Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по вопросам казачества

К 21-й годовщине первого Большого Круга казаков Дона

вкл. . Опубликовано в Казачество Просмотров: 3675

Малый Круг решил: Предложения Атамана округа Зайцева Г.Н. с учётом замечаний, высказанных выступавшими казаками одобрить.

II. По второму вопросу выступил Атаман Донецкого округа полковник Г.Н. Зайцев. Им было предложено с учётом пожеланий станичных и хуторских атаманов, избранных уже на Кругах, а также пожеланий членов инициативных групп по созданию казачьих Кругов включить в состав делегации Донецкого округа на Съезд 17-18 ноября 1990г. в г. Ростове-на-Дону следующих казаков:

Ст. Каменская: Зайцев Г.Н., Медведев Г.А., Быкадоров В.Н., Болдырев Н.Д., Тишаков В.Н., Емельяненко Э.П., Антонов А.Н., Евсин С.Н.

Х. Красновка: Краснов М.Д.

Х. Михайловка: Яиков С.Н.

Х. Вишневецкий: Ковалёв М.Г., Сибилев Г.М.

Х. Волченский: Подберезников В.Я.

Х. Богданов: Гуров В.А., Богданов П.С.

Х. Верхне-Красный: Дюбин А.П.

Х. Скородумовка: Канищев М.В.

Пос. Лихой: Ткаченко С.В., Колдунский В.Г.

Ст. Луганская: Рыльщиков М.П., Макухин А.Г., Гуров Б.К., Кудаев А.М.

Ст. усть-Белокалитвенская: Донцов С.Т., Быков Б., ещё два казака.

Ст. Гундоровская: Журавлёв Н.Л., Жуков Ю.Б., Говорухин Ю.И., Моисеев П.Н., Жорин Г.В., Казаков В.В., Грешнов В.В. Плешаков А.А.

Гор. Молодогвардейск Луганской обл.: Герасимов В.А.

Кашарский район Ростовской обл.: Ратиев В.Н., Гладков, Луганский, Соколов, Лащёнов, Ратиев Н.В., Колубелов, Парамонов, Алейников.

Решили количественный и персональный состав делегации утвердить! Голосовали «за» - единогласно!

III. Слушали текст письма Малого Круга Донецкого округа в редакцию областного литературно-художественного журнала «Дон», предложенный Атаманом Донецкого округа Г.Н. Зайцевым.

Обсудили, предложили поправки и дополнения.

Решили: Текст письма Малого Круга Донецкого округа с изменениями и дополнениями утвердить! Голосовали «за» - большинство!

Слушали предложения казаков по улучшению работы Правления организации «Донецкий казачий Круг» и по планированию этой работы, по форме одежды.

Решили: В основном согласиться с внесёнными предложениями.

К Съезду казаков Дона для делегатов из ст. Каменской в военном ателье Каменского военторга были пошиты 10 комплектов казачьей формы и приобретены полевые офицерские фуражки и хромовые сапоги.

Устав общественной организации «Донецкий казачий Круг» инициативной группой из города Ростова-на-Дону по подготовке Съезда казаков Дона вначале было рекомендовано регистрировать при местных обществах ВООПИК, затем Решением Исполкома Каменск-Шайтинского городского Совета народных депутатов Ростовской области № 554-1 от 23 он был зарегистрирован в реестре общественных объединений по г. Каменску-Шахтинскому за № 01.

На Съезд прибыло 417 делегатов во главе 74-х избранных атаманов с большинства округов бывшей Области войска Донского и 170 гостей. Делегация Донецкого округа в составе 50 человек, так же как и члены ДВИК прибыла в основном в казачьей форме образца 1914 года и приняла самое активное участие в работе Съезда казаков Дона 17-18 ноября 1990г.

Оргкомитет предложил Съеду создать общественно-патриотический «Союз казаков Области войска Донского» на правах самоуправляемой, независимой организации, с наименованием его в торжественных случаях «Войском Донским», утвердить его Устав и Программу и т.д.

По предложению старейшины Совета стариков Зимина А.П., Съезд избирает свои рабочие органы – Президиум, Председателя Съезда – А. Озерова, помощников Председателя: Ю. Латышева и Отца Илью, редакционную комиссию в составе: председатель - М. Шолохов, члены: Н. Глушков, А. Голубов, Г. Зайцев, Н. Коршиков, П. Косов, Е. Круглов, В. Мощняков, Е. Ребрин, Л. Юдин, а также секретариат Съезда под председательством В. Плохинова.

Слагая с себя полномочия и передавая их Съезду, Оргкомитет попросил подтвердить его членам мандаты с правом решающего голоса, что и было сделано. Затем с докладом Съезду казаков Дона «Слово о возрождении Донского казачества выступил председатель редакционной комиссии Оргкомитета Л. Юдин. В докладе были обобщены предложения, поступившие в Оргкомитет по проблемам возрождения не только Донского, но и Российского казачества в целом. Этот доклад заложил идеологическую основу движения за возрождения казачества на Дону. По итогам его обсуждения на второй день работы Съезда будут приняты основные обращения и резолюции. Доклад завершался словами:

«Оправдаем же надежды казачьей спайкой и неуклонной казачьей волей.
Пусть весть о нашем союзе летит по берегам батюшки Дона и достигнет линейных войск.
Поднимем же высоко честь и достоинство казачьего имени и послужим России!»

Завершая свой первый день работы, Съезд поручил редакционной комиссии подготовить проекты обращений делегатов Съезда к жителям Дона и казакам Зарубежья, проект резолюции о Ростовской АЭС и другие; а также внести на второй день, с учётом поступивших дополнений, проект Устава и Программы на рассмотрение съезда.

Второй день, после Молебна, начался с выступления помощника Председателя Съезда Ю. Латышева, атамана Верхнедонского округа. Он предложил переименовать Съезд в Большой Круг, далее выбрать Атамана, создать организацию и принять её Устав и Программу.

После голосования: 393 – за и 24 – против, делегаты преобразовывают Съезд в Большой Круг Союза казаков Области войска Донского.

Выступление Ю. Латышева, о не намечавшемся переименовании Съезда в Большой Круг, было следствием проведённого вечером, после первого рабочего дня Съезда небольшого совещания в гостинице «Ростов», которое провёл Атаман Союза казаков А. Мартынов. На это совещание он пригласил близких ему казаков, участников 1-го Большого Круга Союза казаков в Москве, проведённого с 28 июня по 1 июля 1990г., а именно: А. Зимина, Ю. Латышева, В. Самсонова и своих заместителей. По его предложению, было решено изменить повестку второго дня Съезда, преобразовать его в Большой Круг, принять уставные документы и выбрать Атамана. На этом совещании не присутствовали Атаманы округов и крупных станиц и весь состав Оргкомитета Съезда. Предложение Съезд утвердил, однако у большинства актива казачьего возрождения на Дону возникло недоверие к Атаману Союза казаков А. Мартынову, которое не исчезнет никогда. Решение о вхождении в Союз казаков (г. Москва) донские казаки не примут ни на Первом ни на последующих Больших Круга СК ОВД.

Не согласившаяся с принятым большинством делегатов Съезда решением часть делегатов от г. Новочеркасска в лице Ю. Галагана сделала заявление о необходимости проведения Круга в столице Донского казачества г. Новочеркасске, как и выборы Атамана, потребовала вернуться к предложению Оргкомитета провести создание организации в два этапа, и в знак протеста стала покидать зал… Наметился раскол. Обращение священника о. Ильи и председателя Совета стариков позволило вернуть делегацию г. Новочеркасска в зал и продолжить работу Круга.

По предложению казака ст. Вёшенской Г.И. Шебуняева, поддержанному Председателем Совета стариков А.П. Зиминым Большой Круг избрал на 3 года Первого Войскового Атамана М.М. Шолохова. Председатель Съезда А.А.Озеров сложил свои полномочия и передал ведение Круга избранному Атаману М. М. Шолохову.

После обсуждения Устава Союза казаков ОВД, он был принят в целом. По предложению Атамана М. М. Шолохова Круг единогласно избирает Председателя Совета стариков А.П. Зимина Почётным Атаманом СК ОВД.

После выступления В. Быкадорова, казака ст. Каменской, предложившего принять решение Круга, по которому Атаман любого уровня, в том числе и Войсковой, должен выйти из рядов КПСС или другой партии, где он состоял на момент выборов. Зал поддержал его бурными аплодисментами и криками: «Любо!» Мнения делегатов разделились. Одни выступали за объявление М.М. Шолоховым о выходе из КПСС на Круге, другие считали, что главное – «духовная близость к казачеству», а пребывание в КПСС – личное дело каждого. М.М. Шолохов заявил, что не может выйти из КПСС, потому, что так не поступают в трудную минуту. Часть делегатов от Новочеркасска и ДВИКа, вместе со знаменем, покинула зал и собралась в фойе филармонии.

Был объявлен перерыв, чтобы предпринять попытку не дать сорвать работу 1-го Большого Круга. Большинство делегатов, в том числе и делегаты Донецкого округа не дали сорвать его.

Далее Круг продолжил работу. Как и Устав, сразу же в целом принята Программа Союза и резолюции по основным направлениям деятельности Союза.

Перед выборами Совета Атаманов и Правления было предложено объявить перерыв и провести на сцене зала небольшое совещание с представителями делегаций и Атаманами. Совещание вёл А. Мартынов. По его просьбе А. Зимин огласил заранее подготовленный список кандидатов в состав Правления и его рабочие структуры.

Обсуждение было бурным. Атаманы казачьих кругов выразили недоверие списочному составу Правления, так как в нём было большинство так называемых «городских» казаков, и почти не было представителей с мест.

Заручившись поддержкой Совета стариков, Атамана М.М. Шолохов утверждает Совет Атаманов СК ОВД в количестве 35 человек, куда из Донецкого округа вошли: Атаман Донецкого округа Г.Н. Зайцев, Атаман ст. Луганской М.П. Рыльщиков, Атаман ст. Усть-Белокалитвенской С.Т. Донцов, Атаман ст. Соколово-Кундрюченской В.В. Приказчиков, Атаман Кашарского района В.И. Семёнов. Окончательный состав Совета Атаманов решено было сформировать позже на заседании Совета Атаманов 16 февраля 1991г. в г. Ростове-на-Дону.

Чтобы не затевать новую дискуссию по составу Правления, М.М. Шолохов предложил утвердить Кругом только своих заместителей, а остальной состав Правления, предусмотренный Уставом утвердить позже на 2-м Большом Круге в г. Новочеркасске.

Большинством голосов 1-м Товарищем Атамана по работе с Волгорадскими округами избирается В. Мощняков, 2-м Товарищем Атамана В. Самсонов, Походным Атаманом В. Ратиев, его зам-м и начальником штаба И. Карасёв, Зам. Атамана – Ю. Власов, Кошевым Атаманом – В. Рязанов.

Первый Большой Круг СК ОВД завершит свою работу принятием Обращения «Казачество, просыпайся!», явившимся как бы манифестом возрождения.

«Просыпайся, а то не ровен час – всё опять решат за нас, а нам оставят одни последствия и «исторические уроки». У нас нет выбора: или продолжать расказачиваться, или взять на себя ответственность за судьбу Дона и России!...

Мы более не сироты, ибо Атаман думает о нас, старики благословили на Союз, а Церковь освятила наше трёхцветное Знамя. Олень вновь на нашем Гербе. Мы снова поём наш донской казачий Гимн…

Мы стояли и будем стоять на том, что казаки служили и ещё послужат Отечеству. Нам не дано иного пути. Ибо единственная наша привилегия – служить Родине, и если надо – первыми умереть за неё. Этого у нас никто не отнимет.

Да процветает казачество! Да устоит в испытаниях и воссияет Россия!»

Развернувшаяся на 1-м Большого Круга СК ОВД борьба за лидерство в движении между Ростовскими и Новочеркасскими кругами не утихла после завершения форума, а наоборот развернулась с новой силой.

20 ноября 1990г. в г. Ростове-на-Дону на заседании Малого Круга Ростовского округа окружной атаман В.Н. Самсонов, говоря об итогах работы Съезда казаков, довёл до сведения собравшихся заявление «Новочеркасской группы» о том, что «это не был Съезд казаков, а прошёл съезд Ростовского обкома КПСС и Облисполкома. Мы, Новочеркассцы, против этого съезда. Мы соберём в Новочеркасске Съезд без членов обкома и облисполкома».

Своё несогласие с решением преобразовать на второй день съезд в Круг с избранием на 3 года Войскового Атамана и главенством в руководстве движения представителей Ростовской организации новочеркассцы заявят, приняв 25 декабря 1990г. Обращение: «Возродим честь и славу Дона!»

Своё намерение провести Большой Круг казаков Дона в г. Новочеркасске Правление Круга г. Новочеркасска обнародовало 2 февраля 1991г., приняв соответствующее Постановление.

Предвидя назревавший раскол, М.М. Шолохов выступил 16 января 1991г. с заявлением на страницах областной газеты «Комсомолец» в специальном выпуске «Казачий Круг». Это заявление определило программу его деятельности на посту Войскового Атамана на весь период атаманства.

«Бывали, сказывают, времена на Дону, когда атаман, желая говорить перед казаками, выходил в круг, кланяясь, снимал шапку, и товарищ его зычно возвещал: «Молчать, казаки, Атаман шапку ломает!» (Или: «Атаман перед вами шею гнёт!»). И круг разом смолкал, и казаки внимательно и почтительно (Боже, упаси – перебить атамана), с достоинством, выдержкой и спокойствием выслушивали атаманскую речь. Да и что сказать – чего им было беспокоиться? Во-первых, все они верили, что атаман в речах своих руководствуется единственно желанием блага казачеству. Во-вторых, они знали: как бы ни думал атаман и что бы он не говорил, делать он будет лишь то, что постановил Круг, выполняя его волю и наказы Круга. Даже вопреки собственному мнению и желанию. И, наконец, в-третьих, казаки с «философским спокойствием» могли относиться к самым «неугодным» речам атамана, зная, что в любой момент они могут переизбрать его, если тому вдруг вздумается игнорировать волю Круга.

Родившееся и проходящее сейчас стадию организационного оформления народное общественно-патриотическое движение, называемое «Союзом казаков Области войска Донского», ставит перед собой задачи возрождения лучших традиций казачества – культурных, семейно-бытовых, трудовых, нравственных и т.д. В том числе важнейших и первейших задач – восстановление в своих рамках традиций и принципов Круга, казачьего народного самоуправления.

Я начал с небольшого экскурса в историю для того, чтобы попросить: казаки, не спешите давать волю своим эмоциям, не спешите возражать и спорить. Не давайте волю торопливым суждениям, непродуманным выводам и решениям. Потому что данным обращением к вам я всего лишь приглашаю вас поразмышлять над некоторыми очень серьёзными вопросами нашего движения.

Всю свою сознательную жизнь, подвизаясь в сфере науки, я обрёл привычку к конкретному мышлению, а жизнь выработала у меня крайнюю неприязнь к абстрактным рассуждениям. Сейчас на самых простых примерах я поясню, о чём хочу сказать.

В качестве эпиграфа и к уставу, и к Программе нашего Союза, и к Резолюции Съезда казаков Дона, взят красивый лозунг: «Нет уз святее братства». Кому не приходится он по сердцу? Найдётся ли среди казаков человек, который не воспринял бы его всей душой? Но дело в том, что этот лозунг устраивает всех именно, и только потому, что он абстрактен, т.е. никак не определён, не конкретизирован, отчего каждый волен понимать его по-своему, полагая при этом, что и все понимают его так же, как и он сам.

Для того, чтобы сделать этот лозунг более конкретным, достаточно перед началом поставить перед собой хотя бы такие вопросы: о братстве кого именно и с кем идёт речь? (Ведь преступники подчас образуют такие «братства», что и водой не разольёшь). Далее, братство на какой основе, на почве каких интересов? Потом: братства для чего, во имя чего, во имя каких целей? (разве забыли мы о тех способах и средствах, какими в своё время создавались интернациональное братство пролетариата и братство рабочих и крестьян?).

Задумавшись над такими вопросами, мы сразу же оказываемся в состоянии обнаружить все возможные расхождения во взглядах не с кем-нибудь посторонним (кого и так за версту видно), а с тем, с кем мы были, казалось бы, полностью солидарны, с рядом стоящим «товарищем по оружию». Вскрыв же эти возможные разногласия, мы обретаем способность обдумывать пути согласования наших точек зрения, чётче формулировать свои цели, вырабатывать целесообразные средства их достижения и отмежеваться от всех несогласных, которые в дальнейшем будут лишь мешать общему движению, внося в него раскол, разброд и шатания.

В противном случае, мы всегда будем оставаться доверчивой мелкой рыбёшкой, легко и бездумно идущей на удочку политических говорунов, у кого абстрактные фразы и призывы всегда служили и служат приманкой, на которую испокон веков попадался человек, жаждущий изменений общественной жизни к лучшему.

«Свобода, равенство, братство!» - возглашали идеологи Французской буржуазной революции, и на этот красивый, но предельно абстрактный призыв, как мотыльки на яркий свет, не только летели, но и продолжают лететь люди, даже не задумываясь над тем, что свобода и равенство – вещи прямо противоположные, и поэтому взаимно исключающие друг друга, поскольку люди глубоко различны по своим умственным, физическим и прочим способностям, по своим интересам, потребностям и умению добиваться их удовлетворения, по своим убеждениям и нравственным принципам, наконец, по «умению жить» и приспосабливаться к жизни и т.д. и т.п.

А, значит, полная свобода, предоставленная им, моментально сделает их далеко не равными. И наоборот, если желать равенства людей, то необходимо будет искусственно уравнивать их между собой, насильственно урезая свободу тех, кто способен вырваться «вперёд» и вырасти выше других.

И разве не перед глазами ещё печальный опыт нашей страны, где безудержное стремление её правителей к неукоснительному «проведению в жизнь» абстрактного принципа равенства привело к полному урезанию всех демократических свобод?

Яне стал бы затрагивать здесь этой темы, если бы ясно не видел, что к казачьему движению примыкает значительное количество безответственных людей, не отдающих себе ни малейшего отчёта в том, что пытаясь возродить дух и традиции казачества и зовя людей в наше движение, мы будим очень серьёзную общественную силу, способную, если не увлечь громкими абстрактными фразами, принести вместо пользы народу огромный вред, навлечь на людей многострадального Дона и России новые беды и страдания, ещё более страшные, чем те, которые пали на долю наших отцов и дедов.

Кроме того, разбудив это движение, мы актив его, вселили светлую надежду в души самых близких нам людей – наших хуторян и станичников, родителей и дедов, идущей за нами молодёжи и даже детей. Надежду на то, на что люди, измученные и издёрганные постоянной жизненной неустроенностью, утрачивают уже чуть ли не всякие надежды – на мир и согласие в родном краю. Надежду на то, что на этой прекрасной, но многострадальной земле появится, наконец, рачительный хозяин, который заботливо обихаживая её, создаст изобилие продуктов питания и иных материальных благ; надежду на то, что наши хутора и станицы перестанут быть инкубаторами, птенцы из которых разлетаются по городам и отхожим промыслам, чаще всего лишь пополняя ряды городского люмпен-пролетариата; что они перестанут на горе родителям, и на беду России, рожать алкоголиков, наркоманов и тунеядцев, а станут потомками прекрасной физически и духовно здоровой молодёжи. Короче говоря, надежду на всё то, что даёт человеку душевный покой сегодня и твёрдую веру в завтра.

Помните! Не оправдать эти конкретные, такие простые человеческие надежды, когда у людей, повторяю, уже не остаётся никаких надежд и никакой веры, забыть об этом, увлёкшись снова борьбой за абстрактные принципы и идеи – преступление!».

Затем М. М. Шолохов сосредоточил своё внимание на строительстве Войсковой структуры и подготовке в феврале 1991г. 1-го Совета Атаманов СК ОВД.

После Совета атаманов Союза казаков России, прошедшего в г. Краснодаре 30 ноября 1990г. Войсковой Атаман М.М. Шолохов делает первые назначения. В состав Войскового правления вошли: Атаман М.М. Шолохов, 1-й Товарищ атамана по оргработе В.В. Мощняков (г. Суровикино Волгорадской обл.), 2-й Товарищ атамана В.Н. Самсонов, старшины по оргработе С.Н. Мрыхин и Э.В. Мага, старшина по кадрам В.И. Слюнько, старшины по работе с местными организациями: Ю.И. Карташёв (ст. Вёшенская), М.П. Егорышкин (х. Ново-Михайловский Суровикинского р-на Волгоградской обл.), старшина по связям с линейными казачьими войсками П.В. Молодидов, старшина по средствам массовой информации А.Д. Ансимов, старшина по издательской деятельности Ю.К. Филиппов, старшина по культурно-массовой работе В.А. Иванов, и др.

Правление расположилось по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Семашко, 39, ком. 20.

Основными задачами в работе Правления стала реализация решений 1-го Большого Круга, определённых в резолюциях и Программе Союза Казаков ОВД.

С 10 февраля восстанавливается издание «Донских войсковых ведомостей». Первый номер газеты выйдет в апреле 1991г. как приложение к газете СКВО «Красное Знамя» № 91-92 (выпущен совместно с малым предприятием «Елень».

16 февраля 1991г. в здании Дома офицеров СКВО в г. Ростове-на-Дону начал работу 1-й Совет Атаманов СК ОВД. В повестке дня были 3 вопроса:

1. Сообщения атаманов округов о состоянии дел в округах и планах дальнейшего развития.

2. Утверждение состава Атаманского Правления.

3. Решение вопроса о проведении Большого Круга СК ОВД.

2 марта 1991г. в г. Каменске-Шахтинском был собран Малый Круг (Совет Атаманов)Донецкого округа. Малый Круг единогласно принял Резолюцию «Об отношении казаков Донецкого округа к строительству Ростовской АЭС», в котором говорится:

«Казаки Донецкого округа полностью поддерживают решение Съезда – Большого Круга Союза казаков Области войска Донского от 18 ноября 1990г., сессий городских и областного Советов народных депутатов о полном прекращении строительства РоАЭС, пуск первой очереди которой намечен на июнь 1991 года.

Слишком ответственно решение о судьбе АЭС. Слишком тяжелы последствия аварий на АЭС. Миллионы обожженных Чернобылем – это грозное предупреждение миллионам жителей Дона. Нельзя допустить уничтожения единственного источника питьевого водоснабжения – реки Дон, что может случиться не только из-за возможной аварии на Ро АЭС, но и в ходе её расположения на самом берегу Цимлы.

Нет никаких гарантий жителям донской земли в экологической безопасности строящейся АЭС.

Казаки Дона и, думаем, все жители Ростовской области, не хотят быть заложниками ядерного монстра! Любые постановления, направленные на продолжение строительства Ро АЭС в целом, либо по частям должны быть отвергнуты!

Продолжение строительства Ро АЭС – это преступление перед ныне живущими, перед будущими поколениями, перед человечеством!

Казаки Донецкого округа призывают всех земляков поддержать наши требования».

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе