Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по вопросам казачества

Колдобины «возрождения» Донского казачества

вкл. . Опубликовано в Казачество Просмотров: 3761

Основными вехами возрождения казачества в России и на Дону можно считать следующие: избрание 29 июня 1990 г. на съезде казаков в Москве атаманом союза казаков Росии Мартынова Александра Гавриловича, родившегося в г. Ростове-на-Дону (станица Гниловская), а также Большой Круг Союза казаков Области войска Донского, который состоялся 18-19 ноября 1990 г. в здании областной филармонии в г. Ростове-на-Дону, на котором был избран первый атаман войска Донского Михаил Михайлович Шолохов, сын знаменитого донского писателя М.А. Шолохова.

1990 г. характерен для данного этапа возрождения донского казачества попытками узаконить г. Ростов-на-Дону в качестве казачьего города и казачьей столицы Дона. Но исторически и практически Ростов-на-Дону не был казачьим городом, хотя и был приписан к Области войска Донского в 1887 г. Бесстрастная статистика говорит о том, что в Ростове-на-Дону до революции не было жителей казачьего происхождения. Поэтому симпатии казаков Дона все больше и больше склонялись в пользу исторической столицы - Новочеркасска.

6 октября 1991 г. на Большом Круге казаков Дона, состоявшемся в Новочеркасске, Донской атаман М.М. Шолохов добровольно подал в отставку, а вторым атаманом войска Донского был избран Сергей Алексеевич Мещеряков. За Новочеркасском был восстановлен и закреплен статус исторической и современной столицы донского казачества. 15 октября состоялось торжество по случаю начала занятий (в то время в здании школы #6) Донского Императора Александра III кадетского корпуса 51-52 набора (дир. корпуса подъесаул Г.В. Писарев).

В следующем году на Большом Круге, состоявшемся 10-11 октября, третьим Донским атаманом избирается Василий Иванович Каледин.

1993 г. примечателен для возрождающегося Донского казачества тем, что 15 мая состоялось торжественное перезахоронение оскверненных останков героев Дона - генералов Платова, Орлова-Денисова, Бакланова и Ефремова в усыпальницу Новочеркасского Вознесенского собора, а также праха Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна. На другой день состоялось грандиозное торжество восстановления снятого еще в 1923 г. и переплавленного на бронзу в 1933 г. памятника легендарному Атаману и основателю г.Новочеркасска М.И.Платову. 13 июня Новочеркасск посетила глава Российского Императорского дома Великая Княгиня Мария Владимировна с Цесаревичем Георгием.

17-18 июля 1993 г. в Москве состоялся Объединительный Верховный Круг - Съезд казачих войск Росии и зарубежья, на котором верховным атаманом был избран походный атаман войска Донского Виктор Николаевич Ратиев. Столицей казачества России и Зарубежья Круг определил г. Новочеркасск. А сентябрь 1993 г. запомнился новочеркасцам тем, что в один из дней (20) казаки заняли здание Атаманского дворца, в котором работали администрация и городской Совет, и не пускали в него органы местной власти, требуя передать помещение в распоряжение СК ОВД. Выход из конфликтной ситуации был найден мирным путем. За казачеством оставлена правая часть здания Атаманского дворца. К тому же Донскому атаману и Верховному атаману СКВРиЗ была передана часть здания по ул. Атаманской, 40 (бывшее здание Мариинской женской гимназии).

В 1993 г. походный атаман СК ОВД Николай Иванович Козицин становится четвертым Донским атаманом (вначале исполняющим обязанности, а в 1994 г. - атаманом войска Донского).

1994 г. характерен обострением противоречий внутри движения казачьего возрождения. Не находят общего языка казаки, руководимые с одной стороны, Мартыновым А.В. (Москва), а с другой - Ратиевым В.Н. (Новочеркасск). Постепенно осложняется обстановка и внутри самого донского казачества. Так называемые городские казаки, т.е. казаки различных станиц Новочеркасска ("Верхней", "Средней", "Нижней" и др.), все чаще не соглашаются с решениями казачьих генералов Ратиева В.Н. и Козицина Н.И. Масла в огонь этого процесса подлил одобренный Ратиевым В.Н. и подписанный Козициным Н.И. в Грозном с президентом Д. Дудаевым Договор о дружбе и сотрудничестве Союза казаков Области войска Донского с республикой Чечня. Разнополюсность оценок содержания Договора и необходимости его подписания еще больше развели позиции сторон. Инакомыслие городских казаков, не поддерживающих Договор с Чечней, послужило основой для их осуждения со стороны Ратиева В.Н. и Козицина Н.И. Атаманы городских станиц были приказом по СК ОВД разжалованы, а станицы упразднены. Поскольку станицы образовывались самостоятельно, на принципах самоуправления, то казаки Новочеркасска не согласились с таким решением и вынужденно стали искать свой путь в возрождении донского казачества.

19 ноября 1994 г. в Новочеркасске прошел Большой Круг с участием представителей казачьих станиц города и ряда станиц других казачьих округов, которые не поддержали решения руководства СК ОВД и СКВРиЗ. На Круге было провозглашено создание новой казачьей структуры - Всевеликого войска Донского. Его Атаманом был избран атаман казачьей станицы Средней Павел Алексеевич Барышников, а кошевым атаманом - атаман казачьей станицы Верхней - Геннадий Петрович Недвигин.

3-4 декабря 1994 г. в Новочеркасске прошел еще один Большой Круг, на котором утвержден в должности Донского атамана Союза казачьих войск Области войска Донского Николай Иванович Козицин.

Оба больших Круга в Новочеркасске, не нашли языка понимания и примирения, общего пути возрождения и развития донского казачества.

Конец 1994 г. и начало 1995 г. характерны для казачества Дона явным размежеванием позиций и попытками сторон найти опору и понимание скорее у государственных федеральных и местных властных структур, нежели между собой. Но задачи возрождения с течением времени возьмут верх над эмоциями и объединят донское казачество. А это в свою очередь благоприятно скажется не только на казачестве, но и на его столице - Новочеркасске.

Аналогичная картина пока наблюдается как во всем казачестве России, так и в отдельных казачествах, например, Кубанском. Не нашлось еще пока в среде российского казачества реального Атамана, способного своим авторитетом объединить казачество России и обеспечить его государственный статус. Труден путь возрождения утраченного, восстановления святого, развития всего ценного, что есть в казачьем самоуправлении.

На Большом казачьем Круге, состоявшемся 3 февраля 1991 г. в Новочеркасске, было решено направить в Москву делегацию казаков. 17 февраля в столицу выехали Ю.В. Галаган, А.В. Чеботарев, П.П. Колпак и А. Тепин. Здесь состоялась встреча казаков Новочеркасска с Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельциным. Встреча продолжалась 40 минут. Обсуждались задачи и проблемы казачьего движения, в том числе о земле, о расказачивании, реабилитации казачества, о Ростовской АЭС. На многие вопросы и просьбы казаков Дона Б.Н. Ельцин дал положительные ответы.

Одним из результатов этой встречи стало приглашение в середине августа 1991 г. Верховным Советом РСФСР походной станицы Черкасского казачьего округа в Москву на конгресс соотечественников. В столицу приехала делегация в количестве 15 казаков во главе с Атаманом Черкасского округа В.В. Лагутовым Работа форума совпала с известными событиями, которые были названы "путчем ГКЧП" (19-21 августа 1991 г.). Казаки прервали участие в работе конгресса и направились к Белому дому. "Представители казачества нашего округа, - сообщил атаман В.В. Лагутов, несли охрану внутренних помещений Белого дома. Здесь мы находились с первого дня до последнего дня провалившегося государственного переворота и с честью выполнили свой долг перед Родиной. Об этом свидетельствует представление наших казаков к награждению Георгиевскими крестами" ("Знамя коммуны" от 27 августа 1991 г.)

Памятен 1992 г. трагическими событиями в Приднестровье, куда на защиту русскоязычного населения уходили казаки- добровольцы. Не все вернулись домой. Погибли казаки станицы Ново-Баклановской Владимир Фомичев и Михаил Гужвин. А те, кто вернулся, получили позднее награды от правительства Приднестровья. 12 июня 1994 г. в Новочеркасск приехал президент Приднестровской Молдавской республики Игорь Николаевич Смирнов. Он вручил отличившимся казакам Дона награды: медали "Защитнику Приднестровья" и "За оборону Приднестровья".

В мае 1992 г. казаки Дона стали почетными гостями VI съезда народных депутатов Российской Федерации. Эта поездка получила в народе название "кремлевского сидения". В состав делегации (походная казачья станица, а раньше бы ее назвали посольская, зимовая и т.д.) из 15 человек вошли Войсковой Атаман С.А. Мещеряков, атаман станицы Казачьей г. Новочеркасска Ю.В.Дьяков и старшина станицы Ново-Баклановской Б.М.Назаров и др. Впервые с государственной трибуны выступил представитель казаков Дона Сергей Алексеевич Мещеряков. Правда он поразил депутатов и телезрителей тем, что не снял даже во время выступления с трибуны с головы своей большой из белой шерсти папахи, в том числе и перед Президентом - (Алмазов).

В Новочеркасске велась просветительская работа среди казачества Появлялись новые работы по истории и возрождению казачества как в научных кругах (работы ученых НПИ Скорика А.П., Лукичева П.Н. и др.), а также и краеведческих (Данцев А.А., Лобов О.Н., Репников И.Г.,Кирсанов Е.И. и др.). Так, при центральной библиотеке им. А.С.Пушкина действовал литературный клуб "Казачий курень".

10—11 октября 1992 г. на Большом Круге, состоявшемся в Новочеркасске, третьим Донским атаманом избирается Василий Иванович Каледин (однофамилец известного Донского Атамана А.М. Каледина), казак донской станицы Усть-Хоперской, но проживший и проработавший на ниве школьного образования в Волгограде почти 30 лет. На Круге выступили недавно избранный Атаманом г. Новочеркасска Ю.В. Дьяков, новый атаман станицы Верхняя Г.П. Недвигин и др. В частности, Атаман Ю.В. Дьяков предложил рассмотреть вопрос об упразднении казачьих станиц города и слиянии их в одну Новочеркасскую станицу. Были и другие предложения, направленные на поиск современных путей возрождения казачества. 10 декабря 1992 г. на очередную сессию Горсовета специально созданной рабочей группой из народных депутатов и представителей казачества был вынесен на обсуждение проект "Программы политического, экономического и духовного возрождения Донского казачества. Но дальше обсуждения дело не пошло.

Но казаки не остановились. Они приняли активное участие в подготовке к перезахоронению останков великих людей Дона и воссозданию памятника М.И.Платову. В 1993 г. 15 мая в Новочеркасске проводится грандиозное по количеству участвующих казаков и людей, торжественное перезахоронение праха героев Дона - Платова, Орлова-Денисова, Бакланова и Ефремова, а также архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (управлял Донской епархией с 1847 г. по 1867 г.) в войсковой усыпальнице в Вознесенском кафедральном соборе. На следующий день, т.е. 16 мая 1993 г., в год 140-летия со времени установления в Новочеркасске памятника М.И.Платову (1853 г.), 70-летия снятия памятника с пьедестала (1923 г.) и 60-летия его уничтожения путем переплавки (1933 г.) состоялось грандиозное торжество воссоздания памятника знаменитому Донскому Атаману, герою Отечественной войны 1812 года, основателю Новочеркасска, графу и кавалеру Матвею Ивановичу Платову.

В конце июня произошло неординарное событие. В ресторане "Новочеркасск" был сильно избит походный атаман Союза казаков Дона В.Н.Ратиев, причем "лицами кавказской национальности". Казаки, естественно, возмутились и 4 июля 1993 г. собрали сход казаков на Соборной площади. Приехали казаки Черкасского, Ростовского, 1-го и 2-го Донского, Верхне-Донского, Сальского округов. В работе схода приняли участие мэр города Н.И. Присяжнюк и председатель горсовета А.М. Фролов. Казаки на сходе решили : 1) создать в Новочеркасске казачью комендатуру (полусотню)… 2) ... 3) Поселение граждан кавказской национальности в гостиницы и общежития города согласовывать с казачьей комендатурой города. 4) Разработать и принять особые условия для лиц, не имеющих прописки в ОВД, поступающих в учебные заведения г. Новочеркасска. 5) Контроль за исполнением решений схода возложить на Атамана Новочеркасска Ю.В.Дьякова.

Все эти решения, как и многие другие, остались лишь на бумаге. А 1993 год можно считать годом начала глубокого кризиса Донского казачества, за которым последовал 1996 год – раскол казачества и насильственное насаждение на Дону чуждого ему реестра c семитским духом его атаманов.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе