Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по этнологии

Синтаксис обрядового текста

вкл. . Опубликовано в Этнология Просмотров: 3159

[1] См., н-р, своды знаков в: Голан А. Миф и символ. – М., 1992; Мячикова И. И. Этапы развития графических символов в контексте индоевропейских археологических культур. – Мн., 2006.

[2] Нечаева Г. Г. Судьба одного знака. Археология Почепа и современная этнография // Деснинские древности. – Брянск, 2006. С. 362 – 372. Дробушевский А. И., Нечаева Г. Г. Ромбы «засеянные» и «целинные» (о знаках в археологии и этнографии). – Деснинские древности. – Брянск (в печати).

[3] Проанализированы материалы, приведенные в следующих изданиях: Амброз А. К. К истории Верхнего Подесенья в I тысячелетии н. э. // СА. – М., 1964. – №1, с. 56 – 71. Березанская С. С. Северная Украина в эпоху бронзы. – Киев, 1982. Буйнов Ю. В. К вопросу об исторических судьбах племён бондарихинской культуры // Российская археология, 2006. №2. С. 39 – 50. Заверняев Ф. М. Почепское селище // Новые данные о зарубинецкой культуре в Поднепровье. – МИА. – М., 1969. – № 160, с.88-118. Левенок В. П. Юхновская культура (её происхождение и развитие) // СА. – М., 1963. Вып. 2. С. 79 – 96. Левинсон-Нечаева М. Н. Ткачество // Труды ГИМ. Вып. 33. – М., 1959. Шмидт Е. А. Курганы XI – XIII вв. у дер. Харлапово в Смоленском Поднепровье // Материалы по изучению Смоленской области. Вып. 2. – Смоленск, 1957. Археологические материалы собраны и в: Арнаменты Падняпроўя. С. 436 – 443. Они включают и позднюю местную керамику 16 – 17 вв. На последней знаки нанесены с помощью отдельных штампов. Они представляют асимметричные последовательности «длиной» до пяти знаков, регулярно повторяемые вручную, т. е., осознанно.

[4] Коллективная монография Ветковского музея: Арнаменты Падняпроўя. – Мн., 2004.

[5] Иванов В.В., Топоров В.Н. Структурно-типологический подход к семантической интепретации произведений изобразительного искусства в диахроническом аспекте // Труды по знаковым системам. VIII. – Тарту, 1977. С. 106.

[6]При изучении афинских земледельческих культов, ещё в начале 20 столетия было обращено внимание на множественность образов, под которыми земледельцы понимали землю: земля вообще как смутное, неоформленное понятие; мать-земля как мать всего живого; земля-почвенная – как более близкий земледельцу образ; божество покрытого бороздами, вспаханного поля; божество спелого хлебного поля (Богаевский Б. Л. Земледельческая религия Афин. І. – Пгр., 1916. С. 96 и далее). На основании этих разных образов учёные позже предположили возможную «привязку» к ним и разных ромбических фигур – от простого ромба до ромба, раскрещенного косым крестом, и – далее – до «проросшего» ромба-«поля» и до знаменитого «ромба с крючками». – Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ (“ромб с крючками”) // СА – М., 1965 – №3. С. 22.

[7]Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ (“ромб с крючками”). С. 11-22; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981. С. 41 – 52.

[8] Иванов В.В., Топоров В.Н. Структурно-типологический подход к семантической интепретации произведений изобразительного искусства в диахроническом аспекте. С.115.

[9] Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989. С. 61.

[10] Сравните в лингвистике.: “Текст предстает перед нами не как реализация сообщения на каком-либо одном языке, а как сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, информационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности”. - Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Труды по знаковым системам. XII. Тарту, 1981, с.7. В связи с этим определением чрезвычайно показательно ‘одушевленное’ отношение неглюбских мастериц к рушнику: “Калі не той узор ставіш – рукама і нагама ўпіраецца, а не йдзець”.

[11] Тараян З. Семантические качества армянского орнамента. С. 9.

[12] Амброз А. К. К истории Верхнего Подесенья в I тысячелетии н. э. // СА – М., 1964 – № 1. С. 56 – 71; С. 68.

[13] Арнаменты Падняпроўя. С. 445. Мал. 103.

[14] В д. Столбун Ветковского р-на от Морозовой Н. П., 1929 г. Зап. Лопатин Г.И., Романова Л.Д. в октябре 1999 г. – ЭМ ВМНТ Т. 73. Л. 25.

[15] Арнаменты Падняпроўя. С. 599. № 425.

[16] Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. С. 35.

[17] Арнаменты Падняпроўя. С. 491. № 101.

[18] Там же. С. 489. № 95, 96.

[19] От п-ки из д. Амельное Грецкой Варвары Александровны, 1925 г. р., зап. Лопатин Г.И. в 2005 г. в Ветке. – ЭМ ВМНТ. Т. 117. Л. 21 – 23.

[20] М.Евзлин. Космогония и ритуал. М., 1993, с.157.

[21] Алфавіты мясцовых назваў арнаментальных элементаў // Арнаменты Падняпроўя. С. 73 – 163.

[22] Арнаментальны элемент і абрад. “Вядзмедзь” на мяжы; Гісторыя з “глухой лапай” // Там же. С. 177 – 180; 272 – 275.

[23] От Барсуковой М.С., 1923 г.р., д.Неглюбка, в 1986 г. Зап.Нечаева Г.Г. – ЭМ ВМНТ. Т.14. Л. 4.

[24] От Савостенок А.М., 1930 г.р., , д.Неглюбка, Зап. Нечаева Г.Г. – ЭМ ВМНТ. Т. 89. Л. 3 – 3 об.

[25] От Соломенной М. П., 1935 г. р., в пос. Свобода Неглюбского с/с 18.02.2004 г. зап. Романова Л. Д. ЭМ ВМНТ. Т. 105. Л. 71.

[26] Вечнае. Фальклорна-этнаграфічная спадчына Веткаўскага раёна. – Гомель, 2003. С. 131.

[27] Беларускі фальклор у сучасных запісах. Традыцыйныя жанры. Гомельская вобласць. – Мн., 1989. С. 45. № 65.

[28] От п-ки из д. Сивенка Деревяшкиной М.Е., 1927 г. р., зап. Лопатин Г.И. в 2005 г. в Ветке. – ЭМ ВМНТ. Т. 60. Л. 25 – 24.

[29] Беларускі фальклор у сучасных запісах. Традыцыйныя жанры. Гомельская вобласць. С. 124. № 160.

[30] Славянские древности. Т.1. – М., 1995. С.231 – 234.

[31] Арнаменты Падняпроўя. С. 437. Мал. 94.11.

[32] Рушник 1910-х гг. из Вышкова Новозыбковского р-на Брянской обл. ВМНТ НВФ № 179.

[33]В.Н.Топоров. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. – М., 1988. С. 20.

[34] Там же. С. 22.

[35] “Этимология славянского обозначения ритуала *abredъ ... имеет сходную мотивировку, что и лат. ritus (: вед. rta- и т.п.) и в конечном счете выводимо из того же самого инд.-евр. *ar-/*r-... Корневая часть слова (*red-) могла, в свою очередь, состоять из двух элементов: в -d- допустимо видеть отражение инд.-евр. -*dhe- ‘устанавливать’, a в re- элемент, сопоставимый [с данными других индоевропейских языков в словах этого корня] со значениями: ‘счет’, ‘ряд’, ‘число’, ‘мера’ и т.п. В этом случае слово ‘обряд’ могло бы пониматься как установление закономерной последовательности (в частности, контролируемой числом, количественной мерой), порядка как необходимое условие для воспроизведения первособытия”. Ср. также: “Посредством [ведийского] rta- достигается порядок круговращения Вселенной и человека, мира вещей и мира духовных ценностей, совпадающий с истиной... Вместе с тем вед. rta- обозначает и сам ритуал...” - В.Н.Топоров. О ритуале. Введение в проблематику. С. 27, 25.

[36] Арнаменты Падняпроўя. С. 470. № 39.

[37] См. сноску 56.

[38] Арнаменты Падняпроўя. С. 487 – 494.

[39] Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. II. – Тбилиси, 1984. С. 838.

[40] Зап. в 1991 г. в д. Столбун Ветковского р. Лопатин Г. И., Комлева Е. – ЭМ ВМНТ. Т. 73. Л. 41.

[41] БНТ. Веснавыя песні. С.168. № 186.

[42] От ж-цы Ветки Бондаренко А. Е., 1929 г. р., родом из д. Тарасовка Ветковского р., зап. Лопатин Г.И. в 2003 г. – ЭМ ВМНТ. Т. 38. Л. 31.

[43] БНТ. Веснавыя песні. С.100. № 45. Вариант записан в Чечерском р-не.

[44] Из последних публикаций по Ветковскому р-ну: Вечнае. Фальклорна-этнаграфічная спадчына Веткаўскага раёна. С. 131 – 174.

[45] От п-к из д. Бартоломеевка Шевелевой А. Т. (1912 – 2000) и Етипнёвой М. Т. (1919 – 1996) зап. Лопатин Г.И. в 1994 г. в Ветке. – ЭМ ВМНТ. Т. 53. Л. 36 . Опубликовано: Лапацін Г.І. З вопыту вывучэння традыцыйнай культуры Веткаўшчыны. Вёска Барталамееўка // Навуковыя запіскі Веткаўскага музея народнай творчасці. – Гомель, 2004. С. 234.

[46] ЭМ ВМНТ Т. 52. Л. 94.

[47] Вечнае. Фальклорна-этнаграфічная спадчына Веткаўскага раёна. С. 156.

[48] От Шевелевой Н. В., 1940 г. р., в Гибках Ветковского р-на зап. Нечаева Г. Г. 26. 03. 2003. – ЭМ ВМНТ. Т. 85. Л. 102.

[49]Топорова Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. С. 45.

[50] Вечнае. Фальклорна-этнаграфічная спадчына Веткаўскага раёна. С. 191.

[51] Там же. С. 536. № 234. Центральная полоса симметрична, прицентровые полосы асимметричны.

Нечаева Г. Г.
( Ветковский музей народного творчества)

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе