Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по этнологии

Мужские игры и развлечения на Русском Севере

вкл. . Опубликовано в Этнология Просмотров: 5025

На крючках тянуться

Среди испытаний на силу выделяется довольно большая группа, основанная на перетягивании (на палке или на скалке тянуться, на крючках тянуться). Практически повсеместно было известно перетягивание на палке, на руках и пальцах. Все способы достаточно просты. В первом случае двое соревнующихся, взяв в руку палку (около 1,5-2 м длиной; часто это был деревянный каток — палка, на которой «катали», то есть гладили белье) и упираясь одной ногой, тянули каждый в свою сторону. Надо было сдвинуть соперника с места. Или двое соревнующихся, усевшись на землю и упираясь ступнями друг в друга, ухватывались за палку, которую клали на носки. По команде начинали тянуть каждый к себе, пытаясь оторвать соперника от земли. При этом было необходимо поднять соперника с земли или даже перекинуть его через себя (Вохомско-Тихоновский прих.)[63]. Особым шиком было при удаче щелкнуть соперника по лбу или по заду. Существовали и другие способы перетягивания. Например, в д. Дмитриево Нюксенского р-на соперники вставали спиной друг к другу и, пропустив палку между ног, старались сдвинуть друг друга с места.

Этот способ перетягивания (на перетяжку) мог служить для разрешения спора, например, о найденной вещи: если ни один из нашедших не успевал раньше другого крикнуть: «Чур, моя!» — то они перетягивались на палке и победивший забирал ее себе (д. Горка Сямженского р-на).

Очень распространено было и перетягивание на канате двух команд, которые обычно вставали по разные стороны центральной черты. Быстро победить соперника помогала несложная хитрость: резко на мгновение отпускали веревку, из-за чего противоположная команда теряла равновесие, а затем сразу же дергали ее на себя и почти без труда перетаскивали соперников на свою сторону. Впрочем, этот прием помогал и во всех остальных вариантах.

Из других популярных простейших типов единоборства можно назвать перетягивание на руках (стоя и схватившись согнутыми в локтях руками) и указательном и среднем пальцах (на крючках). По замечанию собирателя конца ХIХ века, «таскают друг друга по избе, пока кто-нибудь не разожмет палец» (Вохомско-Тихоновский прих.).[64] Причем, можно было тянуться на каждом пальце в отдельности и на четырех пальцах, сомкнутых вместе (на скобке — д. Колотовщина Кичменгско-Городецкого р-на).

Быка тянуть

Во многих деревнях Кичменгско-Городецкого и соседних с ним р-нов соревновались в перетягивании на шеях — быка тянули (дд. Большое Харюзово, Колотовщина), козла тянули (д. Крадихино), бобриком тянулись (д. Трубовщина), на крысах тянулись (д. Власьевская Тарногского р-на). Эта оригинальная забава восходит, по-видимому, к древним ритуальным соревнованиям во время жертвоприношения, было перетягивание козла или быка. Подобное мерянье силой с ритуальным животным при принесении его в жертву известно древним народам Средиземноморья, а в недавнем прошлом и финно-угорским народам, проживающим на Европейском Севере[65].

Двое мужчин, встав лицом друг к другу, опускались на четвереньки и набрасывали на шеи связанное полотенце или ремень. По знаку кого-нибудь из болельщиков они старались сдвинуть соперника с места («бык быка перетянет» — д. Колотовщина Кичменгско-Городецкого р-на). Для того, чтобы полотенце или ремень не соскальзывали с головы, брали в рот лучинки (пос. Леваш Нюксенского р-на). Иногда этот прием забавно осмыслялся зрителями: «Берут в рот палку, ну луцину, и тянут два мужика. Которая крыса сильнее… Я уж не знаю для цево они брали в зубы — раз крыса, дак». Лучинки ассоциировались с усами крысы.

Красну ложку доставать

Среди силовых забав встречается немало с подтягиванием, причем используется главный конструктивный элемент традиционного жилища — центральная балка, матица — воронец (в некоторых районах так назывался полатный брус).

В дд. Крутики Никольского р-на, Лодыгино Тотемского р-на, Крадихино Кичменгско-Городецкого р-на перекидывали через матицу (брус) сложенную пополам веревку, вставали двумя ногами в образовавшуюся петлю и, подтягивая второй конец, поднимали себя вверх, до бруса. Если выполняли это упражнение на спор, то на брус клали условленную сумму денег (до пяти рублей), которую необходимо было достать соревнующимся. В д. Урицкое Никольского р-на доставали воткнутую в матицу деревянную ложку. Главной хитростью забавы была небольшая деталь, которую обычно не учитывали новички, прельщенные тем, что подтянуться к балке было сравнительно легко: стоило лишь на мгновение опустить руку, чтобы схватить приз, как вместо того, чтобы получить награду, удалец оказывался на полу. Опытные игроки брали приз зубами.

Всякие упражнения с подтягиванием к воронцу были вообще очень характерным элементов любого общественного праздника и молодежных вечерин и игрищ: «Всяко што было, прости меня, Господи, перелешчались всяко, издевались-то... И втыкали ножик да совали ноги — в Великом (теперь часть с. Чушевицы — И.М., И.С.). За воронець сцинецця ногами и висецця. Дак чево-нибудь издеваюцця, перелешчаюцця! Вот чиво-нибуть туды положат: если он достанет, то евоное, ак если ни достанет, то посмиюцця над йим да и всё. Иногды интересное, хорошее воткнут — только возьми! Так ни возьмёшь — многие ни брали этово!» (д. Пеструха Верховажского р-на). Здесь ножик, воткнутый в воронец, нужно было выдернуть коленями.

Нередко воронец использовался как турник. В д. Дягилево Харовского р-на, например, подтянувшись, перекувыркивались под ним — козла выдирали, а в д. Машковская Верховажского р-на подростки 12-15 лет соревновались в обычные дни, кто подтянется к воронцу, чтобы его поцеловать.

Забавы на равновесие

В глазах будущих лихих наездников (а от деревенского парня требовалось мастерски владеть конем) среди самых ценных качеств были устойчивость, умение удерживать равновесие. Поэтому не удивительно, что многие мужские забавы направлены на испытание и развитие этих навыков. Некоторые из них даже сохранили старинную «конскую» символику, другие же основаны на «охотничьей» символике, более естественной для Русского Севера. Например, забава рябков (т.е. рябчиков) стрелять, описанная ниже, явно связана с другой распространенной игрой, при которой отвернувшегося игрока бьют по прижатой к уху руке, а он должен угадать, кто его ударил (эта игра иногда называлась глухаря стрелять или тетерева бить, то есть в названии ее также использовалась «охотничья» тема).

Петушиться

Забаву под названиями петушиться (д. Киянская Тарногского р-на), ошелобиться — д. Аргуново Никольского р-на, рябков стрелять, в рябки — Сямженовский прих., Вохомско-Тихоновский прих., д. Емельяновская Тарногского р-на, капусту рубить — дд. Гавриловская, Пиксимово Вашкинского р-на неоднократно описывали еще в конце ХIХ века[66]. Желающие испытать себя парни садились на поставленную в центре комнаты широкую лавку лицом друг к другу, поджав ноги по-турецки, чтобы они не касались пола. Один из участников складывал ладони вместе и прижимал их к уху, а второй с размаху бил его по рукам ладонью или кулаком. Если первый парень удерживался на лавке, то следующий удар наносил он, а если же падал (это и называлось застрелить рябка), то на его место садился другой желающий попытать удачи, а бить продолжал второй игрок. По свидетельству корреспондента Тенишевского Бюро А. Соболева, «желающих подобных состязаний находилось очень много потому, что каждому хочется узнать “у ково рука ризцяе” (т.е. резче), но часто дело доходит до серьезной драки из-за какого-нибудь нарушения правил игры»[67].

Эта забава оставалась популярной и в 20-30-е годы ХХ в. Так развлекались парни и взрослые мужчины на посиделках и пированиях. Отличия касались только деталей. Например, в д. Маслово Кичменгско-Городецкого р-на могли несколько иначе складывать руки: одной — ладонью к уху, а вторую — ладонью наружу; то есть удар наносился по ладони второй рукой. В д. Пендуз Бабушкинского р-на соревнующиеся стояли на скамейке, а в пос. Леваш Нюксенского и дд. Гавриловская, Пиксимово Вашкинского р-нов — на полу или на земле; в с. Липин Бор Вашкинского р-на соперники, сев верхом на лавку и поджав ноги, пытались сбить друг друга на пол подушками, в д. Будринская Тарногского р-на игроки садились верхом на толстую (12-15 см) жердь, скрестив и поджав ноги. Концы жерди располагались на двух параллельно установленных лавках.

Разновидностью этой силовой забавы было известное в д. Лукьяново Вашкинского р-на очень простое, но тем не менее требующее немалой ловкости упражнение под названием быками будаться: стоя на коленях лицом друг к другу, надо было повалить соперника на землю.

Куликаться

Еще одна забава на равновесие под названиями куликаться или соль вешать (д. Кожинская Тотемского р-на), сахар вешать (д. Копоргино Тотемского р-на): на лавку и табурет клали палку (диаметром 5-8 см) или коромысло для ушатов. На палку рядом, но лицом в разные стороны, усаживались двое участников. Поджав под себя ноги и ухватившись покрепче за палку, они начинали раскачиваться вперед-назад, стараясь сбросить соперника на пол. Задачу усложняла необходимость постоянно следить за тем, чтобы палка не соскользнул с табурета, так как в этом случае на пол катились оба соревнующихся. Чтобы не слишком ушибаться при падении, на полу стелили солому или тулуп.

К тому, кто смог усидеть на коромысле, тут же подсаживался следующий соперник, так что борьба продолжалась порой довольно долго.

В д. Копоргино участники забавы клали поперек лавки кочергу; поджав ноги, садились на ее концы и начинали раскачиваться — кто кого «перевешает», то есть заставит свалиться с кочерги. В этом варианте забавы существенное значение имела «весовая категория» участников. Поэтому (если только соревнование не носило чисто смехового, шуточного характера) вешать сахар садились игроки примерно одного роста и телосложения.

Кобылу учить

Вариант этой забавы под названиями кобылу учить (д. Маслово Кичменгско-Городецкого р-на) или Сидора колоть (д. Бурцевская Тарногского р-на) отличался оригинальным техническим решением, требующим от соревнующихся немалой изобретательности и сноровки.

Парни, участвовавшие в соревновании (обычно после ужина на помочах), подвешивали к балке веревку с небольшой петлей на конце, свешивавшейся на высоту около полутора метров от пола. В петлю просовывали один конец толстой двухметровой палки-коромысла и вешали на этот конец чью-нибудь шапку. Второй конец палки клали на скамейку, на порог, а иногда и на пол. Желавший выучить кобылу садился на коромысло по-турецки («ноги вкрёс») примерно посередине с небольшой (60-80 см) палкой в руке, которой он опирался об пол. Удальцу надо было трижды ударить палкой по коромыслу сзади себя (в перерывах между ударами можно было снова опереться об пол), а затем «схлестнуть» шапку с переднего конца кобылки, не свалившись при этом на пол.

В дд. Бурцевская и Пустошь Верховажского р-на эта забава называлась Сидора колоть. К матице подвешивали две веревки на расстоянии около двух метров, а в образовавшиеся петли просовывали коромысло, на одном конце которого вешали шапку. Соревнующиеся должны были, усевшись на коромысло с поджатыми «колацём» ногами, сбить шапку с его конца, не упав на пол.

Рябков ловить

Существовала и более простая разновидность вышеописанной забавы(рябков или рябка ловить — д. Антоновская Вожегодского р-на, д. Холкин Конец Тотемского р-на). В д. Антоновская к потолочной балке — воронцу — привязывали веревку с петлей на нижнем конце и опускали ее к полу на высоту около метра. В петлю просовывали кол (чаще всего это было коромысло для переноски ушатов с водой), другой конец которого клали на лавку. Задача заключалась в том, чтобы, забравшись на кол с ногами, усидеть на нем, не прибегая к помощи рук.

В д. Холкин Конец это упражнение несколько усложнялось. В сарае (на связке балок) или на улице (между деревьями) подвешивали веревку так, чтобы она провисала на расстоянии около метра над полом или землей. Желающий поймать рябка должен был, взяв в руки небольшую (около 50 см) палку и опираясь на нее, сесть на веревку, сложив ноги по-турецки (сесть крестом), и ударить палкой по веревке — один раз перед собой и один раз сзади. Рябка ловил тот, кому удавалось после этого усидеть на веревке. Таких удальцов, впрочем, находилось немного.

По морю ходить

Популярным акробатическим трюком, которым парни демонстрировали свое превосходство над соперниками, было хождение по веревке, натянутой от воронца к стене или от порога в угол комнаты и свисающей примерно на метр от пола — по морю ходить (д. Крадихино Кичменгско-Городецкого р-на), кочешки вить (д. Будринская Тарногского р-на). В некоторых деревнях с этой забавой связывалась примета, что тот, кто хорошо пройдет по веревке, быстро женится.

В д. Крадихино и с. Брусенец Нюксенского р-на забава называлась по морю ходить: на вечорках или на игрищах после помочей натягивали через всю комнату от стены к стене две параллельных веревки на высоте около метра. Каждый, желающий продемонстрировать свою ловкость, должен был, не свалившись, пройти на четвереньках по веревкам от стены к стене, а затем, развернувшись, пройти обратно[68]. Понятно, что самым сложным элементом был разворот, и любой новичок, недооценивший это, немедленно оказывался на полу.

В д. Будринская этот элемент превратился в соль забавы. Здесь так чаще развлекались дети и подростки. Ставший на веревки должен был повернуться на 180° и не упасть при этом (завить кочешки).

Дальними родственниками этой забавы было хождение по изгороди (соревновались, кто дальше пройдет), а также по одной половице с завязанными глазами (д. Павловская Тарногского р-на). В д. Гоголев Починок Никольского р-на встречалась еще и такая ее разновидность: кто-либо из желающих вставал на две лежащие параллельно на полу веревки, а другой с силой дергал их за концы. При этом первому нужно было не упасть.

По петелькам ходить

Эта забава требовала не только умения балансировать в положении неустойчивого равновесия, но немалой физической силы.

Участники забавы привязывали к потолочному брусу две веревки с петлями на конце, в которые желающие походить по петелькам продевал ноги на высоте около полуметра от пола. При этом преследовались разные цели. Например, в д. Лычный Починок Кичменгско-Городецкого р-на, засунув ноги в петли, шли на руках от стены к стене. Кто не выдерживал (опускался на грудь), уступал место другому.

В д. Порядневщина Кичменгско-Городецкого р-на ходили по шапочку: клали у одной из стен шапку и вдевший ноги в петли должен был пройти на руках до шапки и надеть ее на голову.

Более сложный вариант забавы (по петелькам ходить) существовал в д. Маслово. Здесь вдевший ноги в петли упирался в них ступнями и начинал пятиться на руках назад. При этом натянутые до предела веревки, отклонялись от вертикального положения, постепенно поднимались вверх вместе с ногами ловкача. Целью трюка было сделать вертикальную стойку.

Гвозди ковать

(д. Крадихино Кичменгско-Городецкого р-на).Эта забава в прошлом она была известна довольно широко. О древности забавы свидетельствует символика, отраженная в ее названии, позволяющая предположить, что подобная шуточная забава использовалась при ряженье (например, в сценке кузнецами ходить) и на свадьбе.

Развлечение достаточно просто: кто-либо из парней, упершись головой и руками в скамью, делал на ней стойку и начинал похлопывать ногами, приговаривая: «Гвозди кую! Гвозди кую!» Если кто-либо включался в соревнование, то начинали считать, кто больше скует гвоздей.

Забавы на гибкость

Гибкость, увертливость, изворотливость — качества, которые были особенно важны для любителей бороться, т.к. давали большое преимущество их обладателю во время состязания. Поэтому ряд забав-испытаний специально были предназначены для их развития.

Кокорки загибать

Самая большая группа испытаний на гибкость связана с доставанием с пола различных предметов из самых разных положений. Так, в д. Митихино тянулись через батог. Положив палку (батог) на пол, отмеряли от него расстояние, равное локтю, и клали на это место клочок бумаги. Затем становились коленями на батог, упирались рядом в пол руками и тянулись, стараясь ртом или языком достать (слизнуть) эту бумажку. В д. Пантелеевская Вожегодского р-на надо было присесть и наклонившись вперед захватить зубами палку, а затем выпрямится[69].

Часто забава организовывалась иначе. Например, сидя на табурете (или сидя либо лежа на полу), наклонялись назад, стараясь захватить губами какой-либо мелкий предмет, положенный на пол. В д. Окуловская задачей состязавшихся было, наклонившись назад из положения стоя и держа руки за спиной, поцеловать пол.

В дд. Селиваново Велико-Устюгского р-на, Маслово Кичменгско-Городецкого р-на, Будринская и Угольная Тарногского р-на, Дуравинская Верховажского р-на испытуемый ложился навзничь на пол и, изогнувшись и приподнимая туловище на локтях либо став в мостик, должен был поцеловать пол или достать языком с пола копейку.

В д. Окуловская Верховажского р-на соревнующиеся, взяв чей-либо ремень, замеряли объем живота у того, кто хотел продемонстрировать свою ловкость, подворачивали излишек, затем парень брал ремень зубами в месте заворота и наклонялся назад, пытаясь коснуться пряжкой пола.

В с. Никольское Тотемкого уезда в конце ХIХ века существовало два варианта этой забавы. Загибали кокорки — доставали лучинки длиной с вершок с края скамейки, держась на одних руках, упертых в пол, и доставали иглы через голову из положения лежа на спине[70].

Зайца давить

Некоторые из упражнений на гибкость представляют из себя весьма сложные акробатические трюки, исполнить которые многим было бы не под силу даже при специальной тренировке. К таким можно отнести и пролезание в петлю — зайца давить (д. Крадихино Кичменгско-Городецкого р-на) или пролезать в петлю во свое колено (д. Маслово Кичменгско-Городецкого р-на).

Перед тем как приступить к выполнению трюка, предназначенную для этого веревку обвязывали вокруг колена и ступни так, чтобы получилась петля. Затем петлю расстилали по полу, чтобы образовался круг, вставали (спиной к центру) на один его край пятками, а затем медленно прогибались назад, становясь сначала в мостик (руки в середину петли), потом, постепенно приподнимая петлю, накидывали ее на лоб, на шею, пытаясь пролезть в нее всем туловищем. У неопытного петля нередко застревала на горле, отчего испытуемый становился весьма похож на зайца в силках, откуда и название забавы.

В дд. Скоморошье Никольского и Пендуз Бабушинского р-нов пролезали в ремень (объем петли также измерялся по колену). Испытуемый становился на колени, зацеплял один край ремня за носки ног, наклонившись назад и просунув в петлю руки, постепенно вползал в нее всем туловищем. Такой вариант забавы был, конечно, более доступным.

Под ухватом перевертываться

В д. Будринская Тарногского р-на желающий продемонстрировать свою ловкость опирался на зажатый в одной руке нож-косарь, которым кололи лучину, и пытался провернуться под этой рукой, но так, чтобы косарь не оторвался от пола. Для того, чтобы это проделать, нужно было обладать не только хорошей устойчивостью и гибкостью, но и недюжинной силой.

В других деревнях (например, д. Антоновская Вожегодского р-на) могли опираться на коромысло для ушатов, ухват или палку длиной до двух метров, причем чем ниже схватывался за них соревнующийся, тем выше оценивался его успех.

На живот падать

Это распространенное упражнение (дд. Дмитриево Нюксенского р-на, Митихино Велико-Устюгского р-на, пос. Лышное Кичменгско-Городецкого р-на) достаточно легко выполнимо, хотя новичку оно и могло показаться трудным. Кто-нибудь из парней вставал на колени и, держа руки за спиной, падал на живот, стараясь носом не задеть пол. Это было возможно, если удавалось резко отвести назад голову и плечи. Такое упражнение часто выполняли на спор.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе