Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по вопросам казачества

Жизнь без лжи или становление казачьей души

вкл. . Опубликовано в Казачество Просмотров: 946

Никто не хочет глотать гнилые объедки, падающие со стола элиты…
Людям, надоело видеть, как грабят их страну.
(из предвыборных высказываний Дональда Трампа)

Все ощутимее становилось дыхание поздней осени. С утра небольшими белыми хлопьями пошел снежок, одевший зеленевшую траву и листья деревьев в белые шубки. Весь двор, сад, крыши и степь покрылась ровным искрящимся покровом. Морозец был совсем легкий. После обеда поднялся ветер, который разогнал серые снежные тучи. К самому концу дня выглянуло солнце и начало капать. И когда промозглый осенний день уже клонился к вечеру, а пламенеющее солнце, напоминающее раскаленное железное колесо стремительно уходило за тучи на горизонте, в дверь куреня Василия Кондратьевича Чебедушкина1 кто-то не громко постучал.

- Кто бы это мог быть? –

Подумал он. Положив недочитанную книгу на стол, и не снимая очков, он зачикилял2 к двери. Отворив ее, он увидел своего старого знакомца Лукьяна Адриановича Витютнева3, высокого худого казака, в прошлом капитана первого ранга.

-Здорово вечеряли сосед! Ну, говори, примешь гостя, али нет?-

Прогуторил Лукьян Андрианович.

- Слава Богу! Заходи. Милости прошу, ко мне пожаловать. Гостем будешь!-

Ответствовал ему Василий Кондратьевич. Сняв с себя чекмень с папахой, Лукьян Адрианович повесил их на вешалку при входе и, отряхнув веником налипший к сапогам первый снег, прошел в залу.

- Как у тебя тепло -

Прогуторил он, зябко поводя плечами и сел на лавку возле печки.

- Молодец, што не оборудовал в курене водяное отопление. А мы ведь печку сломали и установили газовое оборудование. Оно конечно удобнее. Жена у меня очень довольна. И работы ей меньше и топливо не нужно. Но от печки какое-то другое тепло и как-то уютнее. Сделай милость, подкинь еще в печку, а то меня што-то знобит. Промерз пока к тебе шел. Видать кровь меня уже и не греет-

прогутарил он, и прижил ладони рук к стенке печки

Василий Кондратьевич уважил его и подбросил в печку еще несколько полений.

Надо сказать, што Лукьян Андрианович был немного моложе его. Они оба выросли на хуторе и в детстве были неразлучными друзьями. Лукьян был из семьи полипонов4. Поэтому Василий с малолетства знал их образ жизни. Благодаря дружбе с Лукьяном он вел себя так, што не знавшие его казаки принимали его за полипона. После школы жизнь развела их. Лукьян пошел в Военно-морское училище, а Василий стал танкистом. Впоследствии он закончил Военную Бронетанковую Академию имени Малиновского, воевал в Афганистане и в Чечне. Михаил же после окончания Военно-морского училища служил на Северном флоте. Затем он окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола и был направлен на Тихоокеанский флот, где проходил службу на атомных подводных лодках. Когда произошла Чернобыльская авария, то его направили для ликвидации последствий этой аварии, и ему пришлось там пробыть довольно долго в качестве ликвидатора. Там он и получил немалую дозу радиации. Прошло немного времени и он стал «сохнуть». Ноне он представлял собой ходячий скелет. Надо сказать, што он как чернобылец каждый год ездил в военные санатории. Однако санатории ему мало помогали. Он стал очень уставать и чувствовать постоянную слабость. Единственное што поддерживало его угасающий в теле дух, так это чарка чихиря5. Из детей у него был только один сын Денис, который, несмотря на немалые годы и уговоры родителей, так и не женился. Так што Лукьян Андрианович сильно завидовал Василию Кондратьевичу, у которого было уже три внука. Именно поэтому при всякой их встрече одной из тем их разговоров обязательно была тема воспитания внуков. Вот и сегодня Лукьян Андрианович начал разговор именно с этого.

- Ноне у церкви я встретил твоего младшенького, Мишанечку. Как он похож на тебя в детстве! И как это тебе удалось воспитать его в нашенских полипонских старинных казачьих традиция? Насколько я знаю сын твой и дочь с зятем не дюже прилежны к вере. Так вот, стоит он у входа в храм в бекеше шароварах с лампасами, папахе, а на наборном пояске кинжал весит. Одним словом любо дорого посмотреть. Только вот обут он у тебя не так как должно.-

- Ты и сам знаешь, што с сапогами ноне дюже трудно. Да и нога растет быстро. Вот сам я ему сапоги точаю6 как умею.-

- Так вот, прислушался я, а он што - то шепчет. Видать молитву читает. Пригляделся я к нему и вижу, што крест он правильно кладет по-нашему двуперстно, а не щепотью. А ведь ему-то всего, если я не ошибаюсь, не так давно исполнилось пять лет.-

- Уже пять с половиной минуло. Зимний он.-

- Вишь, как время бегит. Значит, запамятовал я. И еще обратил я внимание на то, што он всегда с кинжалом ходить. Откель он у него?-

- Кинжал энто мой подарок ему. Когда он родился я его ему в люльку клал, а он ручками его ощупывал, сжимал и играл им. Кинжал энто была то первое, што он после того как на свет народился в своей жизни держал. С тех пор он без него ни шагу. Куда бы он ни шел, што бы он не делал он всегда при нем. И што интересно, так это то, што он до сих пор еще ни одного пальца себе не порезал.-

- Да, когда я был мальцом, дедуня мне гуторил, што казаки в старину дите к холодному оружию приучали с рождения. Тогда оно становилось для него частью его тела -

- А когда чебедушка7 мой, Мишанечка, немного подрос, я ему свое ружье давал играть . Он бывалоча как в него своими рученками вцепится и не отпускает. В крик, ежели энту «игрушку» у него забираешь. А когда ему исполнилось пять лет, то купил я ему на день рождения пневматический пистолет. С тех пор мы стали учиться стрелять. Все ничего, да вот только спуск у пистолета для него оказался тугой. Поэтому пришлось заняться развитием силы. Сделал я ему турник и стал он на нем виснуть. Через пару месяцев курок он нажимал довольно легко. Затем я сделал небольшое стрельбище и стал учить стрелять его из этого пистолета. Поначалу у него были проблемы с прицеливанием, так как пистолет был для него тяжеловат. Чтобы укрепить руки приучил я его колоть дрова. Надо сказать, рубка дров сильно укрепляет не только руки, но и мышцы груди и спины, а так - же развивает глазомер. Рубил он у меня дрова ежедневно и спустя месяц его было трудно узнать. Так он физически изменился. После этого наши занятия по стрельбе стали намного успешнее. Я начал заниматься стрельбой из пистолета со старшим внуком, когда ему было восемь лет. Он быстро научился точно стрелять и так наловчился, што когда он с родителями был в Крыму, в Геленджике, то он дострелялся до того, што хозяева тиров перестали его пускать в их тиры, так как он выигрывал все первые призы. Однажды владелец тира специально дал ему винтовку со сбитой мушкой, а он умудрился все равно выиграть первый приз. Так што за Мишанечку я спокоен и абсолютно уверен, што из него выйдет великолепный стрелок.-

-А вот скажи ты мне, как Мишанечка к Богу пришел?-

- Это произошло так. Как- то зять со старшим сыном уезжали от меня, и я их стал крестить в догонку. Мишанечка подглядел, што я делал и спытывает меня: « А што это ты дедуня сейчас делал?» А я ему гуторю « Я их крещу, штобы Бог их хранил и дорога у них была легкой и безопасной.» Тогда он мне гуторит «А когда я буду уезжать, ты меня то же перекрестишь?» Обязательно, отвечаю я ему. А он тогда возьми да сложи пальцы и перекрестись. Затем гуторит « А скажи- ка ты мне дедуня, правильно ли я перекрестился али нет?» Отвечаю я ему, што все ты сделал правильно. А он мне « Научи меня молиться. А когда ты в церковь пойдешь, то возьми меня». Наступила пасха и мы с женой и Мишанечкой пошли в Церковь крестить куличи. Церковь была на ремонте и пасхи освящали на улице на длинном сбитом из струганных досок столе. Вокруг столов в основном стояли женщины с куличами и окрашенными яйцами, в то время как казаки стояли в стороне кучкой и ждали прихода батюшки. Мишанечка вроде возле меня был, а тут пропал. Стал я его искать, а он уже в церкви стоит, иконы разглядывает и крестится. Вышли мы из церкви, а навстречу нам идет батюшка. А он ему и гуторит. «Акропите меня батюшка» Тот взял и акропил его. Мишанечка настолько был счастлив, што целый день никак успокоиться не мог, все о том вспоминал. Так и пошло. Стал он меня о Боге спрашивать. А тут он подглядел, как я на ночь молюсь и стал просить научить его молитвам. Стал за мной молитвы повторять. Память у него хорошая. Быстро запомнил и вскоре стал вскоре со мною поутру и ночь молиться.-

- А вот спрашивал он, где Бог находится и как он выглядит?-

- Я отвечал ему што Бог он везде и среди нас. Бог любит всех людей, мы его дети. Он ни кого не наказывает, а защищает и во всем помогает. А если человек нарушает Божь заповеди и отворачивается от Бога, то Бог от него то - же отворачивается и ни в чем не помогает и его не защищает. И тогда с человеком происходят всякие нехорошие дела. Церковь это дом Бога. Когда человек молится, то он просит помощи и защиты у Бога али святых, в делах которые человеку невозможно выполнить. Однако не надо бога просить о том, что в силах человечески. Например, здоровья, денег, богатства. Это все зависит от самого человека. Надо больше трудиться и будут деньги, вести правильный образ жизни и не будешь болеть. Надо просить только то, што человек не в силах совершить. Например, излечить от болезни, которая на сегодня является неизлечимой,

- Ты помнишь деда Чуприка, што жил в конце хутора. Што он нам гуторил? Бог он везде и невидим, но каждый день он является и показывает нам свое личико в виде солнышка. Он обогревает нас и дает нам жизнь. У Бога много лиц. Бог может явиться нам таким, которым он считает нужным. Я это сказал Мишанечке. А он мне гуторит. Бог это космос. Бог состоит из протонов и нейтронов и поэтому он везде. Солнышко это и есть сам Бог, являющийся в наш мир и дающий нам жизнь тепло и свет. И если бы ты мог себе представить, какое он испытал счастье, когда впервые встретил восход солнца. Он мне гуторит, што солнышко встает утром и для того, чтобы поздороваться с ним.-

- Ну а о грехе и сатане ты ему рассказывал? –

- Было дело. Я ему гуторил так. Бог указал, как надо жить. И перечислил Божьи заповеди. А тот, кто их не выполняет, тот грешит, и Бог тому не помогает, а от него отворачивается. В этом случае у человека происходят одни неприятности, неудачи в жизни и болезни. У Бога есть помощники ангелы. Однако среди них есть один, который возгордился и перестал слушать Бога. Зовут этого плохого ангела Сатаной. А у него есть помощники и кличут их черти. Так вот они делают все, чтобы навредить человеку, подталкивают его к плохим поступкам и к нарушению Божьих заповедей. Поэтому если ты грубишь или ленишься, то это тебе в ухо нашептывают черти.-

- А скажи-ка ты мне Василий, што это ты за вышку соорудил и для чего?-

- Это не просто вышка, а это наблюдательная вышка, наподобие той, которая была у казаков. Соорудил я ее из подручного материала. Благодаря ей, Мишанечка научился лазить по лестнице, не бояться высоты и спускаться по канату вниз. Окромя того он научился пользоваться биноклем. Ему очень нравится залезать на вышку и размахивать там казачьим флагом. Он гуторит, што таким образом, он подает знак всем, кто его видит, што здесь живут казаки. Научил я его так же , как пользоваться компасом и как в степи определять стороны света.-

- А ты не хотел бы определить Мишанечку в Детский казачий центр (ДКЦ)?-

- Я этого не хотел бы по нескольким причинам. Первой причиной является то, што детьми дошкольного возраста ДКЦ не занимается. Во - вторых, дети дошкольного возраста духовно привязаны к своим родителям и доверяют только им. Поэтому доверять формирование души ребенка чужим дядям, подчас не казакам, недопустимо. В - третьих, ДКЦ не дает казачьего воспитания и не формирует у казачат ни казачьего образа жизни, ни казачьего менталитета. В основном ДКЦ занимаются просветительской и образовательной деятельностью с элементами казачьей физической подготовки. Как общеизвестно, в становлении ребенка особую роль играет мать. До трех лет формируется психика ребенка. Именно мать формирует ту основу в детской душе, позволяющей в дальнейшем ощущать себя казаком через песни, танцы, шутки и прибаутки. Именно в этом возрасте через общение с дедом и бабкой, через совместное проживание в большой казачьей семье и совместный труд закладываются основы особого казачьего образа жизни, казачьего мировосприятия и казачьей души. Я бы сказал так. Если женщина желает стать матерью казака, то он должна быть верующей, знать старинные казачьи песни и сказки, уметь по - казачьи танцевать, наряжаться, готовить казачью пищу и вести себя в семье согласно казачьим традициям. Если она всего этого не умеет, то ее не следует подпускать к воспитанию казачат.-

- Ну, ты брат крут! И где ты найдешь ноне таких женщин?-

- Ежели их нет, то их надо воспитывать! Все зависит от казаков. Если они будут предъявлять эти требования к тем, кто захочет выйти за них муж, то постепенно все наладится. А если казаки восстановят казачью общину, то все это решится само собой.-

Василий Кондратьевич встал и пошел на кухню и вскоре на столе появились маринованные грибки, холодная индюшатина, куски тарани и графинчик водки. Разлив водку в рюмки Василий Кондратьевич произнес тост. Господи благослови! Со свиданьицем! Поморщившись, выпили по первой. Затем налили и выпили истово по второй и только после нее закусили рыбой. Такой порядок. Казакам после первой рюмки закусывать не полагается. Затем их душевный разговор продолжился.

- И што это мы с тобой все о Мишанечке, да о Мишаничке. Я слыхал, што ты с каким-то аналитическом центром сотрудничаешь?- прогуторил Василий Кондратьевич.

- Энто правда. Есть один такой. Только чую, што он не столько казачий, сколько разведовательный. Собирает всякую информацию, Особливо его интересует кто и о чем гуторит. А при регистрации требуется не только подробный донос на себя, но еще и прикладывать свою фотографию. Дабы ежели ты не то гуторишь и задумашь в кукурузе сховаться, то можно было-бы тебя и там по фото найти-

- Да, ладно! Ты наверно преувеличиваешь. При нашей демократии, гарантом которой выступает наш дедушка президент, лидер всего прогрессивного человечества, живое воплощение апостола Павла8 гроза Запада и США, гениальны вождь и миротворец, а по народной любви второй Ленин, Не могет такого быть!-

- Ну и што ты гуторишь? Как это не могет быть. Еще как могет! Недавно на сайте Казачьего Центра я познакомился с любопытной публикацией. Это доклад атамана (1998-2010гг.) Оренбургского войскового казачьего общества казачьего генерала Глуховского Владимира Ильича под названием «Государственная политика РФ в отношении российского казачества в течение 20-ти лет: итоги»9. А на сайте «Зимовой донской станицы» меня заинтересовала статья Члена Союза писателей России, кандидата философских наук С. А. Порохина «Казачество, история и современность» -

- Ну, и чего ты там такого начитался?

- Как видно из названий обоих публикаций они посвящены одной тематике: анализу процессов происходящих в казачестве и оценка ситуации сложившейся в казачестве. Выводы авторов этих двух публикаций взаимно дополняют друг друга и не только не утешительные, а наоборот просто катастрофические. Привожу тебе пример. Вот к примеру што пишет казачий генерал Глуховской Владимир Ильич «Ошибки в формировании и проведении государственной политики по отношению к российскому казачеству в течении двадцати лет привели к дезорганизации и расколу казачьего движения. Казачье движение утратило свою значимость в общественно-политической жизни страны, потеряло доверие к актуальной государственной власти России и частично перешло на сторону оппозиции…. Подмена Президентской властью законного права казачества на реабилитацию как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей на так называемое «возрождение государственной службы казачества» как объединения любых граждан РФ, произвольно относящих себя к казакам и взявшим на себя обязательства по несению околополицейской государственной службы, скомпрометировала процесс национального возрождения казачества в глазах российской общественности.». Энтого тебе мало! Али вот ишшо. «Подмена Президентской властью законного права казачества на реабилитацию как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей на так называемое «возрождение государственной службы казачества» как объединения любых граждан РФ, произвольно относящих себя к казакам и взявшим на себя обязательства по несению околополицейской государственной службы, скомпрометировала процесс национального возрождения казачества в глазах российской общественности.» Атаманы Войсковых казачьих обществ указами Президента РФ назначаются на должности начальников отделов Главного управления казачьих войск при Президенте РФ. Подобная активность в государственной политике «снесла мозги», как атаманам, так и казакам. Все оказались в заблуждении. Многие казаки считали, что наряду с государственной службой будут решаться так же вопросы политической и территориальной реабилитации казачества. Вместе с тем произошла перезагрузка ценностей. Вместо возрождения казачества атаманов прельстила служба в Администрации Президента РФ и административных органах субъектов РФ, а казаков государственная реестровая служба на бюджетной основе и льготах.»

- А ведь казаки даже при царской власти всегда были против выполнения полицейских функций. И не раз бунтовали. –

- Так-то ж были не нонешние казки. Другими словами, сработала советское воспитание. Как говаривали в Советское время: Сиди и жди, пока придумают вожди. И главное не высовывайся. Партия о тебе позаботится. Ведь в советское времябольшинство казаков проживало не в городах а в сельской местности. Вот и сработал механизм колхозника. Председатель знает все твои проблемы, «обогреет», денег даст и о всем позаботится. Таким образом, после развала самоорганизованного казачьего движения 90-х годов, созданное Б.Ельциным новое казачье движение на базе подконтрольных государству казачьих обществ оказалось не способным не к самоорганизации, не к мотивации государства думать о совершенствовании государственной политики в отношении казачества. Сегодня легитимным стало одно единственное направление возрождения казачества, это возрождение в образе одного из видов жизнедеятельности казачества – государственной и иной службы. В результате Всероссийское общественное движение за возрождение казачества в лице Союза казаков было уничтожено. На смену ему пришло новое казачье движение в виде подконтрольных и легко управляемых государству казачьих обществ готовых всегда встать по стойке смирно и произнести « Што вам угодно?».-

- Разве сейчас не пересмотрена такая политика по отношению к казачеству?-

- К сожалению государственный аппарат, ответственный за развитие государственной политики в отношении казачества в периоды президентства как В.В. Путина так и Д.А. Медведева, оказался неспособным это понять, провести критический анализ, пересмотреть и внести полезные изменения в дальнейшее проведение политики в отношении казачества.-

- Ну, а што там пишет философ? Как это его там?-

- Ты имеешь ввиду автора второй публикации10 кандидата философских наук Прохина С.А.?

- Именно так!-

- Так слушай! «Наиболее активно и перспективно процесс возрождения казачества стал осуществляться в начале 90-х гг.— именно в то время, когда государственная власть была относительно слаба и менее антинациональна, какой она стала сейчас по отношению к русскому народу. Тогда, по крайней мере, с такой силой, как ныне, она не противодействовала процессу возрождения русских (включая и казачество) — одного из самых многочисленных народов России, более того — народа государствообразующего. Когда же власть предержащая несколько поокрепла и успела повыдавить русских из своей властной среды, тогда она стала уже и тайно, и в открытую мешать этому благодатному стихийному процессу, процессу самовозрождения казачества, которое происходило на местах. Нынешняя её политика в отношении казачества вновь стала непримиримой… В результате такого управления процессом возрождения казачества оно сейчас не представляет собой той цельной, стройной, строгой, иерархической и одновременно демократической структуры того самого служилого сословия одиннадцати казачьих войск, каковым оно было в начале ХХ века. Нынешняя власть вместо создания условий для единения казачества, внесло раскол в его сословно-родовую структуру, узаконив создание в России так называемого реестрового казачества… Все эти вопросы неразрывно связаны с возрождением казачества, и их нужно решать по государственному, комплексно. А для этого, самое главное, необходимо обеспечить прохождение в Государственную Думу пропорционального процента численности каждого из народов, от общего числа граждан России. Но осуществление этого при нонешной власти нереально…Для того чтобы казаки были вне политики и поддерживали Президента необходимо чтобы Президент своими указами предотвратил духовный и физический геноцид русского народа, а с ним и в целом казачества. Но этого нет. Поэтому казаки не имеют права как «государственники» быть вне поля государственной политики… Русский народ утратил в своей стране рычаги самоуправления. Нонешняя «государственная власть» перекрыла все пути легитимного свободного волеизъявления народа России. Тогда о каком возрождении казачества может идти речь? А научные конференции о «возрождении казачества» — это, возможно, лишь «выпуск пара» у «последних из могикан», то есть у «последних» русских казаков, способных понимать, что с русским народом и казачеством в настоящее время происходит. Главная задача, которая должна стоять перед народами России и перед российским правительством — это сохранение русского государствообразующего народа от физического вымирания, которое происходит с катастрофическими темпами, превышающими боевые потери России в Первой мировой войне. Это не что иное, как скрытая необъявленная истребительная война. Вымирание русских, равно как и казаков происходит с небывалой скоростью, сопоставимой, разве что с той, которая была в самую кровавую войну для России — в Великую Отечественную… Государственная власть, как представляется, эту страшную проблему как бы не замечает, и всячески старается замалчивать. Её политика направлена на то, чтобы не замечать проблему вымирания целого народа — русского народа. Она содействует тому, чтобы на эту проблему российские граждане меньше всего обращали внимание. Представляется, что эта проблема напрочь выпала из поля внимания и озабоченности властей предержащих, а через манипулирование массовыми средствами информации, она, кажется, уже не вызывает озабоченности уже и со стороны широких масс граждан. По чьему-то злому умыслу якобы «бесконтрольные» СМИ перенацеливают общественное внимание на тысячи совершенно пустопорожних вопросов и вопросиков, ничего не имеющих общего с вопросами выживаемости целого народа. Именно государствообразующего народа. Казаки в основе своей природные пассионарии — самый духовно, нравственно и физически активный слой русского народа в широком его понимании. C потерей у народа смысловой основы жизни, вызванной многолетним целенаправленным уничтожением со стороны «бесконтрольных» средств массовой информации в государстве, с потерей духовных основ российского общества, его подлинной культуры, святоотеческой православной веры, т. е. всего того, на чём прежде держался весь русский мир, казачество, как и в целом как русский народ, перестают себя чувствовать полнопраленными хозяевами на родной земле, они теряют значимость и смысл своего подвижнического труда, и труда вообще. У них, естественно, не может быть интереса к навязываемой им прозападной «масс-папуас-культуре», а к своей исконной культуре этот интерес с младенчества так и не был привит. Кто сейчас поёт русские песни или вытанцовывает русскую?! В целом для большинства русских и казаков буквально на наших глазах утрачивается интерес к своей, ставшей уже совершенно бессмысленной жизни. В результате утраты духовной составляющей жизни именно казачество вместе с русским народом в нынешней России вымирает в первую очередь. А с их гибелью неизбежно грядёт и погибель всего родного Отечества, всей нашей Матушки России, которая без русских уже не Русь, не Россия, а Россияния! Происходит усиленное её заселение иноверцами и инородцами. А пока государственная власть повернута спиной к государствообразующему народу России, равно как и к казачеству. Все донские атаманы, начиная с хуторских, и кончая войсковыми атаманами, маргиналы, приведенны к власти ставленниками еврейского капитала, и в большинстве своем, либо наивные, легко внушаемые и легкоуправляемые личности, либо те, кто был выявлен в результате отрицательного отбора нравственных и моральных качеств в донском казачестве.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе