Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по вопросам казачества

Морально-политическая обстановка в казачестве Юга России

вкл. . Опубликовано в Казачество Просмотров: 1634

Морально-политическая обстановка в казачестве Юга России
(экспертная оценка)

По существу вопроса, изложенного в обращении казаков станицы Мишкинской необходимо иметь в виду следующее.

В Донском казачестве, в сравнении с другими казачьими объединениями, также обременёнными множеством тяжёлых проблем морально-этического плана (не говоря об иных)   сложилась наиболее тягостная ситуация. Во главе Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» (далее – ВКО ВВД) уже много лет пребывает атаман В.П.Водолацкий, ни чем до того не отличившийся перед казачеством чиновник областной администрации, цинично посаженный на это место губернатором Ростовской области вопреки желанию подавляющего числа казаков.  Именно этот факт усугубил уже наметившийся в войске раскол на казаков «реестровых» и  «общественных».

Методы руководства атамана Водолацкого, его низкая общая культура в совокупности с беспринципностью, политиканством, стяжательством, нежеланием служить интересам войска как общины (полный перечень «достоинств» был зачитан при исключении Водолацкого из казаков Азовской станицы в апреле 2008 г.), оттолкнули от него многих казачьих вожаков, в том числе и упомянутых в письме  Бузинова, Сеника, Колобродова и других. Однако, на место им и помимо потомственных казаков вообще, Водолацким фактически было создано фиктивное войско из людей, ничего общего до сих пор с казачеством не имевших. Такого невозможно представить себе на Кубани или где-нибудь ещё. Этот контингент составляют главы и заместители глав сельских администраций – т.н. «хуторские атаманы». Эти лица, собираясь в праздничные дни на площади в Новочеркасске, имитируют казачество Ростовской области (в Волгоградской такого нет). Стесняясь перед настоящими казаками носить форму, они, выезжая в Новочеркасск одевают её в автобусах и таким же образом снимают по дороге домой.

Весной 2008 г. такая ситуация вылилась в попытку смещения атамана В.П. Водолацкого, завершившуюся 3 августа в Азове, где, вопреки противодействию областного ОМОНа и сотен казаков-дружинников, подконтрольных войсковому атаману, состоялся альтернативный Войсковой Круг, избравший С.П. Бузинова новым войсковым атаманом в связи с тем, что атаман Водолацкий ранее был исключён из Азовского станичного общества и, следовательно, утратил право именоваться казаком.
В мае текущего года состоялось решение суда, признавшее данный круг не легитимным, подтвердившее права Водолацкого и запретившее Бузинову именоваться войсковым атаманом ВКО ВВД под угрозой дальнейшего уголовного преследования.

Как видим, решение правящего архиерея по вопросу, упоминаемому в обращении, формально вполне обосновано. В таком положении подателям его остаётся или смириться, или уйти из реестрового общества, что они, по-видимому, и вынуждены будут сделать. Однако проблемы, затронутые в данном письме и, главным образом, в приложениях к нему остаются без ответа. Уникальная ситуация, сложившаяся в Донском казачестве, переживающем теперь уже двойной раскол, затрудняет работу епархии среди казаков. Для того, чтобы разрешить её необходимо устранить главного её виновника, как в высшей степени не соответствующего занимаемому посту и являющегося основным препятствием для подлинного, в первую очередь нравственного, возрождения донского казачества и последующей его консолидации.

В свете вышеизложенного, хотелось бы привести пример Кубанского казачества. Здесь, также как и в большинстве других казачьих регионов страны, существует раскол на «реестровых» и «общественных». Кубанское войсковое казачье общество также возглавляет навязанный губернатором чиновник, однако ситуация в корне иная. Атаман Н.А. Долуда кадровый военный, чуждый меркантильных интересов, честно исполняющий свои обязанности по отношению к казачеству края и опирающийся в своей работе на казачий актив. В руководстве войска нет засилья чуждых людей, а, главное, совершенно иную позицию занимает губернатор, официально объявляющий Кубанское казачество основой государственности края и делом, своим заинтересованным постоянным содействием  добившийся в текущем году наилучших показателей по привлечению казаков к государственной службе и, соответственно, - улучшения их материального положения. Всё это создаёт комфортный для казачества моральный климат и, в конечном счёте, не смотря на остающиеся не решённые проблемы, в целом ведёт к стабилизации социально-политической ситуации в Краснодарском крае.

В заключение к вышеизложенному, полагал бы необходимым указать на насущные проблемы идеологического плана, имеющиеся в казачестве Юга России.

Главная проблема всего казачества - сохраняющийся организационный раскол действует на этот социум аналогично церковному расколу. На стороне не принявших «ельцинского реестра» оказались, в первую очередь носители казачьих традиций, его свободолюбивой духовно-нравственной сущности, люди, получившие  казачье воспитание, помнящие свои казачьи родословные, а также все правдоискатели, склонные к авантюрным действиям «пассионарии», «аристократы духа» и прочие интеллигенты. Помимо положительных качеств, многим из них присущи переоценка собственной личности, а также обскурантизм.

На другой стороне оказались беспринципные конформисты, пришедшие в казачество за деньгами проходимцы, социальные аутсайдеры советской эпохи и масса благонамеренных, но ничего о казачестве не знающих, «не чувствующих» его новобранцев. Ставка сделана именно на них.
В результате первая группа оказалась на обочине выбранного государством курса, в основной массе выбыв из созидательного процесса «возрождения» казачества и не имея средств для реализации своих творческих возможностей, в то время как малосимпатичные (зачастую одиозные) вожди второй группы по большей части просто не способны на какие либо конструктивные меры, и своим моральным обликом создают движению помехи. Одна надежда здесь на директоров казачьих учебных заведений, которые в поисках средств также оказались во второй группе.
Основная опасность ожидающая в данной ситуации молодое поколение казачества, воспитываемое по либеральным рецептам правящей партии – утрата его традиционных ценностей (в первую очередь - товарищества) в обстановке полностью противоречащей складыванию такового, ведущей к изменению сознания следующего поколения казаков, делению его, как и прочего народа, на «успешных» и «быдло».

Второй бедой и опасностью для государства является сепаратизм, глубоко укоренённый в сознании весьма значительной части   казачества. Миф о «древнем казачьем народе», не имеющем отношения к русскому и пострадавшем от «северных оккупантов» всё более распространяется среди всех возрастных категорий казаков в силу отсутствия у них научных знаний, их популяризации. Обе стороны используют его в своей     борьбе. Примером может служить установка рядом с памятником генералу Бакланову в Волгодонске бетонных плит с названиями племён – якобы прародителей казачества, включая мифических «казов». Одновременно идут процессы нарастания новой, молодой волны  старообрядчества, как истинной «казацкой веры» и возвеличивания вождей гитлеровского казачества, - в первую очередь П.Н. Краснова.

На Кубани казачий этносепаратизм уже достиг государственного уровня. Здесь даже на сайте краевой администрации можно прочесть о древнейших, с античных времён, корнях местного казачества. В то же время пограничное положение Кубани и, особенно Терека (Ставрополья), сложность этнополитической ситуации в данных регионах, приглушают здесь антицентристские настроения.
Представляется, что морально-психологической основой казачьего сепаратизма является далеко не полная и поверхностная воцерковлённость казаков. Гордость за принадлежность к казачеству переросла у духовно невежественных людей в этносословную гордыню, о которой предупреждал ещё окормлявший Кавказское линейное казачество святитель Игнатий Брянчанинов.


Внештатный сотрудник Синодального отдела                                   Ю. Сухарев
по взаимодействию с Вооружёнными Силами
и правоохранительными органами

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе