Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по вопросам казачества

Жизнь без лжи или становление казачьей души

вкл. . Опубликовано в Казачество Просмотров: 1259

Содержание материала

Никто не хочет глотать гнилые объедки, падающие со стола элиты…
Людям, надоело видеть, как грабят их страну.
(из предвыборных высказываний Дональда Трампа)

Все ощутимее становилось дыхание поздней осени. С утра небольшими белыми хлопьями пошел снежок, одевший зеленевшую траву и листья деревьев в белые шубки. Весь двор, сад, крыши и степь покрылась ровным искрящимся покровом. Морозец был совсем легкий. После обеда поднялся ветер, который разогнал серые снежные тучи. К самому концу дня выглянуло солнце и начало капать. И когда промозглый осенний день уже клонился к вечеру, а пламенеющее солнце, напоминающее раскаленное железное колесо стремительно уходило за тучи на горизонте, в дверь куреня Василия Кондратьевича Чебедушкина1 кто-то не громко постучал.

- Кто бы это мог быть? –

Подумал он. Положив недочитанную книгу на стол, и не снимая очков, он зачикилял2 к двери. Отворив ее, он увидел своего старого знакомца Лукьяна Адриановича Витютнева3, высокого худого казака, в прошлом капитана первого ранга.

-Здорово вечеряли сосед! Ну, говори, примешь гостя, али нет?-

Прогуторил Лукьян Андрианович.

- Слава Богу! Заходи. Милости прошу, ко мне пожаловать. Гостем будешь!-

Ответствовал ему Василий Кондратьевич. Сняв с себя чекмень с папахой, Лукьян Адрианович повесил их на вешалку при входе и, отряхнув веником налипший к сапогам первый снег, прошел в залу.

- Как у тебя тепло -

Прогуторил он, зябко поводя плечами и сел на лавку возле печки.

- Молодец, што не оборудовал в курене водяное отопление. А мы ведь печку сломали и установили газовое оборудование. Оно конечно удобнее. Жена у меня очень довольна. И работы ей меньше и топливо не нужно. Но от печки какое-то другое тепло и как-то уютнее. Сделай милость, подкинь еще в печку, а то меня што-то знобит. Промерз пока к тебе шел. Видать кровь меня уже и не греет-

прогутарил он, и прижил ладони рук к стенке печки

Василий Кондратьевич уважил его и подбросил в печку еще несколько полений.

Надо сказать, што Лукьян Андрианович был немного моложе его. Они оба выросли на хуторе и в детстве были неразлучными друзьями. Лукьян был из семьи полипонов4. Поэтому Василий с малолетства знал их образ жизни. Благодаря дружбе с Лукьяном он вел себя так, што не знавшие его казаки принимали его за полипона. После школы жизнь развела их. Лукьян пошел в Военно-морское училище, а Василий стал танкистом. Впоследствии он закончил Военную Бронетанковую Академию имени Малиновского, воевал в Афганистане и в Чечне. Михаил же после окончания Военно-морского училища служил на Северном флоте. Затем он окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола и был направлен на Тихоокеанский флот, где проходил службу на атомных подводных лодках. Когда произошла Чернобыльская авария, то его направили для ликвидации последствий этой аварии, и ему пришлось там пробыть довольно долго в качестве ликвидатора. Там он и получил немалую дозу радиации. Прошло немного времени и он стал «сохнуть». Ноне он представлял собой ходячий скелет. Надо сказать, што он как чернобылец каждый год ездил в военные санатории. Однако санатории ему мало помогали. Он стал очень уставать и чувствовать постоянную слабость. Единственное што поддерживало его угасающий в теле дух, так это чарка чихиря5. Из детей у него был только один сын Денис, который, несмотря на немалые годы и уговоры родителей, так и не женился. Так што Лукьян Андрианович сильно завидовал Василию Кондратьевичу, у которого было уже три внука. Именно поэтому при всякой их встрече одной из тем их разговоров обязательно была тема воспитания внуков. Вот и сегодня Лукьян Андрианович начал разговор именно с этого.

- Ноне у церкви я встретил твоего младшенького, Мишанечку. Как он похож на тебя в детстве! И как это тебе удалось воспитать его в нашенских полипонских старинных казачьих традиция? Насколько я знаю сын твой и дочь с зятем не дюже прилежны к вере. Так вот, стоит он у входа в храм в бекеше шароварах с лампасами, папахе, а на наборном пояске кинжал весит. Одним словом любо дорого посмотреть. Только вот обут он у тебя не так как должно.-

- Ты и сам знаешь, што с сапогами ноне дюже трудно. Да и нога растет быстро. Вот сам я ему сапоги точаю6 как умею.-

- Так вот, прислушался я, а он што - то шепчет. Видать молитву читает. Пригляделся я к нему и вижу, што крест он правильно кладет по-нашему двуперстно, а не щепотью. А ведь ему-то всего, если я не ошибаюсь, не так давно исполнилось пять лет.-

- Уже пять с половиной минуло. Зимний он.-

- Вишь, как время бегит. Значит, запамятовал я. И еще обратил я внимание на то, што он всегда с кинжалом ходить. Откель он у него?-

- Кинжал энто мой подарок ему. Когда он родился я его ему в люльку клал, а он ручками его ощупывал, сжимал и играл им. Кинжал энто была то первое, што он после того как на свет народился в своей жизни держал. С тех пор он без него ни шагу. Куда бы он ни шел, што бы он не делал он всегда при нем. И што интересно, так это то, што он до сих пор еще ни одного пальца себе не порезал.-

- Да, когда я был мальцом, дедуня мне гуторил, што казаки в старину дите к холодному оружию приучали с рождения. Тогда оно становилось для него частью его тела -

- А когда чебедушка7 мой, Мишанечка, немного подрос, я ему свое ружье давал играть . Он бывалоча как в него своими рученками вцепится и не отпускает. В крик, ежели энту «игрушку» у него забираешь. А когда ему исполнилось пять лет, то купил я ему на день рождения пневматический пистолет. С тех пор мы стали учиться стрелять. Все ничего, да вот только спуск у пистолета для него оказался тугой. Поэтому пришлось заняться развитием силы. Сделал я ему турник и стал он на нем виснуть. Через пару месяцев курок он нажимал довольно легко. Затем я сделал небольшое стрельбище и стал учить стрелять его из этого пистолета. Поначалу у него были проблемы с прицеливанием, так как пистолет был для него тяжеловат. Чтобы укрепить руки приучил я его колоть дрова. Надо сказать, рубка дров сильно укрепляет не только руки, но и мышцы груди и спины, а так - же развивает глазомер. Рубил он у меня дрова ежедневно и спустя месяц его было трудно узнать. Так он физически изменился. После этого наши занятия по стрельбе стали намного успешнее. Я начал заниматься стрельбой из пистолета со старшим внуком, когда ему было восемь лет. Он быстро научился точно стрелять и так наловчился, што когда он с родителями был в Крыму, в Геленджике, то он дострелялся до того, што хозяева тиров перестали его пускать в их тиры, так как он выигрывал все первые призы. Однажды владелец тира специально дал ему винтовку со сбитой мушкой, а он умудрился все равно выиграть первый приз. Так што за Мишанечку я спокоен и абсолютно уверен, што из него выйдет великолепный стрелок.-

-А вот скажи ты мне, как Мишанечка к Богу пришел?-

- Это произошло так. Как- то зять со старшим сыном уезжали от меня, и я их стал крестить в догонку. Мишанечка подглядел, што я делал и спытывает меня: « А што это ты дедуня сейчас делал?» А я ему гуторю « Я их крещу, штобы Бог их хранил и дорога у них была легкой и безопасной.» Тогда он мне гуторит «А когда я буду уезжать, ты меня то же перекрестишь?» Обязательно, отвечаю я ему. А он тогда возьми да сложи пальцы и перекрестись. Затем гуторит « А скажи- ка ты мне дедуня, правильно ли я перекрестился али нет?» Отвечаю я ему, што все ты сделал правильно. А он мне « Научи меня молиться. А когда ты в церковь пойдешь, то возьми меня». Наступила пасха и мы с женой и Мишанечкой пошли в Церковь крестить куличи. Церковь была на ремонте и пасхи освящали на улице на длинном сбитом из струганных досок столе. Вокруг столов в основном стояли женщины с куличами и окрашенными яйцами, в то время как казаки стояли в стороне кучкой и ждали прихода батюшки. Мишанечка вроде возле меня был, а тут пропал. Стал я его искать, а он уже в церкви стоит, иконы разглядывает и крестится. Вышли мы из церкви, а навстречу нам идет батюшка. А он ему и гуторит. «Акропите меня батюшка» Тот взял и акропил его. Мишанечка настолько был счастлив, што целый день никак успокоиться не мог, все о том вспоминал. Так и пошло. Стал он меня о Боге спрашивать. А тут он подглядел, как я на ночь молюсь и стал просить научить его молитвам. Стал за мной молитвы повторять. Память у него хорошая. Быстро запомнил и вскоре стал вскоре со мною поутру и ночь молиться.-

- А вот спрашивал он, где Бог находится и как он выглядит?-

- Я отвечал ему што Бог он везде и среди нас. Бог любит всех людей, мы его дети. Он ни кого не наказывает, а защищает и во всем помогает. А если человек нарушает Божь заповеди и отворачивается от Бога, то Бог от него то - же отворачивается и ни в чем не помогает и его не защищает. И тогда с человеком происходят всякие нехорошие дела. Церковь это дом Бога. Когда человек молится, то он просит помощи и защиты у Бога али святых, в делах которые человеку невозможно выполнить. Однако не надо бога просить о том, что в силах человечески. Например, здоровья, денег, богатства. Это все зависит от самого человека. Надо больше трудиться и будут деньги, вести правильный образ жизни и не будешь болеть. Надо просить только то, што человек не в силах совершить. Например, излечить от болезни, которая на сегодня является неизлечимой,

- Ты помнишь деда Чуприка, што жил в конце хутора. Што он нам гуторил? Бог он везде и невидим, но каждый день он является и показывает нам свое личико в виде солнышка. Он обогревает нас и дает нам жизнь. У Бога много лиц. Бог может явиться нам таким, которым он считает нужным. Я это сказал Мишанечке. А он мне гуторит. Бог это космос. Бог состоит из протонов и нейтронов и поэтому он везде. Солнышко это и есть сам Бог, являющийся в наш мир и дающий нам жизнь тепло и свет. И если бы ты мог себе представить, какое он испытал счастье, когда впервые встретил восход солнца. Он мне гуторит, што солнышко встает утром и для того, чтобы поздороваться с ним.-

- Ну а о грехе и сатане ты ему рассказывал? –

- Было дело. Я ему гуторил так. Бог указал, как надо жить. И перечислил Божьи заповеди. А тот, кто их не выполняет, тот грешит, и Бог тому не помогает, а от него отворачивается. В этом случае у человека происходят одни неприятности, неудачи в жизни и болезни. У Бога есть помощники ангелы. Однако среди них есть один, который возгордился и перестал слушать Бога. Зовут этого плохого ангела Сатаной. А у него есть помощники и кличут их черти. Так вот они делают все, чтобы навредить человеку, подталкивают его к плохим поступкам и к нарушению Божьих заповедей. Поэтому если ты грубишь или ленишься, то это тебе в ухо нашептывают черти.-

- А скажи-ка ты мне Василий, што это ты за вышку соорудил и для чего?-

- Это не просто вышка, а это наблюдательная вышка, наподобие той, которая была у казаков. Соорудил я ее из подручного материала. Благодаря ей, Мишанечка научился лазить по лестнице, не бояться высоты и спускаться по канату вниз. Окромя того он научился пользоваться биноклем. Ему очень нравится залезать на вышку и размахивать там казачьим флагом. Он гуторит, што таким образом, он подает знак всем, кто его видит, што здесь живут казаки. Научил я его так же , как пользоваться компасом и как в степи определять стороны света.-

- А ты не хотел бы определить Мишанечку в Детский казачий центр (ДКЦ)?-

- Я этого не хотел бы по нескольким причинам. Первой причиной является то, што детьми дошкольного возраста ДКЦ не занимается. Во - вторых, дети дошкольного возраста духовно привязаны к своим родителям и доверяют только им. Поэтому доверять формирование души ребенка чужим дядям, подчас не казакам, недопустимо. В - третьих, ДКЦ не дает казачьего воспитания и не формирует у казачат ни казачьего образа жизни, ни казачьего менталитета. В основном ДКЦ занимаются просветительской и образовательной деятельностью с элементами казачьей физической подготовки. Как общеизвестно, в становлении ребенка особую роль играет мать. До трех лет формируется психика ребенка. Именно мать формирует ту основу в детской душе, позволяющей в дальнейшем ощущать себя казаком через песни, танцы, шутки и прибаутки. Именно в этом возрасте через общение с дедом и бабкой, через совместное проживание в большой казачьей семье и совместный труд закладываются основы особого казачьего образа жизни, казачьего мировосприятия и казачьей души. Я бы сказал так. Если женщина желает стать матерью казака, то он должна быть верующей, знать старинные казачьи песни и сказки, уметь по - казачьи танцевать, наряжаться, готовить казачью пищу и вести себя в семье согласно казачьим традициям. Если она всего этого не умеет, то ее не следует подпускать к воспитанию казачат.-

- Ну, ты брат крут! И где ты найдешь ноне таких женщин?-

- Ежели их нет, то их надо воспитывать! Все зависит от казаков. Если они будут предъявлять эти требования к тем, кто захочет выйти за них муж, то постепенно все наладится. А если казаки восстановят казачью общину, то все это решится само собой.-

Василий Кондратьевич встал и пошел на кухню и вскоре на столе появились маринованные грибки, холодная индюшатина, куски тарани и графинчик водки. Разлив водку в рюмки Василий Кондратьевич произнес тост. Господи благослови! Со свиданьицем! Поморщившись, выпили по первой. Затем налили и выпили истово по второй и только после нее закусили рыбой. Такой порядок. Казакам после первой рюмки закусывать не полагается. Затем их душевный разговор продолжился.

- И што это мы с тобой все о Мишанечке, да о Мишаничке. Я слыхал, што ты с каким-то аналитическом центром сотрудничаешь?- прогуторил Василий Кондратьевич.

- Энто правда. Есть один такой. Только чую, што он не столько казачий, сколько разведовательный. Собирает всякую информацию, Особливо его интересует кто и о чем гуторит. А при регистрации требуется не только подробный донос на себя, но еще и прикладывать свою фотографию. Дабы ежели ты не то гуторишь и задумашь в кукурузе сховаться, то можно было-бы тебя и там по фото найти-

- Да, ладно! Ты наверно преувеличиваешь. При нашей демократии, гарантом которой выступает наш дедушка президент, лидер всего прогрессивного человечества, живое воплощение апостола Павла8 гроза Запада и США, гениальны вождь и миротворец, а по народной любви второй Ленин, Не могет такого быть!-

- Ну и што ты гуторишь? Как это не могет быть. Еще как могет! Недавно на сайте Казачьего Центра я познакомился с любопытной публикацией. Это доклад атамана (1998-2010гг.) Оренбургского войскового казачьего общества казачьего генерала Глуховского Владимира Ильича под названием «Государственная политика РФ в отношении российского казачества в течение 20-ти лет: итоги»9. А на сайте «Зимовой донской станицы» меня заинтересовала статья Члена Союза писателей России, кандидата философских наук С. А. Порохина «Казачество, история и современность» -

- Ну, и чего ты там такого начитался?

- Как видно из названий обоих публикаций они посвящены одной тематике: анализу процессов происходящих в казачестве и оценка ситуации сложившейся в казачестве. Выводы авторов этих двух публикаций взаимно дополняют друг друга и не только не утешительные, а наоборот просто катастрофические. Привожу тебе пример. Вот к примеру што пишет казачий генерал Глуховской Владимир Ильич «Ошибки в формировании и проведении государственной политики по отношению к российскому казачеству в течении двадцати лет привели к дезорганизации и расколу казачьего движения. Казачье движение утратило свою значимость в общественно-политической жизни страны, потеряло доверие к актуальной государственной власти России и частично перешло на сторону оппозиции…. Подмена Президентской властью законного права казачества на реабилитацию как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей на так называемое «возрождение государственной службы казачества» как объединения любых граждан РФ, произвольно относящих себя к казакам и взявшим на себя обязательства по несению околополицейской государственной службы, скомпрометировала процесс национального возрождения казачества в глазах российской общественности.». Энтого тебе мало! Али вот ишшо. «Подмена Президентской властью законного права казачества на реабилитацию как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей на так называемое «возрождение государственной службы казачества» как объединения любых граждан РФ, произвольно относящих себя к казакам и взявшим на себя обязательства по несению околополицейской государственной службы, скомпрометировала процесс национального возрождения казачества в глазах российской общественности.» Атаманы Войсковых казачьих обществ указами Президента РФ назначаются на должности начальников отделов Главного управления казачьих войск при Президенте РФ. Подобная активность в государственной политике «снесла мозги», как атаманам, так и казакам. Все оказались в заблуждении. Многие казаки считали, что наряду с государственной службой будут решаться так же вопросы политической и территориальной реабилитации казачества. Вместе с тем произошла перезагрузка ценностей. Вместо возрождения казачества атаманов прельстила служба в Администрации Президента РФ и административных органах субъектов РФ, а казаков государственная реестровая служба на бюджетной основе и льготах.»

- А ведь казаки даже при царской власти всегда были против выполнения полицейских функций. И не раз бунтовали. –

- Так-то ж были не нонешние казки. Другими словами, сработала советское воспитание. Как говаривали в Советское время: Сиди и жди, пока придумают вожди. И главное не высовывайся. Партия о тебе позаботится. Ведь в советское времябольшинство казаков проживало не в городах а в сельской местности. Вот и сработал механизм колхозника. Председатель знает все твои проблемы, «обогреет», денег даст и о всем позаботится. Таким образом, после развала самоорганизованного казачьего движения 90-х годов, созданное Б.Ельциным новое казачье движение на базе подконтрольных государству казачьих обществ оказалось не способным не к самоорганизации, не к мотивации государства думать о совершенствовании государственной политики в отношении казачества. Сегодня легитимным стало одно единственное направление возрождения казачества, это возрождение в образе одного из видов жизнедеятельности казачества – государственной и иной службы. В результате Всероссийское общественное движение за возрождение казачества в лице Союза казаков было уничтожено. На смену ему пришло новое казачье движение в виде подконтрольных и легко управляемых государству казачьих обществ готовых всегда встать по стойке смирно и произнести « Што вам угодно?».-

- Разве сейчас не пересмотрена такая политика по отношению к казачеству?-

- К сожалению государственный аппарат, ответственный за развитие государственной политики в отношении казачества в периоды президентства как В.В. Путина так и Д.А. Медведева, оказался неспособным это понять, провести критический анализ, пересмотреть и внести полезные изменения в дальнейшее проведение политики в отношении казачества.-

- Ну, а што там пишет философ? Как это его там?-

- Ты имеешь ввиду автора второй публикации10 кандидата философских наук Прохина С.А.?

- Именно так!-

- Так слушай! «Наиболее активно и перспективно процесс возрождения казачества стал осуществляться в начале 90-х гг.— именно в то время, когда государственная власть была относительно слаба и менее антинациональна, какой она стала сейчас по отношению к русскому народу. Тогда, по крайней мере, с такой силой, как ныне, она не противодействовала процессу возрождения русских (включая и казачество) — одного из самых многочисленных народов России, более того — народа государствообразующего. Когда же власть предержащая несколько поокрепла и успела повыдавить русских из своей властной среды, тогда она стала уже и тайно, и в открытую мешать этому благодатному стихийному процессу, процессу самовозрождения казачества, которое происходило на местах. Нынешняя её политика в отношении казачества вновь стала непримиримой… В результате такого управления процессом возрождения казачества оно сейчас не представляет собой той цельной, стройной, строгой, иерархической и одновременно демократической структуры того самого служилого сословия одиннадцати казачьих войск, каковым оно было в начале ХХ века. Нынешняя власть вместо создания условий для единения казачества, внесло раскол в его сословно-родовую структуру, узаконив создание в России так называемого реестрового казачества… Все эти вопросы неразрывно связаны с возрождением казачества, и их нужно решать по государственному, комплексно. А для этого, самое главное, необходимо обеспечить прохождение в Государственную Думу пропорционального процента численности каждого из народов, от общего числа граждан России. Но осуществление этого при нонешной власти нереально…Для того чтобы казаки были вне политики и поддерживали Президента необходимо чтобы Президент своими указами предотвратил духовный и физический геноцид русского народа, а с ним и в целом казачества. Но этого нет. Поэтому казаки не имеют права как «государственники» быть вне поля государственной политики… Русский народ утратил в своей стране рычаги самоуправления. Нонешняя «государственная власть» перекрыла все пути легитимного свободного волеизъявления народа России. Тогда о каком возрождении казачества может идти речь? А научные конференции о «возрождении казачества» — это, возможно, лишь «выпуск пара» у «последних из могикан», то есть у «последних» русских казаков, способных понимать, что с русским народом и казачеством в настоящее время происходит. Главная задача, которая должна стоять перед народами России и перед российским правительством — это сохранение русского государствообразующего народа от физического вымирания, которое происходит с катастрофическими темпами, превышающими боевые потери России в Первой мировой войне. Это не что иное, как скрытая необъявленная истребительная война. Вымирание русских, равно как и казаков происходит с небывалой скоростью, сопоставимой, разве что с той, которая была в самую кровавую войну для России — в Великую Отечественную… Государственная власть, как представляется, эту страшную проблему как бы не замечает, и всячески старается замалчивать. Её политика направлена на то, чтобы не замечать проблему вымирания целого народа — русского народа. Она содействует тому, чтобы на эту проблему российские граждане меньше всего обращали внимание. Представляется, что эта проблема напрочь выпала из поля внимания и озабоченности властей предержащих, а через манипулирование массовыми средствами информации, она, кажется, уже не вызывает озабоченности уже и со стороны широких масс граждан. По чьему-то злому умыслу якобы «бесконтрольные» СМИ перенацеливают общественное внимание на тысячи совершенно пустопорожних вопросов и вопросиков, ничего не имеющих общего с вопросами выживаемости целого народа. Именно государствообразующего народа. Казаки в основе своей природные пассионарии — самый духовно, нравственно и физически активный слой русского народа в широком его понимании. C потерей у народа смысловой основы жизни, вызванной многолетним целенаправленным уничтожением со стороны «бесконтрольных» средств массовой информации в государстве, с потерей духовных основ российского общества, его подлинной культуры, святоотеческой православной веры, т. е. всего того, на чём прежде держался весь русский мир, казачество, как и в целом как русский народ, перестают себя чувствовать полнопраленными хозяевами на родной земле, они теряют значимость и смысл своего подвижнического труда, и труда вообще. У них, естественно, не может быть интереса к навязываемой им прозападной «масс-папуас-культуре», а к своей исконной культуре этот интерес с младенчества так и не был привит. Кто сейчас поёт русские песни или вытанцовывает русскую?! В целом для большинства русских и казаков буквально на наших глазах утрачивается интерес к своей, ставшей уже совершенно бессмысленной жизни. В результате утраты духовной составляющей жизни именно казачество вместе с русским народом в нынешней России вымирает в первую очередь. А с их гибелью неизбежно грядёт и погибель всего родного Отечества, всей нашей Матушки России, которая без русских уже не Русь, не Россия, а Россияния! Происходит усиленное её заселение иноверцами и инородцами. А пока государственная власть повернута спиной к государствообразующему народу России, равно как и к казачеству. Все донские атаманы, начиная с хуторских, и кончая войсковыми атаманами, маргиналы, приведенны к власти ставленниками еврейского капитала, и в большинстве своем, либо наивные, легко внушаемые и легкоуправляемые личности, либо те, кто был выявлен в результате отрицательного отбора нравственных и моральных качеств в донском казачестве.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе