Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по вопросам казачества

Центр народной казачьей культуры. Филармонический центр казачьего народного творчества

вкл. . Опубликовано в Казачество Просмотров: 2482

Проект

Автор В.Г.Родионов, к.и.н.

Создание Филармонического центра казачьего народного творчества на базе одного из Московских городских культурно-досуговых учреждений обусловлена необходимостью целенаправленного воздействия на возрождение музыкальной и песенной (хоровой) казачьей культуры, еще в недавнем прошлом имевших общественный интерес к этим устойчиво развивающийся видам и жанрам художественно-творческого самовыражения.

Исторически сложилось так, что все сколько-нибудь значимые формы самоорганизации казачества для совместного музыцирования и пения в настоящее время могут быть возобновлены и востребованы лишь при активной поддержке государственных и муниципальных органов.

1. Содержание концепции.

1.1. Филармонией является учреждение, занятое организацией пропаганды музыкального и песенного искусства, музыкальных и песенных произведений и их исполнителей, а также организацией концертов, музыкально-песенных фестивалей и праздников российского казачества. Приоритетно филармония может быть ориентирована на пропаганду казачьего народного музыкально-песенного искусства, что является актуализирующим фактором в концепции филармонической деятельности.

1.2. Филармонической целью культурно-досугового учреждения является организация и обеспечение работы исполнительских коллективов народного творчества российского казачества, создаваемых для решения задач художественного и эстетического его развития и развития всего населения России средствами пропаганды музыкального, песенного и хореографического искусства российского казачества. Основу этой пропаганды должна составить расширяющаяся и углубляющаяся работа со зрительской и слушательской аудиторией в местах проживания людей (казаков в первую очередь).

Задачами культурно-досугового учреждения в развитии филармонической деятельности являются обеспечение устойчивого финансирования постановочных нужд казачьих исполнителей и творческих коллективов, целенаправленное решение проблем художественно-исполнительской практики, что обеспечит качественный рост и творческую стабильность основных народных казачьих коллективов.

2. Приоритетными задачами собственно филармонической деятельности является:

  • - организация концертной деятельности казачьих народных исполнительских коллективов;
  • - пропаганда музыкального и песенного (хорового) искусства российских казаков, проживающих как компактно, так и дисперсно в других регионах среди других этносов и этнических групп;
  • - пропаганда исполнителей народного казачьего репертуара.

В круг задач филармонической деятельности также входит:

  • - повышение качества концертного обслуживания населения за счет расширения участия в нем казачьих исполнительских коллективов из других регионов Российской Федерации;
  • - организация казачьих фестивалей музыкального и песенного искусства и создание традиционных казачьих музыкальных праздников с широким участием народных исполнительских коллективов и солистов из других регионов России, превращая их в школу творческого взаимообогащения сценических коллективов, в праздники дружбы народов.

Объектом филармонической деятельности культурно-досугового учреждения, в первую очередь являются населенные пункты региона расположения филармонии, а также другие регионы в порядке выездных и обменных гастролей казачьих коллективов народного творчества.

3. Филармоническая организация, создаваемая на базе регионального культурно-досугового учреждения, может быть учреждена как самостоятельная структура. А может быть лишь определена, как его структурное подразделение (без образования юридического лица). Это аргументируется там, что культурно-досуговое учреждение может комплексным многофункциональным Дворцом культуры, организацией, призванной обеспечить удовлетворение разнообразных культурных потребностей и запросов населения, в том числе в концертно-лекционном и концертном его обслуживании.

Филармоническая деятельность определяется как создание единой системы концертно-лекционного и концертного обслуживания, ориентированного на культурные нормы, образцы поведения, традиции, а также другие этносодержательные характеристики казаков других и этнических групп.

При этом основополагающим принципом признается приоритет качественного состояния казачьего концертного и концертно-лекционного предложения над количественными нормативами. То есть, концертно-лекционное и концертное обслуживание населения казачьими коллективами народного творчества должно отвечать нескольким критериям:

  • - управления репертуаром;
  • - обозначенным требованиям к лектору и исполнителю;
  • - требованиям к современному уровню оформления и технического оснащения концертных программ;
  • - избирательности гастрольных обменов.

Фактически провозглашается принцип сдержанного регулирования концертно-лекционной и концертной деятельности культурно-досугового учреждения.

4. Реализация этого принципа:

4.1. Может осуществляться экспертным путем и должна отражать качественные характеристики, применяемые к филармоническим и концертным программам, подготовляемым казачьими коллективами народного творчества. Оценки должны группироваться по блокам:

  • - художественный уровень концертных и концертно-лекционнных программ;
  • - народность репертуара;
  • - профессионализм исполнителей и лекторов;
  • - новизна;
  • - уровень режиссуры;
  • - состояние общественного признания;
  • - технический уровень.

4.2. Должно обеспечиваться качество проката, что выражается в доступности площадки для артистов, технической оснащенностью сцены, наличием необходимого оборудования, определенными акустическими возможностями залов. Сюда же относится доступность казачьих концертов населению по стоимости, уровень комфортности услуги, а также степень удовлетворения зрительских предпочтений.

5. Филармоническая деятельность культурно-досугового учреждения строится по нескольким функциональным направлениям:

5.1. Осуществление просветительской музыкально-пропагандистской деятельности по развитию многообразия музыкальной среды казачества, подъему его музыкальной и песенной культуры, формированию народных художественных потребностей;

5.2. Построение системы обеспечения многообразной казачьей концертной деятельности как основы музыкально-эстетического просвещения всего населения России;

5.3. Расширение продуктивного самодеятельного исполнительского творчества как потенциального условия для развития жанрового разнообразия.

Реализация этих трех направлений станет возможна при условии использования всей ресурсной базы культурно-досугового учреждения при обеспечении филармонической деятельности казачьих коллективов и исполнителей. Это одно из главных условий реализации Концепции.

6. Из этого следуют две организационные модели:

6.1. Учредитель (учредители) культурно-досугового учреждения полностью его перепрофилируют, образуя на его базе новый тип – Филармонический центр казачьего народного творчества.

6.2. Организационная модель казачьей филармонической деятельности не может рассматриваться изолированно от организационной системы самого культурно-досугового учреждения. В процессе построения Филармонического центра казачьего народного творчества по этой модели неизбежна решение трех организационных проблем.

Первая - это встраивание казачьей филармонической деятельности в структуру культурно-досугового учреждения. Для этого необходимо решить с учредителем (учредителями) вопрос об образовании дополнительного структурного подразделения - филармонического центра. Получив такое согласие, следует перерегистрировать Устав, внеся в него соответствующие изменения. В частности отразить следующие позиции:

- Филармонический центр казачьего народного творчества народного творчества не является юридически лицом, но обладает самостоятельностью в деле организации и проведения концертно-лекционного обслуживания населения.

- Филармонический центр казачьего народного творчества управляется автономно и проводит самостоятельную художественно-творческую политику;

- Филармонический центр казачьего народного творчества возглавляется художественным руководителем, который является одним заместителем директора культурно-досугового учреждения;

- Филармонический центр казачьего народного творчестваимеет внутреннюю организационную структуру, элементами которой являются:

а) лекционно-пропагандистский сектор;
б) сектор исполнительских составов;
в) сектор организации гастролей.

Вторая организационная проблема - это создание связанных с Филармоническим центром народного творчества опорных прокатных пунктов в трех уровнях доступности:

  • - в крупных населенных пунктах на территории региона;
  • - в других муниципальных образованиях;
  • - на территории субъектов Российской Федерации.

Уровни доступности следует связать единой технологической картой, в которой должны быть прописаны маршруты, используемые в деятельности казачьего Филармонического центра народного творчества.

Третья организационная проблема - это создание системы договорных отношений, по которым станет возможным планировать проведение концертных циклов, лекций-концертов в домах и дворцах культуры, муниципальных образований. Для решения этой проблемы Филармонический центр казачьего народного творчества народного творчества должен создать сеть агентов-поручителей, которые будут обеспечивать договорной процесс и способствовать эффективности проведения филармонической деятельности с использованием для информированности населения в местах их проживания местную прессу, радио, телевидение, наружную рекламу и распространение абонементов и билетов.

Создание агентской сети очень актуально в связи с потенциальной ориентацией Филармонического центра народного творчества на возрождение казачьей музыкальной и песенной культуры через повышение уровня культурных потребностей и восприятия.

В рамках этой деятельности станет оправданной перспектива стимулирования создания в других субъектах Российской Федерации музыкальных коллективов, которые станут обогащать концертную афишу и расширять жанровое представительство других коллективов казачьего народного творчества.

Вообще Филармонический центр казачьего народного творчества - это система народных творческих коллективов, базирующихся в различных культурно-досуговых учреждениях региона. Сам же коллектив Головного Филармонического центра казачьего народного творчества, располагая определенным контингентом постоянных сотрудников, получает право и реальную возможность заключать договор на прокат казачьих коллективов народного творчества на один-два сезона или на отдельную антрепризу. Эта же система распространяется на отношения с теми или иными режиссерами, дирижерами, художниками, музыкантами, певцами и танцорами.

Введение “полустационарной системы” способствовало бы привлечению талантливых творческих специалистов, не находящих себя в столице или в других крупных городах Российской Федерации, позволяло бы им проявить свои дарования, что приводило бы к повышению возможностей и творческого уровня казачьей филармонической деятельности культурно-досугового учреждения.

7. Финансирование является ключевой проблемой, которую необходимо будет решать, но принципы его необходимо обозначить уже в момент принятия решения о создании Филармонического центра казачьего народного творчества.

Есть два принципиально разных подхода к решению финансовой проблемы.

Один - это ориентация на получение от государственных и муниципальных органов власти социально-творческого заказа на концертно-лекционное обслуживание населения силами казачьих коллективов народного творчества. Однако органы власти не обязаны выделять Филармонический центр казачьего народного творчества в качестве приоритетного, и это может привести к отсутствию заказов. Поэтому механизм гибкого финансирования на основе социально-творческого заказа - это не всегда оправданный риск.

Другой - это штатное содержание управленческого и творческого персонала на основе единой сетки оплаты труда и оплата содержания ресурсов. То есть финансирование Филармонического центра казачьего народного творчества за сам факт его существования. В принципе такое решение возможно, но малопродуктивно.

Поэтому целесообразно применить оба подхода к финансированию Филармонического центра казачьего народного творчества в комплексе. Отсюда:

  • - часть управленческого и творческого персонала содержится в штате за счет консолидированного бюджета;
  • - другая часть (возможно большая) управленческого и творческого персонала формируется по каналам государственного и муниципального финансирования через социально-творческий заказ;
  • - производственно-хозяйственная деятельность финансируется через социально-творческий заказ (содержится в нем);
  • - концертно-лекционная частично по социально-творческому заказу, частично за счет собственной деятельности Филармонического центра.

Спонсорские и другие, не запрещенные законом, финансовые поступления, расходуются на творческо-производственную деятельность, становление новых коллективов и подготовку новых концертно-лекционных программ.

В качестве постулата следует, однако, зафиксировать, что без государственного финансирования музыкальных и песенных (хоровых), хореографических коллективов казачьего народного творчества, ориентированных на прокат в Филармоническом центре они просто не выживут.

8. Основой деятельности Филармонического центра казачьего народного творчества должны быть целостные программы по пропаганде казачьей народной культуры. При том, что эстрадная и развлекательная шоу-продукция не должна транслироваться Филармоническим центром, это не поле его деятельности. Скорее всю его деятельность можно рассматривать как альтернативу «вестернизированной» западной экспансии в российскую музыкальную ментальность.

Основные программы должны быть адресными. Это значит, что они должны быть ориентированы как минимум на две социальные группы.

Приоритетной следует признать программу музыкального воспитания детей и подростков, которую Филармонический центр казачьего народного творчества народного творчества должен проводить как на стационарных концертных площадках, так и в школьных и детских досуговых учреждениях.

Программными направлениями, которые следует интегрировать со школьными дисциплинами, могут быть:

  • - музыкально-просветительская работа в школе на казачьем народном музыкальном материале;
  • - формирование казачьего народного репертуара в хоровом искусстве школьных коллективов и в коллективах детских досуговых учреждений;
  • - казачьи народные ритмы в художественном движении (уроки пластики и аэробика) как средстве эстетического воспитания;
  • - вовлечение подрастающих поколений казаков в исполнительскую деятельность на базе опорных культурно-досуговых учреждений (площадках);
  • - абонементные лекции-концерты народной музыки и пения на престижных площадках в городах и районных центрах субъектов Российской Федерации;
  • - циклы музыкально-досуговых вечеров на основе казачьих народных танцевальных традиций для молодежи и школьников.

При Филармоническом центре казачьего народного творчества целесообразно создать Студию казачьего комплексного музыкально-эстетического воспитания, которая служила бы лабораторией для отработки методик работы с молодежью и школьниками.

Характерным признаком такой студии является стремление к развитию творческого потенциала личности казачьего подростка, трактуемого не только в специальном узкохудожественном плане, но и в более широком - жизнестроительном, обеспечивающим социальную адаптацию личности к групповым коллективным формам творческой деятельности казаков.

Второй программой должна стать работа со взрослым казачьим населением, для которых следует готовить различные музыкальные циклы и лектории по освоению казачьей народной музыкальной культуры и музыкальной культуры народов России и мира.

Третья программа должна стать основой казачьей концертно-лекционной и концертной деятельности, ориентированной на все поколения общества. Задача - воздействие на создание общеэтнической музыкальной культуры через преемственность музыкальных вкусов разных поколений казаков.

9. Насущным для Филармонического центра казачьего народного творчества является вопрос создания казачьих репертуаров.

Для решения этой проблемы при Филармоническом центре целесообразно организовать Лабораторию молодых композиторов, задачей которой должно стать расширение авторского актива из числа одаренной казачьей молодежи.

Необходимо также образование творческой Лаборатории молодых солистов-вокалистов, приоритетно специализирующихся на казачьем народном репертуаре.

10. Принципиальными являются вопросы, которые необходимо приоритетно решать в период организации Филармонического центра казачьего народного творчества:

  • - создать систему материального стимулирования филармонических работников, так вся их деятельность прибыльной не является;
  • - создать систему планирования концертно-лекционной и концертной деятельности, учтя имеющийся в стране опыт;
  • - отработать систему продюсерского обеспечения филармонической деятельности.

11. Организационные действия по созданию Филармонического центра казачьего народного творчества

Во-первых, принять решение о создании Филармонического центра на базе выделенного для него здания одного из уже существующих Домов культуры. Или в качестве структурного подразделения одного из Домов культуры.

Этим же решением назначить Руководителя Филармонического центра.

Во-вторых, поручить Руководителю Филармонического центра казачьего народного творчества разработать Организационный проект его создания и функционирования.

В-третьих, Руководителю в течение трех месяцев с момента принятия решения об образовании Филармонического центра казачьего народного творчества сформировать его штат и начать концертно-лекционную и концертную деятельность, отрабатывая организационные технологии для распространения концертно-лекционного и концертного обслуживания в территории других субъектов Российской Федерации.

* * *

Создание Филармонического центра казачьего народного творчества на базе культурно-досугового учреждения требует активных усилий со стороны всех заинтересованных сторон и органически связано с решением всего комплекса проблем. Только серьезное, ответственное и качественное отношение к их решению может дать гарантию реального воплощения всего намеченного настоящей Концепцией.

Январь 2011 года.
г.Москва

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе