Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по этнологии

О значении деятельности музыкально-этнографической комиссии для современной науки

вкл. . Опубликовано в Этнология Просмотров: 3961

Смирнов Д.В.

В сложном пути формирования облика современной фольклористики интерес представляет период конца XIX - начала ХХ века. Актуальность событий почти столетней давности обусловлена рядом причин, к которым относятся, в частности, зарождение научных учреждений для изучения фольклора, появление звукозаписи и формирование современных форм и методов собирательской, исследовательской и просветительской работы.

Одним из значительных явлений в начале столетия стала деятельность Музыкально-этнографической комиссии (МЭК) Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ) при Московском университете. Научная работа Комиссии свидетельствует о всесторонности изучения фольклора, серьезности разрабатываемых проблем. Доклады и сообщения, труды и исследования показывают широкий круг вопросов, интересующих фольклористов. Среди докладов выделяется целая группа, посвященная истории фольклористики. Помимо работ об эволюции мысли о музыкальном фольклоре здесь встречаются также публикации писем из частных собраний и архивных источников, биографические зарисовки. Из фигур, привлекших внимание исследователей, выделяются такие, как В.Ф.Одоевский, Н.Ф.Щербина, Ю.Н.Мельгунов.

Со статьями по исторической стилистике музыкального фольклора соседствуют труды, посвященные рассмотрению важнейших теоретических вопросов, гармонии, ритмики, многоголосия и т.д. Изучение творчества выдающихся русских композиторов М.И.Глинки, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, использование ими восточного элемента, пристальное внимание фольклористов к отдельным жанрам, например былинам, к музыкальным инструментам, обращение к частностям (расшифровка фонограмм, демонстрация новейших технических достижений) - все это свидетельствует о широкоохватности работы МЭК. Многозадачность и, как следствие, многожанровость научных статей, обилие конкретных зарисовок допускались исследователями сознательно. "Чем солиднее запас подмеченных характеристик, тем увереннее можно проникнуть в девственную природу народной музыки"1) - писал В.Пасхалов.

Собирание фольклора было важнейшей стороной деятельности МЭК. Многое в "экскурсиях с научными целями" в начале столетия предвосхитило современные методы полевых исследований. Среди форм собирательской работы следует отметить проведение комплексных исследований (например, совместная экспедиция на побережье Белого моря этнографа А.В.Маркова, музыканта А.Л.Маслова и фотографа Б.А.Богословского), изучение характера бытования отдельных жанров. Намечается тяга к фиксированию в процессе полевой работы тех изменений, которые перетерпевает народная традиция, тенденция к документальности собирания материала. В начале века уже постепенно формируются такие формы работы, как поездки "по следам собирателя" или изучение традиции, которая могла оказывать влияние на творчество великих русских композиторов (М.И.Глинка). Некоторые записи этого времени (полученные, например, Д.И.Аракчиевым в мае 1904 года от казаков-грузин, долгое время оторванных от родных мест и живших в условиях русского окружения) позволяли делать предварительные выводы о характере местной исполнительской манеры в начале XVIII века. Наконец, изучение фольклора национальных меньшинств, в котором "наука справедливо искала разрешения многих теоретических вопросов"2), помимо использования распространенного в то время метода "сравнительной музыкологии", имело значение для составления общей концепции эволюции музыкальной культуры.

Концертная и просветительская формы были связаны со стремлением сделать песню доступной для столичной публики. Показ многочисленных обработок народных песен был вызван общеэстетической позицией. Развивая мысли П.Сокальского, музыканты начала века писали о необходимости "обращения к искусству, чтобы при его помощи воссоздать ту обстановку, с которой песня слилась нераздельно"3), о правомерности использования гармонизации песен, поскольку "сам народ ее допускает". Опора на подголосочную полифонию явилась одним из средств аранжировок, целью которых было "удержать известный колорит, свойственный данной народности"4).

Стилистика так называемых "этнографических концертов" МЭК, на практике отразивших стремление музыкантов к распространению в городе народного пения, связана с другими зрелищными мероприятиями России начала ХХ века. Особый интерес представляет проект Г.М.Хоткевича "О передвижных этнографических концертах", не только вобравший достижения этнографической науки, но и определенным образом связанный с традицией "всероссийских выставок", творчеством художников-передвижников.

В линии концертов МЭК, находившихся в общем русле развития культуры, постепенно формируется "аутентичное направление". Помимо сказителей, чьи выступления начались еще с конца XIX века, ряда попыток организации хоров "любителей народной музыки", здесь, конечно, в первую очередь следует отметить "крестьянские концерты", организованные

М.Е.Пятницким. Именно в них, несмотря на многие противоречия, впервые была решена проблема адекватности исполнения фольклора со сцены.

Оценивая деятельность МЭК, следует отметить, что в начале столетия фольклористика как наука в современном понимании только начинает складываться. Невыработанной еще остается терминология, привычные сейчас аналитические методы используются эпизодически. Главным же в это время было осознание целей и задач, постановка проблем, не потерявших актуальность до сегодняшнего дня. Все это позволяет нам говорить о преемственности и рассматривать эволюцию музыкальной науки в исторической перспективе на протяжении XVIII-ХХ веков, как единый поступательный процесс.

Д.В.Смирнов

Примечания

1. В.Пасхалов. Концерты М.Е. Пятницкого с крестьянами. М., 1914, с.15.

2. Этнографическое обозрение. 1907, N 1-2, с. 256.

3. Труды музыкально-этнографической комиссии. Т.1, с. 521.

4. Труды музыкально-этнографической комиссии. Т.4. М.,1913, с. III.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе