Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по этнологии

Игровые сообщества: гендерный аспект

вкл. . Опубликовано в Этнология Просмотров: 4085

Итак, подведем итоги. Хотя нам удалось рассмотреть лишь некоторые аспекты гендерных различий в игровых сообществах разного типа, однако представленный материал позволяет сделать целый ряд обобщающих выводов. Во-первых, несмотря на ожесточенную критику в феминистском дискурсе "физиологического детерминизма", можно утверждать, что существуют достаточно жестко обусловленные гендерные игровые предпочтения, которые, в свою очередь, задаются гендерными установками (аттитюдами), характерными для той или иной социокультурной среды и исторической эпохи. Поскольку некоторые из этих установок сохраняют устойчивость в течение длительных исторических периодов и в разных кросскультурных контекстах, их можно считать константными. А соответственно, можно говорить и об устойчивости детерминируемых ими игровых предпочтений: девочки предпочитают играть в куклы на протяжении тысячелетий человеческой истории и не утратили интерес к такого рода играм даже в эпоху постмодернизма с его характерным "смешением всего и вся".

Во-вторых, поскольку можно говорить о существенной возрастной и социальной дифференциации развлечений и игр, необходим более тщательный анализ их гендерной специфики в различных социальных группах и средах. Наиболее исследованы развлечения детей и молодежи, поскольку именно к этим социовозрастным стратам приковано внимание педагогов-практиков и социальных конструкторов, выстраивающих стратегии развития будущих поколений и отводящих в своих построениях существенное место игровым практикам. При этом гораздо меньшее внимание уделяется гендерной специфике игр взрослых. Многие исследователи считают гендерные игровые предпочтения этого возрастного слоя "само собой разумеющимися" и не уделяют этой проблеме никакого внимания (см., напр., описание азартных игр: Вайкс 1994). Более того, подавляющая часть "взрослых" игр "по определению" считается мужскими -большинство спортивных и азартных игр, соревнований на выносливость, силу, ловкость и т.п. Более тщательное рассмотрение помогает выявить здесь немало "исключений из правил" (таких, как женщины-"кулачники"). Эти случаи требуют дополнительного тщательного исследования, поскольку именно в них наиболее ярко проявляются механизмы гендерного игрового регулирования.

В-третьих, нетрудно заметить, что манипулирование гендерными игровыми предпочтениями часто используется в социальном конструировании, выстраивании "новых образов социальной реальности". Однако, используя эти механизмы, необходимо помнить об их зависимости от константных гендерных установок, опирающихся на социобиологические основы человеческого "Я". Было бы наивной утопией полагать, что, изменив игровые предпочтения, мы сможем изменить сущностные параметры человека и общества.

Примечания

1 Термин "развлечение" мы употребляем как обобщающий для обозначения игровой активности, включающей в себя как собственно игры (т.е. игры с правилами), так и игры без строгих правил, в том числе забавы и шутки, балагурство, розыгрыши, озорство, пляски (подробнее см.: Морозов, Слепцова 2004: 35).

2 Зооморфные фигурки, правда, не всегда принято называть "куклами". Ср. словарные определения слова "кукла" - "сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного", "фигура человека или животного в театральном представлении" (выделение наше - авт.), но также "фигура, воспроизводящая человеческое тело", "детская игрушка в виде фигурки человека" (Даль 1881: 213; Ожегов 1990: 313).

3 Возможно, отчасти это связано с глобальными изменениями гендерного баланса в современном обществе (см., например: Морозов 2004: 6).

4 Таково название мультсериала в российском прокате.

5 Правда, можно усомниться, не имеем ли мы здесь дело с ритуалом, а не с игрой (Морозов, Слепцова 2004: 56, 135-139, 831).

Источники и литература

Александров 1989 - Московская старина: воспоминания москвичей прошлого столетия / Общ. ред., предисл. и примеч. Ю.Н. Александрова. М., 1989.

Альферьевский 1899 - Альферьевский П. [Этнографические сведения о крестьянах Пензенской губ. Краснослободского у.] Рукопись. 1899 г. //РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1342.

Антоновский 1899 - Антоновский П. [Этнографические сведения о крестьянах Яренского уезда]. Рукопись. 1899 г. // РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 397.

Берн 2001 - Берн Ш. Гендерная психология. М., 2001.

Бернштам 1988 - Бернштам ТА. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988.

Вайкс 1994 - Вайкс А. Энциклопедия азартных игр. М., 1994.

Виноградов 1999 - Виноградов Г.С. "Страна детей": Избранные труды по этнографии детства. СПб., 1999.

Геодакян 1989 - Геодакян В А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М., 1989. С. 171-189.

Голубев 1898 - Голубев И. [Этнографические сведения о крестьянах Вологодской губ., Вологодского у., Фетининской вол.]. 1898 г. // РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 126.

Громыко 1986 - Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986.

Даль 1881 - Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 1881.

Зарин 1991 - Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. Л., 1991.

Игра со всех сторон 2003 - Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди). Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / Пер. с англ., под ред. Е.С. Жорняк. М., 2003.

Ильин 2002 - Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.

"Ислам для всех!" - Барби проигрывает сопернице в хиджабе // Форум на сайте "Ислам для всех!". 15 янв. 2006 г.

Комарова 2004 - Комарова С.В. "Кукольные мужички" в собрании РЭМ: гендер в предметно-символических кодах культуры // Мужской сб. Вып. 2. "Мужское" в традиционном и современном обществе. М., 2004. С. 151-156.

Кононов 2000 - Кононов А. Духовный смысл игрушки. Размышления отца у витрины "Детского мира". Киров, 2000.

Крупное 1898 - Крупное П. [Этнографические сведения о крестьянах Лапшинской вол. Во-хомско-Тихоновского прихода Никольского у. Вологодской губ.]. Рукопись. 1898 г. // РЭМ. Ф. 7. Оп. 1.Д. 295.

Леонтьев 1981 - Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Миллер 1999 - Миллер С. Психология игры. СПб., 1999.

Миролюбов 1899 - Миролюбов Н. [Этнографические сведения о крестьянах Мольского прихода Тотемского у. Вологодской губ.]. Рукопись. 1899 г. // РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 369.

Морозов 1998 - Морозов И.А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой "свадьбы" / "женитьбы". М., 1998.

Морозов 2002 - Морозов И.А. Дом на дереве (детские ролевые игры и современная массовая культура) // Этническое единство и специфика культур: Матер. Первых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2002. С. 54.

Морозов 2003 - Морозов И.А. Мужчина и его двойники (культурные проекции мужской самоидентификации) // "Мужское" в традиционном и современном обществе: Матер. науч. конф. (Москва, 16-18 апреля 2003 г.). М., 2003. С. 48-50.

Морозов 2004 - Морозов И.А. "Мужской элемент" или в поисках "мужского": несколько слов от составителя // Мужской сб. Вып. 2. С. 5-12.

Морозов 2005 - Морозов И.А. Кукла в традиционном свадебном обряде // Традиционная культура: Науч. альм. 2005. № 3. С. 23-37.

Морозов 2006 - Морозов И.А. Роль куклы в онтогенезе // Живая старина. 2006. № 1. С. 15-18.

Морозов, Слепцова 2004 - Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX - XX вв.). М., 2004.

Морозов, Слепцова 2006 - Морозов И.А., Слепцова И.С. Социорегулятивные функции игры в севернорусской крестьянской общине (XIX - XX вв.) // Мировоззрение и культура севернорусского населения. М., 2006. С. 244-290.

Неуступов 1906 - Неуступов А. Этнографические материалы, собранные в Кадниковском уезде Вологодской губернии. Рукопись. 1906 г. // Архив Российского этнографического музея (далее - АРЭМ). Ф. 1. Оп. 2. Д. 433а.

Ожегов 1990 - Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.

Осорина 1999 - Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. СПб., 1999.

Покровский 1895 - Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1895 (Репринт: СПб., 1994).

Пономарев 1880 - Пономарев СМ. Фольклорные материалы. [1880-е гг.] // АРГО. Ф. 12. Оп. 1.Д. 16.

Пыляев 2000 - Пыляев М.И. Старое житье: очерки и рассказы о бывших в отшедшее время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни. СПб., 2000.

Руднева 1975 - Руднева А.В. Курские танки и карагоды: Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. М., 1975.

Слепцова, Морозов 1999 - Слепцова И.С, Морозов И.А. В яйца катать // Духовная культура русских Среднего Поволжья: Матер. полевых исследований. Ульяновск, 1999 (Проблемы полевой фольклористики. Вып. 4). С. 8-17.

Советская игрушка - Советская игрушка. Каталог. Загорск, б.г.

Соболев 1899 - Соболев А. [Этнографические сведения о крестьянах Куракинской вол. Тотемского у.]. Рукопись. 1899 г. //РЭМ. Ф.7. Оп. 1.Д. 372.

Суворов 1898 - Суворов И. [Этнографические сведения о крестьянах с. Посошное Вологодского у. Вологодской губ.]. Рукопись. 1898 г. // РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 156.

Трошков 1899 - Трошков П. [Этнографические сведения о крестьянах Олонецкой губ., Вытегорского у., Никулинской и Вытегорской волостей]. Рукопись. 1899 г. // РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 889.

Хейзинга 1992 - Хейзинга И. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992.

Хониг 2003 - Хониг Э.С. Социокультурные факторы гендерного поведения в детской игре // Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди). Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее. М., 2003. С. 141-160.

Хренов 1998 - Хренов НА. Мифология досуга. М., 1998.

ШЭС - Морозов И.А., Слепцова И С. и др. Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь Рязань, 2001 (Рязанский этнографический вестн. Вып. 28).

Эльконин 1995 - Элъконин Д.Б. Избр. психологические тр. М., 1995.

Advertology.Ru - У мусульманской Барби есть розовый молитвенный коврик // Сайт Advertology. Среда, 28 сент. 2005 г.

BBCRUSSIAN.com - Мусульманский ответ "распутнице" Барби // Сайт BBCRUSSIAN. Среда, 6 марта 2002 г.

BBCRUSSIAN.com - Беременную куклу изгнали с прилавков // Сайт BBCRUSSIAN. Четверг, 26 дек. 2002 г.

Eagly 1987 - Eagly A.C. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. N.-Y., 1987.

InoPressa - Израиль объявляет войну Барби // InoPressa. Четверг, 6 сент. 2005 г.

Полевые записи

 

МИА - личный архив И.А. Морозова (далее следует шифр фонограммы с годом записи, номером аудиокассеты и пунктом описи).

СИС - личный архив И.С. Слепцовой.

ССН - личный архив С.Н. Смольникова.

ГЕК - Гулина Е.К., 1950 г. рожд., родом из ст-цы Поселение (Кузя-Гёль, Турция), с 1962 г. проживает в пос. Новокумский Ставропольского края.

КПИ - Колотова П.И., 1922 г. рожд., родом из д. Верхнее Чистяково, проживает в г. Великий Устюг Вологодской обл.

Special Section of the Issue: Gender in Sociocultural Practices (guest editor: I.A. Morozov)

The issue's special section is a collection of studies exploring the specificity of gender interactions in subcultures, gender-marked behaviour styles, and gender aspects of the functioning of various groups and communities. In particular, the collection offers a number of different perspectives on the way the "masculine" operates in various subcultures and sociocultural milieus - perspectives characteristic of different scholarly fields, such as feminist anthropology (N.L. Pushkareva), ethnography (I.A. Morozov), social and cultural anthropology (D.V. Gromov, J.O. Habeck, D.K. Ravinskii, I.G. Ostroukh). The alternative perspectives offered are intended to provide a broader spectrum of opinions and approaches in the area of gender relations analysis.

The authors examine representations of the "masculine" and the "feminine" in different sociocultural milieus through case studies scrutinizing particular practices. J.O. Habeck demonstrates the importance of professional milieu markers, attached to men and women in the Russian North, in the construction of gender identities. I.G. Ostroukh analyzes the ways in which the masculine operates in elite milieus of the contemporary megalopolis, where distinctive lifestyles and dress codes become tokens of belonging to the "male elite". Her analysis is in interesting ways complemented by the description of khlyshchi, flaneurs in nineteenth-century St. Petersburg, in D.K. Ravinskii's article. The two articles provide data for tracing the manner in which changes in behaviour styles of the "male elite" influenced the shaping of new male identities and related sociocultural practices. The articles by D.V. Gromov and I.A. Morozov discuss the ways in which the "discursive power" of gender subculture practices manifests itself in youth communities and various game communities. The essay by N.L. Pushkareva is concerned with discursive practices related to women's communities in the academic milieu. By examining the folklore, tales, and common knowledge of today's academic world, the author analyzes mechanisms instrumental in maintaining gender inequality in academia.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе