Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по этнологии

Мужские игры и развлечения на Русском Севере

вкл. . Опубликовано в Этнология Просмотров: 5026

Забавы на быстроту реакции

Развлечения на быстроту реакции нередко очень близки к детским играм «в ладушки» или «телега летит»[71]. Например, в Вохомском Тихановской приходе Никольского у. на святки мужчины развлекались игрой «в лошку»: один клал на кулак деревянную ложку, а второй старался схватить ее и стукнуть ею по кулаку партнера. При удаче менялись ролями[72].

Сидора колоть

Некоторые забавы некогда имели непосредственное отношение к ритуальным жертвоприношениям, которые были важной составной частью «пивных праздников» и нередко разыгрывались на пирах ряжеными. К развлечениям подобного рода относилась и довольно распространенная забава — Сидора колоть (Тарногский, Верховажский, Тотемский, Вашкинский р-ны), медведя или Демида колоть (д. Цибунинская Тарногского р-на). Так развлекались не только на пирах, но и на взрослой (большой) и маленькой беседах.

О том, что ранее в качестве Сидора или Демида выступало жертвенное животное (бык, медведь), свидетельствуют смутные воспоминания об этом в глухих деревнях Тарногского района. «О светье старики-то “медвидя кололи”... Гости найидут о светье. Придут наряжоные на игришче. Один на скамейке сядет, на другую скамейку палку положут. Там “медвидь” стоит, в шубе вывернутой. Ево палкой и спёхнут» (д. Цыбунинская Тарногского р-на).

Ближе всего к ритуальным разновидностям этой забавы варианты с чучелом человека (высотой около полуметра) или заменяющим его поленом, встречавшиеся в дд. Першинская Тарногского и Сосновка Кадуйского р-нов. Кому-нибудь из парней завязывали глаза и он, повернувшись к Сидору спиной и сунув ухват между ног, пытался сбить его ухватом. Нередко желающему убить Сидора всячески препятствовали это сделать. Так, в д. Малыгинская Тарногского р-на клали на стул шапку (Сидора), возле стула становилась девушка, которая двигала стул из стороны в сторону, пытаясь помешать стоящему к ней спиной парню сбить со стула ухватом Сидора. В Шенкурском уезде Архангельской губ. Сидора защищали два человека. «“Сидора колют” — игра. Ставят палку середи полу, на палке шапка. Двое обороняют его палками, а один старается уколоть и сшибить». Началу игры предшествовал диалог: «Дома ли Сидор?» Жена: «Дома». — «Что делает?» — «Сапоги шьет». — «Не сошьет ли мне сапогов?» — «Нет, не сошью». — «Я те заколю». — «А я те сберегу»[73].

В д. Першинская существовал вариант забавы, при котором роль Сидора выполнял кто-либо из парней. Перед началом игры этот парень спрашивал: «Кого колешь?» — «Сидора колю!» — «Коли, век не угадать!» После этого второй игрок начинал орудовать ухватом, пытаясь задеть им ноги Сидора, а тот перебегал и отпрыгивал в сторону, чтобы его не «закололи».

На севере Вологодской обл. в Тарногском и Верховажском р-нах у подростков и детей на малых игрищах в святки была распространена аналогичная игра. Посреди комнаты устанавливали табурет, на котором лежала шапка, ставили валенок или втыкали в щель пола лопаточку для смазывания тележной оси («клёшч») длиной около 80 см с шапкой (Сидором) на конце. Напротив шапки, примерно в полуметре от нее, становились спиной друг к другу двое соревнующихся. Взяв в руки ухват (или коромысло для ушатов) и направив его рожками к палке, они просовывали его между ног, схватившись руками за древко и наклонившись вперед. Затем игрок, стоящий к шапке-Сидору спиной, кричал: “Сидора колю!” — на что товарищ отвечал ему: “А я стерегу!” (“Я Сидора колол!” — “А я остерегу!” — д. Першинская; “Я Сидора заколю!” — “А я сбережу!” — д. Будринская). После этого первый игрок начинал толкать ухват назад, по направлению к Сидору, а второй игрок всячески мешал ему, стараясь, чтобы шапка осталась на месте. Поединок заканчивался тогда, когда первому игроку удавалось заколоть (=сбить) Сидора. (дд. Малыгинская и Будринская Тарногского р-на, Великодворская Верховажского р-нов).

В д. Антоновская встречалась одна из старых форм этого развлечения, которая, возможно, также отчасти проясняет его происхождение. Чтобы отомстить парню-забияке и задире, его соперники иногда устраивали на святочных игрищах довольно жестокую забаву. Выбрав удобный момент перед приходом очередной ватаги ряженых и предварительно высмотрев, в каком углу сидит со своей девушкой их обидчик, шутники внезапно распахивали двери и, просунув в избу длинную жердь, начинали тыкать ею в направлении этого парня. В результате тому, если он не проявлял известной сообразительности и увертливости, могло достаться немало синяков и шишек. Это и называлось Сидора колоть. Интересно, что подобная шутка обычно не вызывала протеста и считалась вполне законной, так как осуществлялась как бы от имени ряженых, которым, как известно, прощалось многое из того, что было запрещено простым смертным.

В д. Слудка еще в конце 40-х — начале 50-х годов ХХ века встречалась одна разновидность этой забавы, напрямую связанная с визитами ряженых. Ватага парней-ряженых, с шумом и гамом ворвавшись в избу, где проходило игрище, запирала двери и, завязав одному из «ватажан» глаза и дав ему в руки ухват, затевала своеобразные «жмурки», при которых водящий должен был прижать кого-либо ухватом к стене или хотя бы дотронуться им до разбегавшихся по углам с визгом и криками девушек. Впрочем, больше доставалось при этом их кавалерам, которые всячески старались защитить своих дам. Остальные же парни-ряженые, перебегая по избе, хлопками или выкриками указывали водящему, где тот «Сидор», которого нужно «колоть». При этом, естественно, особенно доставалось их обидчикам или обидчица.

Развлечения и шутки с кувырканием

По капустку ездить

Многие забавы с переворачиванием партнера через голову (кучеркой — д. Трубовщина, клиночкой подымать — д. Аксентьевская, по капустку возить — д. Каплинская) были развлечением не только одних парней, но и парней с девушками, причем подчас устраивались без согласия последних.

В д. Аксентьевская, когда в похожей забаве участвовала девушка, она садилась на пол и подбирала руками сарафан, а парень, взяв ее за ноги и перевернув вниз головой, поднимал к потолку[74].

Забава с «полукувырком» сушествовала в Мольском приходе у хлыстов. Там гнули оботья: «повалив человека на пол, сгибают его, взяв за ноги и не подобрав платья»[75].

Масло бить

Еще одним вариантом этой забавы является опрокидывание игрока, стоящего на четвереньках: его с размаху бьют пониже спины той же выдающейся частью тела другого игрока, которого приподнимают за руки и ноги и раскачивают двое или четверо товарищей. Такое развлечение существовало под названиями масло бить (дд. Падерино, Фролово), смольё колоть (д. Будринская), кокору ломать, бить или шчэпать (дд. Мосеево Верховажского р-на, Григорьевская, Юркинская), россоху колоть (д. Беляевская), сидора бить или колоть (дд. Великая, Бурцевская, Александровская, Першинская, Тырлынинская Тарногского р-на). Цели забавы могут быть различными. Иногда первому игроку нужно не упасть, устоять на четвереньках (д. Беляевская)[76]. Иногда, напротив, он должен после удара перекувырнуться. В некоторых местах это было наказанием для проигравших (дд. Харино, Кананьинская). Существуют упоминания и об обрядовой приуроченности забавы: в дд. Будринская Тарногского р-на и Мосеево Верховажского р-на так развлекались
подростки на святки: «переваливали» стоящего на четвереньках через голову.

Так могли забавляться как дети и подростки, — в избе, в том числе и на беседах, или на улице, так и взрослые мужчины во время гуляний.

Кули или кульё ворочать

В деревнях Мосеевского с/с Тотемского и Верхневаржского с/с Велико-Устюгского р-нов кувыркание представляло собой сложное акробатическое упражнение. Двое желающих ворочать кульё из числа молодежи или детей становились друг против друга. Один наклонялся и, просунув голову между ног партнера, обхватывал его ноги руками. Тот же, в свою очередь, ложился ему на спину и обхватывал его ноги своими руками. После этого нижний игрок выпрямлялся (верхний игрок прятал голову между его ног) и, присев, перекатывался на спину. Затем второй, опершись ногами об пол, кувыркался вперед и т.д.[77].

В Мольском приходе в конце ХIХ века в одной из деревень, где жили хлысты, кули ворочали так: двое становились на корточки на пол головами в противоположные стороны, потом «на спины их поперек ложится одна из играющих спиной же, а другой, забрав за талию, поднимает ее так, чтобы голова была вниз, а сам ложится на спине, так что у партнера ноги опять на пол встанут»[78]. Несмотря на неясность описания схему кувыркания вполне можно реконструировать. В окрестностях эту забаву считали неприличной и потому не употребляли.

 


[52] См.: Морозов И.А., Слепцова И.С. Праздничная культура Вологодского края. Часть 1: Святки и масленица // Российский этнограф. Этнологический альманах. Москва, 1993.

[53] См., например, наши публикации: Слепцова И.С., Морозов И.А. В яйца катать // Духовная культура русских Среднего Поволжья: Материалы полевых исследований. Ульяновск, 1999. (Проблемы полевой фольклористики. Вып. 4). С. 8-17; Шацкий этнодиалектный словарь. Традиционная культура Шацкого района Рязанской области (первая половина XX в.). Рязань, 2000 (статьи «Катки», «Подкучки», «Яйцо»).

[54] Зап. И.С. Слепцовой в д. Малая Чаготма Вашкинского р-на.

[55] Антоновский П. [Этнографические сведения о крестьянах Яренского уезда]. Рукопись // АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 397. Л. 7.

[56] Соболев А. [Этнографические сведения о крестьянах Куракинской волости Тотемского уезда]. Рукопись // АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 372. Л. 3.

[57] Крупнов П. [Этнографические сведения о крестьянах Лапшинской вол. Вохомско-Тихоновского прих. Никольского у. Вологодской губ.]. Рукопись // АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 295. Л. 23-25.

[58] Крупнов П. [Этнографические сведения о крестьянах Лапшинской вол. Вохомско-Тихоновского прих. Никольского у. Вологодской губ.]. Рукопись // РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 295. Л. 20.

[59] П. М[инорский]. Вытегорские кондужи // Олонецкие губернские ведомости. 1874. № 23.

[60] Крупнов П. [Этнографические сведения о крестьянах Лапшинской вол. Вохомско-Тихоновского прих. Никольского у. Вологодской губ.] Рукопись // АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 295. Л. 25.

[61] Соболев А. Ук. соч. Л.3.

[62] Зап. С.П. Бушкевич от М.П. Колосовой (1913 г.р.) в д. Трубовщина Кичменгско-Городецкого р-на.

[63] Крупнов П. [Этнографические сведения о крестьянах Лапшинской вол. Вохомско-Тихоновского прих. Никольского у. Вологодской губ.]. Рукопись // АРЭМ. Ф.7. Оп. 1. Д. 295. Л. 19.

[64] Крупнов П. Указ. соч. Л. 19.

[65] Ср. различные развлечения при жертвоприношении быка у удмуртов: Долганова Л.Н., Морозов И.А., Минасенко Е.Н. Игры и развлечения удмуртов: история и современность. М., 1995.

[66] Крупнов П. Указ. соч. Л. 20.

[67] Соболев А. [Этнографические сведения о крестьянах Куракинской волости Тотемского уезда]. Рукопись // АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 372. Л. 3.

[68] Голубев И. [Этнографические сведения о крестьянах с. Брусенец Тотемского уезда]. Рукопись // АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 339. Л. 12.

[69] Зап. И.А. Морозовым в д. Пантелеевская Вожегодского р-на Вологодской обл.

[70] Мальцев А. [Этнографические сведения о крестьянах с. Никольское Тотемского уезда]. Рукопись // АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 365. Л. 5.

[71] См.: Морозов И.А., Слепцова И.С. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. М., 1995.

[72] Крупнов П. Указ. соч. Л. 21.

[73] Пономарев С.М. Праздничные и дневные игры. [1880-е гг.]. Рукопись // Российское Географическое Общество. Ф. 12. Оп. 1. Д. 21. Л. 17.

[74] МИА 1:8об. (Погодина П.М., 1910 г.р. из д. Аксентьевская).

[75] Миролюбов Н. [Этнографические сведения о крестьянах Мольского прихода Тотемского уезда]. Рукопись. 1898 г. // АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 369. Л.75.

[76] Зап. И.А. Морозовым в Тарногском р-не от Д.И. Некрасова (1925 г.р.) в д. Будринская; Е.Ф. Попова (1917 г.р.) в д. Бурцевская; К.М. Некрасова (1925 г.р. из д. Александровская) в д. Исаинская; Г.А. Армеева (1913 г.р. из д. Першинская) в д. Тырлынинская; в Тотемском р-не от А.В. Голубцова (1929 г.р. из д. Харино), прож. в д. Верхний Конец.

[77] Зап. И.А. Морозовым от П.И. Капустина (1922 г.р.), А.П. Опалихина (1911 г.р. из д. Середская).

[78] Миролюбов Н. [Этнографические сведения о крестьянах Мольского прихода Тотемского уезда]. Рукопись. 1898 г. // АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 369. Л. 75.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе