Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Архив новостей сайта «Русские традиции»

Резолюция конференции «Отечественная этномузыкология: история науки...» С-Петербург, 30 сентября - 3 октября 2010

вкл. . Опубликовано в Архив новостей Просмотров: 1256

Резолюция Международной научной конференции «Отечественная этномузыкология: история науки, методы исследования, перспективы развития» (С-Петербург, 30 сентября - 3 октября 2010 года)

Международная научная конференция «Отечественная этномузыкология: история науки, методы исследования, перспективы развития» проводилась по инициативе двух ведущих высших учебных заведений России в области музыкального искусства – Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского – и была включена в аналитическую ведомственную целевую программу Российского гуманитарного научного фонда «Поддержка приоритетных фундаментальных гуманитарных исследований» 2010 года (проект № 10-04-14118 г). Кроме названных учреждений, в организации конференции также приняли участие: Российская национальная библиотека, филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства «Шереметевский дворец – Музей музыки», Союз композиторов Санкт-Петербурга.

Участниками конференции стали представители двадцати трех российских и зарубежных высших учебных заведений и пяти научных учреждений Российской академии наук и Министерства культуры РФ: Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Государственного института искусствознания (Москва), Российского института истории искусств (Санкт-Петербург), Удмуртского института истории, языка, литературы Уральского отделения РАН, Института филологии Сибирского отделения РАН. В ряду высших учебных заведений – консерватории Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Саратова, Новосибирска, Петрозаводска, Барселоны (Консерватория Дель Лисео); Российская академия музыки имени Гнесиных (Москва), Белорусская государственная академия музыки, Национальная музыкальная академия Украины, Красноярская государственная академия музыки и театра, Воронежская и Уфимская академии искусств, Казахский национальный университет искусств; государственные университеты Москвы и Петрозаводска; педагогические университеты Санкт-Петербурга, Вологды, Перми, Новосибирска; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва), Университет Гоце Делчев (Штип, Македония), Великотырновский университет имени Святых Кирилла и Мефодия (Болгария). В конференции приняли участие также сотрудники областных центров народного творчества Новгорода и Смоленска.

В ходе конференции прозвучало более 60 докладов, в которых были представлены основные этапы истории этномузыкологии, методы исследований, результаты изучения локальных и региональных традиций народной музыкальной культуры. Были затронуты проблемы жанровой классификации, типологии и картографирования музыкального фольклора, вопросы исполнительского стиля, обозначены механизмы передачи народных певческих и музыкально-инструментальных традиций в современных условиях.

Конференция показала высокую степень значимости этномузыкологии, занимающей одно из ведущих мест в изучении особенностей духовной культуры как части историко-культурного наследия того или иного народа, его роли в мировом сообществе. В настоящее время, в совокупности с другими направлениями научной мысли – этнологией, антропологией, фольклористикой, этнографией, – этномузыкология решает задачи выявления корневых основ культуры (вопросы «культурной самоидентификации и самосохранения»), воссоздания (воспроизведения) в изменяющихся условиях «культурного генофонда» народа, нации.

Участники конференции отметили разнообразие сложившихся в различных научных школах методов и направлений изучения восточно-славянской и других национальных музыкальных культур, что свидетельствует о концептуальной новизне и устойчивых позициях отечественной этномузыкологии на современном этапе. В ряду базовых методологических положений выделяются: развитие теории интонации как смысло-выразительной основы музыки, выработка методов структурно-типологической систематизации напевов, методов историко- и диалектно-стилевого изучения народно-песенных традиций, формирование комплексного (системного) подхода к исследованию народной музыки как неотъемлемой части народной традиционной культуры.

Во многом «собирательные», общезначимые позиции отечественной этномузыкологии связаны с тем, что в условиях многонационального государства происходит поиск не только своеобразных признаков, характеризующих культуру каждого народа, но и общих, универсальных закономерностей, свойственных устным музыкальным культурам в целом.

В настоящее время особенно актуальными для отечественной этномузыкологии являются направления:

– музыкальной текстологии, семиотики и семантики, изучения основ народного исполнительства (выявление универсальных законов и специфических средств выражения и передачи информации, сложившихся в народной культуре; выделение значимых элементов «народно-песенной речи»; исследование функций и значений музыкально-поэтической формы в целом и отдельных ее элементов в процессе интонирования; раскрытие параметров, определяющих тот или иной характер звучания; экспериментальное исполнительство как инструмент постижения закономерностей сложившегося в народной культуре музыкального языка как «языка живого общения»);

– историко-генетического и историко-типологического изучения традиций народной музыки (выявление типологически устойчивых и значимых признаков, составляющих основу традиции; определение историко-стилевых пластов, изучение архаических форм и новообразований; постижение закономерностей формирования и процессов преемственности народных песенных и инструментальных традиций);

– музыкальной ареологии и сравнительного изучения этно-культурных традиций (выявление «музыкальных диалектов», их сравнительное изучение; картографирование форм и отдельных стилевых и структурных проявлений народной музыки; исследование процессов межэтнических контактов, влияний, заимствований и др.);

– функционального изучения народной музыки (взаимосвязь с разнообразными формами традиционной народной культуры и включение в различные виды деятельности; народная музыка в свете народной эстетики, философии, этики, психологии);

– систематизации и классификации материалов (выработка общепринятой терминологии, разработка понятийного аппарата, аналитических принципов, определений, жанровая группировка явлений музыкального фольклора и др.).

Требует изучения и представления в виде отдельного издания исторический путь развития научной мысли в области этномузыкологии. В настоящее время не существует обобщающих работ, в которых полноценно был бы представлен более чем 120-летний опыт становления научных школ и выработки методов исследования в этой области. Первым шагом к созданию такого труда может послужить библиографический справочник по этномузыкологии народов России, который должен включать результаты работы региональных центров и может быть издан как в книжном, так и в компьютерном исполнении.

На современном этапе развития науки о народной музыке практические цели и задачи продолжают играть важную роль как фактор, определяющий степень эффективности результатов теоретического анализа и стимулирующий совершенствование методологической базы:

– экспедиционная работа – сбор документальных сведений, аудио-, видеозапись материалов по народной музыкальной культуре с применением новейших технических средств и научных методов;

– обеспечение деятельности фондохранилищ; оцифровка, научное описание, расшифровка, систематизация собранных коллекций; подготовка их к изданию; создание сводной базы данных обо всех имеющихся архивах;

– задача приобщения широких слоев населения к подлинным образцам народной музыки (научно достоверные публикации с использованием формата мульти-медиа; организация концертных выступлений этнографических коллективов, создание профессиональных ансамблей, ориентированных на воспроизведение аутентичных форм народных песен, наигрышей);

– преломление в профессиональном искусстве характерных свойств и особенностей музыкального стиля, сложившихся в устной народной музыкальной культуре; издания народных песен в аранжировках композиторов;

– создание сети школ, средних учебных заведений, курсов, ориентированных на изучение и освоение традиций народной художественной культуры как в целях профессиональной подготовки, так и в целях патриотического воспитания и просвещения; введение образовательной программы по специальности «этномузыкология» в ведущих высших учебных заведениях страны; включение материалов по народной музыкальной культуре в систему воспитания и образования детей (разработка образовательных программ и введение дисциплин в учебных заведениях различных уровней; издание и практическое использование специальных сборников народных песен; изготовление учебных пособий).

В ряду программных задач, которые стоят сегодня особенно остро, отметим следующие:

– разработка и реализация совместной научной программы «Фольклорно-этнографический атлас России»; выработка общих принципов типологического анализа, систематизации и картографирования документальных материалов;

– оцифровка и дублирование (в целях безопасности хранения) имеющихся в различных научных центрах архивов аудио-, видео-, рукописных, фото- и других материалов по народной традиционной культуре; создание сводной базы данных о всех имеющихся архивах;

– разработка и утверждение принципов документальной точности и достоверности в публикации и тиражировании (в том числе с использованием современных информационных средств) материалов по народной традиционной культуре с обязательным условием соблюдения смежных авторских прав; противодействие различным формам искажения, фальсификации и ненормативного использования документальных аудио-, видеозаписей; заключение договоров между учреждениями о формах обмена и использования в научных и учебных целях материалов экспедиционных коллекций;

– сохранение и поддержка существующих программ высшего образования в области этномузыкологии и музыкальной фольклористики; разработка и утверждение программы подготовки кадров в области этномузыкологии в среднем звене системы музыкального образования;

– поддержка естественных форм воссоздания традиций народной культуры на основе актуализации общественно значимых функций фольклора, чему должно способствовать создание специальных, постоянно действующих музыкально-этнографических программ на радио и телевидении (в перспективе – организация специальных радио и телеканалов), содействие фольклористическому общественному движению.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 295 участников
Присоединиться к группе