоть до революции. К имевшимся уже присоединились земские училища, после введения в России земских учреждений в 1864 г. (на Дону – в 1874 г.). Были внесены некоторые изменения в правила о сельских, крестьянских училищах, о частных школах и домашнем образовании. Но обо всем этом еще пойдет речь в соответствующих главах.

«Науки юношей питают…» Приходские училища на Дону.

В 1803 г. в станицах Аксайской, Алексеевской, Михайловской, Усть-Медведицкой, как и в других донских станицах, были получены из Войскового правления копии «Предварительных правил народного просвещения», утвержденные Александром Первым. В этих станицах и появились первые на Дону приходские училища. Одним из них было и Новочеркасское приходское училище. Многие годы после его открытия в нем преподавал рисование и чистописание художник Василий Васильевич Часовников, участвовавший в создании Донского музея. В зрелые годы он под именем Авраамий принял монашество.

19 апреля 1805 г. по желанию и просьбе жителей в станице Михайловской Хоперского округа на иждивение генерал-майора С.И. Курнакова, который определил платить учителю по 150 рублей в год. было открыто одноклассное училище.

По желанию учредителя (т.е. генерала Курнакова) учителем был назначен воспитанник Харьковской гимназии Калинин. Помощником ему Курнаков определил сына своего крестьянина, учившегося некоторое время в Черкасске, Давыденкова. Должность смотрителя была возложена на протоиерея Андрусова.

К тому времени в станице было 557 дворов, 2017 мужчин и 2151 женщина..

20 апреля 1805 г. открылось приходское училище в станице Аксайской на иждивении живущих в этой станице казака Шрамкова и купца Студеникина. Они обязались в течение пяти лет вносить на содержание училища ежегодно по 500 рублей. Учителем назначен был ученик Главного училища в Черкасске казачий сын Изюмов, смотрителем – казак Шрамков, законоучителем – священник Пашутин.

Уже в следующем году из Аксайского училища были выпущены 6 человек, в 1808 г. – 10 человек, в 1810 г. – 11 человек. В Войсковой гимназии продолжали обучение аксайские юноши Яков Антипов, Александр Фролов, Николай Апостолов, Федор Студеникин. В 1819 г. Аксайское училище было преобразовано в окружное.

Несколько позже в Аксайской открыли приходское училище, в котором в 1834-1845 г.г. преподавал ранее служивший писарем Войскового правления Василий Никитич Лихарев (1810-?).

Об открытии Усть-Медведицкого училища было решено еще в 1803 г., хотя занятия в нем начались несколько позже.

Вначале это было одноклассное училище при Вознесенской церкви. После окончания Отечественной войны 1812 г. для него построили учебное здание. На содержание училища станичное общество отчисляло 300 рублей в год.

В 1810 г. появилось первое учебное заведение в городе Ростове – приходское одноклассное училище. Вообще-то, оно не было первым, если говорить о крепости св. Дмитрия, вокруг которой сложился город.

Вероятно, один из первых историков Ростова А.М. Ильин был прав, утверждая, что «Народное образование в Ростове-на-Дону берет свое начало со времени возникновения крепости св. Дмитрия». В ней имелась школа для обучения солдатских детей. Преподавали «смышленые унтер-офицеры».

Ростов впервые назвали городом в Указе Александра Первого от 17 августа 1806 г. В нем говорилось о переводе уездных присутственных мест из Таганрога в Ростов. В 1811 г. был утвержден городской герб и первый план города.

А несколько ранее, 30 августа 1810 г. директором Таганрогской коммерческой гимназии в Ростове было открыто мужское приходское училище.

Заметим только: тогда Ростов не имел еще отношения к Земле Войска Донского.

Далеко не все открываемые училища имели благоустроенные помещения. Тем более, что открывали их наспех, в первом попавшемся здании. Вот как выглядело открытое одним из первых Новочеркасское училище в описании современника: «Помещается в деревянном доме, имеющем нижний этаж каменный… Многие из учащихся во время преподавания не имеют мест на скамьях, а во время письма должны или праздными быть, или заниматься другим, не положенным в те часы предметом.

Каждый из двух классов занимает по три комнаты, весьма неудобные для внимания слушателей по своему расположению.

Верхний этаж сего дома довольно ветх и с давнего времени оставался без починки. В зимнее время весьма холоден, ибо потолки мокнут, а из подполов и сквозь стены дует…

Ученики ко вреду здоровья принуждены переносить сие неудобство. Невыгода 2-го класса, находящегося в каменном нижнем этаже, в комнате, бывшей прежде погребом, состоит в сырости и мрачности, хотя оные и отвращаются отчасти возможным наблюдением за чистотой».

В знаменательном для России и Донского края 1812-м году были открыты на донской земле еще два приходских училища, в станицах Каменской и Кочетовской.

18 января 1812 г. из Донецкого сыскного начальства, находившегося в окружной Каменской станице, во все станицы округа было сообщено, что директор донских училищ А.Г. Попов распорядился в воскресенье 21 января произвести торжественное открытие приходского училища.

Надо сказать, что Войсковое правление намечало открыть в Каменской училище еще в 1805 году. Однако к тому времени поступило ходатайство станичников о перенесении станицы с левого на высокий правый берег Сев. Донца, из-за сильных весенних наводнений. Поэтому решили открывать училище после перенесения станицы. Но вскоре началась затяжная война с Наполеоновской Францией, в которой участвовали донские полки во главе с войсковым атаманом М.И. Платовым.

Сильно задержалось и переселение Каменской (оно начало осуществляться в 1817 г.) В конце концов, больше не стали ждать. Открытие училища происходило в торжественной обстановке, с участием директора Донских училищ А.Г. Попова, сыскного начальства, при колокольном звоне. Все участники торжественной церемонии под станичным Знаменем сперва направились в Покровскую церковь, а после литургии вернулись к школьному дому. Здесь священник совершил водоосвящение. Учителя привели к присяге, он и некоторые ученики произнесли «благодарственные речи». В заключение выступил А.Г Попов.

Первыми принялись овладевать знаниями 20 казачат. Обучал их сын священнослужителя, окончивший Бахмутское уездное училище 18-летний Дмитрий Иванович Говжеев. Но уже в следующем году его перевели в славяно-сербское училище, а впоследствии он служил в Екатеринославской межевой конторе, имея чин титулярного советника. В Каменском училище его сменил казак Аксайской станицы 22-летний Лев Иванович Савилов. Но уже в 1817 году он перевелся преподавать в Аксайском уездном училище.

Количество учеников Каменского одноклассного училища было непостоянным. В 1813 г. их насчитывалось 18, в 1814 – даже 6, в 1815 – 14, в 1816 – 4, в 1817 – 13…

Столь же торжественно открывали одноклассное приходское училище в станице Кочетовской. Станица жила зажиточно, и вскоре училище было преобразовано в двухклассное.

С 1817 г. благовестила каменная церковь во имя Успения Богородицы с двумя приделами – Николаевским и во имя Петра и Павла.

В своей родной станице Кочетовской окончил училище талантливый бытописатель казачьей жизни Иван Васильевич Нефедов (1854-1910), автор повестей «Наташин яр», «Пропал без вести», романа «На скользком пути».

20 мая 1818 г. Войсковая канцелярия рассмотрела ходатайство директора училищ коллежского советника А.Г Попова об открытии еще 19 приходских училищ. Было принято положительное решение.

В 1819 году были открыты училища в Вешенской, Алексеевской (учитель Петр Болдырев), Березовской на Медведице, Луганской, Иловлинской (смотритель священник Дмитрий Иоаннов), Арчадинской и других, действительно 19 приходских училищ. Одним из них было училище в станице Гундоровской, первым учителем в котором стал 22-летний Василий Иванович Киевский (1796-1841), воспитанник Новочеркасского уездного училища. Позже он учительствовал в Хоперскоуездном, затем Нижне-Чирском уездных училищах. С 1833 г. являлся смотрителем Аксайского уездного училища.

8 декабря 1828 г. был принят новый Устав о народных училищах, выработанный под непосредственным руководством министра просвещения адмирала А.С. Шишкова. Он внес заметные изменения в систему народного образования, в том числе – и в деятельность приходских училищ, которые теперь оказались совершенно оторванными от средней и высшей школы, ибо в основу Устава было положено разделение людей «по состоянию». Приходские училища – исключительно для простонародия.

Преподавать в них полагалось только Закон Божий, чтение гражданской и церковной печати, письмо и 4 правила арифметики.

Естественно, с такими «знаниями» выпускник не мог попасть даже в уездное училище, предназначавшееся по замыслу Шишкова, лишь для детей дворян и офицеров. В гимназиях же будут учиться преимущественно сыновья дворян.

Начальные сельские училища должны существовать всецело за счет крестьян и помещиков, городские – за счет городов. Со стороны государства не предусматривалась им материальная поддержка.

Поэтому в последующие несколько десятилетий появление в станицах и других населенных пунктах приходских училищ замедлилось. И все же их открывали в не очень бедных станицах в те годы.

В 1833 г. обзавелась одно классным училищем станица Елизаветовская, тогда Черкасского, а позже Ростовского округа.

Впоследствии училище стало двухклассным.

Но бывало и по другому. В 1834 г. открыли училище в станицах Казанской и Кременской. Однако содержать их станичникам оказалось не под силу и в следующем году занятия в них прекратились. Только в 1860 г. в этих станицах вновь открылись приходские училища.

8 ноября 1836 г. было основано Мигулинское, 10 ноября того же года – Скурищенское одно классное, позже преобразованное в двухклассные училища.

Воспитанниками Скурищенского училища являлись П.И. Попов и М.В. Себряков.

Петр Иванович Попов (1847-?) врач и журналист, сын местного диакона, закончил Воронежскую духовную семинарию. Учился в Петербургской медико-хирургической академии, из которой его исключили за участие в студенческих волнениях. Он уехал в США, там доучился, получив звание доктора медицины. Одновременно являлся корреспондентом Петербургской газеты «Новое время» в Америке. В 1906 г. в Петербурге издана его книга «В Америке».

Крупным землевладельцем, культурным деятелем, поэтом и благотворителем был Михаил Васильевич Себряков (1793-1882).

В 1836 г. в станице Раздорской на Дону учительствовал окончивший Новочеркасскую гимназию Иван Григорьевич Максимович (1799-?). В следующем году его назначили надзирателем этого училища.

23 января 1837 г. состоялось открытие двухклассного училища в станице Березовской Усть-Медведицкого округа. В 1844 г. в нем учительствовал выпускник Хоперского окружного училища 27-летний Тимофей Васильевич Багров. Но уже в следующем году его перевели в училище станицы Тепикинской, где он преподавал 20 лет и получил чин сотника.

Побывавший в Березовской инспектор училищ писал, что «Березовское приходское училище занимает дом весьма невыгодный. Находится он в глухом месте…Полы в комнатах с большими дырами, комнаты малые и в одной из них нет дверей».

Из существовавшего с 1836 Хоперского окружного училища в станице Алексеевской 23 октября 1839 г. было выделено низшее отделение в одно классное училище. С 1839 г. велись занятия в приходском училище станицы Слошевской. Учительствовал происходивший из поповских детей Иван Иванович Киевский (1815-?), житель этой же станицы.

Затем наступил некоторый перерыв в открытии на Дону приходских училищ.

В 1858 г. последовало разрешение в станице Мечетинской открыть приходское училище. При этом уряднику этой станицы Филиппу Черникову дозволялось «выстроить для училища дом деревянный с караульней, двором и учебной мебелью. Вносить при его жизни 200 рублей серебром ежегодно, из коих 100 рублей на прибавку жалованья двух учителей, а остальные сто рублей на разные потребности училища.

По смерти Ф. Черникова снести из его собственного капитала 10 тысяч рублей серебром, которые будут положены в Войсковой приказ общественного призрения с тем, чтобы проценты употребляли на расходы, указанные выше.

Назначить в пособие пяти ученикам бедного состояния 100 рублей серебром ежегодно, которые именоваться пансионерами Черникова, а самому Черникову именоваться почетным благотворителем этого приходского училища».

В 1860 г. последовало разрешение открыть приходское училище во всех станицах Войска Донского. В 1861 г. эти торжества состоялись 15 мая при открытии двухклассного училища в станице Вешенской, на следующий день – в Казанской, 21 мая – Арчадинской, 6 августа – Акищевской, 30 августа в Урюпинской (тоже 2-х классное), чуть позже в Мелиховской, воспитанником которого являлся герой Первой Мировой войны Петр Петрович Артинский, награжденный Георгиевским оружием в 1915 г. В 1917 г. в чине полковника он получил в командование донской 18-й полк.

В конце 1864 г. состоялся приговор станичного схода в Егорлыкской об открытии приходского училища. 21 марта 1865 г. наказной атаман распорядился училище открыть. Но у станицы не было средств построить училищный дом. Выручил сотник Черников, пожертвовавший одну комнату в своем доме. Потом долго искали учителя. С детьми вел занятия законоучитель Федор Базренков. Вначале было 18 учеников. После окончания полевых работ школу стали посещать 46 ребят. Вот только не было ни учебников, ни учебных пособий. Все же – учились!

Согласно переписи 1897 г. из 5154 жителей станицы грамотных войскового сословия считалось 537 мужчин и 129 женщин. Из них домашнее образование получили 197 мужчин и 34 женщины, низшее – 340 мужчин и 95 женщин. Кроме это в станице жили 4 мужчины и 5 женщин имевшие среднее образование, один мужчин имел высшее образование.

С 7 до 9 лет Урюпинское приходское училище посещал казачонок станицы Михайловской Иван Мушкетов, будущий знаменитый геолог.

20 августа 1865 г состоялось открытие училища в станице Глазуновской. За парты сели 20 учеников. В день открытия присутствующие при торжестве пожертвовали 10 рублей серебром на обзаведение школьной библиотеки.

Много лет спустя известный донской беллетрист Федор Дмитриевич Крюков с любовью вспоминал своего первого учителя Григория Ермолаевича Васильева, «сумевшего возбудить в своих учениках интерес и любовь и к живой жизни, и к книге».

В предреволюционные годы юных глазуновцев воспитывал тоже глубоко чтимый в станице Матвей Ферапонтович Шкуратов.

В 1865 г. в станице Потемкинской начал занятия с детьми окончивший педагогическое отделение новочеркасской гимназии Федор Андреевич Михайлов (1841-?), впоследствии служивший бухгалтером в областном правлении.

С 1866 г. шли занятия в училище станицы Артаковской, почетным попечителем которого являлся священник Григорий Иванович Евдокимов, учителем – Филипп Григорьевич Ларин.

К 1914 г. училище стало двухклассным. Попечителем был П.М. Гриднев, заведующим – А.Н. Мезенцев, законоучителем священник Иван Матвеевич Матвеев. Детей обучали А.Ф Рябов и Ф.М. Буданцев.

В открытом в 1861 г. училище станицы Контовской занятия с детьми вел урядник Михаил Мартынович Якушев.

В 1864, а затем с незначительными изменениями в 18764 г. был принят новый Устав народных училищ, заметно либеральней Устава 1828 г.

Появились инспекторы народных училищ, во главе губернских и уездных училищных советов, стали предводители местного дворянства, призванные ограждать народную школу «от тлетворного и пагубного влияния».

5 сентября 1865 г. под колокольный звон произошло торжественное открытие приходского училища в станице Пятиизбянской. За парты сел 21 ученик.

В 1866 г. открыто приходское училище в станице Трехостровянской Второго Донского округа. Первым учителем в нем был Яков Пухляков.

В 1867 г. двери приходских училищ открыли перед детворой станиц Кривянской, Ольгинской, Александровской.

В 1895 г. в Александровской почетным блюстителем являлся казак Донского торгового общества Дмитрий Алексеевич Соколов. Надзирателем был Петр Васильевич Болдырев, законоучителем священник Петр Рубцов. Гимнастику преподавал урядник Павел Камышников. В эти годы станица Александровская имела 433 двора, 1236 мужчин и 1353 женщины.

В 1867-1868 г.г. в станице Обливской, выросшей из хутора Обливы, построили Молитвенный дом. При нем открыли станичное приходское училище, в котором в 1869 г. насчитывалось 33 ученика.

В станице Верхне-Каргальской в 1868 г. занятия со школьниками начал вести назначенный учителем урядник Михаил Демидович Смолин. Позже он преподавал в приходском училище станицы Островской Усть-Медведицкого округа.

Свое второе приходское училище имел быстро растущий торгово-промышленный Ростов. В 1864 г. в нем обучалось 130, в 1865 – 94, 1866 – 85, 1867 г. 104 ученика.

Содержалось училище за счет местных купцов и общества мещан. Блюстителем училища был А.М Поташов, штатным смотрителем – Василий Степанович Панченко (имя которого еще не раз будет упомянуто).

В 1870 г. в училище открыли ремесленный класс, учеников которого обучали переплетному, столярному, слесарному и токарному делу. Этот класс был ликвидирован после открытия городского ремесленного училища.

В 1880-е годы Донской край пополнился (преимущественно двухклассными) училищами, появившимися в станицах Семикаракорской, Великокняжеской, Баклановской, Усть-Белокалитвенской, Атаманской, Гниловской…

В станице Атаманской Сальского округа в 1885 г. было открыто одноклассное училище. Почетным блюстителем являлся урядник Егор Степанович Чиков. Законоучителем – священник Афанасий Гуреев, учителем состоящий в 14-м классе по табели о рангах, Матвей Александрович Дубровский.

В 1891 г. стало двухклассным училище в Мелиховской. Почетным блюстителем был назван мещанин Иван Шаповаленко, надо полагать, имевший немалый вес в станичном обществе, человек довольно состоятельный. Заведовал училищем Митрофан Федорович Мясников, законоучителем являлся священник Симеон Щетковский. Ребят обучали два учителя.

В том же году в станице Кумшацкой детишек учил Федор Михайлович Данилевский в одно классном училище.

Только в 1891 г. открылось одно классное приходское училище в начавшей заселяться и все еще малолюдной станице Милютинской. Было в ней 225 дворов, 700 мужчин и 690 женщин. Надзирателем училища был назначен Е.И. Дьяконов, законоучителем священник Иоанн Долгополов.

В станице Баклановск4ой с 1 сентября 1880 г. преподавал окончивший Новочеркасскую семинарию Федор Иванович Михайлов (1857-?). Тогда училище было одно классным. Позже он учительствовал (с 1892 г.) в станице Бессергеневской, а его дочь Валентина Федоровна – в станице Кременской.

В 1911 г. стало двухклассным училище в станице Баклановской. Заведовал им губернский секретарь Иван Васильевич Попов. Свое приходское училище имел безуездный город Александровск-Грушевский.

* * *

Во второй половине Х1Х столетия стали открываться училища в наиболее многолюдных и богатых казачьих хуторах.

В 1864 г. из станиц Бабской и Ведерниковской образовали станицу Константиновскую, ставшую административным центром Первого Донского округа. Часть жителей Ведерниковской переселилась в новую станицу, оставшиеся на прежнем месте образовали хутор Ведерников. В хуторе осталось приходское училище, в котором в 1906 г. преподавал 26-летний Василий Евстафьевич Золотов, окончивший окружное училище и успевший уже учительствовать в станице Голубинской.

С 1869 г. шли занятия в училище хутора Кузнецовского Семикаракорской станицы. Действовало приходское училище в хуторе Западно-Кагальницком, в котором учительствовал Афанасий Никитич Лихачёв.

В юрте станицы Гундоровской был хутор Сорокин с угольными шахтами, имевший паровую и водяную мельницы просторный храм и двухклассное приходское училище. Ныне это всемирно известный город Краснодон Луганской области Украины.

В юрте Мигулинской станицы был хутор Сетраков с приходским училищем, известный тем, что там традиционно ежегодно проводились месячные сборы казаков, находящихся «на льготе» (сейчас это называется «в запасе»).

У станицы Богаевской имели училища хутор Веселый, ныне административный центр Веселовского района Ростовской области, хутор Платов, бывшая слобода Западенская, крестьяне которой принадлежали М.И. Платову и его наследникам.

В 1888 г. училищем обзавелся хутор Персиановский, ныне широко известный своим институтом, кузницей сельскохозяйственных кадров.

У станицы Анниской, пожалуй, самым богатым в конце Х1Х века, был хутор Привокзальный, в котором училище появилось в 1900 г. Почетным блюстителем его являлся купец Василий Хрисанфович Сигибирпав.

В 18 верстах от станицы Вешенской на речке Решетовке лежал хутор Ермаковский, имевший около 800 жителей, церковь и два учебных заведения (приходское и церковно-приходское). В одно классном приходском училище заботливым попечителем был церковный староста Аггей Силыч Борщёв(1855-1906), страстный краевед, собиравший сведения по истории станицы Решетовской, слившейся со станицей Вёшенской.

Заимели собственные училища несколько хуторов станицы Атаманской. В хуторе Гуреевском почетным блюстителем был казак Василий Михайлович Антонов, в хуторе Иловлинском – урядник Козьма Губанов, в хуторе Крылове – почетного блюстителя не было. Законоучителем и одновременно учителем являлся Василий Васильевич Теренин.

Заботливым попечителем училища в хуторе Моисеевом Баклановской станицы являлся купец второй гильдии Никонор Васильевич Винников. Учительствовал в этом училище состоящий в 14-м классе по табели о рангах Михаил Яковлевич Андриянов.

В хуторе Дубовском Андреевской станицы в 1904-1906 г.г. блюстителем был унтер-офицер Пётр Иванович Казаков, законоучителем священник Михаил Беляевский, надзирателем Семен Дмитриевич Фетисов, которого сменил Павел Фомич Солдатов.

Любопытна история этого хутора.

В начале 1860-х годов на реке Сал устроил хутор переселившийся сюда из станицы Нижне-Курмоярской есаул Александр Иванович Дубовсков., имевший дочерей Юлию и Раису. Тогда хутор не имел названия. Но уже в 1867 г. в церковных записях именуется Дубовским. В честь первопоселенца. А был А.И. Дубовской родным дедом писателя А.С. Серафимовича, матерью которого стала Раиса Александровна Дубовская. Ко времени появления в хуторе училища это был довольно большой населенный пункт с 294 дворами, 1172 жителями, которые владели двумя вальцовыми мельницами, маслобойкой, мыловаренным заводом.

Многие хутора Второго Донского округа имели приходские училища: Жутов, Лазновский, Ширяевский, Ляпичев…, но на особом положении был хутор Пятиизбянской станицы Калач, являвшийся важным перевалочным пунктом между Царицыным и Ростовом. На его речной Донской пристани ежегодно грузились до трехсот судов хлебом. Не удивительно, что он имел три начальных училища. А еще мужскую и женскую гимназии. Так что с ним еще не раз встретимся.

В 30 верстах от окружной станицы Усть-Медведицкой лежал хутор Каледин, имевший к началу хх столетия 120 дворов, 728 жителей, а также приходское училище. Не исключено, что в детские годы его посещал будущий донской атаман, один из героев первой мировой войны генерал от кавалерии Алексей Максимович Каледин.

Тоже в 30 верстах от окружной станицы Казанской находился хутор Шумилин на речке Песковатке. Имел он 165 дворов, 760 жителей, церковь и двухклассное училище. В 1918 г. он превратился в станицу Шумилинскую.

* * *

В донском крае почти изначально жили не только казаки, но и крестьяне – в казачьих станицах и особенно – на землях, принадлежавших донским помещикам, в слободах и поселках.

В них тоже, как в казачьих поселениях, устраивали учебные заведения за счет помещика или самих крестьян. Начальные сельские училища фактически начали распространяться на донской земле уже после крестьянской реформы 1861 года, когда бывшие крепостные получили «волю». Правда, многие из этих училищ влачили жалкое существование. Штатный смотритель училищ в Донецком округе в марте 1874 г. доносил начальству о бедственном состоянии сельской школы слободы Мариновки, раскинувшейся на речке Ольховой.

Училище существовало с 1868 г. Числилось в нем на момент проверки 26, фактически посещали занятия 8 ребят. Учителем являлся заштатный дьячок Иван Куренков, появлявшийся в училище не регулярно.

Дети учат церковную азбуку, часослов. «Из школьной мебели – один изломанный стол и больше ничего…Школа помещается в церковной караулке, в одной комнате со сторожами… Одним словом, школа жалкая во всех отношениях».

Конечно, не все сельские школы находились в таком состоянии, поскольку содержались они за счет «крестьянского общества», нередко весьма небогатого, такая картина характерна.

И все-таки наиболее упрямые жадно тянулись к знаниям. И училища в слободах действовали.

Большинство крестьянских поселений было в Донецком и Таганрогском округах, которые нередко называл «крестьянскими»: здесь преобладали на войсковых землях помещичьи имения.

В северной части Донецкого округа, на речке Тихой притулилась небольшая слобода Журавка, имевшая к 1914 году всего 256 дворов и менее полутора тысяч жителей. Но имела церковь и приходское училище, которое посещал босоногий Костя Тренёв, будущий классик советской литературы.

В те же годы действовало двухклассное училище в слободе Ефремово-Степановке, основанной потомками атамана Степана Даниловича Ефремова. Слобода была богатой и многолюдной. Имела 940 дворов, 10 тысяч жителей, земскую больницу, почтовое отделение, паровую мельницу и церковь.

К 1914 г. еще сохранилось здесь помещика Петра Федоровича Ефремова, оказывавшего материальную помощь сельскому училищу.

В том же углу Донецкого округа располагались слободы Верхне-Ольховская и Верхне-Трасовская. Верхне-Ольховская, сейчас ее называют Кашары, тоже имели двухклассное училище, почтовое отделение и церковь. Верхне-Тарасовская (ныне административный центр Тарасовского района) были заселены в конце ХУШ века братьями – старшиной Иваном Тарасовым и есаулом Федором Тарасовым и в последующим принадлежала их потомкам.

В сельском училище Кашар долгие годы основным преподавателем являлся священник Степан Ефимович Глазунов, человек образованный, авторитетный, награжденный 5 января 1913 г. епархиальным начальством набедренником.

Известно, что в 1772 г. на реке Сал, донской старшина Дмитрий Мартынов заселил крестьянами слободу, названную Мартыновской (ныне райцентр одноименного района). В 1868-1873 г.г. здесь в сельском училище преподавал Михаил Иванович Басов, позже оставивший педагогическое поприще и ставший заседателем во Втором Донском Округе.

Богатой, с двумя ярмарками в году, с обширной торговлей скотом была слобода Донецкого округа Криворожье, в которой располагалось волостное правление. Имела сельское училище.

В 1802 г. в Миусском округе заселил крестьянами Родионово-Несветайскую слободу на речке Большой Несветай тогда подполковник, а в последствии видный военачальник генерал-майор Марк Иванович Родионов. В конце Х1Х века крестьянская детвора стала посещать в слободе училище. Ныне это районный центр.

Появились сельские училища и в ряде других крестьянских слобод, в том числе: в Большой Кирсановке в 1869 г., Титовской в 1872 г., Большинке – 1880 г. и др.

Было сельское училище и в слободе Сидоры Усть-Медведицкого округа, заселенной еще в середине ХУШ века основателем известной на Дону дворянской династии Сидором Никифоровичем Себряковым, имевшим чин армейского бригадира.

Большинство сельских училищ имели ремесленные отделения, в которых ученики получали практические навыки в различных профессиях.

* * *

14 июня 1864 г. было принято положение о земских учреждениях, введение которых преследовало одну цель – «по возможности полное и последовательное развитие начал местного самоуправления».

Земские учреждения вводились в 34 губерниях и области Войска Донского. Правда, на Дону они стали вводиться только в 1876 г. и просуществовали лишь до 1882 года.

Избранные на земских собраниях с участием представителей всех сословий земские управы на свои средства содержали почтовые станции, судебно-мировые учреждения, учебные заведения. Они заботились о подготовке учительских кадров, особенно учительниц, которых тогда было очень мало, выдавали ссуду на постройку школьных зданий. Снабжали учащихся учебниками и пособиями.

Земства много сделали для начального народного образования, открывали школы в населенных пунктах, где не имелось учебных заведений.

Два земских приходских училища были открыты в слободе Амвросиевке Миусского округа, основанной в 1777 г. старшиной Амвросием Луковкиным. Двухклассное училище открыли в 1877 г., одно классное – в 1882 г.

В том же округе действовало земское училище в слободе Матвеев Курган.

В 1877 г. земское училище появилось в хуторе Дудареве Вешенской станицы.

Были такие учебные заведения и в других донских хуторах, крестьянских слободах.

Нехватка преподавательских кадров в народных училищах заставляла училищное начальство часто перемещать педагогов из одного училища в другое, более нуждающееся в преподавателях. Характерны послужные списки П.Т. Якушева и его однофамильца Ф.Н. Якушева.

Окончив пять классов Усть-Медведицкой гимназии Иван Трофимович Якушев в том же, 1878 г., выдержал экзамен на учителя приходского училища и был назначен преподавателем в училище хутора Дударева. Но уже в августе 1878 г. его перевели в хутор Липов. В октябре 1881 г. начал занятия с детьми хутора Безыменского. В 1888- 1893 г.г. преподает в хуторе Завязенском, затем до 1898 г. в приходском училище станицы Распопинской, к которой и принадлежали названные хутора. В сентябре 1898 г. начал давать уроки детям хутора Евстратовка.

В 1990 г. уехал в Новочеркасск, служил сначала помощником бухгалтера, а затем бухгалтером счетного отдела областного правления.

Федор Никитич Якушев сдал экзамен на звание учителя по окончании двухклассного приходского училища в станице Алексеевской. С 1890 г. он учитель приходского училища в станице Правоторовской. 1 сентября 1892 г. перемещен в Михайловское приходское училище. С октября 1896 г. преподавал в двухклассном Алексеевском училище, а с октября 1900 г. – в двухклассном училище станицы Павловской.

Если средние учебные заведения в России хотя и дорогостоящими, но все же регулярно обеспечивались учебниками, то о начальных народных училищах такой заботы у чиновников министерства просвещения не было. Долгое время они почти полностью были лишены учебных и наглядных пособий.

Многие годы монополистом в издании учебной литературы являлся петербургский книгоиздатель П.О. Фенц. Ни в Москве, ни тем более в провинции учебники не издавались.

Положение резко изменилось, когда за выпуск учебной литературы взялся московский книгоиздатель И.Д. Сытин. с 1890-х г.г. его издательство стало снабжать начальные народные школы добротными учебными и наглядными пособиями по очень низкой цене.

За короткий срок училища, в том числе и на Дону, получили «Букварь» педагога В.П. Вахтерова и др. учебники, много наглядных пособий, в том числе: «Ботанический атлас» В.Ф. Капелькина, альбом «Царство животных», пособие по географии «Человеческие расы», набор рисунков «Русская история в картинах» и др.

Для поощрения юношества.

Согласно Уставу от 4 ноября 1804 г. В Донском крае начале открывать уездные училища изначально называемые окружными или еще – начальственными. Предназначались они для продолжавших образование выпускников приходских училищ и одновременно должны были «служить подготовительным заведением для гимназий».

Курс учения вначале разделялся на три класса. Преподавались: Закон Божий, священная и церковная история, русский зык, арифметика, геометрия, география, история русская и всеобщая сокращенная, черчение, чистописание, рисование.

Во главе училища стоял штатный смотритель. Из местных дворян и чиновников назначался почетный смотритель.

На Дону эти училища действовали во всех окружных станицах, в городах, а также в станице Аксайской.

Первое начальственное училище открыто в Черкасске одновременно с гимназией 11 июля 1805 г. В низшем отделении преподавались предметы приходского училища Яковом Савченко. В двух других классах преподавали хорунжий Иван Гречановский и Алексей Денисов.

Первый выпуск торжественно состоялся в 1809 году. В гимназию были переведены 17 воспитанников, в том числе будущий педагог Павел Божковский, награжденный книгами «За прилежание и благонравие».

28 учеников из низшего перешли в первый класс, в том числе Николай Петровский, Петр Офидровский, Петр Тацын, Гавриил Парфильев, Константин Дмитров, Григорий Попов, чьи имена в последствии появятся среди донских чиновников и командиров полков.

Из первого во второй класс были переведены 21 ученик, в том числе Степан Божков, Николай Тацын, Иван Замчалов, Александр Попов.

Уездное училище тогда уже находилось в Новочеркасске, вместе с гимназией.

В последующие годы окружное училище Черкасского округа продолжало готовить воспитанников для Новочеркасской Платовской гимназии. Из его стен вышло немало представителей донского чиновничества, деятелей культуры.

В свое время училище окончил казак станицы Верхне-Курмоярской Федор Калинович Траплин (1836-1920). После выпуска из училища он окончил педагогические курсы и несколько лет учительствовал. В 1880-е годы стал владельцем типографии в Новочеркасске, затем в Ростове и издавал газеты «Донской справочный листок», «Казачий вестник», «Донское поле» (разновременно). Побывал и в должности редактора «Донских областных ведомостей».

Выпускником училища являлся журналист и библиограф Иван Иванович Струков (1847-?) публиковавший в газетах «Донские областные ведомости», «Донская речь» и других очерки и рассказа. Составил «Алфавитный указатель статей», помещенных в неофициальной части «Донских областных ведомостей» с 1852 по 1876 годы.

Добрую память о себе оставил учительствовавший в Новочеркасском уездном (окружном) училище с 1833 до 1847 года Федор Степанович Греков. Ему присваивались воинские чины: в 1840 г. – хорунжего, в 1847 г. – сотника, в 1849 г. – есаула. Тогда же, в 1849 г. он вышел в отставку.

В 1806 г. в уездные (окружные) были преобразованы малые народные училища в станицах Усть-Медведицкой и Нижне-Чирской. В первом из них в 1807 г. было выпущено 4 ученика, из второго - 7.

Количество выпускников долгое время не увеличивалось. В Усть-Медведицком в 1808 было выпущено 5, в 1809 и 1810 г.г. по 4, в 1812 – 12, в 1814 – 8, в 1816 11, в 1817 1818 г.г. – по 8. Как видим, роста здесь фактически не было несмотря на энергичные усилия смотрителя училища Ивана Андрияновича Андриянова .

Однако в последующие годы училище стало более полнокровным. Особенно после того, как почетным смотрителем стал общественный деятель, поэт и крупный землевладелец Михаил Васильевич Себряков, пожертвовавший на содержание училища 15 тысяч рублей.

С августа 1857 до мая 1860 г. в Усть-Медведицком окружном училище преподавал окончивший юридический факультет Харьковского университета Алексей Алексеевич Муженков (1832-?). Был учителем истории и географии. Позже служил асессором Войскового гражданского суда.

В разные годы выпускниками Усть-Медведицкого окружного училища стали Данил Лукич Мордовцев (1830-1905), известный писатель и историк, крупный организатор сельскохозяйственного производства Иван Самойлович Ульянов, один из первых донских стихотворцев Алексей Иванович Карасёв, и его сын Алексей Алексеевич Карасёв, первый издатель частных газет на Дону, журналист, историк, общественный деятель.

В 1877 г. окружным атаманом Усть-Медведицкого округа стал воспитанник этого училища полковник Степан Капитонович Агеев. Воспитанником Усть-Медведицкого окружного училища был и камергер Иван Михайлович Попов (?-1903), являвшийся с 1870 г. предводителем дворянства округа. В 1876-1886 г.г. – председатель областной земской управы.

Для Усть-Медведицкого училища построили двухэтажное с пристройками здание. В нём имелись покои для учеников (спальни), квартиры для учителей, две классные комнаты, контора.

В просторном училищном дворе мальчишки на переменах играли в чехарду, прятки, занимались метанием копья, дротика. В обучении и воспитании юношей было немного от военных порядков. Ученики окружных училищ носили форму: темные брюки с лампасами, такую же тёмно синюю рубашку, на голове казачью фуражку с красным околышем. Выдавалась им тёмно синяя шинель.

По окончании училища выпускники получали право поступать в донские полки вольноопределяющимися. Это открывало путь к дальнейшей военной карьере. Только не всех привлекали офицерские погоны, как, например, Данилу Мордовцева, избравшего профессию литератора.

Одно время штатным смотрителем училища был опытный и заботливый педагог Василий Кузьмич Кушнарёв, брат сотрудника В.Д. Сухорукова по созданию донской истории А.И. Кушнарёва.

В станице Нижне-Чирской был центр второго Донского округа и соответственно имелось окружное училище. В 1807 г. из него выпущено – 7, в 1808 г. - 8, в 1810 г. - 3, 1812 г. - 2, 1813 – 5, 1814 – 3, 1816 г. – 4. В 1817 году было 13 выпускников, а в 1818 г. опять 3.

Здесь также построили двухэтажное школьное здание с покоями для воспитанников, квартирами для учителей, библиотекой. Кроме смотрителя в училище имели три учителя.

Из этого училища вышло немало чиновников, толковых командиров в донских полках. Были и деятели культуры. Нижне-Чирское окружное училище в свое время окончил казак Есауловской станицы Александр Яковлевич Напалков (1865-1923), которого знали на Дону как даровитого поэта и журналиста. Служил он делопроизводителем в Войсковом правлении, печатался в газетах «Донская речь», «Приазовский край» и «Таганрогский вестник».

С 1812 г. действовало начальственное училище в станице Алексеевской, являвшейся тогда центром Хоперского округа. Это было бывшее приходское училище открытое 29 апреля 1806 г. А окружным оно стало 17 июня 1812 г. Также состояло из трех классов, помещалось в собственном одноэтажном доме. В 1813 г. из него выпущено два воспитанника, в 1814 г. – 7, в 1815 – 4, 1816 – 5, 1817 – 6, 1818 – 7.

Из года в год число учащихся увеличивалось. В 1842 г. училище посетил окружной генерал Четвертого военного округа генерал-майор Греков. Ученков тогда в нем насчитывалось 31 юноша. Почетным смотрителем являлся отставной гвардии поручик Семен Краснов, штатным смотрителем 29-летний Иван Галушкин. Он же учитель русского языка. Математику преподавал 29-летний Даниил Гудков, историко-купеческий сын Алексей Федоров, черчение и рисование – сын казака Артемий Якушев, сам выпускник этого же училища, законоучителем был священник Василий Грачев.

С 1858 г. центром Хоперского округа стала станица Урюпинская, куда и было переведено окружное училище.

В 1819 г. начальственное училище открыли в административном центре Донецкого округа станице Каменской. На Донецком проспекте возвели двухэтажное каменное здание с просторным залом для экзаменов, библиотекой, конторой, а таккже тремя кухнями и тремя кладовыми. Здесь же для двух учителей имелись квартиры. Наняли сторожа «для смотрения училищного дома в бережении и чистоте». Заблаговременно позаботились о приобретении столов со скамьями, черных досок на треножниках, учительских столов и стульев.

Из средств, собираемых со станиц, было определено тратить на содержание окружного училища 750 рублей в год.

Одним из учителей был преподававший в нем в течение 1819-1828 г.г. урядник Григорий Михайлович Рудаков (1794-?), до этого учитель аксайского приходского училища. В 1832 г. он был назначен штатным смотрителем училища, снова учительствовал до 1835 г., когда вынужден был уйти по болезни в чине сотника.

26 октября 1848 г. почетным смотрителем Донецкого окружного училища стал отставной поручик лейб-гвардии казачьего полка Василий Осипович Иловайский, одновременно являвшийся чиновником для особых поручений при начальнике штаба Войска Донского. В 1868-1869 г.г. почетным смотрителем училища являлся участник Восточной войны 1853-1856 г.г., Иван Ильич Саринов.

В разные годы училище оканчивали профессор Киевского университета Иосиф Иосифович Косоногов, писатель Константин Андреевич Тренёв, художник-баталист Митрофан Борисович Греков, поэт из зачинателей советской детской литературы Николай Макарович Олейников.

Одно время почетным смотрителем Каменского окружного училища являлись последовательно несколько представителей местных землевладельце Сариновых. В 1838 г. им стал участник Отечественной войны 1812 г. Илья Михайлович Саринов (1788-?). После него его сын – Николай Ильич Саринов, отставной ротмистр лейб-гвардии казачьего полка. Его сменил другой брат.

С марта 1851 г. в окружном училище преподавал окончивший Харьковский университет Иван Иванович Молчанов (1827-?). В 1854 г. стал штатным смотрителем училища.

В том же 1819 г. приняли учеников начальственные училища Качалинской и Кочетовской станиц. В качалинской был один учитель, в Кочетовской имелись смотритель и три учителя.

Первым смотрителем Кочетовского училища являлся участник польской кампании 1792-1794 г.г. капитан Карп Иванович Шамшев, вышедший в отставку в чине войскового старшины.

В 1797 г. Ростов стал уездным городом в составе Новороссийской губернии. В 1827 г. в городе открылось первое уездное училище. Существовавшее с 1810 г. приходское стало его низшим отделением. В обоих училищах насчитывалось около ста учеников. Училища были мужские. Преподавали в них 7 учителей. Ежегодно в уездное училище поступало 40-50 учеников, но не все доучивались до выпускных экзаменов.

С 1836г. существовало окружное училище Первого Донского округа, центр которого сначала был в станице Ведерниковской. В 1864 г. Ведерниковская и соседняя Бабская соединились и образовали станицу Константиновскую , названную в честь второго сына царя Николая Первого.

Одним из первых по времени учителей здесь был Иронид Григорьевич Бахарев (1831-?), сын дьякона, окончивший Харьковский университет и получивший в 1859 г. чин хорунжего. С 1868 г. он – судья 1-го Донского окружного суда. Учителем нижнего отделения был Иван Николаевич Лихачев, переведенный в 1852 г. учителем Нижне-Кундрюченского приходского училища.

У константиновского училища было тоже немало воспитанников, которыми стоило гордиться. В знаменитом Баклановском № 17 донском полку урядником служил на Кавказе с 1851 г. Петр Анисимов. За отличие в сражениях с горцами он получил два Знака отличия Военного ордена. А с 1856 г. эта солдатская награда стала называться Георгиевским крестом. И Петр Анисимов получил её. За отличия был произведен в хорунжие.

В первую мировую войну особо отличились выпускники училища полковник Иван Федорович Быкадоров, командовавший на фронте 14-м донским полком, и есаул Николай Яковлевич Андреев из 3-го донского полка, награжденный чином войскового старшины.

В 1891 г. почетным смотрителем Константиновского окружного училища был статский советник Иван Христофорович Чумаков, штатным смотрителем коллежский советник Федор Алексеевич Ястребов, законоучителем священник Алексей Алексеевич Бобырев. Русский язык преподавал Виктор Васильевич Бедин, математику Иван Васильевич Юшкин, историю и географию Василий Николаевич Ширмовский.

25 октября 1858 г. Александр Второй утвердил штат семи окружных училищ в Войске Донском. В каждом 36 учащихся, а также смотритель, законоучитель, основной учитель, а также преподаватель рисования, черчения и чистописания.

После этого начальственное училище открылось, в частности, в станице Аксайской. В 1866 г. почетным смотрителем в нем являлся отставной гвардии ротмистр Николай Михайлович Кузнецов, штатным смотрителем – подполковник Иван Степанович Божков.

В 1868 г. почетным смотрителем был поручик Федор Николаевич Ефремов, в 1873 г. – подполковник Григорий Федорович Чернозубов.

Историю и географию преподавал Семен Петрович Чумаков, русский язык Виссарион Михайлович Исаев, рисование, черчение и чистописание Василий Семенович Конышев.

В 1878 г. Аксайское училище упразднено.

* * *

31 мая 1862 г. было принято Положение о городских училищах, общеобразовательных учебных заведениях «для городского населения, преимущественно для бедной части его». С целью дать общее элементарное образование и сведения, полезные в практической жизни».

Они давали знаний несколько больше, чем приходские училища, и более короткие, чем в гимназиях и реальных училищах.

Городские училища были одно-двух-трёх- и четырех классные. Во всех них курс обучения был рассчитан на 6 лет.

Применялась классная систем преподавания: каждый преподаватель вел в своем классе все предметы.

Это были Закон Божий, русский язык и церковно-славянское чтение, арифметика, практическая геометрия, география и история, сведения из естественной истории и физике, черчение, рисование, пение, гимнастика.

В одно классном училище ученики разделялись на три отделения и в каждом оставались по два года. В двухклассном курс первого отделения продолжался 4 года, второго – последние 2 года. В училище трехклассном курс каждого отделения (класса) составлял три года.

Обучение было платным.

Городские училища должны были заменить уездные с их устаревшим уставом 1828 года. В городское училище принимали детей всех сословий не моложе 7 лет. Прошедшие в этом училище курс первых четырех лет мог поступить в гимназию или реальное училище без вступительного экзамена.

В Ростове первое городское начальное училище появилось в 1869 году. Для этого преобразовали приходское училище в двухклассное городское и при нём открыли ремесленный класс, в котором обучались токарному, слесарному, столярному и переплетному делу.

В 1880 г. в Ростове открыли Александровское городское начальное училище в честь императора Александра Второго. Его попечителями стали негоциант Гавриил Ильич Шушпалов и его жена Сусанна Васильевна. После открытия училища они приобрели для него мебель, учебные принадлежности.

Городское училище имелось в Таганроге. Его в 1914 г. окончил Иван Дмитриевич Василенко (1895-1944), ставший затем учителем в сельской школе. В советские годы - стал известным детским писателем, автором популярных повестей «Артемка в цирке», «Волшебная шкатулка», «Звездочка» и др.

Тогда же действовало городское училище в хуторе Фролове Кременской станицы Усть-Медведицкого округа. Хутор был не совсем обычный, имевший более пяти тысяч жителей, почтово-телеграфную контору, три паровых мельницы, три кирпичных завода, земский фельдшерский пункт и ветеринарного врача. Вырос он у реки Аргада близ железнодорожной станции Аргада. Сейчас это город Фрорлово Волгоградской области.

Городские училища имелись также в некоторых многолюдных станицах донского края (например, в Каменской). По типу им были близки высшие начальные училища в станицах Алексеевской, Нмижне-Курмоярской, Аржановской и других.

* * *

С начала 1860-х г.г. в городах России стали возникать воскресные школы. В мае 1860 г. Министерство народного просвещения направило начальникам учебных округов циркуляр с требованием усилить наблюдение за открываемыми воскресными школами.

Они должны служить «только пособием приходским училищам». Обучение в них должно ограничиваться Законом Божиим, чтением, письмом и первыми правилами арифметики.

Вскоре, после появления министерского циркуляра, вышел царский указ о назначении в каждую воскресную школу священника.

Преподавать в этих школах давалось право лишь получившим разрешение учительствовать в начальных народных школах от инспектора начальных училищ.

В 1860 г. воскресную школу открыли в Таганроге, в 1861 г. – в Новочеркасске были открыты две мужские и одна женская воскресные школы.

В помещении уездного училища в Ростове открылась мужская воскресная школа.

А в женской школе начались занятия с 11 февраля 1862 г. в доме Детского приюта. В ней давались уроки чтения и письма, Закона Божия, молитв.

Эти школы быстро приобрели популярность. В каждой воскресной школе в Ростове было более ста учеников.

Однако в одной из петербургских воскресных школ обнаружилось преподавание «зловредного учения, направленного к ниспровержению основ самодержавия». 15 мая 1865 г. последовало высочайшее повеление закрыть воскресные школы.

Однако не все безропотно приняли это решение. Ростовское ремесленное общество 21 ноября 1868 г. приняло постановление: «…наши работники и ученики большею частью безграмотные, мы желали бы их обучать Закону Божию и грамоте, но сами этого сделать не можем, и по будням посылать их в школу для нас слишком убыточно и невозможно».

А посему ремесленное общество решило «просить ходатайства городского головы коллежского советника А.М. Байкова об открытии у нас воскресной школы».

По ходатайству Байкова такое разрешение было получено. С 1869 г. в Ростове возобновились занятия в воскресной школе. Распорядителями были назначены А.М. Байков и ремесленный голова Ростовский мещанин Т.Н. Иванов.

В.В. Шумов
г. Каменск-Шахтинский. 2004 г.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 525 участников
Присоединиться к группе