Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по этнологии

Весенняя обрядность в Нижегородской области. - Смирнов Д.В.

вкл. . Опубликовано в Этнология Просмотров: 7604

Потом поп придет, покадит, а потом несем в озимые. Там куклу трепают. Изорвут все на ней ребятишки, трепают, выкидывают и все. И потом поминки делаем. Слаживаем: кто пироги, кто картошку какую, кто компот, кто помидоры, кто огурцы - вот стол соберем, накроем, поминаем. Выпиваем, поминаем, пляшем. Конец там. Кто напьется - свалятся, кто может - веселится.

с.Иванцево
Рассказывает Эрямкина Лидия Степановна (1936 г.р.):

Которые с венками ходили. Ну пели. Как с того конца начинают идти до конца - это обязательно венки бросаем в воду и куклу туда. Это очень редко мы делали, но делали. Весело было тогда. Я не провожала, но бегала за провожатыми.

Рассказывает Аношкина Екатерина Ивановна (1918 г.р.):

После Троицы следующее воскресенье, и старые и малые гуляют с гармошкой возле церкви, а ночью называются Купальница - ночные гулянья, а у нас Купальница называется. Потом следующее воскресенье - ярмарка, потом подъярки, а потом Проводы лета: обедня пройдет, в воскресенье соберутся молодежь: и старые, и старухи. И старухи наряжаются: все в новых, по порядку проходят, все собираются со всех порядок, и венки на голову положат, и старушки, и песни поют и приплясывают. Венки плетут с цветов, цветы и кусты, и с куста наделают. Венки одевают на голову, а как дойдут до пруда, то в воду кидали венки. И девчонки они приговаривали: если выйдет замуж - то не утонет венок, поплывет, а не выйдет - то утонет. Это вроде как гадание. Наряжаются в праздничную одежду, старухи свой молодой наряд оденут. А чучело возле церкви собирают. Делают куклу, и эту куклу - на палку и несут. Делают две куклы - мужика и девку. А потом с песнями они около пруда венки все побросают в воду, а с куклами пойдут в поле и там его бросят. Или жгут они, или так рвут, не помню, только уничтожают куклу.

с.Докучаево
Рассказывает Лазарева Екатерина Васильевна (1918 г.р.):

Проводы весны были после Троицы, на Заговень. Мы ходили хоронили воробья, брали с подругой колясочку и по очереди везли на ней друг друга. Подъезжаем к дому, стучимся под окошечком. "Дунька, Дунь, ты видишь, нынче ведь воробья хоронят - давай нам чего-нибудь на похороны". Нам она чего-нибудь даст. Один раз эта Дунька подала нам бутылку красного, мы ее выпили. Стали смелые и дальше пошли. И вот так, а за нами народ, народ. Идут смеются над нами, а мы где только вот. Кто браги даст, кто чего, кто мяса, кто сахару, ну кто чего. Мы ни от чего не отказывались. А когда мы уж это бутылку ту выпили, мы с ней песни запели, песни пели. Она, говорит, хорошо поет. Какие придется, какие придется песни.

Семик у нас вот был, это перед Троицей в четверг, а Троица была от Пасхи 50-й день. Это уж мы куклу тут наряжали. Куклу наряжали, идем на гору. Лепешки матери пекут, яйца пекут, идем на гору катать яйца с горы и венки плетем. Наряжаемся в венки, поем песни, хоровод у нас, в венках все, вот тоже это у нас был обычай, да.

Пляшем. Кукла, большая кукла, сноп делали такой из соломы и его наряжали, тащили его за руки две. Идем, а за нами идут последе. Мы его после приходим, этот сноп разбираем и сжигаем, где-нибудь на задах сожгем его. Народу много и все смотрят, смеются над нами. Мохры-то все свои, кто чего принес - запон, кофту платок - все это берем обратно, а это сжигаем. Это обычай - Семик назывался, семик. Наши матеря вот нам внушали, что мол как надо обойти все и это справить - вроде как спасение, как сказать - огорожение какое-то себя-то вот, своих односельчан.

А мы вот с Манькой то ходили, как только Пропловение, мы берем иконки и с ней кругом села ходим. Это уж от пожара. Пропловение - это, вот праздник Пропловения - половина весны проплыло. У нас весны восемь недель. Вот на четвертой-то неделе бывает Пропловение - это в среду. В эту среду мы вот ходим кругом села с иконой и поем "Христос воскрес". Идем кругом села - это мы огораживаем от пожара.

А весна начинается с Пасхи. Пасха - когда придет. Вот от Пасхи начинается 8 недель весна, и на 4-й неделе бывает Пропловение.
На Троицу наряжали избы - этими кусьями. Кусьями наряжали избы, в окошки и в коридор наставишь. Кусья - ну как признак Троицы. Как поется в песне: "Скоро, скоро Троица, земля травой покроется". И вроде это уж признак веселья эдакого. И она вроде спасат скотину от болезней. Да вот кустики, вот всякие вот кустики, и везде навтыкаем, везде, в березник вот ходили, вот рядом у нас. Прямо вставляшь кусьями большими тащишь уставляшь. И в сенях уставляшь. Это считается Троица веселый день.

А на второй день травы нарывашь, полно вот во всех избах травы накладешь, прямо так вот. Как ее звать Иван-трава - это уж называется она лечебная трава: ее моешь и бережешь.

А на масленицу - это гуляли, это не религиозный праздник. Вот у нас один был старичок, уж больно он чудак, любил он чудить. Делают голову лошадиную, большую лошадиную голову, человек вытачивал ее из дерева. И эту голову... такой жердь, на жердь втыкают, а бывало торпища были, на которых сушили зерно. Этими торпищами покрывают и человек восемь мужиков становятся под это торпище. И они с рычагами это торпище несут вот этак вот разложут, да. А этот старичок ведет. У него уздечка такая, он ведет. Высоко, высоко! Жерди большие! И ржет по жеребячьи. Кого увидит там вот, ну чудить там шутки. Подойдет, упадет - ну эти мужики упадут там, она упадет. Он начинает ее лечить: "Миленькая ты моя хорошенькая, кормилица ты моя. Ты ведь у меня восьмерых детей вырастила, я на тебе пахал. А ты у меня сейчас заболела". Он причитает. Заболела она у него, он ее лечит. Лежит над ней и жалко ему, и плачет и все - и слюни, и сопли - все у него тут. Царство ему небесное, шутник был. Это тот самый старик, он ее водит. Кто шутки принимат - они к тому в сени зайдут эти мужики, свалятся, и опять все давай вина. Так вот эта масленица у нас была справляли. А потом дрались. У нас был обычай - дрались. Кобылу водили в четверг.

с. Пичингуши
Рассказывает Едемская Анна Петровна (1931 г.р.):

Провожают весну после Троицы в воскресенье. Проводы весны - это воскресенье так называют. После обеда собирались. Весь народ собирается в лес. В лесу нарядим девочку и мальчика. Нарядим их кустами, цветами, нарядим. А потом у нас есть река и мы их туда провожаем с гармошкой, с народом, с пляской с песнями. По селу мы идем и там их кидаем. Все идут и поют, пляшут. Девочка и мальчик все ветками укутаны, так что лица не видно. Делают как шляпу такую, здесь наряжают их, их не видно. У речки пляшем веселимся, весну-красну провожаем. С них снимают ветки все и бросают в речку. Ветки плывут, смотрим мы на них, долго на них смотрим и долго так держимся, провожаем, пляшем.

Смирнов Д.В.

Опубликовано в журнале "Живая старина", 1998, № 2, с. 12-14

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе