Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по этнологии

Свадебный обряд в деревнях на Верхней Водле Карелии

вкл. . Опубликовано в Этнология Просмотров: 1272

В Пудожском районе особенно любили свадебный обряд, он был ещё жив в 1930-х годах и наиболее полно сохранился в памяти жителей. Около 1970 года в деревне Водле были записаны на магнитофон рассказы о свадьбе, на которых основано это описание обряда, а также песни и причитания, многие из которых впервые публикуются здесь. Их помнили местные пожилые женщины – и водлянки, и приехавшие из окружающих брошенных деревень в районе верхней Водлы.

ПросватаньеК свадьбе девушка готовилась с детства. Она пряла, ткала, плела кружева, шила и вышивала одежду, полотенца, скатерти – приданое, которое вся деревня увидит и оценит на её свадьбе. Зимними вечерами за прялкой девушка перенимала от старших песни и причитания, потому что свадьба – это театральное действие, в котором участвует вся деревня, а невеста играет главную роль. Действие это продолжается больше недели, мы могли бы назвать его сериалом. Парни высматривали невест на сенокосе, на жатве, на праздниках, зимой «на ранныих бесёдушках ли на поздних на вечёрочках», где девушки сидели с прялками и пели песни.И вот невеста с роднёй ждёт сватов, старшим сватом обычно был крёстный жениха, ешё два-три – дядья или братья, и жених приезжал с ними.– Ой, ножка идёт! – кричат дети. Сваты входят, крестятся на иконы.– Здравствуйте, люди добрые!– Здравствуйте, проходите, проходите, крещёные, бесёдуйте! Сваты стоят у двери под воронцом (полатями от печки до стены).

Хозяева приглашают их в комнату:- Молодец, молодец,Проходи за воронец!Сваты садятся под матицу – бревно, которое поддерживает потолок. По примете, если пройдут дальше, успеха не будет. Заводят речь:– Мы пришли по доброму делу: у вас есть товар – красная девица, Мария Ивановна, а у нас купец – молодой молодец, Иван Петрович. Нельзя ли их по Божьему суду скласть вместо[i]? Ивана Петровича вы знаете, он работящий, хозяйство у них хорошее.Если невестины родные сомневаются, они отвечают:– Мы пойдём на думу, посоветуемся с родовой (роднёй).Идут в другую комнату.– Хорошо ли будет нашей Машеньке замужем за Иваном Петровичем? Дом у них хороший, хозяйство большое. Трудно будет Машеньке, ну да она девушка работящая, быстрая. Согласна ли ты, Машенька, выйти за Ивана Петровича?– Батюшка, матушка, я согласна, благословите меня, это мой богосуженный, мне Бог судил,– отвечает невеста и падает в ноги родителям. Мать крестит крестом три раза над головой невесты:– Бог с тобой.Ещё «на думе выряжают, сколько дарить».Родные невесты возвращаются к сватам. Если отказывают, угощают сватов чаем (а то и нет) и говорят, например:– Уезжайте назад: молодая ещё, ткать не знат (или: «одежды мало заправлено», или: «обрядов не знат»).Если согласны, происходит рукобитье – «рукожатие вкрест» отца и братьев невесты со сватами. «Руками похлопают, вкрест перекрестят с разных сторон». В знак согласия отец зажигает на божнице (киоте) свечу. (Бывало, что невеста, которую выдают насильно, гасила свечу. Марфа Акимовна Ковина помнит, как одна невеста три раза гасила свечу, а отец снова зажигал). Потом все поют молитву Богородице:

Достойно есть, яко воистину,Блажити тя Богородицу,Присноблаженную и пренепорочнуюИ Матерь Бога нашего.Честнейшую херувимИ славнейшую без сравнения серафим,Без истления Бога Слова рождшую,Сущую Богородицу Тя величаем.

Молитву ещё не закончили, а девушки запевают:

Не жарко свеча во тереме горела, горела,Не божна Богу молилиси,Не божна Богу молилиси,Не слезно да девка плакала,Не слезно да девка плакала.Когда стала свечка капати, (вар.:таяти)Тогда стала девка плакати,Тогда стала девка плакати.Уговаривал ей батюшко,Уговаривала матушка:"Ты не плачь-ко, дочка милая,Ты не плачь-ко, дочка милая,Мы тебя да не в полон берём,Мы тебя да замуж выдаём,Мы тебя да замуж выдаёмМы за умного, разумного,Мы за умного, разумного,За него за ручки белые,За него плечка могучие.Не одну да мы провадим тя,Не одну да мы провадим тя,Мы дадим те провожатого,Мы дадим те провожатого,Спровожать то брата родного,Спровожать то брата родного".Спровожал да её брателко,Спровожал да её брателко,

Спровожал да уговаривал,Спровожал да уговаривал:"Ты сестрица, лебедь белая,Ты сестрица, лебедь белая,Носи золотцо, не снашивай,Носи золотцо, не снашивай,Терпи горюшко, не сказывай,Терпи горюшко, не сказывай"."Уж ты братец, красно солнышко,Уж ты братец, красно солнышко,Носишь золотцо, дак сноситсе,Носишь золотцо, дак сноситсе,Терпишь горюшко, дак скажетсеТерпишь горюшко, дак скажетсе".Посылали её, молоду,На Дунай на речку по водуНа Дунай на речку по воду.Приходила она к реченьке,Приходила она к реченьке,В первый час стояла плакала,В другой час она воды взяла,В третий час она домой пришла.Уж как свёкор-от ей выбранит,А свёкровушка-та бить велит.(Матрёна Фёдоровна Богданова,Пелагея Фёдоровна Льдинина,)

Другой вариант окончания песни:

…Уж ты братец красно солнышко,Поносишь, да платье сносится,Потерпишь, да горе скажется.Посылали меня, молоду,Ввечеру да поздно по воду,По холодную ключёвую.Прихожу я на Дунай-реку,Налетели гуси серые,Помутили воду светлую.Целый час стояла, воды ждала,А другой час стояла плакала,А в третий час домой пришлаКо бил…(?) ко свёкору.А свёкор батюшко журит-бранит,А свекровушка-та бить велит.А спасибо ти, золовушка,Да белая лебёдушка,За меня да заступиласи,Свёкру в ноги повалиласи.(Мария Петровна Васюнова)

Пока девушки поют, невеста плачет. Почему плачет? Да, она сама согласилась выйти замуж. Но и невеста, и её родные знают, что в доме мужа ей придётся всю жизнь тяжело работать и никто её не пожалеет, как матушка. А ещё невеста плачет, чтобы не сглазить будущую жизнь. Говорят: «Дома не поплачешь, у мужа наплачешься».Девушки ещё поют, а невеста с причитанием, по-местному с причётом, медленно проходит путь по диагонали от красного угла к печи, то есть путь от света к тьме. Садится на лавку против печки и продолжает причитывать:

- Уж меня, Господи, благо-слови[ii],Да пресвята мать Богоро-дица,На сёгодняшной Господён день.Да у добротушки у ма-тушкиДа было в грамотку не у-чёно,Да было в церков редко хо-жёно,Да во Псалтырь-книгу не гля-жёно.Дак не умию, красна де-вушка,Да говорить да я по-книжному,Да прицитать да по-уми-льнёму.Видно, надоть пристыди-тисиДа принародно прослези-тиси.Да пропустите, люди добрые,Да пропустите, правосла-вные,А мужской пол да на праву руку,Даженской пол да на леву руку,Да старички, седьте по ла-вочкам,А старушки по скаме-ёчкам,А плясуны да на новы сени.Да дайте местечка немношечко,Да хоть одну да мостови-чинку [iii],А с мостовинки полови-ночку,А с половинки четверти-ночку.Да мне не в саночках катитися,Да не с дровнями вороти-тиси,Да мне пройти, да красной девушке,Да ко кирпичной белой пе-ченьке,Да ко муравчату жара-точку:«Да ты скажи, кирпична пе-ченька,Да ты, муравчатый жара-точёк,Да кто огню был выдувателём,А кто лученки подава-телём,А кто свечи да зажига(телём)[iv]?»У добротушки у матушкиДа глинкой печка призама-зана,Да печке строго призака-зано,Как не скажет мне-ко, де-вушке,Кто огню был выдува-телём,А кто лученки подавателём,А кто свечи да зажига-телём.Да сама знаю, сама ведаю,Да выдувала огонь матушка,Да подавал лученку брателко,Да зажигал да свичку батюшко.(Анна Ивановна Боботина)

Вот другой вариант этого причитания:

- Отвернуться мне-ко, девушке,А ко старушкам стародавныим,Ко большушкам настоящиим:

- Дак вы скажите-тко, пожалуйста,
Вы старушки стародавныи,
Большушки настоящие,
Кто огню был выдувателю,
Кто лученки подавателю,
Кто свечи да зажигателю.
Как не бают да не говорят
Старушки стародавныи,
Большушки настоящие.У родителя, у матушкиДак уж чаем призапоены,Пирожками призакормлены.
Отвернуться мне-ко, девушке,Да ко подружкам ко голубушкам,
Ко душам да красным девушкам.(Не будем спрашивать-то больше?
Всё одно и тоже дак).Подружки мои милые,Вы души да красны девушки,Да друг на дружку оглянулися,Надо мной да насмехнулися.Дак не бают да не говорят.А то сама знаю, сама ведаю,Уж я подневольна красна девушка,Кто огню был выдувателю,Кто лученки подавателю,А кто свечи да зажигателю.Подавал лученку брателко,Выдувала огонь матушка,Зажигал да свечку батюшко.(Любовь Ивановна Омелина)

В причитании невеста спрашивает у «кирпичной белой печеньки», «кто огню был выдувателём, кто лученки подавателём, кто свечи был зажигателём», той свечи, что означала согласие на свадьбу. Невеста может повторить то, что запомнила из слышанного раньше, или изменить что-то и добавить своих слов. Она и певица, и поэтесса, и актриса.Пудожские причитания, в отличие от других северных причитаний, не произносят речитативом с рыданием в конце строки, а поют, на два-три напева. Ещё особенность: если в слове подряд две согласные, их растягивают, так что между ними как бы появляется звук ы: к(ы)рас(ы)на девушка. Фольклористы называют это «огласовками».Сваты ставят на стол вино, хозяева несут угощение. Родители невесты угощают сватов, а невеста продолжает причитания:

- Что сёгодняшного денечку,Что сёгоднёго Господнё(го)А како чудо счудовалоси.,Како диво сдивовалоси:Уж у высокой новой горёнкиПара коней розбежала(си).Уж там корета роскатиласи,А пара коней становиласи.А за столамы за дубовымаДа сидят гости незнакомыи.Уж там два свата вместо сходятси,А там больша родня заводи(тси).А крылья-перья ощипаютси,Да меня сватать собирают(си).Что сёгодняшого денечку,
Что сёгоднёго Господнё(го),
Как-то, родитель милый батюшко
Со полки братья любимыи.На столы да на дубовыи
Не кладите скатерти шелковыи,А кладите скатерти рогожныи.
Не кладите ложки серебряныи,А кладите ложки деревянныи.
Не кладите вилочки серебряныи,А кладите вилочки железныи.Нет, не ладно девка сделала,Нет, не хорошо уладила.На столы да на дубовыиКладите скатерти шелковыи,Кладите ложки серебряныи,Кладите вилочки серебряныи,А тарелочки хрустальныи.Когда буду я в замужестве,Тогда будут меня вспамнивать.
Уж принимайте гостей за лучшо,
Посадите гостей за большо.(Матрёна Фёдоровна Богданова)

Невеста призывает к себе поочерёдно родных, прощается с матерью, отцом, говорит им такие ласковые слова, какие вряд ли слышат наши родители. Сначала она обращается к отцу:

- Уж пойду я, красна девушка,Ко родителю ко батюшку.А я клоню бедну головушку,А я корю да ретиво сердцеТебе, кормилец-батюшко,А наложи-ко ручки белыиДа на мои плечка томлёные,А ты погладь-ко по головушке,А по моей бажоной волюшке.

Отец подходит к ней и гладит по голове, невеста кланяется ему в ноги и продолжает петь:

- Приношу благодареньицёТебе-то, милой батюшко.Приношу благодареньицёДа за хорошо воспитаньицё,Тебе за нежно содержаньицё.Было рано не разбужёноИ было поздно не поваленоИ на работку не отправлено.Уж я жила, красоваласи,Как я сыр в масле каталаси.Никуды было не задёржано,Да никуды я не отправлена.Я ходила, красна девушка,А по лужкам да по зелёныим,По полянкам по широкиим.Уж я ездила, каталаси,По текучей быстрой реченьке,А я спивала жалки песенкиДа спотешала свою волюшку.(Любовь Ивановна Омелина).Отец отходил. Затем она причитывала матери:

- Где-то есть у мня у девушкиДоброта жёланна матушка.Уж бы есть, дак поищите,Уж бы есть, дак покажите-ко.

Мать подходит к невесте и гладит по голове, невеста продолжает:

- Я увидёла, увызрелаПо стёнам да во…Про судьбинушку великую,Свою жёланну матушку.Ты, жёланна моя матушка,Подойди-ко поблизёшенько.Уж подойду я поблизёшенько,Да поклонюсь да понизёшенько,Да поклоню буйну головушку,Да покорю да ретива сердцаДобротой жёланной матушке.(Любовь Ивановна Омелина)

Мать жалеет её:

- Ты подружка моя милая,Ты не с тем думу сдумала,Да снова думу передумаем,Да снова дело переделаем,Да можот в девушках останессиДа в гуляльях замешаесси?(Любовь Ивановна Омелина)

У меня записан разговор двух местных женщин.– Не каждый муж обижал молодую.– Не каждый. А мало кто не обижал.Затем девушка обращалась к сестре:

- Где-то есть у мня у девушки, даСестрица моя милая.Уж бы есть, дак поищите-ко,Уж бы есть, дак покажите-ко.

Сестре невеста рассказывает о тяжёлой жизни в замужестве:

- Ты подружка моя милая,Да ты сестрица д уродимая,Да у меня не дальняя сторонушка:Уж как дым с дымом свиваеццы,А крыльцо с крыльцом стыкаеццы.Да как рассказывать мне, беднушкеДа про чужу дальню сторонушку?Дак надо маленько безлюдьице,Да нать[v] тихоё угомоньицё,Да нать не день сидеть, не суточки,Да нать сидеть, подружка милая,Да уж как круглая неделюшка.Дак на чужой дальнёй сторонушкеДа нать головушка поклонная,Да нать сердечушко покорноё,Да нать на лавке не просеживать,Да нать в окошко не проглядывать.Надоть силушка звериная,Да могута да лошадиная,Да нать поскок да сера заюшка,Да поворот да горносталюшка.(Анна Ивановна Боботина)

Сестра отходила, невеста обращалась к брату с причётом, брат подходил. Затем к жениху:

- Ты удалой доброй молодец,Да ты где меня повыглядел,Да ты где меня повысмотрел:Ли на ранниих бесёдушках,Ли на поздних на вецёрочках,Ли на летниих гуляньицях,Да ли на зимниих катаньицях?

Голова твоя во сто рублей,Могучи плечка во тысяцю.На твоей буйной головушкеДа трое-двое есть кудёрушка,Да первы кудри завивалися,А други кудри сплеталися.Не тряхни буйной головушкой,Да не срони-ко злата-серебра.(Анна Ивановна Боботина)

«Венца не сронил с головы», – так рассказывала о ком-то одна из жительниц, Вера Филипповна Дорохина.

Невеста причитывает божатке (крёстной) и всем родным. Это искусство, поэтическое и песенное, жило в повседневной жизни, а не на сцене. На одной свадьбе тётушка, жалея невесту, предсказала в причитании её несчастную судьбу:

- Ох ти мне мне-ко тошнёхонько.Ты повыбрала, голубушка,Да дородня добра молодца,А в деревиночке-то землиночка[vi],А добрый молодец с повиночкой.А по походке голь кабацькая,А подверьнись нога бурлацькая.Уж хоть в кабак идё, шатаеццы,А с кабака идё, валяеццы.Уж хоть в одной руки бутылоч(и)ка,А в другой да табатыроч(и)ка.Уж во двори не залягаюццы,
И во хлеви не забодаюццы,
И по стенам не забросаюццы.А ты сидишь, бедна горюшицяДа во высокой новой горёнке,И на брусовой белой лавочке,Со своима со малыма со вьюнышамы.И хоть в избы да холоднёшынько,И на брюшинке голоднёшенько.(Марфа Акимовна Ковина)

«Во двори не залягаюццы» – это значит, что у жениха нет лошади. «Во хлеви не забодаюццы» – нет коровы. «По стенам не забросаюццы» – нет овец, они не забросают стены навозом.

Божатка (крёстная или тётка невесты) подаёт невесте шёлковый плат, девушка надевает жениху на шею, концы продевает в кольцо:– Принимайте, Иван Петрович, подарочек от Марьи Ивановны, - говорит божатка.– Благодарствую.Жених с невестой три раза целуются, это называется «конёчки укрепить». Божатка повязывает сватам праздничные полотенца, старшему – два полотенца накрест, остальным – по одному через плечо:– Ножки с подходом,Ручки с подносом,Головушка с поклоном,Язык с приговором.Получите от Марьи Ивановны Петру Макаровичу! (Анна Ивановна Ломова)Жених спрашивает:– Сама ли Марья Ивановна ткёт?– Сама. Марья Ивановна у нас мастерица.

Гости попьют, погуляют, попляшут и уезжают под звон поддужных колокольчиков, как это было принято после удачного сватовства, домой к жениху. Там их встречает женихова родня, и они опять гуляют.


I Мы говорим только вместе (где?), а здесь говорят и вместо (куда?).

II На месте дефиса – пауза и смена дыхания, между строками паузы нет.

IIIДоску пола.

IV Заключенные в скобках окончания стиха не произносятся или шепчутся в момент смены дыхания.

VНадоть.

VI Землиночка (здесь) – гниль.

Поездки с добровтомНа другое утро мать будит невесту ласковыми словами:

- Ты вставай, подружка милая!Будё спать да высыпатиси,А пора-время пробуждатиси.По сараям петухи поют,По избушкам печки топятся.По церквам да Богу молятся,По часовенкам спасаются,От замужья сберегаются.А ты спишь, моя голубушка.

У добротушки у матушкиБыло рано не розбуженоДа на работушку не послано.Уж я дёржала тебя, доченька,Уж как колечушко на рученьке,
Уж как цветочек на окошечке.
(Анна Ивановна Боботина,Анна Ивановна Ломова)

Невеста снова обращается к печке, от которой зажгли роковую свечу:- Уж ты печка, моя печенька!Ты на меня, печка, угрюмая,На меня, печка, сердитая!(Марфа Акимовна Ковина)Девушка идёт к умывальнику.Просит всех родных налить ей воды.Те по очереди подходят, а она отвечает: "Эта водушка со хитростью". Пока не подносят "хорошую", по её мнению, воду: "Эта водушка со мудростью", и умывается лишь той водой, которую налил ей самый любимый человек в семье, например, сестра.Потом невеста с подружками собирается ездить «по родни да по породы» приглашать «на слезливую на свадебку», ещё называли «ездить с добровтом» (от слова добровь – подарок жениха). Девушка просит отца дать ей «добрых коней»:

- Дай улётушков добрых коней,А покатать да меня, девушку,По родни, да по породушке,По прогул широкой улушке,Да по почтовой по дороженьке.Со моей бажоной волюшкой,Со подружкамы со милыма,Со душами красныма девушкамы.Не в первых, дак во последниих,Не в последниих, в остатниих.(Любовь Ивановна Омелина)

Отец даёт уже приготовленных коней. Невеста падает брату в ноги и просит его покатать по "деревёнке". Брат запрягёт коней. Невеста:

- Ко пиленому крылечушку,Да подъехал милый братёлко.Великоё желаньицё.Покатай, родимой братёлко,По прогул широкой улушке,По почтовой по дороженьке.Меня да красну девушку,Не в первых, а во последниих,Не в последних, а в остатниих.(Любовь Ивановна Омелина)

Перед тем как невеста садится в сани и едет по "деревенке" кататься, она обращается к подругам:

- Вы подружки мои милые,Проводите меня девушку,А вы садити меня девушку,Да на крылечко на пилёноё,А к вы попойте жалких песенок,Спотешайте мою волюшку.Вы устойтесь-ко, бегунчики,И не звоните, колокольчики.(Любовь Ивановна Омелина,Матрёна Петровна Васюнова)

Коней украшают ленточками и колокольчиками, брат сажает невесту с подружками в сани и везёт по деревне. Девушки поют песню о прощании с волей, называют волю «пташкой-перепёлочкой».

Ой воля вольняя э-ой,Ой да самовольняя пта…Ой пташка-перепё…Ой перепёлка!Куда вздумала она э-ой,Ой да вольня пташиця, ту…Ой туда полете…Ой полетела.И где ей местечко любо э-ой,Ой да возлюбимое, ту…Ой туточка сади…Ой вот садилась.Вот садиласи она о-ой,Ой да вольня пташиця в зе…Ой в зелен сад на я…Ой в сад на яблонь.Да ище пела ли она э-ой,Ой да воспевала ли жа…Ой жалким голосо…Ой голосочком.Да ище тешила она э-ой,Ой да спотешала ли ду…Ой душицу деви…Ой вот девицу:«Ай ты не плачь-ко, не плачь э-ой,Ой да не плачь, девица, неОй не плачь, не печа…Ой не печалься.И тя не батюшко э-ой,Ой тебя не матушка вза…Ой взамуж отдава…Ой отдавали.Да тебя не братцы э-ой,Да не родимые во…Ой волю пропива…Ой пропивали.Да не сестрицы ли э-ой,Да не любимые ко…Ой косу росплёта…Ой росплётали.И не невестушки э-ой,Ой да не ветляны с до…Ой с дому выжива…Ой выживали.Да ты сама ли то сама э-ой,Ой да красна девушка вза…Ой взамуж похоте…Ой похотела.(Любовь Ивановна Омелина,Таисия Ивановна Красавцева,Марфа Николаевна Васюнова)

Эту песню с прихотливым напевом великолепно исполнили на два голоса сёстры из Усть-Колоды (Кубово), водлянка Марфа Николаевна Васюнова добавила высокий подголосок. А вот водлинский вариант, более скромный:

Пташка вольняя о-ой,распривольная,пташка-перепё… о-ой,перепёлка.Куда сдумала о-ойвольна пташка, этуда полете… э-эй,полетела.Села пташицав зелен сад на ё… о-ой,да на ёлку.Что на тоненько… о-ой,что на тоненькойсела на пруто… о-ой,на пруточек.Ай села и запе… э-эй,что запелада жалким голосо… о-ой,голосочком:Куда, батюшка, о-ойкуда, матушка,замуж отдаё…о-ой,отдаёте?

Oй за солдатушка о-ой,за бурлакушка,парня молодо… о-ой,молодого.У солдатушка о-ой,денег нету,а у бурлакушка о-ой,денег три полтины.(Матрёна Фёдоровна Богданова,Пелагея Фёдоровна Льдинина,последние две строфы добавила(Марфа Акимовна Ковина)

Свой вариант прощальной невестиной песни спела уже в 2000 году 90-летняя Вера Васильевна Чистякова родом из Заволочья:

Прошловольноё,Ой самовольноёДевушкой житьёБыло да прошло.Ой за никакую винуОй родитель-батюшкоМолодую замуж отдаёт. Ой да отдаёт, Ой да отдаёт и пропьётОй на зелёноёДа горькоё на вино.Ой да на вино, о-ой,Да я не буду жить,Ой не буду старого горбатогоОй да любить.(Вера Васильевна Чистякова)

Почти у каждого дома коней останавливают.– Уж вы стойте, кони добрые,Дайте выйти бедной девушке! –говорит невеста. Спектакль продолжается на улице. Тётушка выходит встречать невесту, та ей причитывает:

Уж слава да слава, Го-споди,Да как встречеют меня, де-вушку,Да у пилёного крыле-чушка.Да как жаланна моя тё-тушкаДа на озёрышке уви-делаДа наши писёнки услы-шила.Да отворяйся, дверь дубо-вая,Да ты по петелкам шелко-выим,Да по гвоздочкам шоломча-тыим.Да я чёлом да поклоня-юсиДа большакам да не нача-льникам,Да как большушка в доме тё-тушка,А как большак да в доме де-дюшка.Да не убойтесь красна со-лнышка,Да не Литва пришла с тота-рамы,Да не Москва да со боя-рамы,Да я пришла да красна де-вушка Да со своей да дорогой - волёй.(Анна Ивановна Боботина)

(Из какой же древности пришли эти слова о Литве, татарах и такой же опасной Москве, покорившей Новгород!)Тётушка приглашает невесту с подругами на гостёбище:

- Уж проходи, моя голубушка, даВ любимоё гостёбищё, даВо высоку мою горёнку!Самовары вскипячённые,Чайны чашёчки налажёны!(Матрёна Петровна Васюнова)

Тётушка угощает гостей чаем с пирогами и после общей молитвы подносит невесте дары: платок или материю на платье. Невеста кланяется и благодарит:

- Спаси Бог да благодар-ствуюДа на чести большой, на ми-лости,Да на великом угоще-ньице.Да я напиласи, нае-ласи,Да чайной чашкой набренче-ласи,Да красной ложкой нахлёба-ласи,Да с пирожка я съела ко-рочку,Да я с калиточки ощи-почки, Со сковородки да я не за-чала,Да пирожка я не поку-шала.Да где-то есть у мня, у де-вушки,Да как жаланна моя тё-тушка.Да ты гости-тко, моя тё-тушка,Да на слезливую на сва-дёбку.Да тебе чарка зелёна - вина,Тебе другая пива пья-ного,Тебе третья мёду сла-дкого.(Анна Ивановна Боботина)

Невеста с подружками садятся в сани, а тётушка причитывает им вслед:

- Не ходи, моя подруженька!Погости, моя голубушка!Дам те прялочку лаковую,Дам куделечку шелковуюИ веретёшечко точёное.И гости, гостья до завтрея,И гости до послезавтрея,И гости цельнюю неделюшку.

И ходи, подружка милая,Ты по ранныим бесёдушкамИ по поздним вечёрочкам.И спотешай-ко свою волюшкуСо своима подружки милами.Може, в девушках останешься,Уж ты в красных замешаешьси?(Матрёна Петровна Васюнова)

Вариант:

- Дам те белую куделюшку,Дам я прялочку лаковую
Веретёшко золочёное.Дам те пятаты точёныеДа узоры-ты мудрёные.(Анна Ивановна Боботина)

Тётушка предлагает невесте прялочку, потому что девушки не сидели без работы ни дома, ни в гостях. Каждый день, возвращаясь домой, невеста благодарит коней:

- Спасибо, конюшки-улёточки!Уж вы катали меня, девушку,Уж вы по тётушкам-добротушкам,Уж вы по дединкам[i]-ласкотушкам.Уж как желанна моя матушка,
Была гостья не унимала,
Кунья шуба не скидымана.
Уж принимали не по-прежнему,
Принимали не по-старому,
Как меня да красну девушку.

(Анна Ивановна Боботина)

Так целую неделю днём они ездят по родным, а вечерами собираются у невесты на вечёрки, там поют песни, величают родителей невесты:

Что во садику, садику,Да во зелён сад-виноградику,Да ай лю, ай люли,Во зелён сад-виноградику,Да там каталоси два яблочка,Два яблочка, два садовенькиих,Да ай лю, ай люли,Два яблочка, два садовенькиих.Да два яблочка, два садовенькиих,Да два пряничка городовенькиих,Да ай лю, ай люли,Два пряничка городовенькиих.Да что как первой-от яблочёк -Михаил да сын ИвановичДа ай лю, ай люли,Михаил да сын Иванович.И как другой-от яблочёк -То Таисья да Семёновна,Да ай лю, ай люли,То Таисья да Семёновна.Да она ходит-похаживаётПо новым сеням решётчатыим,Да ай лю, ай люли,По новым сеням решётчатыим.Да она ходит-похаживаёт,Своёго мужа побуживаёт,Да а ай лю, ай люли,Своёго мужа побуживаёт:- Да уж ты встань, моё умноё,Пробудись, радость разумноё,Да ай лю, ай люли,Пробудись, радость разумноё!Да оторвалсы твой добрый коньОт того столба точёного,Да, ай лю, ай люли,От того столба точёного.Да от того столба точёного,А от колечка золочёного,Да ай лю, ай люли,От колечка золочёного.Да потоптал твой зелен сад,Сад со калиной, со малиной,Да ай лю, ай люли,Сад со калиной, со малиной.Да сад со калиной, со малиной,Да с чёрной ягодой смородиной,Да ай лю, ай люли,С чёрной ягодой смородиной.Да ты не плачь, моё умноё,Да не тужи, радость разумноё,Да ай лю, ай люли,Не тужи, радость разумноё.Да наживём с тобой зелен сад,Сад со калиной, со малиной,Да ай лю, ай люли,Сад со калиной, со малиной.Да сад со калиной, со малиной,С чёрной ягодой смородиной,Да ай лю, ай люли,С чёрной ягодой смородиной.(Матрёна Фёдоровна Богданова,Пелагея Фёдоровна Льдинина)

В этой песне упоминается конь, как символ мужчины, и сад, как символ женщины. Если жених живёт в этой же деревне, он тоже участвует в гуляньях. На шее у него плат, подаренный невестой, после свадьбы он может подарить его своей сестре. Если жених живёт далеко, он приезжает на одну вечёрку в условленный день. Девушки украшают его шапку ленточками и стараются её «украсть», чтобы жених выкупил. В конце недели жених приглашает невесту с подружками к себе.


VIIДейна, деденка – жена дяди.

Байна невестыНаступает день венчания. «Где кака деревня, тут така и поредня», – говорят о свадебном обряде водляне, съехавшиеся из разных окрестных деревень. Поредня – порядок. С годами, особенно после революции, обряд стал сокращаться, «сворачиваться», и в каждой деревне по-своему. Это особенно относится к таким важным частям свадьбы, как баня невесты перед венцом, расплетание косы и расставание с волей. В дальних деревнях, Вирозере и Салмозере, топилась настоящая баня. В Водле «байна не топлена» – это просто символический обряд. А в Падуне прощание с волей могло обходиться вообще без бани.

В Вирозере невесту ведут в баню в сопровождении сватов, а истопщица им поёт:

- Не чешитесь-ко, не скоблитесь,Не про вас да байна топлёна,

Байна топлёна про девушку,Про[i] её бажону волюшку!

(Анна Ивановна Ломова)

После бани невесте туго заплетают косу и прячут в косу иголки, чтобы труднее было расплести.В Водле с утра мать приглашает невесту в баню:

- Уж пойдём, моя подруженька,Во теплу во парну баенку.Парна баенка истоплена,Ключева вода наношена.Ты намой-ко свою волюшку,Да намой свою бажоную!Може, в девушках останешься,Може, в красных затеряешься?(Матрёна Петровна Васюнова)

Невеста заходит в баню, но та не топлена, потому что волюшки уже нет. Невеста возвращается в дом и плачет матери:

- Где-то есть у мня у девушкиДобротушка-то матушка.Да я сходила, красна девица,Во теплу да парну баенку.Омманули меня, девушку:Парна баенка не топлена,Ключева вода не ношена.(Матрёна Петровна Васюнова)

Отдавание волиНевеста прощается с вольной жизнью, отдаёт волю. Символ воли – девичья коса. Сёстры или подруги расплетают косу невесты и снимают поднизь – затейливое лобное украшение из речного жемчуга, нанизанного на конский волос. После венчанья волосы невесты уберут под шапочку – повойник. И больше никогда не увидят её волос – ни золотых в молодости, ни серебряных в старости. Девушка причитывает матери:

- Доброта жёланна матушка,Ты погладь-ко по головушкеИ подрочи бажоной волюшки.Можёт, в девушках останусиИ в гуляньях замешаюси?(Мать погладит по голове)Ты жёланна моя матушка,Уж я отдам бажону волюшкуДоброты жёланной матушке.Уж я не ладно девка вздумала,Да я не хорошо уладила.Не вослед я волю отдала,Уж для мистечка оставилаДобротой жёланной матушке.Стала матушка старёшенька,Да поясок носит слабёшенько,Да боронит бажону волюшку.Тут поедет чуж-отецькой сын,Уж подберёт мою волюшку.(Любовь Ивановна Омелина)

Невеста подходит к отцу:

- Где-то есть у мня у девушкиУж кормилец батюшко,Да великоё жёланьицё.Уж пропустите, меня девушку,К родителю ко батюшку,Да ко великому жёланьицю.Уж поклонюсь я понизёшенько,Да покорю да ретива сердца.Ты, кормилец-то батюшка,Ты погладь-ко по головушке,Подрочи бажоной волюшки.Можёт, в девушках остануси,И в гуляньях замешаюси?(Отец гладит по голове,невеста поёт ему далее):- Уж ты, родитель, мой батюшко,Как у тебя ручки сдымалиси,Ды ручки в плечиках сгибалисиУж розвёзать бажону волюшку?(Любовь Ивановна Омелина)

Отец отойдёт. Подруги расплетают у невесты косу, она поёт:

- У кого руки вздымаюццы,Да ручки в плечиках сгибаюццыРосплётать да моя косонька,Да вынимать да моя волюшка?

Невеста обращается к брату, тот развязывает косник – ленту у основания косы (в косу прятали булавки, чтобы труднее было расплести):

- Где-то есть у мня у девушкиДа родимой милой брателко,Если есть, дак поищите-ко,Если есть, дак покажите-ко.Уж подойду да поблизёшенько,Да поклонюсе понизёшенько,Да к родимому ко брателку.Ты родимой мой брателко,Ды уж ты погладь-ко по головушкеДа розвяжи бажону волюшку.Ты родимой мой братёлко,Как у тебя ручки вздымалисе,Да ручки в плечиках сгибалисеУж розвязать бажону волюшку?Не росплётай да моей косиньки,Да не вынимай да моей волюшки.Наколю да русой косиньки,У мня ножёчки режучии,Ты порежёшь ручки белыи.Наколю да русой косиньки,Есть булавочки колючии,Ты наколёшь белы рученьки.(Любовь Ивановна Омелина)

Ленту – косник – кладут на голову невесте, она причитывает:

- Ох ти мне, мне-ко тошнёхонько,Отвернуться мне-ко, девушкеОт кирпичной белой печеньки.Да пойду я, красна девушка,Ко подружкам моим милыим.Приневолили ведь беднушкуВо проклятое замужьицо,Мою бажону волюшку.Вы садитесь, красны девушки,Садите волю во серёдочку,Спотешайте мою волюшку,Вспоминайте меня, девушку.За столами за дубовыми,Да сидят гости незнакомые.(Матрёна Петровна Васюнова)

Невеста идёт к выходу:

- Сядьте, девушки, по лавочкам,А старушки по скамеёчкам,А старички сидьте по комнёчкам,Мужськой пол да на праву руку,А женськой пол да на леву руку.Пропустите меня беднушкуВо новы сени решатчаты,На пилёное крылечушко иНа прогул широку улушку,На почтовую дороженьку,Мне-ко с волею ростатициДа с подневольицем признатици.(Мария Петровна Васюнова)

Затем она выходит на улицу.

- Уж я выйду, красна девушка,Да на пилёное крылечушко.Я отдам да свою волюшкуНа чужу дальню сторонушку.Уж я отдам да свою волюшку,Я отдам свою бажонуюВо все чётыре во сторонушки,Да я в деревни незнакомые.Ох-ти, мне, мне-ко тошнёшенько,Волос к волосу ни гладиццы,Да боле волюшка ни ладиццы.Уж я отдам да свою волюшку,Я отдам свою бажонуюЯ на ричиньку на быструю,Да на озёрышко круглистоё.Я во речку серой утушкой,А во озёрышка лебёдушкой.Ох-ти, мне, мнень-ко тошнёшенько.Уж я не ладно, девка, сделала,Да не хорошо, девка, уладила,Не к месту волю я провадила.…Тут пойидет чуж-отецькой сын,Ён возьмёт стрелу калёную,Ён убьё да серу утушку,Застрелит белу лебёдушку,Ён возьмё да мою волюшку.Уж я возьму да свою волюшку,Кладу на буйную головушку.Ох-ти, мне, мнень-ко тошнёшенько,Волос к волосу ни гладиццы,Да боле волюшка ни ладиццы.Уж я отдам да свою волюшку, даЯ отдам свою бажёную даНа все четыре стороны.(Мария Петровна Васюнова)

Невеста кланяется на четыре стороны, отдаёт свою волю:

- Я отдам да свою волюшкуДа я во летнюю сторонушку.Да я отдам да свою волюшкуДа я во сиверну сторонушку.Да я отдам да свою волюшкуДа я во западну сторонушку.Да я отдам да свою волюшкуДа я в восточную сторонушку.Ох-ти мне, мне-ко тошнёхонько,Уж я не ладно, девка, сделала,Не хорошо, девка, уладила.Уж придё да красно летушко,Да напекё да красно солнышко,Тут зажгё да мою волюшку,Да запалит мою бажоную.А что во сивёрной сторонушке,Там ветерочки есть холодные,И замёрзне моя волюшка,Да околиет моя бажоная.А что во западнёй сторонушке,Там полетят снежки белые,А западё да моя волюшка,Да западё моя бажоная.А в восточной-то сторонушкеДа мелки, часты дождички,И омокне моя волюшка,Застыне моя бажоная.Уж я возьму бажону волюшку,Кладу на буйную головушку.У меня, у красной девушки,Волос к волосу ни гладиццы,Да боле волюшка не ладиццы.Я отдам да свою волюшку,Я отдам свою бажонуюНа бора да на черничные,На заломы на брусничные,На болота журавличные,На поляны земляничные.Уж я отдам бажону волюшкуУж ко солнышку-бесёдушку,Уж я ко мисяцю-вечёрочку.("Куды-ни волю отдаё.Поотдава, поотдава, даопеть и на голову кладёт")Ох-ти, мне, мнень-ко тошнёшенько,Уж я не ладно, девка, сделала,Да я не хорошо уладила,Волос к волосу ни гладиццы,Да моя волюшка ни ладиццы.(Мария Петровна Васюнова)

Возвращается домой:

- Уж и мне, мне-ко тошнёшенько.Да пропустите, добры людюшки,Да пропустите, православные,Да меня да красну девушку.А я сходила, красна девушка,Да на прогул широкой улушки,Я ведь с волюшкой росталаси,А подневольицем спозналаси.(Матрёна Петровна Васюнова)

Невеста дарит свои ленты подругам и причитывает:

- Нет, не ладно девка сделала,Да не хорошо уладила,Ды ни туды волю спровадила,Да на текучу быстру риченьку, Ко милостливой Троице,К пресвятой Мать Богородице. Нет, не ладно девка сделала,Да не хорошо уладилаИ не туды волю спровадила.Там пойдут да красны девушки,По годовыим по праздничкам,Да по христовым воскресеньицям,Дак там возьмут да мою волюшку.(Матрёна Петровна Васюнова)


VIII Предлог про в значении «для» характерен для северного говора.

Свадебный поездЖениха в день венчания будит его мать обрядовой песней «Как во городе кровать». Родители благословляют сына. Он повязывает на шею невестин плат. И вот жених со своей роднёй крестятся на иконы и отправляется поездом за невестой. Поезд – это вереница украшенных коней с санями. В первых санях – жених, за ним – его родня – родова. Говорят: «Родова широка – коней много». На Вирозере и Салмозере впереди поезда ехал старший сват верхом. Поэтому он назывался вершником. Он одет в красную рубаху с двумя невестиными полотенцами накрест. Подъезжает к дому невесты, стучит в окна: «Дома ли хозяева?» Двери заперты. Вершник трижды объезжает вокруг дома, извещая о приближении поезда.Конь с санями жениха поднимается на съездо– накат из брёвен, ведущий на второй этаж хозяйственной половины дома – на сарай. Жених стучит в ворота сарая, а невеста с подружками заперлись на сарае и поют:

Накатилась туча тёмная,Да туча тёмная, огромная.(Вар:осённая)Ай туча на небо катиласи,Да небо надвоё двоилосе.Ай по лесам туча катиласи,Да лесы с кореня валилисе.По рекам туча катиласи,Да реки с песками мутилисе.

Ай накатилась туча тёмная,Да что на батюшков широкой двор.И ой да что на батюшков широк двор,Да что на маменькину горёнку.И ох на маменькину горёнку,Да на мою бажону волюшку.(Марфа Николаевна Васюнова,Марфа Акимовна Ковина)

Гостёбище в доме невестыЖених колотит в ворота: «Запустите!» Девушки открывают ворота сарая, а сами бегут в жилую половину дома занимать столы, чтобы гости их выкупали. Они в шутку расхваливают свой стол: «Наш стол стоит на четырёх ногах!». С жениха требуют выкупа за невесту:

Наша девушка не бедна,Любит денежки не медны!Наша девушка не Машка,Любит денежки бумажки!

(Анна Ивановна Ломова)Гости и жених бросают деньги девушкам, те благодарят и освобождают столы для гостей. Невесту с платом на голове подводят к жениху и «турнут» её к нему с шуточной песней:

Вот тебе тетёрка,Нещипаная, нетеребленая!Ой сам щипли,Ой сам тереби,Да от людей береги!Ой сита, решатаДома дёржи!Да дёржи ступа во дому,Да будё баба одному!Ой всем езда,Да одному – звезда!

(Марфа Акимовна Ковина)

(«Раньше пели по-другому», - объясняет про звезду Марфа Акимовна. А ступу, конечно, надо держать во дому, чтобы баба не улетела).

Все садятся за столы, жениха с невестой сажают рядом, под образами, в красном углу, и поют им традиционную свадебную песню:

За столамы за дубовыма,Да за столамы за дубовыма,За скартями за шёлковыма,Да за скартями за шёлковыма,Перед образом приданыим,Да перед образом приданыим,Перед зеркалом хрустальниим,Да перед зеркалом хрустальниим,Там Степанушко чёсал кудри,Да там Степанушко чёсал кудри.Чёсал кудри, перечёсывал,Да чёсал кудри, перечёсывал,Он ведь с Нюрой розговаривал,Да он ведь с Нюрой розговаривал:- Ты уж, Нюра, перевей кудри,Да ты уж, Нюра, перевей кудри.- Я задумаю, дак перевью,Да я задумаю, дак перевью,Не задумаю, не перевью,Да не задумаю, не перевью.Не у тя я ела, кушала,Да не у тя я ела, кушала,Не тебя я буду слушатьси,Да не тебя я буду слушатьси.Я обедала у батюшка,Да я обедала у батюшка,Мне поужинать где Бог судил,Да мне поужинать где Бог судил,Где-ко Бог судил, судьба пришла,Да где-ко Бог судил, судьба пришла,Я того да буду слушатьси,Да я того да буду слушатьси.(Анна Ивановна,Иринья Даниловна Боботины)

Если у невесты нет в живых отца, ей поют песню о том, как мать её жалеет:

Ты река ли моя, реченька,Да ты река ли моя, реченька,По чему бежишь - по сахару,Да по чему бежишь - по сахару,По язюму розливаесси,Да по язюму розливаесси.Ты дитя ли моё, дитятко,Да ты дитя ли моё, дитятко,Ты куда да снаряжаисси,Да ты куда да снаряжаисси,Ко венцю ли Божью ехати,Да ко венцю ли Божью ехати?Под венцём стоять да голова болит,Да под венцём стоять да голова болит,Голова болит, да сердцё ржавеет,Да голова болит, да сердцё ржавеет.(Анна Ивановна,Иринья Даниловна Боботины)

Вариант этой песни:

Ты река да моя реченька,Да речка быстрая, струйистая,По чёму бежишь, не стрёхнесси,Да берег с берёгом не столнесси.Берег с берёгом не столнесси,Да со златым песком не смутисси.По чёму бежишь, по сахару,Да на меду ты россыпаесси.

На меду ты россыпаесси,Да на изюмы розливаесси.Ты дитя ли моё, дитятко,Да ты куда, дитя, справляесси?Ты куда да снаряжаесси,Да ко венцам да ко злачёныим?Ко венцам да ко злачёныим,Да ко свечам да к обречённыим.(Мария Петровна Васюнова)

В Усть-Колоде пели песню с таким же началом, но на другой напев (каждая строчка повторяется два раза):

Ты река ли моя, реченька,Ты течёшь, не всколыхнешься,
С крутым бережком не столкнешься,Со жёлтым песком не смутишься.-Ты дитя ли моё милоё,Что сидишь, не ухмылишься,Говорить не осмелишься?-Государь ты мой батюшко,Государыня матушка,
Мне чего да ухмылятися,
Мне чего да усмехатися?Стала девушка просватана,Моя воля соневолёна, И головка обзобочена.
Клали ручушки в работушку
И головушку в заботушку.
(Любовь Ивановна Омелина,Таисия Ивановна Красавцева)

Поют и шуточные (корильные) песни гостям, выпрашивая ещё выкуп. Вот песня свату, её когда-то записал ещё Александр Сергеевич Пушкин в Михайловском, а в Водле её не забыли до сих пор:

Сватушко, сватушко,Да бестолковый сватушко,Да по невесту ехали,Да в огород заехали.Да бочку пива пролили,Всю капусту полили!Сватушко, догадайся,За мошонку принимайся!(Анна Ивановна,Иринья Даниловна Боботины)

Брюзге – тётке жениха, поют:Брюзгушка молодая,Сорочушка добытая,Щую влепила,Всему поезду посулила!(Анна Ивановна,Иринья Даниловна Боботины)Тётка спешит дать выкуп, чтобы не пели последние две строчки, а ей опять поют.Мать сидит на лавке с иконой, отец стоит рядом. Дочь падает в ноги, мать благословляет её и жениха иконой. Пора ехать в церковь на венчание. Жених выходит первым. Крёстный ведёт невесту, а она тянет за собой стол до двери. Такая примета, чтобы её младшие сёстры скорее вышли замуж.

К венцу

Теперь свадебный поезд стал длиннее: впереди жених со своей роднёй, за ними невеста с роднёй и отдельно – кочева – сундуки с приданым невесты: перина и подушки (постеля), полотенца (утиральники), скатерти, одежда. Кочеву везёт божатка. Когда невесту сажают в сани, поют:

Из-за лесу, лесу тёмного,

Да из-за садику зелёного

А летит стадышко серых гусей,

Да друго стадо белых лебедей.

А стадо со стадом смешалоси,

Да в стаде лебедь потеряласи,

А стали гусюшки покыркивать,

Они лебёдушку пощипывать.

Ох вы, гуси, гуси серые,

Да не щиплите белой лебеди!

Не сама я к вам залётала,

Да занесло меня погодою.

Заводили люди добрые,Заводили кони могучие,А не у вас я ела-кушала,Да я не вас да буду слушати,А я обедала у батюшка,А мне поужинать где Бог судил,А где-ко Бог судил, судьба пришла,Да я того да буду слушати.(Матрёна Фёдоровна Богданова,Пелагея Фёдоровна Льдинина).

Свадебный пир у жениха

После венчания свадебный поезд отправляется к жениху. Жених и невеста едут уже в одних санях. Но доехать не так просто. Дорогу заломили. Дети и взрослые жгут "маяки" - солому, старые берестяные кошели, черпуги и лапти, поднятые на колья. Горящую солому бросают в сани, жгут костры, дорогу заваливают жердями. Поезжане бросают по ходу мелкие деньги, и дети тут же принимаются искать их в снегу, взрослым полагается более серьёзный выкуп - деньгами или вином. Жених выкупает дорогу.Мать жениха встречает молодых на пороге с иконой и хлебом-солью. Молодые склоняют головы, мать их благословляет. Молодые крестятся, кланяются, целуют икону и отщипывают по кусочку хлеба. Гости обсыпают молодых пером и ячменём:- Пером да житомК житью да к жиру!(А.И.Ломова)Потом входит священник с крестом, его угощают. Гости славят невесту:- Какова молода?Хороша молода!Бросают к порогу лучшую посуду:- Разбилась красавица!Жених едет за родными невесты, а в это время невесте делают женскую причёску: две косы скручивают и надевают повойник. Тут невеста показывает своё искусство рукоделия – приданое, которое она с детства готовила. На образа вешают её праздничные полотенца, на столы стелят её скатерти, если невеста их мало наткала, добрая свекровь добавит свои. Всем родным жениха дарят от неё рубахи, юбки – становицы, простыни - настилальники. Родные жениха любуются её дарами и славят её:

- Наша невестаНе спала, не дремала.Тонко пряла,Звонко ткала,Бело белила,Нам подарила!Хороши дары!Хороши дары!

(Анна Ивановна Ломова)Жених с невестой сидят под образами на одной подушечке. Им поют величальные песни: «За столами за дубовыма», «Что во садику, садику». Поют старинные и городские песни, частушки, ходят в кадрель.У нас на свадьбе кричат: «Горько!» На Севере ещё кричат: «У меня порошина! Запорошило!», бросив в рюмку какую-нибудь бумажку - ростопину. Невеста кланяется на три стороны и целует жениха. Бросают порошину и другим гостям, заставляя их целоваться. «Бывает, что и старушке приплетут какого-нибудь старичка». А вечером постельничие тащатна сеновал постель для молодых, завязанную полотенцем. По дороге постельничие несколько раз падают и роняют постель, им подносят рюмку с вином и закуску. Молодым снова поют «Тетёрку», и крёстные матери ведут их на сеновал. Но постель уже занята кем-то из гостей: «Купите постель!» Молодая выкупает постель – дарит полотенце, платок или пряники. Напоследок молодым опять поют «Тетёрку».

Утренний чай

Утром молодых провожают в баню, а гости садятся за стол. Это утренний чай. Постельничие привязывают к бутылке символическую красную ленточку. После чая гости расходятся. Свекровь надевает на себя все рубашки и юбки, подаренные невесткой, и показывает их соседям. А молодые в этот день едут к тёще на хлебины. Там собирается родня молодой.Подумайте: невеста целую неделю причитывает, поёт, выполняет обряды. И речами её, и движениями любуются жители деревни. Вспомним, чем пленяет Царевна-лебедь:

А сама-то величава,Выступает, будто пава.А как речь-то говорит,Словно реченька журчит.

А.С. Монахова (Москва), Т.В.Карнышева (Петрозаводск)

Присоединиться к группе на ФэйсБук

Русские традиции - Russian traditions
Общедоступная группа · 1290 участников
Присоединиться к группе

Наш канал на YouTube: