Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по этнологии

Образ святого Николы в многочастных иконах Ветки

вкл. . Опубликовано в Этнология Просмотров: 4647

16. Никола и Богородица Утоли болезни

Во всех трёх приведенных выше примерах «Шестичастных» Никола находится рядом или под образом Богоматери Утоли моя печали. Местные варианты названия (Утоли боли, Утоли болезни, Утолимая печаль, От наведения печали) отсутствуют в православном энциклопедическом словаре[42], представляя местную народную культуру. Исторически икона в 1640 году была принесена казаками в храм Николы Чудотворца в Москве. Уже этот факт мог повлиять на традицию помещения данных клейм рядом. Несомненно, и роль Николы, «скорого помощника в бедах», совпадает с целительской функцией богородичного образа (ил. 28, 29: фото, таблицы):

Воскресение – Сошествие во ад

Богоматерь Утоли болезни

Никола

Богоматерь Умиление

(ВМНТ КП 501/1)

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Богоматерь Утоли болезни

Никола

Антипий

(ВМНТ НВФ 1663)

Воскресение – Сошествие во ад

Богоматерь Утоли болезни

Богоматерь Умягчение злых сердец

Никола

(ЭМ ВМНТ. Т. 26. Л. 12)

Спас Нерукотворный

Не рыдай мене Мати

Спас Вседержитель

Богоматерь Умиление

Богоматерь Утоли болезни

Никола

(ЭМ ВМНТ Т. 26. Л. 11)

17. Никола в иконах с центральным клеймом «София Премудрость Божия» и «Спас Благое молчание»

Особенно выразительны многочастные иконы с местным названием богородичного образа «От наведения печали». Несмотря на подступающие к человеку испытания, семантически композиция звучит как мощный импульс преодоления бед в судьбе, настроена на эмоциональное ощущение мира как устроенного «по Премудрости Божьей». Причём иконография Спаса Благое молчание в прориси на бумаге 18 века свидетельствует явно о теме иконографических разработок Софии, лист тогда же подписан: «Дух святый и живый: умный дух премудрости: дух разума» (собрание ВМНТ). Подобные композиции – семичастные иконы (ил. 30: две таблицы):

Богоматерь От бед страждущих

Богоматерь Казанская

Богоматерь
От наведения печали

Спас Благое молчание

Богоматерь Призри на смирение

Никола

Собор святых

(частное собрание)

Богоматерь От бед страждущих

Богоматерь Казанская

Богоматерь
От наведения печали

София Премудрость божия

Богоматерь
Призри на смирение

Никола

Богоматерь
Взыскание погибших душ

(ЭМ ВМНТ Т. 44. Л. 1)

Икона как модель мироздания помещается в дом. Ряд культурных пространств, начатый вселенной, пройдя через суживающиеся круги, заканчивается иконой и парадоксально заключенной в ней вселенной же. Но космологическое движение на иконе не заканчивается. Образ предстает своеобразной духовной линзой, ибо, сосредоточившись в пространстве между иконой и молящимся, мир снова расширяется и проходит круги устроения в человеческой душе, образуя мир душевный. В пределе этого движения душа способна вместить вселенную и стремится к постижению непостижимого уму.


[1] Изучены целебники из собрания ВМНТ: Целебник из Косицкой КП 766;Целебник из Попсуевки КП 276/1;Целебник из Борьбы без разделения на клейма и со сквозными подписями под группами НВФ 3013; Целебник ВХ-ВН 6/15 (52). Также рассмотрены памятники из других музеев: Целебник ГИМ 105786/5 И VIII 6244 XIX в. Поволжье; Целебник ГОКМ 16034/2 ПИ – 660 1884 из Чурович. Икона с «целебными надписями» описана и в Ильинском храме г. Гомеля (ЭМ ВМНТ. Т. 113. Л. 10, 14).

[2] Поздеева И.В.Археографические работы Московского университета в районедревней Ветки и Стародуба (1970 – 1972 гг.) // Памятники культуры. Новые открытия. 1975. – М.: Наука, 1976. Сс. 52 – 69. С. 59.

[3] Систематизация данных произведена по Экспедиционным материалам Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций (ВМНТ). Далее – ЭМ ВМНТ.

[4] Обобщение подобного опыта в культуре старообрядцев, помимо икон-«целебников», видим в лубочном листе-гравюре к. XIX – начале XX вв. – ВМНТ НВФ № 2483; а также в печатном «Толковом целебнике» этого же времени – ВМНТ НВФ № 2798.

[5] Голоса ушедших деревень /Г. Г. Нечаева [и др.]; под общ. Ред Г. Г. Нечаевой. – Мн.: Белорусская наука, 2008. – 342 с. Ил. на с. 120 – 121.

[6] Нечаева Г. Г. Ветковская икона. – Мн.: издательство «Четыре четверти». 2002. – 268 с.: ил. С. 215 – 223; Голоса ушедших деревень. С. 119 – 129.

[7] ЭМ ВМНТ. Т. 26. Л. 4.

[8] В д. Косицкой. ЭМ ВМНТ. Т. 26. Л. 8.

[9] Несколько столетий византийский по происхождению, а затем «киевский» образ поясного Николы с закрытым Евангелием и со скошенным взглядом пребывал в Новгороде, что породило и северные списки, начиная с 13 в. Затем, в 16 в., образ попадает в Москву, где становится известен как Никола Новодевичий . Очерк иконографии см.: Голоса ушедших деревень. С. 88 – 92.

[10] Нечаева Г. Г. Ветковская икона. С. 95.

[11] Нечаева Г. Г. Ветковская икона. С. 142 – 144.

[12] Исследование сопоставления клейм на древних иконах предприняты в кн.: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. – М.: издательство Московского университета,1982.

[13] Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. С. 34.

[14] Местные особенности иконографии Николы, с иллюстрациями, рассмотрены в: Нечаева Г. Г. Ветковская икона. С. 96 – 105.

[15] Нечаева Г. Г. Ветковская икона. С. 104.

[16] Нечаева Г. Г. Ветковская икона. С. 158.

[17] Нечаева Г. Г. Ветковская икона. С. 126.

[18] Веткаўскі музей народнай творчасці. 2- выданне. Мн.: “Беларусь”, 1999. Ил. 35.

[19] Рукописная тетрадка 1932 г. «В ползу богохранимых пчел…». УК «Гомельский дворцово-парковый ансамбль», КП 15955. Л. 9.

[20] Там же. Лист 7.

[21] Нечаева Г. Г. Ветковская икона. С. 93.

[22] Явилась в1239 г. псковскому князю Георгию Всеволодовичу. На обороте – изображение Параскевы Пятницы. Икона получила название Феодоровской, т.к. была поставлена в деревянном храме Феодора Стратилата, чудесно сохраняясь во время пожаров. Празднество установлено 14 марта 1613 г. в память поставления на царство Михаила Фёдоровича Романова. – Земная жизнь пресвятой Богородицы и описание чудотворных Её икон. – Ярославль: Верхняя Волга, 1998 – 460 с. С. 122.

[23] Таковы в собрании ВМНТ иконы 18 – 19 вв. №№ КП 276/1, 766, НВФ 3013.

[24] ЭМ ВМНТ. Т.37. Л.8 – 10.

[25] ЭМ ВМНТ Т. 49. Л. 8 (записано от Короедовой Татьяны Архиповны в Ветке 28.03.1984).

[26] ЭМ ВМНТ. 10 записей 1987-91 гг.

[27] ЭМ ВМНТ Т. 27. Л. 5.

[28] Кляус В. Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. – М.: Наследие, 1997 – 464 с. № 2/XV.1.1/B6.

[29] Gnutova S. V., Zotova E. Ya. Crosses icons hinded icons from the Andrey Rublev central museum of ancient Russian culture and art. – Moscow. 2000.

[30] Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика XI – XVI веков. М., 1968. С. 10.

[31] Там же. Каталог № 15.

[32] Мифы народов мира. Том 2. – М., 1982. С. 217.

[33] Кляус В. Л. Указатель сюжетов. № 1/VII. 1.1/B1.

[34] Нечаева Г. Г. Ветковская икона. С. 219.

[35] ВМНТ ВХ-ВН 10/2, 6/17.

[36] ЭМ ВМНТ Т. 22.

[37] ЭМ ВМНТ. Т. 33. Л. 10.

[38] ЭМ ВМНТ Т. 39. Л. 19

[39] Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. С. 135.

[40] Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI – XIX веков. – М., 1991. С. 328.

[41] ВМНТ. НВФ № 2793. ГОКМ. НВФ № 20904.

[42] Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 томах. Репринтное изд. – М.: Концерн «Возрождение», 1992. Ст. 2212.

Нечаева Галина Григорьевна
Ветковский музей народного творчества.
Республика Беларусь

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе