Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по этнологии

Понева-плахта в традиционном костюме гомельско-брянского пограничья (Неглюбский строй)

вкл. . Опубликовано в Этнология Просмотров: 4772

В некоторых юго-восточных районах Беларуси в прошлом были широко распространены понёвы разных типов: распашная, глухая, понёва-плахта. Но этнографические источники указывают на то, что понёвы рано утратили значение основного типа поясной женской одежды. На смену понёвам пришли суконные юбки («андарак») и юбки с пришивным лифом («саян»), на юго-востоке Могилевщины сохраняющие название «понёва с кабатом».

На Беларуси дольше всего, до с. ХХ века понёва бытовала в традиционном женском костюме Неглюбского строя, распространенного на территории нынешнего Гомельско-Брянского пограничья (1, с.366-367), являясь важной частью девичьего и женского костюма.

Обрядовая роль понёвы у славян заключалась в указании на социальное положение и возраст женщины. Д.К Зеленин, Б.А. Куфтин, Н.И. Лебедева и др. указывают, что одевание понёвы в южнорусских губерниях (Тамбовской, Рязанской, Пензенской, Калужской, Тульской, Орловской) первоначально символизировало совершеннолетие девушки и сопровождалось своеобразным ритуалом. Отмечается два этапа одевания понёвы: с наступлением половой зрелости и в день свадьбы.

Что касается неглюбской традиции, то здесь первое одевание понёвы указывает на физическую готовность девушки к браку («як адзене панёву, тады можна сватацца») и приурочено к одному из весенних праздников (Благовещение, Пасха, Троица). Сам обряд не сохранился, но известно, что надевала понёву на девушку мать или крестная. Если девушке была не готова к этому времени, то выход в понёве откладывали до следующего года. Такую же традицию зафиксировала Н.И. Лебедевой в селах Трубчевского р-на: «совершеннолетние девушки надевают понёву в первый раз «на Великдень» (Пасха) или на Троицу, как идти к обедне. Если к этим праздникам девушке еще нельзя надеть понёву, то откладывают до следующего года (2, с. 46).

Как показывают исследования, функция выявления возрастных различий является одной из важных в костюме неглюбской традиции: здесь бытовало 10 разновозрастных комплексов детского, девичьего и женского костюма. (3, с. 93-98). В девичьем костюме постепенно накапливались приметы женской одежды. Поясная одежда девочек («колышки») представляла собой сначала льняной, затем суконный в одну полку фартук из клетчатого понёвного полотна, надеваемый сзади. У девушек–подростков праздничная поясная одежда представляла собой пару фартуков: черный суконный и фартук из понёвного полотна. В женском костюме на возраст указывал цвет понёвы: в данной традиции самые яркие, насыщенные красным цветом понёвы носили девушки-невесты и молодые женщины, пожилые и старые надевали понёвы с преобладанием черного цвета.


Фото 1. Ульяна Макаровна Мельникова с сестрой Марией Макаровной
Кротенок (справа) в праздничных костюмах. Неглюбка, 1940-50-годы.

Из живого бытования в неглюбском строе понёва ушла в 1 трети ХХ вв. С началом коллективизации началось активное наступление и на традиционный костюм. Вот как писали в газете “Звязда” в 1935 году о здешней одежде: «Прыгожая вышыўная работа, майстэрскае рукаддзелле траціцца на упрыгожванне нязграбнай, негігіенічнай адзежы, якая нясе прастуду і інфекцыю... Перадавыя актывісткі-калгасніцы першымі апранулі верхнюю сукенку. Іх цяпер ужо даволі многа...» (4, с. 2). Уже в 1950-ее годы понёва была практически вытеснена ситцевыми однотонными юбками с нашитыми по подолу лентами. Понёвы по заказу односельчан изредка ткали некоторые старшие мастерицы для сельских свадеб. Обрядовая роль поневы как непременного атрибута погребального и весеннего обряда (Похороны стрелы) сохранялась еще в 1970-е годы.

Неглюбская понёва по типу является понёвой-плахтой, шьется из двух полотнищ клетчатой шерстяной ткани длиной 180-185 см. Части понёвы сшивали между собой вдоль чуть больше, чем наполовину. Края широкой части и углы несшитых полотнищ понёвы обрабатывали плотным краевым петельным швом шириной до 1 см. Швы выполнялись шерстяными красными нитями или красными в сочетании с зеленоватыми, чередуя их через 1-2 см. шов мог быть двух типов: в виде плотного ровного валика или в виде треугольников с основанием по краю ткани.

Рис. 1. Крой и оформление понёвы

Полотно для понев ткали из шерстяных нитей, окрашенных в черный, синий, красный и охристый цвета, используя белые льняные или конопляные нити. Ткачество сложное, и сегодня уже забытое даже самыми старшими мастерицами. Поневы ткали на четырех, реже шести подножках (“панажах”) с использованием дощечек для подъема нитей, с элементами и закладного ткачества. Понёвная ткань узорная, со сложным клетчатым рисунком. На пересечении линий образованы розетки в виде ромбов с отростками, кругов с крестами, некрупная клетка понёвного полотна заполнена геометрическими фигурами – квадратами, ромбами, треугольниками, которые образуют более сложную геометрическую фигуру. На центральном поле понёвы один орнаментальный элемент выткан с преобладанием нитей разного цвета (красный, белый, охристый).

Неглюбские понёвы делятся на два вида: вытканные с употреблением красных нитей («красные») и без красного цвета («черные»), причем узор мог быть один и тот же: "шэлягоўка", "зорькі", "альхоўка", "хрястоўка" и т.д. В основу и уток “красных” понев закладывали красные нити, при ткачестве получаются квадраты черного, красного и черно-красного цветов, узор над поверхностью самой ткани образован из нитей красного, белого, охристого цвета. В “чёрных” понёвах основной фон полотна чёрный (или тёмно-синий), узор образован белыми и желтоватыми нитками.


Фото 2. Понёва, общий вид


Фото 3. Понёва, образец ткани

В ряду понёв неглюбского строя наблюдается своеобразная градация по насыщенности красным цветом и сложности выполнения орнамента. Самые яркие «красные» понёвы не были самыми сложными по технике выполнения, использовали ткачество на 4 подножках, подъем нитей на доску, в узорном утке преобладали нити красного цвета, сам узор заткан довольно плотно по темному фону. Уменьшение насыщенные красным цветом наблюдалось при увеличении размера клеток и уменьшении плотности узорного утка. Самыми сложными по технике исполнения были понёвы, вытканные черными, охристыми, белыми нитями (красный цвет обязательно присутствовал в кромках ткани).

Особая примета неглюбских понёв – переход в ткачестве с лицевой на изнаночную сторону, продиктованный способом ношения: при складывании пополам должна быть видна только лицевая сторона ткани. Каждое из полотнищ ткали на лицевую сторону до половины, переход осуществлялся сразу, без черновой перестройки рисунка. Такой прием не применялся в украинских плахтах, ткань разрезали, переворачивали и сшивали. (5, с. 77). В понёвах из Новгород-Северского у. Черниговской губернии переход с лицевой стороны на изнаночную занимал от 10 до 20 см. (6).

Одной из характерных особенностей ткачества неглюбских понёв является оформление краев (условно “кромок”) понёвного полотна: на них в виде орнаментированных колоскообразных линий продолжался узор основного поля и особым “закладом” (в технике закладного ткачества) выполняли дополнительный узор.


Фото 4. Образец ткачества узорной кромки

Ширина узорных кромок разная: с одной стороны полотна 5 см, с другой – 7-10 см (при сновании по краям прокладывали красные нити: до 50 в широких кромках, разбивая их двумя или тремя рядами черных (по 5 нитей). На красном фоне кромки черными нитями вручную закладывали узкие горизонтальные дорожки длиной 3 - 5 см. На один раппорт приходилось 2 – 4 выступа-“заклада” разной длины. “Заклад” или “пальцы” делали только в широких кромках (в каждый раппорт, или через один). При сшивании узорные кромки с “закладами” оказывалась в середине центрального поля понёвы, создавая широкую орнаментированную полосу.

Способ ношения понёвы в Неглюбке своеобразен. Понёву складывали пополам поперек полотен так, чтобы несшитые части (“колышки”) находились сверху. Сложенной понёвой оборачивают стан, причем верхняя часть оказывается на 10-12 см выше талии. Затем завязывают пояс и фартук, закрепляя понёву. Правой рукой поднимают край широкой части понёвы до тех пор, пока угол (“хвост”) не окажется сзади ровно посередине, на уровне узорной полосы на подоле рубахи. Сзади формируют глубокую мягкую складку (“ковш”). Край понёвы, поднятый до уровня талии, заводят поверх несшитой полки и закладывают под пояс справа. Затем расправляют несшитые полки понёвы (“колышки”), расположенные по бокам. Они должны расходиться в стороны, чему помогают жесткие складки, проходящие по середине каждой полки.

Как уже говорилось выше, Неглюбская понёва по типу относится к поневе-плахте. Говоря о распространении понёвы этого типа, исследователи указывали на ряд мест в Рязанской, Тульской губерний, Димитровский у. Курской губ., Трубчевский и Севский у., Орловской губ, Поречский у. Смоленской губ. (7, с. 218-219). Другие называли также Черниговщину, и связывали распространение понёвы-плахты с Днепровским бассейном и правобережьем Десны. (8, с. 218).

Сравнивая понёвы неглюбского строя с плахтами б. Черниговской губ., среди общих признаков можно назвать размер сшиваемых полотнищ и технику ткачества полотна. Но украинские плахты имели другой характер рисунка: клетчатый орнамент располагался в шахматном порядке, при ткачестве использовалось большее количество цветов. Кроме того на понёвном полотне не было узорных кромок, отсутствовал переход ткачества с лицевой на изнаночную сторону, при ношении края плахт не подтыкали под пояс. (5, с. 77).

Гораздо больше общих признаков наблюдается при сравнении понёвы неглюбского строя с поневой-плахтой, бытовавшей в Севском и Трубчевском уездах Орловской губ. (9, с. 5), в Новгород-Северском у. Черниговской губ., (10, с. 165; 2, с 44), у горюнов Путивльского у. Курской губ. (11, с. 273-274)

По известным описаниям понёвы этих мест были длиной 1,5 – 2 м. Более точно указывает размер понёв Н. И. Лебедева, отмечая, что при длине 186-195 см полотнища понёвы Трубчевского у. сшиты друг с другом по основе на протяжении 100-112 см, т.е. более чем на половину длины, как это наблюдается в неглюбских понёвах. (2, с. 44). Понёвы из Новгород-Северского у. имеют длину 160 – 190 см, сшиты между собой на расстоянии 75-85 см, т.е. также более чем наполовину (6). Сходна и техника ткачества понёвного полотна: использовалось ткачество на 4-6-8 подножках с применением дощечки.

Способы ношения понёвы-плахты в Трубчевском и Севском у. описаны Д. О. Святским и Лебедевой: «Сшитой частью покрывается заднюю часть тела, а две свободных части заворачиваются впереду и спускаются одна на другую. Затем, задняя сшитая часть приподнимается и затыкается одним концом на правом боку у поясницы, образуя сзади так называемый «кулек», который в некоторых местах немного приглаживается к фигуре, в других же (преимущественно западных селах…) наоборот, стоит торчком, т.е. «пипкою». (9, с. 5); «В Трубчевском у. понева типа плахты надевается следующим образом: сшитая часть поневы облегает зад, колышки закладываются углом напереди. Сзади нижний правый угол поднимается к талии, вся понёва привязывается поясом. Такой способ ношения понёвы называется “кульком” (2, с. 51). Исследователи подчеркивают, что понёва не имеет никаких завязок и прикрепляется у пояса домотканым или плетеным поясом (12, с. 26).

Описанные способы ношения понёвы-плахты – «кульком» – известны и у других типов понёв Тульской и Орловской обл. Нужно также отметить, что такой способ перекликается с распространенным на белорусском Поднепровье и восточном Полесье традицией подтыкать передний край андарака под пояс.

Хотелось бы заострить внимание на одной из важных примет понёвы-плахты, не описанной ранее исследователями – наличие сложных узорных кромок по краю понёвного полотна. Такой вариант оформления можно наблюдать в понёвах Новгорд-Северского (д. Шалимовка, Каменка, 6) Путивльского уездов (с. Линово, 10, с. 195). Сложные узорные кромки являются одной из характерных черт орловских, тульских, белгородских, курских, воронежских распашных понёв. При сшивании полотнищ орнаметированные полосы соединялись, образуя яркий декоративный элемент понёвы и всего костюмного комплекса. Иногда техника выполнения кромок превосходила по сложности технику выпонения основной ткани.

Мы считаем, что наличие, сложность выполнения и разнообразие оформления узорных кромок говорит об их сложном функциональном значении и является одним из важных этноопределяющих признаков костюма с понёвой.

Таким образом, при изучении такого архаичного элемента костюма как понёва, можно сделать вывод о давних связях неглюбского строя с костюмами б. Севского, Трубчевского, Новгород-Северского и Путивльского уездов. Территориальная отдаленность лишь доказывает влияние многочисленных исторических событий на возникновение множества локальных вариантов культуры, сформировавшихся в результате сложных этнокультурных процессов.

1. Этнаграфія Беларусі: Энцыкл. (Беларус. Сав. Энцыкл.; Рэдкал.: І.П. Шамякін (гал.рэд.) і інш. – Мн.: БелСЭ, 1988

2. Лебедева Н. И. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки (этнографическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925-ом и 1926-и годах) / Лебедева Н.И. Научные труды. Т. 1. Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996

3. Смирнова И.Ю. Возрастная дифференциация женской одежды Неглюбского строя /ў зб. “Нацыянальны касцюм у сучаснай сацыякультурнай прасторы: зб. артыкулаў/ уклад. Н.С. Стрыбульская. – Мінск: БДУ культуры і мастацтваў, 2008.

4. Папоў Б. Неглюбка. Нарыс аб старой вёсцы і сучасным калгасе. / Звязда, 1935, № 224, 2 кастрычніка

5. Матейко К.І. Украïнський народний одяг. Киïв.1977.

6. Российский этнографический музей. Коллекция № 2031. Черниговская губерния, Новгород-Северский у. Собрана в 1910 г. Д.О. Святским.

7. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Н. Соснина, И. Шангина. – Спб.: Искусство, 2006.

8. Лебедева Н.И. Этнографическая характеристика отдельных групп русского населения Орловской, Курской и Липецкой областей. / Материалы и исследования русского населения Европейской части СССР. М., 1960.

9. Святский Д. Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний. / Живая старина, СПб, 1910, вып. I-II

10. Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье: история и судьбы традиционно-бытовой культуры. — М., Наука, 1988.

11. Горелов В.А. Горюны. / Материалы и исследования русского населения Европейской части СССР. М., 1960.

12. Гринкова Н.П. Русская понева юго-западных районов РСФСР. / Сборник музея Антропологии и этнографии, т. XII. М.-Л., 1949

13. Смирнова И.Ю. Неглюбка. Историко-этнографический очерк. / Бутковская Н.В. Смирнова И.Ю. Мельниковы. Бондарь. Головко. Семейные хроники. /Серия «Записки клуба «Родовед» Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева. № 22. Научный редактор д.и.н. Ю.В. Аргудяева. Владивосток, 2008.

Список иллюстраций:

Рисунок 1. Крой и оформление поневы.

Фото 1. Ульяна Макаровна Мельникова с сестрой Марией Макаровной Кротенок (справа) в праздничных костюмах. Неглюбка, 1940-50-годы.
Фото 2. Понева, общий вид.
Фото 3. Понева, фрагмент ткани.
Фото 4. Образец ткачества узорной кромки.

И.Ю. Смирнова
г. Минск

Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе